Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Кабакова Вера Юрьевна

Подготовкка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста

(Подготовка к написанию части С ЕГЭ по русскому языку в 10 А классе)

        Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие общей культуры ребят, наличия у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.

        Задачи:

Познавательный аспект:

  1. Развивать умение понимать и анализировать данный текст:

- определять тему, проблему и основную мысль текста,

- формировать основную мысль своего высказывания,

- развивать высказанную мысль,

- уметь аргументировать свою точку зрения.

2. Развивать умение строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.

3. Формировать навыки соблюдения при письме норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктационных.

Развивающий аспект:

- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы,

- развивать умения самоконтроля,

- развитие речемыслительных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательный аспект:

- активизация познавательной деятельности в коллективе,

- формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,

- совершенствование навыков межличностного общения,

- воспитание у обучающихся ценностных ориентиров,

- усвоение через текст нравственных позиций

        Введение.

  Сегодня в очередной раз наш урок посвящён подготовке к написанию части С ЕГЭ по русскому языку.

- Что представляет собой задание части С?

(Написать небольшую письменную работу по тексту (сочинение))

- Написать сочинение- это второй главный этап вашей работы, а какой- первый, очень важный?

( Сделать анализ текста)

- Какова тогда тема нашего урока?

( Комплексный анализ текста) Слайд № 1

-Запишите тему урока в тетради.

- Чтобы анализировать текст, что для этого вы умеете делать?

( Умеем определять тему, основную мысль текста, проблему, типы речи, стили речи определять, средства выразительности и т. п.)

- А чтобы написать сочинение?

( Работать по заданной теме, проблеме, умеем структурировать письменное высказывание, соблюдать логику изложения, не забывать об орфографических и пунктационных правилах, а также нормах литературного языка)

- Почему это вам столь необходимо?

        Мотивация деятельности: (написать хорошо работу, получить высокий балл…)

        Работа по теме.

Перед вами листки самооценки, не забудьте в течение урока заполнять их.

  1. – Чтобы начать работу с текстом, предлагаю обратиться к плану анализа текста, который записан у вас в памятках, по которому мы работаем не первый год.

План комплексного анализа текста.  Слайд №2

  1. Посмотреть, кто автор текста, что я знаю об авторе?
  2. Прочитать текст. Использовать интонационные подчёркивания слов и смысловых отрезков.
  3.  Понаблюдайте над лексикой. Найдите ключевые слова.
  4.  К какому типу речи относится текст?
  5.  К какому стилю речи относится текст?
  6.  К какому жанру относится текст?
  7.  Определите тему (проблему текста) не путать.
  8.  Озаглавьте текст, если нет заголовка.
  9.  Разделите текст на смысловые части, составьте план.
  10. Как связаны части текста?
  11. Как соотносятся начало и конец в тексте?
  12. Основные образы текста.
  13. Обратите внимание на стилевую принадлежность текста.
  14. Средства выразительности.
  15. Какое настроение преобладает в тексте?
  16. Сделайте (фонетический, морфологический, морфемный, лексический, синтаксический, пунктационный) разборы.

- Сегодня мы остановимся на следующих пунктах плана (1, 2,3, 4, 5, 7, 9,10,12,14,15) пометьте себе их в памятках карандашом. Нужно ли какой из них прокомментировать ( комментарии у вас по каждому пункту плана прописаны), но, может быть, кому-то нужно пояснить

        2.- Перед вами текст Д. А. Гранина. Работаем по первому пункту плана. Слайд № 3 ( выступление учащегося приготовлено заранее.)

  Д. А. Гранин родился в 1919 году, жив, здоров и поныне. Первого января 2014 года ему исполнится 95 лет. Окончил Ленинградский политехнический институт, по специальности- инженер, по призванию – писатель и общественный деятель. Добровольцем пошёл на фронт. Потихоньку начал писать со школьной скамьи. Серьёзно занялся литературной деятельностью после войны. Цель его творчества- человеческая личность, её поведение в различных обстоятельствах.

  - Как вы думаете, какие понятия будет включать в себя цель писателя?

( Человек, личность, честь, совесть, долг, патриотизм, дружба, благородство, душа, поступок)

        - Я бы добавила слова «люди», «толпа». Какую морфологическую особенность имеет слово «толпа» ?

(Неодушевлённое существительное)

        4. Чтение текста учителем (распечатка у каждого ученика).

- Я читаю текст, а вы, вооружившись карандашом, делаете пометки.

  Ещё раз перечитали те части текста, где больше всего сделали подчёркиваний.

  - Какие пометки сделали?

        5. Проблемный анализ текста.

- Назовите ключевые слова, которые помогут сформулировать тему текста.

( Совесть, поступок по совести, бессовестность, совесть-чувство ( чувство не рассуждающее, подсознательное, не способное выбирать, взбунтовавшаяся совесть и т. п. )

 - Какова тема текста?

( Тема совести) Слайд № 5

- Запишите тему в тетради.

- Определите тип и стиль речи текста.

( Рассуждение с повествованием, публицистический стиль)

 - Докажите.

  - Так как это рассуждение с повествованием публицистического стиля, какие тогда проблемы звучат в тексте?

( Что значит поступить по совести? Зачем человеку совесть? Проблема выбора по совести? Что такое совесть?)

- Какова основная проблема, почему?

( Что такое совесть? ) Слайд № 6

- Запишите основную проблему в тетради. Прокомментируйте проблему предложениями.

( Например 1,4,6,7,31,32,36 и т. д.)

- Разделите текст на части, сколько их?

(Три части: 1.- рассуждение, 2- повествование, 3- рассуждение)

-Как связанны части текста?

(Нарастание чувств)

-Как соотносятся начало и конец текста?

( Перекликаются между собой, образуя одну мысль: Совесть- это что)

-Какие средства выразительности использует автор?

( Метафоры, вопросительные, восклицательные предложения, неопределённо- личные предложения и т. д.)

-Каково настроение автора?

( Предложение № 9)

-Какова позиция автора, в каких предложениях она ярко выражена?

( 9,10,22,23,25,26,30,31,32) Слайд № 7

- Разделяете ли вы позицию автора?

( Соглашусь с позицией автора, потому что….)

        6. – И так, мы проделали работу первого этапа – анализ текста. Чтобы работать над вторым, создание своего текста, давайте вспомним план сочинения части С, он у вас в памятках.Слайд №8

  1.Вступление (проблема)

  2.Комментарий проблемы

  3.Позиция автора, плюс моя позиция, плюс тезис

  4.Аргументы.

  5.Вывод

        7.Творческая работа в группах. ( их четыре)

- Посоветуйтесь, с какой частью плана вы справитесь и будете готовы прокомментировать её.

Работа в группах.

        8.- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1 группа –вступление, 2 группа – комментарий, 3 группа- позиция автора, 4 группа- аргументы.

        Выступление ребят в группах.

        9. Вывод.

  Каждый человек- хозяин своих поступков, поступком же руководит внутренний голос – это совесть. Коллективной совести нет. Так что же такое совесть? Как вы поняли?

        10. Рефлексия.

  Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я проникся тем, что…

Меня удивило …

        11. Закончите заполнение листка самооценки.

        12. Домашнее задание. Написать сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...