Урок для 6 класса "Знакомство с причастием"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Савченко Наталья Петровна

Предварительный просмотр:

 Схема конспекта урока                                                                                                

Предмет   русский язык    класс 6

Тема урока «Первое знакомство с причастием»

Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 19

г.Камышина Волгоградской области

Савченко Наталья Петровна

Этапы работы

                           Содержание этапа

1.

Организационный

момент.

Цель, которая должна быть достигнута

учащимися подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный

эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы и приемы: словесный, создание проблемной ситуации.

Используемые технологии: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение.

1.Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш).

 Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок! Пропустите, пожалуйста, 1 строку после классной  работы. Чуть позже мы запишем тему.

 2. Постановка учебной задачи.

  -За курс начальной школы вы уже познакомились с разными частями речи, т.е. мы можем уже классифицировать их по ряду признаков.

   -Посмотрите на доску! Перед вами ряд слов, прочитайте их самостоятельно попробуйте разделитьих по знакомым вам группам.

   -Какие группы слов вы выделили?  По каким признакам вы разделили их на группы?Да, это самостоятельные части речи- существительное, прилагательное и глагол. Начиная со второй строки, после классной работы распределите эти слова по столбикам.

(На доске учитель обозначает столбики: сущ., прил., глаг., и столбик с ?, куда учащиеся должны выписать слова, вызвавшие у них затруднения)

Слова для упражнения:  красивая, приехать,  увиденный, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий

                                                                                     ?

Существ.       Прилаг.            Глаголы                (Причастия)

слово            красивая           стоять                  стоящий

книга             зимний             приехать               увиденный

город              яркий              повторить             читающий

           

- Проверим, что у вас получилось! 3 ученика зачитывают столбики.

-1)Все согласны?

  2)А у кого не так? Итак, задание было одно?

А выполнили его все по-разному! Почему так получилось?

 3)У кого-то из нас остались лишние слова? (Выпишем их в отдельный столбик).

    -Как вы думаете, к какой части речи они относятся?

3. Формирование новых понятий. Постановка проблемы.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

(Какой?) Правильно! Вопрос такой же как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? (Род, число, падеж)

- Обратите внимание, от каких слов образованы слова ЧИТАЮЩИЙ, ПРИЕХАВШИЙ, СТОЯЩИЙ?

(От глаголов)

- А с помощью чего? (С помощью суффиксов ЮЩ, ВШ, ЯЩ)

-Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам?

(Что делающий? Что делавший?)

-Признаки каких частей речи мы наблюдаему этих слов? (Прилагательного и глагола)

- Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Владимир Даль так говорил о ней: «Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного»

- Догадайтесь, о какой части речи говорил Даль?

( О ПРИЧАСТИИ)

4. Запись темы урока.

- Давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: «Причастие».

5. Формулировка целей.

-Попробуем сформулировать вместе цели урока. На уроке мы должны:

-УЗНАТЬ «Что?»- «Что такое причастие?»

-НАУЧИТЬСЯ «Чему?» «Находить причастие среди других частей речи»

- УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «Чем?Где?» «Причастием в речи»

(устной и письменной)

- Достичь поставленных целей вам помогут задания сегодняшнего урока.

6.Объявление способа оценки.

-Перед вами листы самоконтроля.

-Вы все сегодня будете много работать, отвечать и чтобы работа каждого из вас была справедливо вознаграждена, вы будете за каждое выполненное задание ставить себе оценки в лист самоконтроля, а в конце урока подсчитаем общий балл. За каждое задание вы сможете получить от 1-5 баллов.

  Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий.

   

2.

Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- учить выделять причастие среди других частей речи.

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Цель, которую хочет достичь учитель:

-организовать работу повыделениюобщихи  существенных

признаковновой части речи

-развивать умение оценивать ответы одноклассников.

Методы организации работы: эвристическая беседа, работа в парах,  работа с текстом,алгоритмическая разминка, упражнение на релаксацию.

Используемые технологии: педагогика сотрудничества.

1.Итак, приступим к решению нашей первой задачи! -Попробуем вместе сделать вывод и определить,             ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ?

       ПРИЧАСТИЕ ЭТО:

1-х: Это ЧАСТЬ РЕЧИ

2-х: Ч.Р., которая ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ?КАКАЯ? КАКИЕ?ЧТО СДЕЛАВШИЙ?ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?

3-х:Ч.Р., которая имеетПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА (время, вид,  возвратность) И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (род, число, падеж).

4-х:образуется от глаголовс помощью суффиксов -УЩ-

(-ЮЩ-),-АЩ-(-ЯЩ-),-ВШ-,-Ш-,-ЕМ-(-ОМ-),-ИМ-,-ЕНН-,

-НН-,-Т-.

 

2. Работа в паре над формулировкой правила. - Чтобы лучше запомнить и научиться находить причастия. Поработайте сейчас в паре и объясните друг другу, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ

-Кто готовнам рассказать правило? (2-3 человека)

НАЧНЕМ РАБОТУ С ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ.

Т.К. ВЫ РАБОТАЛИ В ПАРЕ ЗА ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРАВИЛО ПОСТАВЬТЕ ДРУГ ДРУГУ БАЛЛЫ.(ОТ 1-5).Выставьте их в таблицу.

- Переходим к решению второй задачи.

-Итак, мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, вы легко сможетенаходить причастия среди других частей речи в тексте.

1.Работа над текстом.

Задание к тексту.

  Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид.

  УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию.                                                                  - Закройте глаза и представьте!

 «Красив, чудесен  русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на  дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

- А теперь из зимнего леса мы возвращаемся в класс, откройте глаза. Перед вами текст. Начнем работу!

  (Время работы ограниченно!)

ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф.НН, прош.вр., сов.в)

СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф.ВШ, прош.вр., несов.вид)

ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф.АЩ, наст.вр., несов.вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф.ЮЩ, наст.вр., несов.вид)

Учащиеся отвечают устно.

-Итак, суффикс — это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В БАЛЛАХ.В зависимости от того сколько вы нашли причастий, поставьте баллы.

-Переходим к решению второй задачи нашего урока!

3.

Закрепление новогоучебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний;

-умение делать обобщенные выводы, выделять главное.

Цель, которую хочет

достичь учитель:

-формирование уменияопределять причастие по его морфологическим признакам.

- создать ситуацию успеха.

- работа в коллективе

Методы и приемы:

-проблемно-поисковый;

- индивидуальная работа;

- элемент соревнования.

Используемые технологии:

-гуманно-личностная технология;

- компетентностно-ориентированное обучение;

- индивидуальный подход

                                                           

                                     

Формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи)

- А теперь давайте поиграем!

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Играть будем по рядам.  Ядам одну карточку каждому ряду, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача передавая карточку по ряду от 1 до последнего стола, образовать и написатьпричастия от глагола. Кто  быстрее и правильнее выполнит это задание, тот победит .Работаете в паре: один ученик читает задание, вместе думаете, другой записывает ответ. Последняя парта в ряду заканчивает эстафету и поднимает листок с готовым заданием .

Задание:

Образец. Учит- учивший(выделить суффикс)

1.Летает        

2.Порхает.

3.Играет

4. Бегает

5.Сверкает

-Давайте послушаем, какие причастия вы образовали.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ТАБЛИЦЕ

ПО ОЧКАМ- первые 5, вторые — 4, третьи 3 балла

(баллы по рядам, кто быстрее 5,4,3)

- Вспомним задачинашего урока. Что мы сейчас научились делать?

(Распознавать причастие среди других частей речи  и образовывать их самостоятельно).

- Я рада, что у вас все получается!

5. Какова же роль причастий в тексте? Переходим к решению нашей третьей задачи.

- И тут  перед нами встает новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи?

  -Вы сможете сделать вывод о роли причастия в предложении, если сравните 2 текста.

  Перед вами тексты:

  Прочитаем их! Сравним чем они отличаются!

(Читают учащиеся)

 1)Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И.Соколову-Микитову)

- А теперь этот же текст, но без причастий, прочитаем :

 2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель.

- Какой текст вам понравился больше и почему?

Сделаем вывод: для чего нужны причастия в речи?

(Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной)

 Что делает текст таким выразительным?

(Использование прилагательных и причастий)

- Назовите причастия(ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее)

   

- Спишите в тетрадь первое предложение и попробуйте обозначить синтаксическую роль причастий.

1 ученик у доски. Списал, задал вопрос: В каком лесу?- неожившем- вопрос прилагательного, следовательно, причастие в тексте является определением. Подчеркнем волнистой линией!

 

 -В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной вам пригодится!Выполнимзадание для  развития  вашей речи!

 Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ:

 ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает — читающий ученик.

1) Ребенок, который плачет - …

2) Книга, которая лежит на столе - …

3) Балерина, которая танцует - ....

4) Зерно, которое выросло - ...

5) Мальчик, который проспал - …

 Проверим вашу работу и подведем итог!

 Ответы нескольких учеников.

 Сделав подобное упражнение что мы доказали еще раз?

(Причастия делают речь яркой и выразительной)

 -Как и с помощью чего образованы причастия? (от основы инфинитива с помощью суффиксов)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТОТ ЭТАП В ТАБЛИЦЕ

 Вспомните, какие цели мы ставили, перед собой вначале урока?  

                         Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:

Задача нашего сегодняшнего урока была....

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

Как по вашему мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?

Я узнал, что

  -Довольны ли вы своей работой?Было трудно, интересно?

- Где вы можете применить своизнания опричастиях?

ИТОГИ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ:

-А теперь самое главное. Подсчитайте баллы, поднимите руку, кто набрал

От 18-20 б. - «5»- вы молодцы!

От  17-15б. - «4»- вы хорошо работали...

От 14-11б. -»3»- вам нужно...

Спасибо за урок!

Домашнее задание:

- Предлагаю вам дома применить полученные знания о причастиях, и создать  миниатюру о зиме.

- А что такое миниатюра?

(Это маленькое сочинение)

На листочках в помощь вам опорные слова.

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная

Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий

Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все.

Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие

Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.

-Прослушаем миниатюруМЕЛОДИЯ(В. Астафьева)

   Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная  опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою.

Зачем так скоро?

(Беседа по вопросам при наличии времени)

    - Как вы думаете, что имеет в виду автор, задавая такой вопрос?

- Почему миниатюра так называется?

-Какова в тексте синтаксическая роль причастия?

(Определение)Задайте вопрос причастию ?

-Назовите словосочетания прич.+сущ.

( обклёванная калина, обнаженная земля)Найдите  в тексте причастия и подчеркните волнистой чертой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

6 класс

Урок

      Тема: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное».

       Цели:

1)Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2)Закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, определять разряды прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы;

3)Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

2. Работа над эпиграфом к уроку.

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой части речи.

  • Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
  • Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

  • Что мы должны знать и уметь по данной теме?

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • разряды прилагательного;
  • степени сравнения;
  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;
  • правильно употреблять прилагательные в речи;
  • указывать морфологические признаки прилагательных;
  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Сегодня на уроке мы постараемся обобщить свои знания!

Оценка на уроке.

  • На уроке за работу каждый должен получить оценку, а для этого на полях тетради, за каждый этап вы будете ставить себе  +/- .В конце урока подведем итог.

3.1Работа по вопросам.

Разделимся на группы, для удобства это будет 1, 2, 3 ряды. Вопросы у меня написаны на листочках, представитель каждой группы выходит, вытаскивает вопрос и отвечает, а представители его ряда помогают, если он затрудняется

Вопросы:

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими способами образуется имя прилагательное?
  3. Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?
  4. Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного ?
  5. Какие разряды есть у прилагательных?
  6. Как определить разряд?
  7. У каких прилагательных есть степень ?
  8. На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?
  9.  Как пишется прилагательное с шипящим на конце?
  10. Когда в прилагательном пишется одна буква Н. Есть ли исключения?.
  11. Когда в прилагательных пишутся две буквы Н? Есть ли исключения?
  12. Какие сложные прилагательные пишутся слитно?
  13. А какие сложные прилагательные -  через дефис?
  14. Чем является прилагательное в предложении?
  15. А чем еще может быть прилагательное в предложении?
  • Оцените свою работу или помощь товарищу на полях!

4.2 Найди ошибку.

Найдите ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки? Задания даны на карточках.

  1. более интересный;
  2. самый интереснейший;
  3. менее интереснее;

 Задание каждой группе: образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

1-я группа: спокойный; (спокойнее, более спокойный, спокойнейший, самый спокойный)

2-я группа: сладкий;     (слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий)  

3-я группа: вкусный;     (вкуснее, более вкусный, вкуснейший, самый вкусный)

Проверка (-Слушаем внимательно ответы представителя группы. Право исправить дается сначала группе, а затем «соседям».)

  • От прилагательных какого разряда можно образовать степени сравнения?

(Только от качественных)

Оцените себя!

5. 3Правописание Н – НН в прилагательных».

-Продолжаем работу в группах, проверим как мы научились писать орфограмму

 Н-НН в прилагательных. Повторим правило!

Задание в карточках. Дается несколько минут для ответы на тест, их вы записываете в тетрадь, чтобы можно было потом правильно оценить себя. Как и в любом  тесте ответ на поставленный вопрос должен быть только один. Работаем!

1. В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда

2. В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната

3. Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый

4. В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка

5. В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня

6. В этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый


-Проверяем по нашим группам, кто-то отвечает устно, остальные проверяют в тетради!

Ответы: 1)а багряный

               2)б песчаный

               3)б серебряный

               4)в лимонный

               5)а картинная

               6)б юный — кр.ф.

-Проверьте количество правильных ответов и оцените себя в тетради!

6. «Осень в красках». ( Физкультминутка)

- Мы уже хорошо поработали, отдохнем. Закройте глаза и послушайте музыку. Какое время года вам представилось? У нас сегодня урок о прилагательном, опишите, пожалуйста, с помощью прилагательного, какую осень вы представили!

- Какая красивая осень у нас получилась!

7.4.Роль прилагательного в предложении .

-А может у кого-то в голове сложилось целое предложение?

Запишите его в тетради, к доске записывать предложение пойдут по 1 представителю из каждой группы.

-Найдите в предложении имя прилагательное и подчеркните его как член предложения. Ребята работают у доски , а все остальные у себя в тетрадях самостоятельно.

Опрос, проверим работу товарищей.

Чем же чаще всего является прилагательное в предложении? (Определением).

Оцените себя за и за этот этап в тетради!

7. 5.Написание сложных прилагательных  

Вам нужно из предложенных слов найти лишнее словечко, выписать его в тетрадь и объяснить свой выбор.(Задание дано на карточках) 

  1. Ярко(?)желтый ковер -
  2. Трудо(?)любивые люди -  
  3. Железно(?)дорожный мост -  
  4. Красно(?)грудый снегирь  
  5. Северо(?)западный ветер  -
  6. Санкт(?)Петербург –

Оцените себя за этот этап урока!

- Мы хорошо поработали в группах, в качестве заключения урока я бы хотела вам предложить небольшой тест. Но сначала подведем итог

8. Обобщение.

 -Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы были сегодня на уроке?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

Сразу под оценкой вы начнете делать тест, итого за урок получится две оценки

9. Рефлексия.

  • Что дал вам сегодняшний урок?
  • Как мы выполнили поставленные задачи?
  • Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Что мы знаем теперь? Что умеем делать?
  • Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Поэтому:

10. Домашнее задание 

  • Для каждого индивидуально в том что надо повторить (орфограммы прилагательного) и общее в том, что вам надо на каждую из изученных орфограмм придумать примеры, чтобы на уроке, мы вместе еще раз проверили свои знания. Это письменно в тетради.

10. Итог. Самооценка.

- В течение урока вы сами сегодня оценивали себя, поставьте себе оценку!

Сразу под оценкой вы начнете делать тест, итого за урок получится две оценки

11. Тестовый контроль

Тест «Прилагательное».


1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.

3.Одна Н

а) оловя...ый;

б) ветре...ый;

в) глиня...ый.

4. Две НН

а) серебря...ый;

б) песча...ый;

в) телефо...ый.

5.Пишутся слитно:

а) бледно(лиловый) куст;

б) северо(западное) направление;

в) трудо(любивый) человек.

6.Через дефис пишутся:

а) черно(белое) кино;

б) широко(плечий) юноша;

в)древне(русские) летописи.

(-Сдаем работы!)

12. Спасибо за урок!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


1.ТЕСТ К УРОКУ

Тест «Прилагательное».
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.

3.Одна Н

а) оловя...ый;

б) ветре...ый;

в) глиня...ый.

4. Две НН

а) серебря...ый;

б) песча...ый;

в) телефо...ый.

5.Пишутся слитно:

а) бледно(лиловый) куст;

б) северо(западное) направление;

в) трудо(любивый) человек.

6.Через дефис пишутся:

а) черно(белое) кино;

б) широко(плечий) юноша;

в)древне(русские) летописи.

Тест «Прилагательное».
1. Прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие.
2. В предложении прилагательное может выполнять роль:
а) подлежащего;
б) сказуемого;
в) определения.

3.Одна Н

а) оловя...ый;

б) ветре...ый;

в) глиня...ый.

4. Две НН

а) серебря...ый;

б) песча...ый;

в) телефо...ый.

5.Пишутся слитно:

а) бледно(лиловый) куст;

б) северо(западное) направление;

в) трудо(любивый) человек.

6.Через дефис пишутся:

а) черно(белое) кино;

б) широко(плечий) юноша;

в)древне(русские) летописи.

2. КАРТОЧКА К УРОКУ

Этапы урока.

1.Вопросы о прилагательном.

2. Найди ошибку.

Найдите ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки?

  • более интересный;
  • самый интереснейший;
  • менее интереснее;

 Задание каждой группе: образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

1-я группа: спокойный;

2-я группа: сладкий;    

3-я группа: вкусный;    

 3.Правописание Н – НН в прилагательных».

1) В этом прилагательном пишется одна Н:
а) багря…ый рассвет
б) стекля…ый завод
в) безветре…ая погода
г) исти…ая правда
2) В этом прилагательном пишется НН:
а) ю…ый друг
б) песча…ый карьер
в) глуби…ые бомбы
г) гости…ая комната
3) Это слово не является исключением:
а) деревя…ый
б) серебря…ый
в) оловя…ый
г) стекля…ый
4) В этом прилагательном не пишется Н:
а) кожа…ый мяч
б) гости…ый двор
в) лимо…ый сок
г) румя…ая девочка
5) В этом прилагательном пишется НН:
а) карти…ая галерея
б) ути…ая охота
в) гуси…ые перья
г) лебеди…ая песня
6 этом прилагательном нет суффикса:
а) серебря…ый
б) ю…ый
в) це…ый
г) багря…ый

4.Роль прилагательного в предложении

5.Написание сложных прилагательных  

1)Ярко(?)желтый ковер -

2)Трудо(?)любивые люди -  

3)Железно(?)дорожный мост -  

4)Красно(?)грудый снегирь 

5)Северо(?)западный ветер  -

6)Санкт(?)Петербург 

3.ВОПРОСЫ К УРОКУ.

Что такое имя прилагательное?

Какими способами образуется имя прилагательное?

Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?

Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного ?

Какие разряды есть у прилагательных?

Как определить разряд?

У каких прилагательных есть степень ?

На какие две группы делятся степени сравнения и как они образуются?

 Как пишется прилагательное с шипящим на конце?

Когда в прилагательном пишется одна буква Н. Есть ли исключения?.

Когда в прилагательных пишутся две буквы Н? Есть ли исключения?

Какие сложные прилагательные пишутся слитно?

А какие сложные прилагательные -  через дефис?

Чем является прилагательное в предложении?

А чем еще может быть прилагательное в предложении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-путешествие по городу Причастие

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самосто...

6 класс. урок-путешествие по теме: "Причастие" (обобщающий урок)

Обобщающий урок по теме "Причастие" в 6 классе (учебник Разумовской). Построен в форме путешествия по картинам Айвозовского....

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...