Урок русского языка в 6 классе по теме: "Текстообразующая роль имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка по теме" Текстообразующая роль имен существительных". Данного урока нет в учебнике Т. А.Ладыженской, но по программе эта тема должна быть пройдена. В технологической карте подобран материал по этой теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме: « Текстообразующая роль имен существительных»
Подготовила Проскурина Елена Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 13» г.Череповца
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык Класс: 6 класс
Базовый учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.- 33-е изд.- М.: Просвещение, 2011
Тема урока: « Текстообразующая роль имен существительных»
Цели урока: 1. Образовательная – изучение новых знаний о роли существительного в художественной речи, в речевом высказывании.
2. Развивающая – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
3. Воспитательная – формирование эмоциональной культуры обучающихся и целостного отношения к искусству через анализ стихов.
Задачи урока: - повторить знания по теме «Имя существительное»
- проверить знание выразительных средств языка
- побудить к самостоятельному творчеству
Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – задания.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Прим.: объем нарушен, т.к. в тех.карту вкл. тексты
Использованные материалы:
- Русский язык. 6 кл.: учеб. для образоват. Учреждений/ М.М.Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009. (П.14 «Употребление имен существительных в речи» , стр. 60-70)
- Русский язык: учеб.- справ. пособие/Е.А.Панова, А.А.Позднякова.- М.:АСТ: Астрель,2009 (синонимы, антонимы, обращения, фразеологизмы).
- Литература в таблицах и схемах.-3 изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.(метафоры, сравнения)
Примечание: Данная тема есть в программе (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва «Просвещение» 2008.), но такого параграфа нет в учебнике ( Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.- 33-е изд.- М.:Просвещение, 2011.)
Это создало трудности в подборе иллюстративного материала (обращения к огромному числу источников)
Ссылки: [1] -Виктор Драгунский. «Денискины рассказы» [2]- В. Брюсов. «Серебро, огни и блестки…» [3]-Д. Кедрин. «Осенняя песня» [4]-А.С. Пушкин. «Зимний вечер» [5]- М. Шолохов. «Поднятая целина» | [6]-В. Г.Короленко [7]-В. Маяковский. Цитаты. [8]-А. Вельтман.» Что затуманилась, зоренька ясная» [9]- М. Шолохов. «Поднятая целина» [10]-Н.В. Гоголь. «Мертвые души» («Повесть о капитане Копейкине» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания ( упр.2 3 3 ) 1.Чуть слыш и тся ручей, б е гущий в сень дубравы, Чуть дыш и т ветерок, уснувший на л и стах, И тихая луна, как лебедь в е личавый, Плывёт в сребристых обл а ках. (А. С. Пушкин)
2. Редеет обл а ков л е тучая гряда; Звезда п е чальная, в е черняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие р а внины . (А. С. Пушкин)
3. Ненас т ной ноч и мгла По небу стел е тся одеждою св и нцовой. (А. С. Пушкин)
4. Р о няет лес б а гряный свой убор , Сребрит мороз увянувшее поле , Проглян е т день как будто поневоле И скро е тся за край окружных гор. (А. С. Пушкин)
Текстообразующая роль имен существительных «Имя существительное – хлеб языка» Л. В. Успенский
На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу… Я сказал папе: «Папа, купи мне грушу!» Он сказал: «Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку». (В. Драгунский)
Серебро, огни и блёстки, - Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки , Чёрно-белые вчера. (В. Брюсов) Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес . Черно – бурою лисицею Под горой улегся лес . (Д. Кедрин )
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя . (А. С. Пушкин) снег, как … ветер, словно … зимние деревья, как будто …
Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов). Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов … И действительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца . ( Кор .)
Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег. (В. Маяковский)
Что затуманилась, зоренька ясная , Пала на землю росой? Что ты задумалась, девушка красная , Очи блеснули слезой? (А. Вельтман )
Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока. (М.Шолохов) Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует . (Н.В.Гоголь) как рыба в воде как две капли воды как белка в колесе
Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Крупнейший русский языковед. Его труды в области фонетики, лексикологии и лексикографии до сих пор служат основой для научных исследований. Л.В.Щерба долгие годы был научным редактором учебников русского языка, заботился о высоком уровне преподавания этого важного предмета.
Л.В.Щерба придумал знаменитую фразу: « Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка ». Спишите эту фразу, обозначая ударение в каждом слове. Попробуйте разобрать её по членам предложения; охарактеризуйте морфологические признаки искусственно созданных существительных.
Домашнее задание Определить роль имён существительных в стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога»( I ч. ) уч.литературы 6 кл . стр.228. Творческое задание: Придумать фразу с искусственно созданными существительными.
Подготовила Проскурина Е.Н. (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Урок - исследование. 6 класс...
урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»
урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...
Урок русского языка 9 класс (II, VIII вида) ": Склонение имен прилагательных во множественном числе на -ЬИ"
Урок для коррекционной школыII, VIII вида...