Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса 1 полугодие
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Планирование составлено на основе Примерной рограммы по русскому языку ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_5_kl._fgos_-.rar | 102.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 5 класс
Тематический план
№ п\п | Тема | К-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативных компетенций | ||||
1 | Язык и общение | 3 | ||
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции. | ||||
2 | Повторение | 20 | 3 | 1 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 30 | 7 | 2 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 15 | 3 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 8 | 2 | |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 22 | 4 | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи | ||||
7 | Имя существительное | 21 | 4 | 1 |
8 | Имя прилагательное | 14 | 4 | 1 |
9. | Глагол | 35 | 6 | 2 |
10. | Повторение и систематизация изученного | 7 | 2 | 1 |
175 | 34 | 10 |
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- ООП общеобразовательного учреждения;
- Программы формирования универсальных учебных действий;
- Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 уч. год, реализующих программы общего образования.
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (3 ч)
Вспоминаем, повторяем, изучаем(20)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси-тельные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным -е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (60 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Ко-рень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфем-ный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы -з и -с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы -ы и -и после -ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфем-ными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (21ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение
существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения не-оправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (35 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в не-определенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (7ч)
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство, музыка, обществознание, МХК.
Формы организации письменного контроля знаний учащихся
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому языку,
- планы статей учебников,
- диктанты,
- сочинения,
- изложения,
- письменные ответы на вопросы и т.д.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значительных тем программы,
- в конце учебной четверти
- в конце полугодия.
Тематическое планирование
на 1 полугодие
№ п\п | Дата | Тема урока | Основные цели и задачи | Вид деятельности обучающихся | Контроль | Домашнее задание | |
Базов. | повыш. | ||||||
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативных компетенций | |||||||
Язык и общение - 3 часа | |||||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | Раскрытие функции языка в жизни человека, общества. Знакомство с видами устного и письменного общения. | Ученик научится осознавать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека; читать и анализировать текст; озаглавливать текст упражнения. Ученик получит возможность научиться узнать основные особенности устной и письменной речи, анализировать высказывания с точки зрения их цели, условий общения; рассматривать и объяснять схему; писать мини-сочинение. | Листы обратной связи | § 1, 2 упр. 7 | Вспомнить и записать пять пословиц о языке, объяснить смысл пословиц. | |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Знакомство с учебником, его содержанием | Ученик научится приёмам работы с учебной книгой; читать текст, анализировать его структуру, пересказывать содержание, пользуясь выделенными словами. Ученик получит возможность научиться овладевать приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога; сочинять продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога; работать с учебной литературой. | Выполнение упражнений | §3,4 Упр. 12 Выучить памятки: «Приёмы изучающего чтения», «Приёмы слушания» | Придум. лингвистическую сказку | |
3 | Р.р. Стили речи. | Формирование общего понятия о стилях речи. | Ученик научится выделять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи; устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Ученик получит возможность научиться анализировать тексты упражнения с точки зрения целей высказывания; искать в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивать выражения приветствия. | Самостоятельная работа | §5,упр. 17 или спишите текст (5 предложений)разговорного стиля из учебника «Литература» | Составить кроссворд на тему «Стили речи» | |
УУД Личностные: Будут сформированы осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. Ученик получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные: Ученик научится осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий. Ученик получит возможность основам рефлексивного чтения Регулятивные: Ученик научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. Ученик получит возможность научиться адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи Коммуникативные Ученик научится формулировать собственное мнение, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, владеть устной речью. Ученик получит возможность научиться вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемУУД | |||||||
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции | |||||||
Повторение 17ч. +3 р.р. +1 к.р. | |||||||
4 | Повторение изученного в начальных классах Звуки и буквы | Знакомство уч-ся с понятием «транскрипция». Закрепление знаний, полученных в начальной школе о звуках и буквах. | Ученик научится определять тему текста, анализировать содержание, высказывать и обосновывать своё мнение о тексте; знакомится с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Ученик получит возможность научиться осознавать соотношение произношения и правописания | Частично-поисковые задания | §6, упр.21 | Упр.24 | |
5 | Орфограмма. Место орфограмм в словах. | Знакомство уч-ся с понятием «орфограмма» и опознавательными признаками орфограмм. | Ученик научится с признаками орфограммы; опознавать различные виды орфограмм. Ученик получит возможность научиться графически выделять морфемы в слове | Практические задания | §7, упр.26 | Упр.27 | |
6 | Состав слова. | Закрепление и систематизация знаний учащихся о морфемном составе слова; отработка умений производить морфемный разбор. | Ученик научится формировать понятие орфограмм проверяемых и непроверяемых гласных корня. Опознавать данные написания зрительно и на слух. Ученик получит возможность научиться грамотно писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять); использовать орфографический словарь; пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентацией на значение корня | Морфемный разбор | Упр.28 | Подобрать по 3 слова, соответствующих схемам | |
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Формирование умения выделять корень слова, различать ударные и безударные гласные в корне, использовать разные приёмы проверки безударной гласной. | Ученик научится формировать понятие орфограмм согласных корня; различать эти написания при письме и на слух. Ученик получит возможность научиться овладеть способом определения верного написания согласных; верно писать согласные корня слова; использовать орфографический словарь | Самостоятельная работа | §8, упр.30 | Упр.34 | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Совершенствование умения уч-ся находить орфограмму-согласную и применять соответствующее правило для её выбора | Ученик научится овладевать навыками ориентировки при письме, опознавания данных сочетаний и верного их воспроизведения в практике письма. Ученик получит возможность научиться анализировать слова и распределять их в группы по способу проверки написания согласных в корне | Словарный диктант | §9, упр.45 | Упр.43 | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Совершенствование умения учащихся находить данную орфограмму и применять правило | Ученик научится верно писать слова и с опорой на соответствующие орфографические правила; использовать орфографический словарь. Ученик получит возможность научиться выбирать заголовок, отражающий содержание | Словарный диктант | §10, упр.49 | Карточка | |
10 | Правописание букв и, у, а после шипящих. | Расширение представления учащихся о видах орфограмм-гласных; совершенствование навыка выбора гласной после шипящих и ц. | Ученик научится активизировать правило написания букв и, у, а после шипящих; выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило, вставляя пропущенные буквы Ученик получит возможность научиться составлять предложения со словами-исключениями из правила, работать с орфографическим словарём, составлять предложения | Осложненное списывание | §11, упр.50 | Упр.52 | |
11 | Разделительные Ъ и Ь | Повторение сведений о правописании разделительных Ъ и Ь; совершенствовать навык употребления их на письме. | Ученик научится верно писать соответствующие слова; использовать орфографический словарь Ученик получит возможность научиться составлять предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменять форму слов так, чтобы появилась орфограмма | Распределительный диктант | §12, упр.58 | Составить тестовые задания (3) | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Повторение изученное о самостоятельных и служебных частях речи, употреблении предлогов с различными частями речи; Знакомство уч-ся с орфограммой-пробелом. | Ученик научится активизировать правило раздельного написания предлогов с другими словами; выполнять упражнения, закрепляющие данное правило; описывать текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы Ученик получит возможность научиться запомнить предлоги, пишущиеся через дефис и составлять с ними предложения; работать с иллюстрацией, описывая происходящее на ней | Контрольный словарный диктант | §13, упр.62 | Упр.63 | |
13 | К. р. Контрольная работа по повторению изученного в начальных классах. Анализ контрольной работы. | Выявление и устранение пробелов в знаниях уч-ся | Ученик научится использовать знания на практике | Контрольная работа | Работа над ошибкам | Карточка | |
14 | Р.р. Текст. Обучающее изложение по рассказу Г. А. Скребицкого» Хитрый заяц» (упр.66) | Знакомство уч-ся с отличительными особенностями текста, его возможностями для выражения мысли. | Ученик научится основным признакам текста, подбирать заголовок текста; определять признаки текста, писать изложение по тексту при помощи плана. Ученик получит возможность научиться выполнять упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности | Изложение | § 14 Работа над ошибкам | Карточка | |
15 | Части речи. | Продолжение работы над различением частей речи по значению, вопросу, морфологическим признакам. | Ученик научится различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам. Ученик получит возможность научиться выделять наречия в тексте по их признакам | Индивидуальная работа по карточкам. | §15, упр.75 | Упр.74 | |
16 | Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах. | Повторение изученного о глаголе. Формирование умения правильно определять, что писать на конце глаголов: -ться или -тся. | Ученик научится овладевать способом определения написания слов с -тся и –ться, верно писать слова с данными орфограммами. Ученик получит возможность научиться определять форму глаголов с данной орфограммой | Выборочный диктант | §16, 17,упр.80 | Упр.85 | |
17 | Р.р. Тема текста. | Знакомство с широкими и узкими темами. | Ученик научится, анализировать темы сочинений, подбирать заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика Ученик получит возможность научиться анализировать сочинение. перерабатывать сочинение и записывать исправленный вариант | Работа с текстом. Решение кроссворда | §18, Решить кроссворд | Упр.87 | |
18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | Закрепление знаний о спряжении глаголов, о личных окончаниях. | Ученик научится верно писать соответствующие слова, использовать орфографический словарь. Ученик получит возможность научиться правильно произносить слова типа не жил, не был, не дал и подобные | Распределительный диктант | §19, упр.92 | Упр.91 | |
19 | Имя существительное. Падежные окончания существительных. | Повторение изученного об имени существительном как о части речи, его морфологических признаках, изменении; повторение изученного о склонении существительного, о правописании падежных окончаний. | Ученик научится определять морфологические признаки имени существительного, определять род, число, склонение, падеж имён существительных; активизировать правило написания ь на конце имён существительных. Ученик получит возможность научиться анализировать таблицы, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании существительного | Выборочный диктант | §20, упр.100 | Упр.97 | |
20 | Имя прилагательное | Повторение изученного об имени прилагательном как части речи, его роли в предложении, морфологических признаках, изменении. | Ученик научится определять морфологические признаки имени прилагательного. Ученик получит возможность научиться составлять предложения с именами прилагательными; согласовать имена прилагательные с именами существительными | Работа с текстом | §21, упр.106 | Упр.108 | |
21 | Р.р. Устное описание картины А.А. Пластова «Летом». | Развитие речи уч-ся. | Ученик научится создавать письменные монологические высказывания. Ученик получит возможность научиться объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах; создавать тексты различных жанров. | Устное сочинение | |||
22 | Местоимение | Повторение изученного о личных местоимениях, их роли в речи, изменении. | Ученик научится определять морфологические признаки местоимения; указывать лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Ученик получит возможность научиться рассказать о местоимении в форме научного описания; находить местоимения в предложении и в тексте; определять синтаксическую роль местоимений | Объяснительный диктант | §22, упр.113 | Упр. 114 | |
23 | Основная мысль текста | Знакомство учащихся с понятием «основная мысль текста». | Ученик научится определять способы выражения основной мысли текста. Ученик получит возможность научиться анализировать заметку и замечания к ней, редактировать заметку. | §23, КАТ(Текст № 3,4 задание №3,4) | Упр.117или упр.118 | ||
24 | К. р. Контрольная работа по повторению изученного в начальных классах. Анализ контрольной работы. | Закрепление навыка работы с орфограммами, изучение которых предусмотрено в дальнейшем курсе. | Контрольные вопросы. Тест № 2 | Работа над ошибками | Карточка | ||
УУД: Личностные: Будут сформированы понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, значения родного языка в процессе получения школьного образования. Ученик получит возможность для формирования готовности к самообразованию и самовоспитанию, адекватной позитивной самооценки. Познавательные: Ученик научится давать определение понятиям, строить логическое рассуждение, осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию. Ученик получит возможность делать умозаключения и выводы Регулятивные: Ученик научится осуществлять контроль по результату и по способу действия Ученик получит возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач Коммуникативные Ученик научится задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, работать в парах, работать в группах. Ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 23+ 7 р.р.+ 1 к.р. | |||||||
25 | Синтаксис и пунктуация. | Ознакомление уч-ся с предметом изучения синтаксиса и пунктуации; лингвистическими терминами, их происхождением; повторение изученное о предложении как об одной из основных единиц языка. | Ученик научится отличать слово от предложения. Ученик получит возможность научиться анализировать тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. | Вопросы | §24, 25, упр.119 | Упр.125 | |
26 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | Формирование умения отличать словосочетания от слова и предложения, умения строить словосочетания, находить главное и зависимое слово. | Ученик научится понимать, чем отличается словосочетание от слова и предложения, как строится словосочетание. Ученик получит возможность научиться учиться использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания | Самостоятельная работа | §26, упр.128 | Упр.130 | |
27 | Разбор словосочетания. | Формирование умения строить словосочетания заданного строения, разбирать словосочетания. | Ученик научится вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; выделять словосочетания из предложений, разбирать их Ученик получит возможность научиться составлять словосочетания по схемам | Выборочный диктант | §27, упр.139 (письм) | Упр.140 | |
28 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | Повторение сведения об основных признаках предложения, способах выражения главных членов; формирование умения находить грамматическую основу предложения. | Ученик научится находить основу предложения Ученик получит возможность научиться анализировать интонационные конструкции | Самостоятельная работа | §28, упр.141 | Упр.142 | |
29 | Р. р. Сжатое изложение. | Развитие речи уч-ся. | Ученик научится выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль | Сжатое изложение | Работа над ошибками | Карточка | |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | Ознакомление уч-ся с видами предложений по цели высказывания; формирование умения распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. | Ученик научится интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; верно оформлять при письме соответствующие конструкции. Ученик получит возможность научиться использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации | Цифровой диктант | §29, упр.145 | Упр.149 | |
31 | Виды предложений по интонации. | Знакомство уч-ся с различными по интонации видами предложений, употреблением восклицательного знака; формировать умения выразительного чтения. | Ученик научится распознавать виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); выразительно читать тексты (художественные, научные) Ученик получит возможность научиться понимать роль интонации, логического ударения в более точной передаче смысла речи, чувства, настроения говорящего; соотносить эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. | Объяснительный диктант | §30, упр.155 | Карт. | |
32 | Р. р. Сочинение на свободную тему. | Развитие речи уч-ся. | Ученик научится анализировать текст: определять стиль речи (разговорного, художественного, научно-делового) | Рассказ «Памятный день» | Работа над ошибками | Упр.158 | |
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Повторение изученного о главных членах предложения, познакомить уч-ся с новым для них способом выражения подлежащего - сочетанием слов. | Ученик научится находить основу предложения, в котором подлежащее выражено первичными формами (существительным, местоимением). Ученик получит возможность научиться определять признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. | Самостоятельная работа | §31, 32, упр.161 | Упр.162 | |
34 | Сказуемое. | Формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, кратким прилагательным. | Ученик научится находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным Ученик получит возможность научиться определять виды сказуемого и способы его выражения; писать мини-сочинение, используя глаголы-сказуемые; описывать действия человека при помощи глаголов-сказуемых. | Упражнение «Лови ошибку» | §33, упр.164 | Упр.166 | |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Формирование умения определять грамматическую основу предложения, способы выражения главных членов; ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными. | Ученик научится распознавать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже; отрабатывать в упражнениях навыки определения главных членов предложения. Ученик получит возможность научиться составлять предложения по схемам, видеть пунктуационные ошибки | Творческий диктант | §34, упр.172 | Упр.173 | |
36 | Нераспространённые и распространённые предложения. | Формирование умения отличать нераспространённые и распространённые предложения. | Ученик научится различать распространённые и нераспространённые предложения; составлять нераспространённые предложения и распространять их однородными членами; распознавать виды второстепенных членов предложения. Ученик получит возможность научиться анализировать схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения | Объяснительный диктант | §35, упр.175 | Упр.177 | |
37 | Второстепенные члены предложения Дополнение. | Знакомство уч-ся с понятием дополнение, способами выражения второстепенного члена и отличием от подлежащего. | Ученик научится находить второстепенные члены в предложении, распространять предложение второстепенными членам Ученик получит возможность научиться разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые | Объяснительный диктант | §36, 37, упр.180 | Упр.181 | |
38 | Определение. | Ознакомление уч-ся с понятием определение, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи. | Ученик научится распознавать определение в предложении, выделять определение графически. Ученик получит возможность научиться распространять предложения определениями | Объяснительный диктант | §38, упр.187 | Упр.190 | |
39 | Обстоятельство. | Знакомство уч-ся с понятием обстоятельство, способами выражения второстепенного члена, ролью в речи. | Ученик научится распознавать обстоятельство в предложении, выделять обстоятельство графически; распространять предложения обстоятельствами Ученик получит возможность научиться составлять устный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства | Самостоятельная работа | §39, упр.192 | Упр.198 | |
40 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложениями. | Ознакомление уч-ся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с однородными членами. | Ученик научится видеть признаки однородных членов предложения, правильно ставить знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах; употреблять в речи предложения с однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами Ученик получит возможность научиться обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами | Самостоятельная работа, словарный диктант | § 40, 200 | Упр.202 | |
41 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Знакомство учащихся с понятием «обобщающее слово», его ролью в предложении, знаками препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах. | Ученик научится характеризовать предложения с однородными членами; определять, какие члены предложения являются однородными; правильно интонировать предложения с однородными членами, составлять предложения и связные тексты с однородными членами. Ученик получит возможность научиться определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами; выявлять обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов; использовать в речи предложения с разными однородными членами. | Схематический диктант | §41 Карточки с ошибками, которые нужно исправить | Составить по схемам предложения с обобщающим словом. 1. О,О,О – Обобщ. слово. 2.Обобщ. слово : О,О,О. 3. Обобщ. слово: О,О,О-… | |
42 | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями. | Знакомство уч-ся с понятием обращение, его ролью в речи, постановкой знаков препинания. | Ученик научится находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего. верно ставить знаки препинания. Ученик получит возможность научиться составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением, соблюдая звательную интонацию. | Схематический диктант | §42, упр.221 | Упр.220 | |
43 | Р.р. Письмо. | Формирование умения правильно составлять письмо. | Ученик научится проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения Ученик получит возможность научиться конструировать простое предложение по заданной схеме | Сочинение в форме письма | §43, упр.224 | Упр.225 | |
44 | Синтаксический разбор простого предложения. | Систематизация усвоенных сведений о простом предложении, знакомство с порядком устного и письменного разбора; опознавать предложение и их виды как основной единицы синтаксиса | Ученик научится опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи; понимать условия однородности; анализировать и характеризовать предложения с однородными членами. Ученик получит возможность научиться опознавать предложение как основную единицу синтаксиса. | Объяснительный диктант | §44 Упр. 228 | §44 Упр. 229 | |
45 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Систематизация изученного материала о постановке знаков препинания в простом предложении, знакомство с порядком устного и письменного разбора; формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложении. | Ученик научится анализировать и характеризовать простые предложения, а также предложения с однородными членами; составлять простые предложения, выразительно читать их; составлять элементарные схемы предложений, Ученик получит возможность научиться правильно ставить знаки препинания в предложении. | Схематический диктант; объяснительный диктант | § 45 Упр. 231 | § 45 Упр. 231 | |
46 | К.р. Итоговая контрольная работа | Выявление и устранение пробелов в знаниях уч-ся. | Тематический зачёт | §41-45 Индив. | § 41-45 Индив. | ||
47 | Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка». | Знакомство с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по картине; обогатить речь уч-ся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника. | Ученик научится употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; создавать письменные монологические высказывания. Ученик получит возможность научиться объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах; создавать тексты различных жанров. | § 40-45 Индив. | § 40-45 Индив. | ||
48 | Простые и сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Формирование умения различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, читать схемы простых и сложных предложений; определять сложносочинённое и сложноподчинённоё предложения | Ученик научится опознавать и правильно интонировать сложные предложения, структурные различия между простыми и сложными предложениями; определять количество основ в предложении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и; разграничивать разные виды сложных предложений. Ученик получит возможность научиться определять сложносочинённое и сложноподчинённоё предложения | Объяснительный диктант | § 46 Упр. 235 | § 46 Упр. 237 | |
49 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Систематизация изученного материала о сложном предложении, знакомство с порядком синтаксического разбора; понимание учащимся структурных различий между простым и сложным предложением, способов связи простых предложений в составе сложных. | Ученик научится определять количество основ в предложении, границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять предложения по указанным схемам. Ученик получит возможность научиться понимать структурные различия между простым и сложным предложением, способов связи простых предложений в составе сложных. | Самостоятельная работа | § 47 Упр. 239 | §47 Упр. 240 | |
50 | Р.р. Заглавие, основная мысль. Упр. 243 | Формирование умения выделять основную мысль, формулировать заглавие текста. | Ученик научится анализировать текст с точки зрения содержания; формулировать заглавие текста. Ученик получит возможность научиться определять тему, основную мысль | Пересказ текста | §47 Упр. 242 | §47 Упр. 242 | |
51 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Формирование умение выделять прямую речь в тексте, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи; формирование умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их | Ученик научится опознавать основные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой речью, выделять прямую речь в тексте, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи; Ученик получит возможность научиться анализировать особенности употребления синтаксических конструкций; составлять предложения с прямой речью, выразительно читать предложения с прямой речью | Самостоятельная работа. Схематический диктант | § 48 Упр. 248 | § 48 Упр. 249 | |
52 | Диалог. Знаки препинания при диалоге. | Формировать умение выделять обращение в тексте, правильно расставлять знаки препинания при обращении; формирование умения составлять предложения с обращением, записывать и составлять диалоги, выразительно читать диалоги. | Ученик научится опознавать основные способы передачи чужой речи; правильно интонировать, ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; правильно произносить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией. Ученик получит возможность научиться составлять предложения с обращением, записывать и составлять диалоги, выразительно читать диалоги. | Контрольное списывание | §49 Упр. 253 | § 49 Упр. 254 | |
53 | Повторение изученного по синтаксису и пунктуации. | Отработка теоретических знаний и практических навыков по теме | Ученик научится анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять синтаксические знания и умения в практике правописания; Ученик получит возможность научиться опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их | Контрольные вопросы, объяснительный диктант | Повт. §24-49 258 | §49 Упр. 256 | |
54 | К.р. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | Проверка знаний, орфографических и пунктуационных навыков | Ученик научится анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применять синтаксические знания и умения в практике правописания; опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их Ученик получит возможность научиться объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах | Контрольная работа, тест | §47-49 Упр. 260 | § 47-49 Упр. 259 | |
55 | Анализ контрольной работы. | Ученик научится анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности Ученик получит возможность научиться объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах | Схематический диктант | Упр. 261 | Упр. 261 | ||
УУД Личностные: Ученик научится освоению общекультурного наследия России; уважению к ценностям семьи, любви к природе. Ученик получит возможность для формирования выраженной учебно-познавательной мотивации, желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке действий, поступков. Познавательные: Ученик научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; обобщать понятия. Ученик получит возможность научиться делать умозаключения и выводы на основе аргументации Регулятивные: Ученик научится планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ученик получит возможность адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности. Коммуникативные: Ученик научится использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 12+ 3 р.р. | |||||||
56 | Фонетика. Гласные звуки. | Повторение изученного о различении букв и звуков, гласных и согласных; формирование навыков написания транскрипции. | Ученик научится понимать различие между звуками и буквами, правильно произносить названия букв в алфавите Ученик получит возможность научиться составлять фонетическую транскрипцию | Словарный диктант | § 50 Упр. 267 | § 50 Упр. 266 | |
57 | Согласные звуки. | Повторение изученного материала о гласных и согласных, совершенствование навыка фонетического анализа слова, закрепление умения делить слова на слоги; формирование умения составлять фонетическую транскрипцию | Ученик научится определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв, различать звуки и буквы; Ученик получит возможность научиться составлять фонетическую транскрипцию | Объяснительный диктант | §52 Упр. 271 | § 52 Упр. 273 | |
58 | Позиционные чередования гласных и согласных. | Ознакомление уч-ся с позиционным чередованием звуков; формирование умения различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции. | Ученик научится различать звук и букву, устную и письменную речь, понимать роль звуков речи Ученик получит возможность научиться производить частичный и полный разбор конкретных слов с использованием фонетической транскрипции | Объяснительный диктант | §51,53 Упр. 275 | §51,53 Упр. 276 | |
59 | Согласные твёрдые и мягкие. | Повторение изученного материала о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных, обозначения мягкости различными способами. Закрепление умения различать буквы и звуки, повторить изученное о согласных звуках, об обозначении звуков знаками транскрипции. | Ученик научится различать гласные и согласные звуки, правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме, использовать знаки фонетической транскрипции. Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | Объяснительный диктант | § 54 Упр. 279 | § 54 Упр. 280 | |
60 | Р.р. Обучающее изложение текста с элементом повествования и описания. | Знакомство учащихся с типами текста повествованием, описанием. | Ученик научится излагать содержание прослушанного или прочитанного текста. Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Изложение | §55 Упр. 283 | § 55 Упр. 283 | |
61 | Согласные звонкие и глухие. | Повторение изученного о парных и непарных по глухости-звонкости согласных; формирование умения различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм. | Ученик научится членить слова на слоги, различать фонетические и орфографические слоги, определять ударный и безударные слоги в слове, в необходимых случаях обозначать ударение в письменной речи Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Объяснительный диктант | §56 Упр. 285 | § 56 Упр. 284 | |
62 | Графика. Алфавит. | Повторение алфавита, названия букв; закрепление умение пользоваться алфавитом, правильно называть буквы; отработка навыка пользоваться алфавитом в повседневной жизни | Ученик научится сознавать важность нормативного произношения для культурного человека, овладеть основными нормами орфоэпии в области гласных звуков, понимать и правильно употреблять орфоэпические пометы Ученик получит возможность научиться пользоваться извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | Объяснительный диктант | §57,58 Упр. 288 | § 57, 58 Упр. 295 | |
63 | Р.р. Описание предмета. | Знакомство с типом текста - описание | Ученик научится пользоваться школьным орфоэпическим словарём. слушать и слышать звучащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учителя, сверстника, речь ведущего телевидения, радио) Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Сочинение | § 59 Упр. 296 | § 59 Упр. 297 | |
64 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Повторение известных способов обозначения мягкости согласного, дополнить материал об использовании мягкого знака; формирование умения выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного; правильно называть мягкие и твёрдые согласные звуки | Ученик научится характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Самостоятельная работа | § 60 Упр. 306 | § 60 Упр. 307 | |
65 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | Формирование умения различать позиции, в которых буквы е,ё,ю,я обозначают один и два звука, закрепить первоначальные умения фонетического разбора; определять, в каких позициях количество букв и звуков не совпадает | Ученик научится проводить фонетический анализ слова. Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Объяснительный диктант | § 61 Упр. 311 | § 61 Упр. 314 | |
66 | Орфоэпия. Орфоэпические словари. | Формирование умения соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | Ученик научится произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический словарик (твёрдые и мягкие согласные перед е), понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро — ра, оло — ла, ере — ре, ело — ле); находить слова с подобными сочетаниями в предложении, тексте, словаре. Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Объяснительный диктант | § 62 Упр. 316 | § 62 Упр. 319 | |
67 | Фонетический разбор. | Знакомство уч-ся с порядком фонетического разбора слов, записью звукового состава слова. | Ученик научится проводить фонетический анализ слова, соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка. Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | Самостоятельная работа | § 63 Упр. 320 | § 63 Упр. 320 | |
68 | Повторение изученного по фонетике. | Закрепление изученного о звуках и буквах русского языка, формирование навыков выбора орфограмм. | Ученик научится характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | § 50-63 стр. 147 упр. 321 | § 50-63 Упр. 324 | ||
69 | К.р. Контрольная работа по теме «Фонетика». Анализ контрольной работы. | Проверка умения проводить фонетический анализ слова | Ученик научится характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные правила Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | § 50-64 Упр. 325 | § 50-64 Упр. 325 | ||
70 | Р.р. Сочинение - описание предмета по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (устное) | Знакомство уч-ся с понятием натюрморта; формирование умения описывать предмет на картине. | Ученик научится создавать и редактировать собственные тексты. Ученик получит возможность научиться выразительно читать прозаические и поэтические тексты | Устное сочинение по картине | § 50-64 Индив. задания | § 50-64 Индив. карт. | |
УУД Личностные: Будут сформированы ориентация в системе моральных норм и ценностей; позитивная моральная самооценка и моральные чувства. Ученик получит возможность для формирования адекватной позитивной самооценки Я-концепции. Познавательные: Ученик научится давать определение понятиям; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Ученик получит возможность научиться основам рефлексивного чтения. Регулятивные: Ученик научится адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; самостоятельно анализировать условия достижения цели. Ученик получит возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач. Коммуникативные: Ученик научится формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Ученик получит возможность научиться брать на себя инициативу; учитывать разные мнения и интересы. | |||||||
Лексика. Культура речи. 6ч.+ 2 р.р. | |||||||
71 | Лексика. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | Знакомство уч-ся с понятиями « лексика», « лексическое» и «грамматическое значение», « лексикон», толковыми словарями и способами толкования слов; формировать умение различать лексическое и грамматическое значение. | Ученик научится толковать лексическое значение слова различными способами, пользоваться пометами в словаре. Ученик получит возможность научиться различать лексическое и грамматическое значение | Ответы на вопросы | § 64, 65 Упр. 335 | § 64 65 Упр. 341 | |
72 | Прямое и переносное значение слов. | Знакомство уч-ся с понятиями « однозначные» и «многозначные» слова; формирование умения различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре. | Ученик научится различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря; анализировать использование многозначности слова в художественной речи. Ученик получит возможность научиться различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре. | Объяснительный диктант | § 66 Упр. 349 | § 66 Упр. 349, 352 | |
73 | Омонимы. | Знакомство уч-ся с понятием «переносное значение слов», причиной переноса значения; формирование умения употреблять в речи слова в переносном значении, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в художественном тексте. | Ученик научится различать разные виды омонимов (омофоны, омонимы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов; Ученик получит возможность научиться сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пил-а — жадно пила; обиж-а-ть друга — о-беж-а-ть вокруг дома); опознавать омонимы разных видов | Лексический диктант | § 67 Упр. 357 | § 67 Упр. 357, 355 | |
74 | Синонимы. Стилистические особенности синонимов. | Знакомство с «синонимами», их ролью в речи, стилистическими особенностями; формирование умения пользоваться словарём синонимов, находить синонимы в художественном тексте, объяснять их роль; заменять повторяющиеся слова синонимами | Ученик научится заменять повторяющиеся слова синонимами; Ученик получит возможность научиться пользоваться словарём синонимов, находить синонимы в художественном тексте, объяснять их роль; заменять повторяющиеся слова синонимами | Тренировочный тест | § 68 Упр. 363 | § 68 Упр. 364 | |
75 | Р.р. Сочинение- описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | Расширение знаний уч-ся о понятии пейзажа, вспомнить особенности описания. | Ученик использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте. Ученик получит возможность научиться пользоваться словарём синонимов, находить синонимы, антонимы, омонимы в художественном тексте, объяснять их роль; заменять повторяющиеся слова синонимами | Сочинение Упр. 368 | § 67,68 Упр. 365 | § 67, 68 Упр. 366 | |
76 | Антонимы. | Ознакомление уч-ся с понятием « антонимы», формирование умения подбирать антонимы и использовать их в речи | Ученик научится подбирать к словам синонимы, антонимы; соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях Ученик получит возможность научиться аргументировать различие лексического и грамматического значений слова | Тренировочный тест | § 69 Упр. 371 | § 69 Упр. 370 | |
77 | Повторение изученного по теме «Лексика». | Формирование умение проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова; группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; | Ученик научится проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова. Ученик получит возможность научиться аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; опознавать омонимы разных видов. | Осложнённое списывание | §67-69 стр. 167 упр. 362 | § 67-69 Стр.167 Упр. 367 | |
78 | Р.р. Подробное изложение текста К.Г.Паустовского «Первый снег» | Обобщение изученного о лексических единицах, совершенствование навыка их употребления в устной и письменной речи. Формирование умения соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; | Ученик научится использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; Ученик получит возможность научиться аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; | Самостоятельная работа Упр.375 | §67-69 Упр. 373 | § 67-69 Упр. 373 | |
УУД Личностные: Будут сформированы гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну. Ученик получит возможность для формирования готовности к самообразованию и самовоспитанию. Познавательные: Ученик научится проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям строить логическое рассуждение. Ученик получит возможность организовывать исследование с целью проверки гипотезы. Регулятивные: Ученик научится устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ученик получит возможность адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов. Коммуникативные: Ученик научится формулировать собственное мнение и позицию, аргументируют её, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе Ученик получит возможность следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам. | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи 18 ч. + 4 ч. | |||||||
79 | Морфемика. Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | Формирование умения отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; подбирать однокоренные слова с учётом лексического значения; формирование умения составлять слова по схеме | Ученик научится осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфем от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования, определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словарём значения морфем. Ученик получит возможность научиться составлять слова по схеме, извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных | Объяснительный диктант | §70, 71 Упр. 376 | § 70, 71 Упр. 378 | |
80 | Окончание и основа слова. | Повторение изученного об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли; формирование умения выделять окончания различных частей речи и основу, определять грамматическое значение; формирование умения определять лексический смысл, заключённый в основе, знать слова, которые не имеют окончания | Ученик научится делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; соотносить окончание и грамматическую форму слова з;нать основные значения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основываясь на их грамматическом значении. Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных | Словарный диктант | § 72, 73 Упр. 379 | § 72, 73 Упр. 382, 387 | |
81 | Корень слова. | Закрепление умения находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы; формирование умения определять лексическое значение корня, различать однокоренные слова и слова, совпадающие по звучанию | Ученик научится понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов, аанализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Ученик получит возможность научиться определять лексическое значение корня, различать однокоренные слова и слова, совпадающие по звучанию; пользоваться морфемным и словообразовательным словарём | Словарный диктант | § 74 Упр. 393 | § 74 Упр. 395 | |
82 | Р.р. Рассуждение. | Знакомство с рассуждением. | Ученик научится создавать и редактировать собственный тест рассуждения. | Сочинение-рассуждение | § 75 Упр. 404 | § 75 Упр. 404 | |
83 | Суффикс. Суффиксы имён существительных. Суффиксы имён прилагательных. | Ознакомление с ролью суффикса в образовании новых слов, значением суффиксов имён существительных, суффиксов имён прилагательных. | Ученик научится делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова. Ученик получит возможность научиться извлекать информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников. | Самостоятельная работа | § 76 Упр. 405 | § 76 Упр. 411 | |
84 | Приставка | Формирование знаний о смысловом значении приставок, умение понимать механизм образования слов с приставкой; формирование умений выделять двойные приставки, иноязычные приставки | Ученик научится понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов, аанализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Ученик получит возможность научиться определять лексическое значение корня, различать однокоренные слова и слова, совпадающие по звучанию; пользоваться морфемным и словообразовательным словарём | § 77 Упр. 418 | § 77 Упр. 419 | ||
85 | Р.р. Выборочное изложение с изменением лица | Формирование представления о выборочном изложении как воспроизведении одной из подтем, находящейся в разных частях искомого текста | Ученик научится сопоставлять значение, строение, написание разных видов омонимов (старая пил-а — жадно пила; обиж-а-ть друга — о-беж-а-ть вокруг дома); наблюдать за экспрессивным использованием омонимов в художественной речи. Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, в том числе мультимедийных | Изложение Упр.420 | § 74-77 Упр. 417 | § 74-77 Упр. 416 | |
86 | Чередование звуков. Беглые гласные. | Знакомство с чередованием гласных и согласных, дать представление об основных типах чередований в корнях слов; формирование умения видеть части слов с «беглыми гласными», подбирать к данному слову однокоренные с «беглыми гласными» и чередующимися согласными | Ученик научится опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками пользоваться орфографическим словарём; выполнить контрольную работу по словообразованию и проанализировать ошибки Ученик получит возможность научиться использовать этимологическую справку для объяснения лексического значения слова. | Объяснительный диктант | § 78, 79 Упр. 422 | § 78, 79 Упр. 424 | |
87 | Варианты морфем | Знакомство с понятием «варианты морфем». Формирование умения различать варианты морфем | Ученик научится понимать, что устаревшие слова образовывались по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в современном русском языке, извлекать необходимую информацию из словаря устаревших слов Ученик получит возможность научиться характеризовать словообразовательные цепочки | Объяснительный диктант | § 80 Упр. 431 | § 80 Упр. 431, 428 | |
88 | Морфемный разбор слова | Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме | Ученик научится выделять основу в слове; определять окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень; подбирать два-три однокоренных слова; выполнять устный и письменный морфемный разбор слов. Ученик получит возможность научиться характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных. | Диктант | § 81 упр. 432 | Работа с этимолог. и словообраз. словарями | |
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | Формирование правильного написания неизменяемых приставок | Ученик научится применять правило написания гласных и согласных в приставках; обозначать приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок; подбирать слова с беглыми гласными в приставах; выбирать из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой. Ученик получит возможность научиться извлекать информацию по заданной теме из разных источников, в том числе мультимедийных. | Словарный диктант | § 82 упр. 433 | Упр. 436 | |
90 | Буквы З и С на конце приставок | Усвоение условий выбора орфограммы и способа действия по ее определению | Ученик научится выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма; подбирать к данным словам однокоренные с приставками на з и с. Ученик получит возможность научиться использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. | Распределительный диктант | § 83 упр. 440 | Упр. 446 | |
91 | Буквы а-о в корне ЛАГ-ЛОЖ | Знать, условия выбора гласной буквы в корне | Ученик научится выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма; выписывают из словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. Ученик получит возможность научиться устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов. | Распределительный диктант | § 84 упр. 449 | Упр. 450 | |
92 | Буквы а — а в корне РАСТ - РОС | Знать, в каких случаях происходит чередование О и А в корне РАСТ- РОС — РАЩ. Уметь обосновывать выбор гласной, находить в словах изучаемую орфографию | Ученик научится выбирать правильное написание слов с написания букв а — о в корне РАСТ- РОС — РАЩ; подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. Ученик получит возможность научиться характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, | Пишут диктант , обозначая корни с чередующимися гласными. | § 85 упр. 453 | Упр. 454, 456 | |
93 | Буквы Е и О после шипящих в корне | Знать, условия выбора гласной буквы в корне | Ученик научится правильно писать буквы Е и О после шипящих в корне, выбирать правильное написание слов с изучаемой орфограммой; составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». Ученик получит возможность научиться опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их | Распределительный диктант | § 86 упр. 459 | Упр. 460 | |
94 | Буквы И и Ы после Ц | Знать, условия выбора Ы и И после Ц в корне, в суффиксах и в окончаниях. Уметь обосновывать выбор гласной, находить в словах изучаемую орфографию | Ученик научится правильно писать буквы И и Ы после Ц; выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая орфограмма. Ученик получит возможность научиться извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников | Проверочная работа | § 87 упр. 461 | Упр. 465 | |
95 | Повторение | Морфемный состав словарного. Правописание гласных в корне. Основные средства словообразовательной выразительности. | Ученик научится отвечать на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, заполнять и анализировать таблицы; готовить сообщение о словарях; определять стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе; писать сочинение по картине или описывать ее устно. Ученик получит возможность научиться характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их | Распределительный диктант | § 87 упр. 462 | Упр.87 466 | |
96 | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине») | Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание. | Ученик научится определять особенности жанра «натюрморт», особенности типа речи «описание», основную идею картины, средства выражения, составлять план описания. Ученик получит возможность научиться создавать тексты в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. | Умение собирать материал к сочинению, пополняя свой словарный запас; создавать текст-описание, выражать свое отношение к предмету | § 87 Повторить изученный ранее материал об имени сущест. | Сообщение о художнике П.П. Кончаловском | |
97 | Контрольная работа по теме «Морфемика» Анализ контрольной работы. | Правописание гласных и согласных в корне. | Ученик научится определять виды орфограмм Ученик получит возможность научиться определять виды орфограмм, извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных | Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразит. | Повторить изученное по теме Имя существительное | ||
98 | Р.р. Устное сочинение по картине П.П.Кончаловского « Сирень». | Закрепление понятие «натюрморт»; научиться создавать текст-описание | Ученик научится определять особенности жанра «натюрморт», особенности типа речи «описание», основную идею картины, средства выражения, составлять план описания. Ученик получит возможность научиться создавать тексты в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. | § 82-87 | § 82-87 |
Оснащение учебного процесса
- Кабинет русского языка и литературы
- Интерактивная доска
- Карточки с заданиями
- Тренировочные и тематические тесты
- Таблицы
Литература для учителя
1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
2. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
3. Интернет-порталы http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru
4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
5. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263)
6. Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2011.
7. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru
8. Справочно-информационные интернет - порталы
9. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru
10. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
11. Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
Литература для учащихся
1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
3. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
4. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000
6. Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
7. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
8. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Примерное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова,Л. А. Тростенцовой Русский ...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
тематическое планирование по русскому языку 11 класс
Тематическое планирование по русскому языку в 11 классе составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень).Автор программы А.И.Власенков. 34 часа....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
Тематическое планирование по русскому языку. 6 класс( Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык)
Статус документаНастоящая программа по русскому языку для VIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывае...
Тематическое планирование по русскому языку 6 класс (1 полугодие) УМК Бабайцевой
Тематическое планирование расчитано на 6 часов в неделю....