Уроки № 21-22 по Власенкову (базовый уровень), 10 класс
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Уроки № 21-22
Тема: Сложные слова
Цель: расширить знания учащихся о способах словосложения, о значении и написании сложных слов.
Ход
- Проверка домашнего задания.
- Проверка толкования фразеологизмов, записанных на предыдущем уроке в две колонки: из первой колонки проверятся выборочно, устно, из второй зачитываются все составленные уч-ся в письменной форме толкования словосочетаний, после чего выставляются оценки и проводится работа над ошибками.
- Взаимопроверка упр. 314.
- Ситуация вызова. Кластер.
- Запишите все известные с основной школы способы образования слов в русском языке с 1-2 примерами.
III. Реализация смысла. Тема урока: Сложные и сложносокращённые слова.
- Самостоятельная работа с материалом учебника: изучение учащимися образования слов способом сложения целых слов, основ, основ с суффиксацией и т.д. (стр. 69)
2) Уч-ся под общим названием темы «Образование сложных и сложносокращённых слов способом сложения» записывают:
• сложения целых слов: ракета-носитель … (учитель в качестве подсказки называет учащимся слова, которые могут быть одним из элементов сложного слова, образуемого способом сложения, например: ковёр-…, выставка-…, кресло-…,смотр-…, певец-…,платье-…,бухгалтер-… (Дописанное учащимися будет примерно таким: самолёт, продажа, стол, конкурс, музыкант, блуза, ревизор)
• Сложения основ с помощью соединительной гласной: пешеход, водовоз …и т.д.
Таким образом, уч-ся усваивают образование слов способом сложения и фактически выполняют упр. 74.
3). Учитель: ребята, вы должны уметь различать сложные слова, образованные способом сложения целых слов от существительных, при которых имеется согласованное приложение, выраженное существительным типа ПИСАТЕЛ Ь - ПРОЗАИК ( писатель (какой?), который пишет прозаические произведения); САМОЛЁТ - ИСТРЕБИТЕЛЬ (самолёт (какой?), который предназначен для истребления самолётов противника). Это два разных языковых явления: словообразовательное и синтаксическое. Потренируемся.
- Запишите диктуемые примеры в две колонки: в первую – сложные слова, образованные способом сложения целых слов, во вторую – существительные с согласованным определением, выраженным существительным. Колонки озаглавьте.
Выставка-ярмарка, город-курорт, город-сад, девица-гусар, женщина-врач, кассир-бухгалтер, ковш-лопата, кресло-кровать, кресло-носилки, мальчик-гимназист, мужчина-воин, певец-импровизатор, певец-сказитель, певец-солист, певец-танцор, пианист-виртуоз, писатель-реалист, пистолет – пулемёт, платье-сарафан, плащ-палатка, садовод-любитель, самолёт-штурмовик.
( После записи зачитывается 1-ая колонка. Подсказка для проверки: два однородных члена, соединённых союзом «И», или сущ. c определяемым словом, отвечающим на вопрос КАКОЙ?)
- Коллективная письменная работа. Запишите и расшифруйте сложносокращённые и сложные слова. Аббревиатуры записывайте в сокращённом и расшифрованном виде:
ВПК- военно-промышленный комплекс. КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации. ЛДПР – Либерально-демократическая партия России. МКС - Международная космическая станция. МЧС – Министерство по чрезвычайным ситуациям. ОРТ – Общественное Российское телевидение. ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью (если это конкретное предприятии или конкретная фирма, не имеющие официально зарегистрированного имени собственного, первое слово будет писаться с прописной буквы). СМИ – средства массовой информации. ФСБ – Федеральная служба безопасности. ( Большая буква в начале говорит о том, что это единственная в стране или в мире организация, сообщество, технический комплекс, правомерно обладающие именем собственным. Маленькая буква в начале – определённое множество, которое именем собственным не является)
Подлодка, телефон- автоинформатор, энергоноситель.
- Приведите примеры местной практики употребления прописной и строчной букв в наименованиях (предприятий, вывесок, из объявлений, рекламных щитов, листовок, цитаты из местной газеты).
5) Запишите слова, обозначьте части, объясните написание.
Наперсник, сверстник, ровесник. Светоносный, посвящение. Появление, объяснение. Беспощадный, исчадие, исчезновение.
- Рефлексия. – Что узнали нового о сложных словах? Что вызвало затруднение? Чему научились?
- Домашняя работа.
- Сложносокращённые слова (их разновидности и написание).
- Упр. 76 (I,II)
- 3) Принести материалы по выполнению планов повышения письменной грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки по русскому языку с № 1 по №18 в 10 классе по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл, 2010 год
При планировании уроков использованы элементы технологии критического мышления...
Уроки № 19-20 в 10 классе по Власенкову (базовый уровень)
Тема "Состав слова (морфемика) и словообразование" -2 часа...
Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)...
Уроки №48- 49. Текст. Признаки текста. Межфразовая связь. Типы речи (учебник Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
На уроках повторяются и расширяются понятия о тексте....
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл
Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...
Тема: "Дискусиия" (11 кл, учебник А.И Власенкова, базовый уровень)
На данном уроке учащиеся знакомятся с правилами участия в дискуссии, работают по статье В. Распутина "Ищите женщину", готовятся и участвуют в дискусии по теме "Роль женщины в современном обществе"....
Презентация к уроку по теме "Алкены" базовый уровень
Презентация к уроку с использованием технологии развития критического мышления, прием "кластер"....