Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Подготовкка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
(Подготовка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку в 10 А классе)
Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие общей культуры ребят, наличия у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.
Задачи:
Познавательный аспект:
- Развивать умение понимать и анализировать данный текст:
- определять тему, проблему и основную мысль текста,
- формировать основную мысль своего высказывания,
- развивать высказанную мысль,
- уметь аргументировать свою точку зрения.
2. Развивать умение строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.
3. Формировать навыки соблюдения при письме норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктационных.
Развивающий аспект:
- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы,
- развивать умения самоконтроля,
- развитие речемыслительных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательный аспект:
- активизация познавательной деятельности в коллективе,
- формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,
- совершенствование навыков межличностного общения,
- воспитание у обучающихся ценностных ориентиров,
- усвоение через текст нравственных позиций
Введение.
Сегодня в очередной раз наш урок посвящён подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.
- Что представляет собой задание части С?
(Написать небольшую письменную работу по тексту (сочинение))
- Написать сочинение- это второй главный этап вашей работы, а какой- первый, очень важный?
( Сделать анализ текста)
- Какова тогда тема нашего урока?
( Комплексный анализ текста) Слайд № 1
-Запишите тему урока в тетради.
- Чтобы анализировать текст, что для этого вы умеете делать?
( Умеем определять тему, основную мысль текста, проблему, типы речи, стили речи определять, средства выразительности и т. п.)
- А чтобы написать сочинение?
( Работать по заданной теме, проблеме, умеем структурировать письменное высказывание, соблюдать логику изложения, не забывать об орфографических и пунктационных правилах, а также нормах литературного языка)
- Почему это вам столь необходимо?
Мотивация деятельности: (написать хорошо работу, получить высокий балл…)
Работа по теме.
Перед вами листки самооценки, не забудьте в течение урока заполнять их.
- – Чтобы начать работу с текстом, предлагаю обратиться к плану анализа текста, который записан у вас в памятках, по которому мы работаем не первый год.
План комплексного анализа текста. Слайд №2
- Посмотреть, кто автор текста, что я знаю об авторе?
- Прочитать текст. Использовать интонационные подчёркивания слов и смысловых отрезков.
- Понаблюдайте над лексикой. Найдите ключевые слова.
- К какому типу речи относится текст?
- К какому стилю речи относится текст?
- К какому жанру относится текст?
- Определите тему (проблему текста) не путать.
- Озаглавьте текст, если нет заголовка.
- Разделите текст на смысловые части, составьте план.
- Как связаны части текста?
- Как соотносятся начало и конец в тексте?
- Основные образы текста.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность текста.
- Средства выразительности.
- Какое настроение преобладает в тексте?
- Сделайте (фонетический, морфологический, морфемный, лексический, синтаксический, пунктационный) разборы.
- Сегодня мы остановимся на следующих пунктах плана (1, 2,3, 4, 5, 7, 9,10,12,14,15) пометьте себе их в памятках карандашом. Нужно ли какой из них прокомментировать ( комментарии у вас по каждому пункту плана прописаны), но, может быть, кому-то нужно пояснить
2.- Перед вами текст Д. А. Гранина. Работаем по первому пункту плана. Слайд № 3 ( выступление учащегося приготовлено заранее.)
Д. А. Гранин родился в 1919 году, жив, здоров и поныне. Первого января 2014 года ему исполнится 95 лет. Окончил Ленинградский политехнический институт, по специальности- инженер, по призванию – писатель и общественный деятель. Добровольцем пошёл на фронт. Потихоньку начал писать со школьной скамьи. Серьёзно занялся литературной деятельностью после войны. Цель его творчества- человеческая личность, её поведение в различных обстоятельствах.
- Как вы думаете, какие понятия будет включать в себя цель писателя?
( Человек, личность, честь, совесть, долг, патриотизм, дружба, благородство, душа, поступок)
- Я бы добавила слова «люди», «толпа». Какую морфологическую особенность имеет слово «толпа» ?
(Неодушевлённое существительное)
4. Чтение текста учителем (распечатка у каждого ученика).
- Я читаю текст, а вы, вооружившись карандашом, делаете пометки.
Ещё раз перечитали те части текста, где больше всего сделали подчёркиваний.
- Какие пометки сделали?
5. Проблемный анализ текста.
- Назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста.
( Совесть, поступок по совести, бессовестность, совесть-чувство ( чувство не рассуждающее, подсознательное, не способное выбирать, взбунтовавшаяся совесть и т. п. )
- Какова тема текста?
( Тема совести) Слайд № 5
- Запишите тему в тетради.
- Определите тип и стиль речи текста.
( Рассуждение с повествованием, публицистический стиль)
- Докажите.
- Так как это рассуждение с повествованием публицистического стиля, какие тогда проблемы звучат в тексте?
( Что значит поступить по совести? Зачем человеку совесть? Проблема выбора по совести? Что такое совесть?)
- Какова основная проблема, почему?
( Что такое совесть? ) Слайд № 6
- Запишите основную проблему в тетради. Прокомментируйте проблему предложениями.
( Например 1,4,6,7,31,32,36 и т. д.)
- Разделите текст на части, сколько их?
(Три части: 1.- рассуждение, 2- повествование, 3- рассуждение)
-Как связанны части текста?
(Нарастание чувств)
-Как соотносятся начало и конец текста?
( Перекликаются между собой, образуя одну мысль: Совесть- это что)
-Какие средства выразительности использует автор?
( Метафоры, вопросительные, восклицательные предложения, неопределённо- личные предложения и т. д.)
-Каково настроение автора?
( Предложение № 9)
-Какова позиция автора, в каких предложениях она ярко выражена?
( 9,10,22,23,25,26,30,31,32) Слайд № 7
- Разделяете ли вы позицию автора?
( Соглашусь с позицией автора, потому что….)
6. – И так, мы проделали работу первого этапа – анализ текста. Чтобы работать над вторым, создание своего текста, давайте вспомним план сочинения части С, он у вас в памятках.Слайд №8
1.Вступление (проблема)
2.Комментарий проблемы
3.Позиция автора, плюс моя позиция, плюс тезис
4.Аргументы.
5.Вывод
7.Творческая работа в группах. ( их четыре)
- Посоветуйтесь, с какой частью плана вы справитесь и будете готовы прокомментировать её.
Работа в группах.
8.- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
1 группа –вступление, 2 группа – комментарий, 3 группа- позиция автора, 4 группа- аргументы.
Выступление ребят в группах.
9. Вывод.
Каждый человек- хозяин своих поступков, поступком же руководит внутренний голос – это совесть. Коллективной совести нет. Так что же такое совесть? Как вы поняли?
10. Рефлексия.
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я проникся тем, что…
Меня удивило …
11. Закончите заполнение листка самооценки.
12. Домашнее задание. Написать сочинение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...