Интегрированный урок русского языка и психологии
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Рубцова Анна Даниловна

Данный урок предназначен для учащихся 9-11 классов, направлен на формирование навыков анализа лирического произведения, развивает интерес к художественному слову. Кроме этого, знания по психологии помогут учащимся критически относиться к рекламной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ruskogo_yazyka.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рубцова Анна Даниловна

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ имени Шелковникова К.М»

Учитель русского языка и литературы

Интегрированный  урок русского языка и психологии.

Тема: Каждое слово – бездна живых образов. (К.Паустовский)

Цель:

Познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы; определять их роль в тексте; определять манипулятивное воздействие рекламы.

Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления.

Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к слову.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Слова особенно сильны, когда имеют два смысла, когда они живые глаза для тайн, и через слюду обыденного смысла просвечивает второй.

(В.Хлебников)

1. Слово учителя русского языка.

- Как вы понимаете смысл высказывания?

- Определите в следующем тексте тему и основную мысль, сопоставьте с эпиграфом.

В это лето я узнал заново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный, скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

К.Паустовский

- Определите ключевые слова текста.

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Тема: Слово – бездна живых образов.

- Цель: Научиться понимать скрытый смысл слов, видеть заложенные в них образы, использовать образную основу слова в собственной речи.

2. Слово учителя психологии.

- В психологии слово – это знаковая информация, она создает описание окружающей действительности. Например, какой образ возникает при восприятии

слова «яблоко»?

- Яблоко – красное, сладкое, круглое, гладкое.

- Слово способно задействовать все системы восприятия: зрение, слух, ощущения, эмоции. Слово обладает мощным воздействием, которое многократно возрастет, если слово поместить в соответствующее словесное окружение.

3. Слово учителя русского языка.

- Любое слово может стать образным, если умело использовать средства выразительности. Лучше всего это получается у поэтов – художников слова.

- Попробуем увидеть образы, которые рисуют известные поэты и определить какими средствами выразительности им это удается сделать.

- Чехов говорил: «И о луне можно написать хорошо, а уж на что тема затрепанная».

- Многие поэты действительно в своем творчестве обращаются к лунным образам, давайте посмотрим, как разные поэты развивают лунную тему.

(Анализ фрагментов из стихотворений А.С.Пушкина, Набокова, В.В.Маяковского,, А.Блока, Б.Пастернака).

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в сребристых облаках…

(Пушкин)

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой;

Как приведение, за рощею сосновой

Луна туманная взошла…

(Пушкин)

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела. (Пушкин)

Я замираю у окна,

И в черной чаше небосвода,

Как золотая капля мед,

Сверкает сладостно луна.

(Набоков)

Луна сквозь ветки тронула балкон,

И пала тень, похожая на лиру.

(Набоков)

За кормой лунища.

Ну и здорово!

Залегла, просторы надвое порвав.

( Маяковский)

В вечерней вышине так одинок и звонок

Луны изогнутый клинок.

(Набоков)

Шафранный шар луны

Всплывает из-за тучи.

(Набоков)

Из длинных трав встает луна

Щитом краснеющим героя…

(Блок)

Луна скользит блином в сметане…(Пастернак)

- Конечно, поэты – это гениальные люди, их восприятие отличается от восприятия обычного человека. Попробуем и мы по-другому взглянуть на окружающую нас действительность.

Задание: Перескажите стихотворение С.Есенина «Вот уж вечер. Роса…» прозой. (Учащиеся выполняют письменный пересказ стихотворения, используя средства выразительности, затем анализируют получившиеся сочинения-миниатюры.)

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой

Сергей Есенин

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

4. Слово учителя психологии.

- Поэты и писатели, используя образность слова, создают замечательные произведения. А где еще используется образная основа слова? Где целенаправленно воздействуют словами для создания определенных образов? (СМИ, реклама)

- Реклама обеспечивает продвижение товаров на рынке сбыта, она появилась еще в 19 веке. Сегодня рекламный ролик длится всего 10-20 секунд, но достаточно для того, чтобы создать в сознании человека положительный образ. Существует целая отрасль практической психологии – психология рекламы, армия психологов участвует в разработке рекламных роликов, особое место в рекламе отводится слову.

- Прослушивание и анализ рекламного ролика.

Вкуснее воды из нашего родника ничего не бывает. Родники России – вода не тронутая цивилизацией.

5. Слово учителя русского языка.

- Какие средства выразительности помогают создать положительный образ?

( вкуснее – эпитет (прилагательное в сравнительной степени); не тронутая – эпитет; ничего – отрицательное местоимение; не бывает – усиление отрицания).

- Т.о, хотим мы того или нет, но мы постоянно подвергаемся скрытому воздействию рекламы, т.е манипулированию. Как же защититься от этого?

- Способы защиты: следить за эмоциями, так как воздействие в первую очередь затрагивает нашу эмоциональную сферу, а также критически относить к любому виду информации.

Итог урока:

- Какая информация была для вас интересна?

- О чем заставила задуматься?

- Где и как можете применить полученные знания в собственной жизни?

Домашнее задание:

1. Продолжить анализ «лунной» темы. Письменный пересказ стихотворения А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

2. Анализ любого рекламного ролика с целью определения способов

языкового манипулирования.

Используемая литература:

  1. И.Тихомирова  «Психология детского чтения».
  2. Стихотворения А.С.Пушкина, В.Набокова, В.В.Маяковского, А.Блока, Б.Пастернака).
  3. Словарь изобразительно-выразительных средств языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка с психологией

Цель:повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;формирование социокультурной компетенции;потребности правильного отношения к себе и к окружающим.Задачи:расширить запас активной лексики...

Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»

Данный интегрированный урок  – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

«Я мыслю - значит, я существую» интегрированный урок русского языка и психологии 5 класс

Интегрированный урок русского языка по теме «Текст, тема, идея» и психологии по теме «Память как общая способность».Тема урока: «Я мыслю - значит, я существую». Технологии обучения: личностно – о...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...