Викторина по русскому языку для учащихся 6 классов «МОГУЧИЙ И ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Викторина по русскому языку
для учащихся 6 классов
«Могучий и великий русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_russkomu_yazyku_dlya_5-6_kl.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку
для учащихся 6 классов
«Могучий и великий русский язык»
Подготовила:
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Синегорский»
Авдонина Е.В.
Цели:
- Привить любовь, вызвать живой интерес к русскому языку.
2.Воспитать у учащихся бережное, уважительное отношение к русскому слову,
3.Развить интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеклассное время, развивать мышление, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, развивать творческие способности учащихся
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
(А. Яшин)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Для начала вам необходимо разделиться на две команды.
Ведущий. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
1. Определить часть речи у следующих слов:
Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).
2. Определить способ словообразования.
1) отгадать загадку, ответ записать.
2) определить, каким способом образовано слово-ответ.
Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всем поклон отдаёт.
(земляника – суффиксальный)
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине – огонь да вода.
(самовар – сложение корней)
3. Зубов много, а ничего не ест.
(расчёска – приставочно-суффиксальный)
4. В маленьком окошке
Голубое солнце.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(телевизор – сложение корней)
5. Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала…
(снежинка – суффиксальный)
6. Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе у нас мороз –
В огороде – лето.
(теплица – суффиксальный)
3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
- Дело шуток не любит. (Им. п.)
- От слова до дела целая верста. (Род. п.)
- Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
- Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
- Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
- И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
- Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
- Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)
4. Конкурс пословиц и поговорок
Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ответы:
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой
.5. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.
Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).
6. Шарады
Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача)
В “списке” вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в “собрании” встретите вскоре,
В слове “рассказ” вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне.
Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа. (Вопрос)
7. Определите род у несклоняемых существительных.
Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.
Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.
Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.Ответы:
Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).
8.. Определить лексическое значение у предложенных слов.
1. выжига | В | а) очень жаркая погода |
2. затуркать | К | б) возглас в значении «довольно», «достаточно» |
3. жарынь | А | в) плут, пройдоха, прижимистый человек |
4. баста | Б | г) ненадолго приехавший откуда-нибудь |
5. квакушка | Е | д) о человеке, существе маленького роста |
6. качкий | Ж | е) то же, что лягушка |
7. ларёчник | З | ж) качающийся, неустойчивый |
8. заезжий | Г | з) продавец в ларьке |
9. катыш | И | и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого |
10. невеличка | Д | к) то же, что затюкать |
11. Определить значение фразеологических оборотов.
Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.
Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
- Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.
- Во всю ивановскую трачу деньги.
- «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.
- Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.
- В этом деле он собаку съел.
- Нередко трон занимали цари без царя в голове.
- Он человек отставной, его песенка спета.
12. Конкурс с болельщиками .Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.
Подведение итогов.
Ведущий подсчитывает баллы. Награждают команду-победителя .
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять.
Карточка № 2.
- Дело шуток не любит.
- От слова до дела целая верста.
- Не по сути дело, а по делу суть.
- Ты за дело, а дело за тебя.
- Велик телом, да мал делом.
- И умён, и крепок, и в деле гож.
- Всех дел не переделаешь.
- Языком не спеши, а делами не смеши.
- Умён на словах, да глуп на делах.
- По твоим делам о тебе судят.
1. выжига | а) очень жаркая погода | |
2. затуркать | б) возглас в значении «довольно», «достаточно» | |
3. жарынь | в) плут, пройдоха, прижимистый человек | |
4. баста | г) ненадолго приехавший откуда-нибудь | |
5. квакушка | д) о человеке, существе маленького роста | |
6. качкий | е) то же, что лягушка | |
7. ларёчник | ж) качающийся, неустойчивый | |
8. заезжий | з) продавец в ларьке | |
9. катыш | и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого | |
10. невеличка | к) то же, что затюкать |
.
- Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
- Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.
- Во всю ивановскую трачу деньги.
- «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.
- Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.
- В этом деле он собаку съел.
- Нередко трон занимали цари без царя в голове.
- Он человек отставной, его песенка спета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку для 11 класса "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык - А26 (ТРЕНАЖЕР)"
Учебная презентация - тренажер предназначена для проверки навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи (задание А26).Может быть использована как для фронталь...
Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"
Тема урока: Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса. Цели: -проверить знания детей по основным разде...
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»
Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"
Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...
Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...
Урок русского языка в 9 классе Тема: Общие сведения о языке. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели: познакомить с курсом русского языка 9 класса; акцентировать внимание школьников на международном значении русского языка, его месте в современном мире. Язык – это уникальное явление, ...