Урок русского языка в 6 классе по теме: "Текстообразующая роль имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Проскурина Елена Николаевна

Урок русского языка по теме" Текстообразующая роль имен существительных". Данного урока нет в учебнике Т. А.Ладыженской, но по программе эта тема должна быть пройдена. В технологической карте подобран материал по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Урок русского языка в 6 классе по теме: « Текстообразующая роль имен существительных»

                                      Подготовила Проскурина Елена Николаевна, учитель МБОУ «СОШ № 13» г.Череповца

                                                                            Технологическая карта урока

Предмет: русский язык                                             Класс: 6 класс

Базовый учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.- 33-е изд.- М.: Просвещение, 2011

Тема урока: « Текстообразующая роль имен существительных»

Цели урока: 1. Образовательная – изучение новых знаний  о роли существительного в художественной речи, в  речевом высказывании.

          2. Развивающая – развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитательная – формирование эмоциональной культуры обучающихся и   целостного отношения к искусству через анализ  стихов.

          Задачи урока: - повторить знания по теме «Имя существительное»

                                   - проверить знание выразительных средств языка

                                   - побудить к самостоятельному творчеству    

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков, овладение предметными умениями

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – задания.

                                             СТРУКТУРА И ХОД УРОКА   Прим.: объем нарушен, т.к. в тех.карту вкл. тексты

Этап урока

                      Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный

Приветствует, проверяет готовность учащихся к уроку. Включение в деловой ритм. Настраивает внимание учащихся на восприятие учебного материала.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Л: самоопределение, Р:целеполагание,

К: планир. учебного сотрудничества

2

Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с именем сущ. Проверим дом.зад. Были трудности при выполнении зад.? В упр. 233 вам необходимо было записать диктант (желательно под диктовку) , подчеркнуть сущ. в В.п. как члены предложения

Слайды с примерами упр.233

1) 1.Чуть слышится ручей, бегущий в сень  дубравы,

      Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

       И тихая луна, как лебедь величавый,

       Плывёт в сребристых облаках.

                                                       (А. С. Пушкин)

2) Редеет облаков летучая гряда;

     Звезда печальная, вечерняя звезда,

     Твой луч осеребрил увядшие равнины.

                                                          (А. С. Пушкин)

3) Ненастной ночи мгла

     По небу стелется одеждою свинцовой.

                                                      (А. С. Пушкин)

4) Роняет лес багряный свой убор,

     Сребрит мороз увянувшее поле,

     Проглянет день как будто поневоле

     И скроется за край окружных гор.

                                                         (А. С. Пушкин)

Остановимся на последнем предложении из домашнего упражнения.

К какой теме обращается автор в данном стихотворении?

Каким настроением проникнуты строки?

Слова какой части речи использует автор, чтобы изобразить эту картину?

 Прочитаем отрывок без сущ.

Что-то изменилось?

Проверяют домашнее задание (1 ч. тетрадь учит., 4ч. читают по тетр., назыв., как подчеркнули сущ. в В.п. и говорят, на какие виды орфограмм пропущены буквы.) Ост. слушают и проверяют, сверяя со слайдами.

Анализируют:

- к теме осени

- печальным, природа увядает

- сущ.

Да, отсутствуют предметы, а без них неточно выражена мысль. Не понятно, о чем идет речь.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3

Постановка учебной задачи

Что образуют сущ. вместе с другими частями речи?

 Что достигается употреблением сущ.?

А если вдруг исчезнут сущ. из речи?

 Нужны сущ. в речи?

 Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Слайд  « Текстообразующая роль имен существительных»

Эпиграф : « Имя существительное – хлеб языка» Л. В. Успенский.

Как вы понимаете слова Успенского?

Ученые подсчитали, что на кажд. 100 слов приходится 40 сущ.

Записываем число, тему урока.

В процессе работы мы будем с вами выяснять, как сущ. образуют текст и заполнять табличку

 « Употребление имен сущ. в худож. речи», обратившись к текстам талантливых поэтов и писателей.

- текст

- точность, ясность

- не будет смысла…не будет текста…

-да

- роль сущ….в речи, в текстах (устн. и  письм.)

Хлеб-пища , сущ.- основа языка.

Зап.число, тему урока.

Р: целеполагание

К: постановка вопросов

П: общеучебные- самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, установление причинно- следственных связей

4

Открытие нового знания

Подготовим в тетр. таблицу. Уч. маркером на доске.

Прочитайте предложенный отрывок из рассказа  В.Драгунского.   Слайд.

На другой день мне уже приспичило стать  боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу… Я сказал папе: «Папа, купи мне грушу!» Он сказал: «Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку»

                                                    (В. Драгунский) [1]   

Объясните, в каком значении употребл.сущ. ГРУША в этом отрывке?

За счет чего созд.в тексте игра слов?

Какое из двух значений появилось раньше?

Груша (фрукт) употр.в прямом значении,

Груша- снаряд (в переносном)

 Переносное значение сущ. используется для создания текстов, делая их необычнее, красочнее и интереснее.

Имена сущ в переносном значении используются для создания МЕТАФОР. Что такое матафора?

Слайд.

     Серебро, огни и блёстки, -

     Целый мир из серебра!

     В жемчугах горят берёзки,

     Чёрно-белые вчера.

                                            (В. Брюсов) [2]

      Солнце спряталось за ситцевой                                

     Занавескою небес.

     Черно – бурою лисицею

      Под горой улегся лес.

                                              (Д. Кедрин) [3]

Найдите метафору. Что придает стих. ее использование?

(запис. в табл. «метафора»)

Имена сущ в переносном значении используются для создания  СРАВНЕНИЙ.

     Буря мглою небо кроет,      

     Вихри снежные крутя,

     То, как зверь, она завоет,

     То заплачет, как дитя.

                         (А. С. Пушкин) [4]

    Творч.зад.: Придумайте и запишите предложения, используя сравнения

- снег, как….

- ветер, как….

- зимние деревья, как…

(Запис. в табл. «Сравнение»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с исп. сравнений (если обуч. устали)

 Оставшиеся пустые графы в табл.предстоит заполнить мне с вашей помощью.

Слайд .

   Пашня заросла сильными,   живучими, неприхотливыми                     сорняками (М. Шолохов).[5]

     Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов… И действительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца. (Кор.) [6]

 Чего позволяют избежать синонимы в речи?

Слайд .

Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.                                 (В. Маяковский) [7]

Слайд.

     Что затуманилась, зоренька ясная,      

     Пала на землю росой?

     Что ты задумалась, девушка красная,

     Очи блеснули слезой?

                                              (А. Вельтман) [8]

Слайд.

Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока. (М.Шолохов)[9]
Копейкин мой, можете вообразить себе, и
в ус не дует. (Н.В.Гоголь)[10]

Сост.предложения с данными фразеологизмами.

Заполнение табл.

метафоры

сравнения

сущ.-синонимы

сущ.-антонимы

обращение

фразеологизмы

Умелое использование сущ. придает речи выразительность, красоту. Богатство нашей речи зависит от удачного употребления этой части речи.

Чертят табл.

1 ч. чит.

 

- спортивный снаряд

-за счет сходства предметов

- груша- фрукт

Консультант , который дома подготовил определения метафоры, сравнения, синонимов, антонимов, обращений, фразеологизмов(если понадобится помощь) ???

Запис. в табл. «Метафора»

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Запис. в табл. «Сравнение»

Анализируют

- сущ- синонимы

-повторов

- сущ- антонимы

- им.сущ.в роли поэтического обращения

-это фразеологизмы

(по рядам)

  • как рыба в воде
  • как две капли в воде
  • как белка в колесе

Р: планирование, прогнозирование

П: логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5

Первичное закрепление

Работа  по карточкам.

-метафоры   1 вар.

                                                                             Карточка 2

  1. Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость. (М. Шолохов)
  2. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (С. Есенин)
  3. Пустых небес прозрачное стекло. (А. Ахматова)
  4. Над ним луч солнца золотой. (М.Ю. Лермонтов)

-сравнения   2 вар.

                                                                                         Карточка 3

  1. Зв..здой бл..стят её глаза; её уста, как роза, рдеют. (А. С. Пушкин)
  2. Осып..лся берёзы лист и, как ковёр, ус(?)лал дорогу. (А. Майков)
  3. А там по нивам на просторе река р..скинулась, как море. (А. Фет)
  4. Тёмный ельн..к сн..гами, как мехом, опушили с..дые морозы.

(И. Бунин)

  1. Ветер всхлипывал, словно д..тя, за углом пот..мневшего дома.

(Н. Рубцов)

 Раб.в парах:

-синонимы   1 ряд.

Карточка 4  

  1. Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь блестит…» (М. Ю. Лермонтов)
  2. Колокольчики мои, цветики степные! (А.Н. Толстой)
  3. Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума.» (А.П. Чехов)
  4. Что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?

                                           ( И. Бунин)                                                                                                          

-антонимы   2 ряд.

                                                                           Карточка 5

  1. Черный вечер, белый снег. ( А. Блок)
  2. Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень… ( А.С. Пушкин)
  3. И так уж было решено, что жизнь и смерть - все заодно!!! ( М.Ю. Лермонтов)
  4. Для вас - века, для нас – единый час. ( А. Блок)

-обращения  3 ряд.

                                                                    Карточка 6

  1. Привет тебе мой бедный клен прости, что я тебя обидел. (С. Есенин)
  2. Мой друг Что может быть милей бесценного родного края? (Н. Языков)
  3. Не кричи так жалобно кукушечка над водой, над стужею дорог. (Н. Рубцов)
  4. Расступитесь леса тёмные; разойдитесь реки быстрые; запылись ты путь-дороженька, дай мне весточку моя пташечка. (А. Кольцов)

Молодцы! Теперь обратите внимание на слайд.

Лев Владимирович Щерба - крупнейший русский языковед. Его труды в области фонетики, лексикологии и лексикографии до сих пор служат основой для научных исследований. Л.В.Щерба долгие годы был научным редактором учебников русского языка, заботился о высоком уровне преподавания этого важного предмета.

Л.В.Щерба придумал знаменитую фразу:

    «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка».

    Спишите эту фразу, обозначая ударение в каждом слове. Попробуйте разобрать её по членам предложения; охарактеризуйте морфологические признаки искусственно созданных существительных.

Проверка

 1 вар.

1 обуч.

2 вар.

2й обуч.

Работа в парах.

 1 ряд.

2 в паре. отвеч. по 2 предл.

2 ряд.

2 в паре. отвеч. по 2 предл.

3 ряд.

2 в паре. отвеч. по 2 предл.

Р: контроль, оценка, коррекция

П: общеучебные- умение структурировать знание, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

К: управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера

6

Самостоятельная работа

Списать, расст.зн.преп, встав. проп.орфограммы, найти особенности употребления сущ.

Самостоятельная работа                                               ФИ__________________

Списать, расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, найти особенности употребления существительных.

1)Д..рога как змеиный хвост полна народу, шевелит(?)ся. (А.С.Пушкин)

2)Разве ты (не) хочешь персиянка увидать д..лекий синий край? (С.Есенин)

3)Грязное белье тумана заволакивало серые силуэты крыш(?) брезжил рассвет. (А.Грин)

4)Все ра..топыривают руки, но уже поздно; налим – поминай как звали. (А.Чехов)

5)В..юга снежная, пурга, напряди нам пряжи…(С.Маршак)

Выполняют, сдают листочки.

-сравнение

- обращение

-метафора

-фразеологизм

-синонимы

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Л: самоопределение

7

Включение нового знания в систему знаний. Повторение.

Текстообразующую роль какой части речи мы сегодня с вами доказали на основе анализа текстов?

Что нового узнали?

Имена сущ. могут употребляться в худож. речи в роли…(продолж.мою фразу)

Молодцы. Домашнее задание.

  1. Определить роль имён существительных в  стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога»(I ч. ) уч.литературы 6 кл. стр.228.

2.Творческое задание: Придумать фразу с искусственно созданными существительными

-сущ.

-метафор, сравнений, синонимов, антонимов, обращений, фразеологизмов.

К: управление поведением партнера точностью выражать свои мысли

Р: оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено

Л: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания

8

Рефлексия

Найдите листы зеленого цвета.Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов по уроку.

  • Доволен ли ты тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активным на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Спасибо.

Мне приятно было работать с вами. Спасибо за урок.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: рефлексия;

Л: смыслообразование

Использованные   материалы:

  1. Русский язык. 6 кл.: учеб. для образоват. Учреждений/ М.М.Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2009.  (П.14 «Употребление имен существительных в речи» , стр. 60-70)
  2. Русский язык: учеб.- справ. пособие/Е.А.Панова, А.А.Позднякова.- М.:АСТ: Астрель,2009 (синонимы, антонимы, обращения, фразеологизмы).
  3. Литература в таблицах и схемах.-3 изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.(метафоры, сравнения)

Примечание: Данная тема есть в программе (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.    Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва «Просвещение» 2008.), но такого параграфа нет в учебнике (   Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.- 33-е изд.- М.:Просвещение, 2011.)

Это создало трудности в подборе иллюстративного материала (обращения к огромному числу источников)

Ссылки:

[1] -Виктор Драгунский. «Денискины рассказы»

[2]- В. Брюсов. «Серебро, огни и блестки…»

[3]-Д. Кедрин. «Осенняя песня»

[4]-А.С. Пушкин. «Зимний вечер»

[5]- М. Шолохов. «Поднятая целина»

[6]-В. Г.Короленко

[7]-В. Маяковский. Цитаты.

[8]-А. Вельтман.» Что затуманилась, зоренька ясная»

[9]- М. Шолохов. «Поднятая целина»

[10]-Н.В. Гоголь. «Мертвые души» («Повесть о капитане Копейкине»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок в 6 классе по теме: «Текстообразующая роль имён существительных »

Слайд 2

Проверка домашнего задания ( упр.2 3 3 ) 1.Чуть слыш и тся ручей, б е гущий в сень дубравы, Чуть дыш и т ветерок, уснувший на л и стах, И тихая луна, как лебедь в е личавый, Плывёт в сребристых обл а ках. (А. С. Пушкин)

Слайд 3

2. Редеет обл а ков л е тучая гряда; Звезда п е чальная, в е черняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие р а внины . (А. С. Пушкин)

Слайд 4

3. Ненас т ной ноч и мгла По небу стел е тся одеждою св и нцовой. (А. С. Пушкин)

Слайд 5

4. Р о няет лес б а гряный свой убор , Сребрит мороз увянувшее поле , Проглян е т день как будто поневоле И скро е тся за край окружных гор. (А. С. Пушкин)

Слайд 6

Текстообразующая роль имен существительных «Имя существительное – хлеб языка» Л. В. Успенский

Слайд 7

На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу… Я сказал папе: «Папа, купи мне грушу!» Он сказал: «Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку». (В. Драгунский)

Слайд 8

Серебро, огни и блёстки, - Целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки , Чёрно-белые вчера. (В. Брюсов) Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес . Черно – бурою лисицею Под горой улегся лес . (Д. Кедрин )

Слайд 9

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь , она завоет, То заплачет, как дитя . (А. С. Пушкин) снег, как … ветер, словно … зимние деревья, как будто …

Слайд 10

Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (М. Шолохов). Послышался отчаянный лай собак. Так они лают обыкновенно на почтальонов … И действительно, взглянув в окно, я увидел письмоносца . ( Кор .)

Слайд 11

Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег. (В. Маяковский)

Слайд 12

Что затуманилась, зоренька ясная , Пала на землю росой? Что ты задумалась, девушка красная , Очи блеснули слезой? (А. Вельтман )

Слайд 13

Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока. (М.Шолохов) Копейкин мой, можете вообразить себе, и в ус не дует . (Н.В.Гоголь) как рыба в воде как две капли воды как белка в колесе

Слайд 14

Лев Владимирович Щерба (1880-1944) Крупнейший русский языковед. Его труды в области фонетики, лексикологии и лексикографии до сих пор служат основой для научных исследований. Л.В.Щерба долгие годы был научным редактором учебников русского языка, заботился о высоком уровне преподавания этого важного предмета.

Слайд 15

Л.В.Щерба придумал знаменитую фразу: « Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка ». Спишите эту фразу, обозначая ударение в каждом слове. Попробуйте разобрать её по членам предложения; охарактеризуйте морфологические признаки искусственно созданных существительных.

Слайд 16

Домашнее задание Определить роль имён существительных в стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога»( I ч. ) уч.литературы 6 кл . стр.228. Творческое задание: Придумать фразу с искусственно созданными существительными.

Слайд 17

Подготовила Проскурина Е.Н. (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»

урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...