Интегрированный урок русского языка и психологии
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 9-11 классов, направлен на формирование навыков анализа лирического произведения, развивает интерес к художественному слову. Кроме этого, знания по психологии помогут учащимся критически относиться к рекламной информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ruskogo_yazyka.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубцова Анна Даниловна
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ имени Шелковникова К.М»
Учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок русского языка и психологии.
Тема: Каждое слово – бездна живых образов. (К.Паустовский)
Цель:
Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы; определять их роль в тексте; определять манипулятивное воздействие рекламы.
Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления.
Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к слову.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Слова особенно сильны, когда имеют два смысла, когда они живые глаза для тайн, и через слюду обыденного смысла просвечивает второй.
(В.Хлебников)
1. Слово учителя русского языка.
- Как вы понимаете смысл высказывания?
- Определите в следующем тексте тему и основную мысль, сопоставьте с эпиграфом.
В это лето я узнал заново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный, скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
К.Паустовский
- Определите ключевые слова текста.
- Сформулируйте тему и цель урока.
- Тема: Слово – бездна живых образов.
- Цель: Научиться понимать скрытый смысл слов, видеть заложенные в них образы, использовать образную основу слова в собственной речи.
2. Слово учителя психологии.
- В психологии слово – это знаковая информация, она создает описание окружающей действительности. Например, какой образ возникает при восприятии
слова «яблоко»?
- Яблоко – красное, сладкое, круглое, гладкое.
- Слово способно задействовать все системы восприятия: зрение, слух, ощущения, эмоции. Слово обладает мощным воздействием, которое многократно возрастет, если слово поместить в соответствующее словесное окружение.
3. Слово учителя русского языка.
- Любое слово может стать образным, если умело использовать средства выразительности. Лучше всего это получается у поэтов – художников слова.
- Попробуем увидеть образы, которые рисуют известные поэты и определить какими средствами выразительности им это удается сделать.
- Чехов говорил: «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема затрепанная».
- Многие поэты действительно в своем творчестве обращаются к лунным образам, давайте посмотрим, как разные поэты развивают лунную тему.
(Анализ фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина, Набокова, В.В.Маяковского,, А.Блока, Б.Пастернака).
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках…
(Пушкин)
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как приведение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
(Пушкин)
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела. (Пушкин)
Я замираю у окна,
И в черной чаше небосвода,
Как золотая капля мед,
Сверкает сладостно луна.
(Набоков)
Луна сквозь ветки тронула балкон,
И пала тень, похожая на лиру.
(Набоков)
За кормой лунища.
Ну и здорово!
Залегла, просторы надвое порвав.
( Маяковский)
В вечерней вышине так одинок и звонок
Луны изогнутый клинок.
(Набоков)
Шафранный шар луны
Всплывает из-за тучи.
(Набоков)
Из длинных трав встает луна
Щитом краснеющим героя…
(Блок)
Луна скользит блином в сметане…(Пастернак)
- Конечно, поэты – это гениальные люди, их восприятие отличается от восприятия обычного человека. Попробуем и мы по-другому взглянуть на окружающую нас действительность.
Задание: Перескажите стихотворение С.Есенина «Вот уж вечер. Роса…» прозой. (Учащиеся выполняют письменный пересказ стихотворения, используя средства выразительности, затем анализируют получившиеся сочинения-миниатюры.)
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой
Сергей Есенин
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
4. Слово учителя психологии.
- Поэты и писатели, используя образность слова, создают замечательные произведения. А где еще используется образная основа слова? Где целенаправленно воздействуют словами для создания определенных образов? (СМИ, реклама)
- Реклама обеспечивает продвижение товаров на рынке сбыта, она появилась еще в 19 веке. Сегодня рекламный ролик длится всего 10-20 секунд, но достаточно для того, чтобы создать в сознании человека положительный образ. Существует целая отрасль практической психологии – психология рекламы, армия психологов участвует в разработке рекламных роликов, особое место в рекламе отводится слову.
- Прослушивание и анализ рекламного ролика.
Вкуснее воды из нашего родника ничего не бывает. Родники России – вода не тронутая цивилизацией.
5. Слово учителя русского языка.
- Какие средства выразительности помогают создать положительный образ?
( вкуснее – эпитет (прилагательное в сравнительной степени); не тронутая – эпитет; ничего – отрицательное местоимение; не бывает – усиление отрицания).
- Т.о, хотим мы того или нет, но мы постоянно подвергаемся скрытому воздействию рекламы, т.е манипулированию. Как же защититься от этого?
- Способы защиты: следить за эмоциями, так как воздействие в первую очередь затрагивает нашу эмоциональную сферу, а также критически относить к любому виду информации.
Итог урока:
- Какая информация была для вас интересна?
- О чем заставила задуматься?
- Где и как можете применить полученные знания в собственной жизни?
Домашнее задание:
1. Продолжить анализ «лунной» темы. Письменный пересказ стихотворения А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
2. Анализ любого рекламного ролика с целью определения способов
языкового манипулирования.
Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского языка с психологией
Цель:повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;формирование социокультурной компетенции;потребности правильного отношения к себе и к окружающим.Задачи:расширить запас активной лексики...
Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»
Данный интегрированный урок – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...
Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»
Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...
«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс
Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...