Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: Имя существительное. Расширение представлений учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных. Закрепление умений находить существительные в тексте; воспитание любви к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_imya_sushchestvitelnoe.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 7-м классе (программа 5-го класса массовой школы) по теме: „Имена существительные“.
Киселева Людмила Александровна,
учитель русского языка ГБОУ
СКОШИ №65.
Тема: „Имя существительное“.
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме „Имя существительное“;
Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных;
закрепить умение находить существительные в тексте;
воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: Интерактивная доска.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, посмотрите вокруг себя. Скажите, что вы видите? Каждое слово вами названное можно отнести к какой-либо части речи. Слов, какой части речи вы назвали больше? – Имен существительных.
Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
(Имя существительное).
Может кто-нибудь догадался? Какая тема нашего урока? Сегодня мы совершим путешествие по стране „Имя существительное“. Мы будем искать ответ на вопрос: „Для чего в речи нужны имена существительные?“
2. Актуализация знаний.
Давайте повторим, что вы знаете по этой теме.
Имя существительное – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.
Вспомните. Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечают существительные?
Приведите примеры существительных мужского, женского и среднего рода. Какие окончания имеют существительные в начальной форме? Как изменяются существительные.
А теперь тронемся в путь.
3. Работы по теме.
Первая остановка Поэтическая.(на интерактивной доске картинка весны).
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.А.Фет.
-Прочтите это стихотворение. Чем оно интересно? Оно состоит почти из одних имен существительных.
Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: „В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина“.
-Проведем небольшое исследование.
-Сколько слов в этом стихотворении? – 22.
-Сколько имен существительных? – 14.
Какие еще части речи есть в стихотворении? – 6 прилагательных, 2 служебных слова. Поэт сумел передать чудесную картину ночи, ночного пейзажа. В стихотворении нет ни одного глагола, но в нем ощущается движение.
Следующая остановка Город собственников.
-Как вы думаете, какие существительные здесь живут?
(Собственные и нарицательные).
-Какие слова мы будем относить к собственным? (обозначающие единичные предметы, выделенные из ряда однородных), - Как пишутся имена собственные? (с большой буквы).
-Кто живет по соседству с собственными существительными (нарицательные)
-Что они обозначают? (общее название для всех однородных предметом, явлений)
-С какой буквы пишутся нарицательные существительные? (с маленькой буквы)
-А теперь задание. Превратите нарицательные имена существительные в собственные.
Птица орел-…(город Орел)
Цветок роза-…(имя Роза)
Воздушный шарик-…(собака Шарик)
Плодородная земля-…(планета Земля)
Следующая остановка Грамматическая .
-Существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения перепутались.
-Распределите их по группам и тогда тронемся в путь.
-Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?
-Задание. Распределите слова в 3 столбика.(учащийся выполняет задание на интерактивной доске).
Картофель, земля, мышь, фамилия, впечатление, весна, осень, ночь, школа, берег, яблоко, великан, рожь.
Следующая остановка деревня Синтаксическая.
-Какова синтаксическая роль существительных.
-Запишем предложение. Учащийся выполняет задание на интерактивной доске.
И туман и (не)погоду осень поздняя несет.
Подходит к концу наше путешествие по стране „Имя существительное“. Нам прислали письмо, но что в нем написано? Прочтите!
Я живу на … в … Это недалеко от … Вместе со мною живет крохотный …, …с…, которого зовут …. Откуда он пришел? Я не знаю. Он говорит, что свалился с …И я, и мои … и …-мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!
-О ком или о чем идет речь в тексте?
-Скажите слов какой части речи нет в тексте? (имен существительных)
-А теперь прочтите текст со всеми словами.
Я живу на даче в Переделкино. Это недалеко от Москвы. Вместе со мною живет крохотный лилипут, мальчик с пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришел? Я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои внучки Тата и Оля-мы все очень любим его. Да и как же, скажите, его не любить!
-Угадали? Кто это? (Бибигон). Отрывок взят из книги К.И.Чуковского „Приключения Бибигона“.
4. Итог урока. Рефлексия.
По какой части речи мы путешествовали? Что мы сумели повторить и чему мы научились?
-Ответим на вопрос „Для чего нужны имена существительные?“
-Имя существительное - значимая часть речи, обозначает предметы, может быть любым членом предложения. Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека.
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...