План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме
План-конспект урока по русскому языку в 11 классе по теме "Стиль плетения словес" (художественный стиль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока русского языка в 11 классе | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Стиль «плетения словес»
(Художественный стиль.)
Место в планировании: Первый урок в тематическом блоке «Художественный стиль».
Тип урока: обобщение и закрепление ранее изученного материала по данной теме.
Цели:
- общая – приобщение учащихся к искусству слова;
- конкретная – дать общую характеристику художественного стиля;
- образовательная – совершенствовать умение видеть образность, изобразительно-выразительные средства и эстетическую функцию русского национального языка в рамках художественного стиля;
- развивающая – выявить историческое становление художественного стиля; отработать видение лингвистики как единой системы;
- воспитательная – закрепить понятие эстетического.
Задачи:
- повторить материал о художественном стиле речи, изученный ранее;
- углубить понятие о художественном стиле;
- проиллюстрировать особенности художественного стиля, используя произведения древнерусской и современной русской литературы, найдя между ними общее и различия;
- научиться выявлять в анализируемом произведении языковые средства, передающие эстетическое содержание;
- повторение орфографии и пунктуации;
- пробудить желание заниматься родным языком.
Средства обучения:
- учебные пособия:
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – с. 310-311.
- дополнительная литература:
- Власенков А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы»: Кн. для учителя / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
- Иларион. Слово о законе и благодати. // Древнерусская литература: Книга для чтения. – М.: Школа-Пресс, 1993, с. 113 – 134.
- Солженицын А. И. Колокольня. // Солженицын А. И. Рассказы. – М.: АСТ, 2004, с. 577 – 578.
- Горшков А. И. История русского литературного языка. – М., 1969, с. 234.
3) раздаточные материалы:
- карточки с отрывком из текста современной русской литературы;
- карточки с отрывком из текста древнерусской литературы;
- рабочие листы.
План урока.
Этапы урока. | Формы работы. | Время. |
1) Оргмомент. |
| 1,5 минуты |
2) Обобщение и повторение ранее изученного материала. |
| 4,5 минуты 2 минуты 7 минут 1,5 минуты |
3) Экскурс в прошлое языка. |
| 6 минут |
4) Сравнение текстов. |
| 10 минут |
5) Домашнее задание. |
| 1 минута |
6) Окончание урока. |
| 1,5 минуты |
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечания. |
1) Оргмомент. | ||
Здравствуйте… Сегодня на уроке русского языка я не просто буду давать вам какие-то знания – вы сами должны будете помочь мне объяснить вам тему. Я сформулировала её следующим образом: «Стиль «плетения словес». | Тема заранее записывается учителем на доске. | |
2) Обобщение и повторение ранее изученного материала. | ||
Давайте разберём тему. Какое понятие в теме определяющее? Замечательно. А кто мне может сформулировать, что это за понятие – что такое стиль? Так, хорошо. А какие стили речи вы знаете? Молодцы. Посмотрите, что за предмет у меня в руке. Правильно. Посмотрите: он у меня остро отточен, а на его кончике – стирашка. Сможет ли кто-нибудь, используя свои интеллектуальные и образные способности, связать этот карандаш и слово «стиль»? Хорошо. Теперь давайте обратимся ко второй части нашей темы. Что за плетение словес? Скажите мне, пожалуйста, что можно плести? Да, а что означает выражение «плести языком»? Совершенно верно. В начале 15-ого века жил старец Епифаний Премудрый, который как раз и основал особый стиль – стиль «плетения словес». То есть он мог в своих сочинениях найти такую изощрённую, красивую метафору, что образы литературные становились намного ярче и красочнее. Вот сейчас вы мне называли различные стили речи, как вы думаете, какой из них подходит под нашу тему? Ну и каждый сам себе поставит задачу на сегодняшний урок в соответствии с темой. Кто это может сделать уже сейчас? Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней записаны прилагательные. Ваша задача – подобрать к ним существительные: утопленный стройная заповедная израненные грустные фальшивая полузамёрзший переломленный недобитый Хорошо. А теперь возьмите пожалуйста белый лист в файле, лежащий на ваших столах. Учитель САМ читает текст № 1. Ну что? Какое впечатление у вас от этого текста? О чём этот текст? Да, и давайте посмотрим, а с помощью чего автору удалось достигнуть этого впечатления. Давайте найдём в тексте те прилагательные, которые выписаны у меня на доске. Чем становятся эти прилагательные в данном тексте? Так, а какие ещё изобразительно-выразительные средства использованы в этом отрывке и для чего? Молодцы. Скажите, для чего автор использовал все эти образы и средства? Да, совершенно верно, так какую функцию несёт в себе этот текст? С помощью тропов что за образ можно увидеть в этом рассказе? Какая она у Солженицына? Да, а какой это стиль? Правильно. Можно ли выразиться, что Солженицын здесь «плетёт словеса»? Давайте с вами немного отвлечемся и сами попробуем «плести словеса». Я буду называть различные предметы, которые вас окружают в повседневной жизни, а вы попробуете подобрать к ним прилагательное-эпитет или олицетворение. Ну например, парта какая может быть? Доска? Окно? | Определяющим понятием является слово «стиль». Стиль – это совокупность средств языка для выражения различных идей в различных условиях речевой практики. Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Карандаш. Это слово происходит от латинского слова stilus – остроконечная палочка. В древности острым её концом писали, а другим, в виде лопаточки, стирали неудачно написанное. Слово стиль со временем стало означать качество написанного. Косы, корзинки. Много говорить. Художественный. Почему художественный стиль можно назвать стилем «плетения словес». Ребята по одному выходят к доске и записывают предложенные варианты: корабль девушка тропа руки глаза монета щенок карандаш человек Прорабатываются орфограммы. Тяжёлое, грустное, но одновременно – оптимистичное, так как в конце говорится о надежде на спасение. О погубленной России. Учащиеся находят их и называют вместе с существительными. Эпитетами, метафорами, олицетворениями. Историзмы (для того, чтобы почувствовать разрыв между современностью и прошлым), сравнения (с их помощью достигается образность), восклицания, риторический вопрос (для того, чтобы навести читателя на размышления). Для воздействия на эмоциональную сферу читателя, приобщение его через красоту слова к искусству. Эмоционально-эстетическую. Образ России. Затопленная, заповедная, израненная. Художественный. Конечно, но в хорошем смысле этого слова. Одинокая. Уставшая. Узорное. | Простой карандаш, остро отточенный, со стирашкой на конце. За листами на доске скрыты следующие слова: город колокольня колокольня улицы улицы набережная город город город Звучит музыка Ennio Morrikone. Выдерживается пауза. Учитель открывает на доске третий столбик. |
3) Экскурс в прошлое языка. | ||
А теперь я попрошу вас взять розовые листы в файлах, лежащие на ваших столах. Учитель САМ читает текст № 2. Давайте посмотрим, что происходит в этом тексте. Какое впечатление у вас? О чём текст? Иларион – первый митрополит на Руси. Его «Слово о законе и благодати» - один из самых древних памятников литературы. Причём именно он начинает тот стиль, который впоследствии учёные назовут книжно-славянским и который станет прародителем нашего художественного стиля. Какие здесь изобразительно-выразительные средства вы можете отметить? Скажите, достигает ли автор образности повествования? Какой образ вы увидели в этом тексте? Стиль текста? И почему? | Воспринимается сложно из-за особого синтаксиса, особой тематики, но в целом впечатление достаточно торжественное, интерес есть. Прославление Владимира Красного Солнышка, который крестил Русь. Повторы, сравнения, метафоры. Да, ещё какой! Тоже образ России, но уже возрождающейся в новой вере, укрепляющейся через неё. Художественный. Во-первых, используются изобразительно-выразительные средства. Во-вторых, опять можно проследить эстетическую функцию текста – воздействовать на читателя. | Звучит музыка Nino Rota. |
| ||
А теперь, дорогие мои, нам предстоит очень важная задача: сравнить эти два текста с помощью так называемой «лингвистической лестницы». Что между ними общего? Замечательно. А есть ли различия? А что такое пафос? Так, а чем это можно объяснить? Ещё различия? Хочу обратить ваше внимание на сравнения в этих текстах. Найдите их. Как они оформлены? Являются ли историзмы в древнерусском тексте изобразительно-выразительным средством? Какие типы историзмов вы найдёт в тексте? Ещё хочу обратить ваше внимание на то, что в древних памятниках такого стиля (который потом будет называться высоким), используются слова только высокие, торжественные. Просторечная лексика в такие произведения не попадала очень долго. А в современной литературе что мы отмечаем? А теперь, исходя из всего вышеперечисленного, скажите, какое противоречие заложено в древнерусском тексте? Да, смотрите, сколько веков прошло. Писатели оттачивали свой слог, начинали постепенно выходить за рамки государственного и церковного заказа. Ведь именно литература всегда была рупором народа и возвещала правду, как это делает в своём рассказе Солженицын. Но не всё так замечательно и в наше время с художественным текстом. Действительно, вслед за Епифанием Премудрым, «плести словеса» тоже надо уметь. Давайте посмотрим на современные песни. Это ведь лирика, а значит – художественное произведение. Да, некоторые обороты можно понять и представить, но иногда это сделать просто невозможно. То есть какое противоречие в текстах современного художественного стиля можно выявить? Протезы души шуршат под ногами… Теперь обобщаем сказанное. Так что же произошло с художественным стилем за время его становления и развития? Но не всё так просто, ребята, с этими текстами. Вы уже 11 класс, вы стоите на пороге нового этапа в своей жизни, и вы знаете, что мало кристаллов чистой воды. Всё проникает друг в друга, всё находится во взаимодействии, и те тексты, которые мы сегодня с вами читали, они тоже не совсем обычные. Они отличаются не только образностью и большой описательностью, они затрагивают очень глубокие проблемы. Какие? Молодцы. А если в тексте поднимаются острые проблемы общества, какой стиль ему присущ? Правильно. И Иларион, и Солженицын были не просто замечательными писателями своего времени, но ещё и публицистами, так они не могли равнодушно относиться к своему Отечеству, они были патриотами. | Художественный стиль. Использование изобразительно-выразительных средств. Эстетическое воздействие на читателя. Общий настрой текстов. В древнерусском памятнике слишком пафосно и напыщенно. Излишне страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. Социальным заказом того времени. Митрополиту необходимо было способствовать распространению христианства на Руси. Средства разные: в современном тексте акцент делается на олицетворение, в древнерусском – на метафоры. В современном тексте – синтаксическая конструкция с союзом как. В древнерусском тексте – прямое сравнение. Нет, это показатели эпохи. Словообразовательные и лексические. В тексте художественного стиля могут употребляться самые различные слова. Как раз та пафосность, излишнее восхваление, обращение к одному лицу. Учащиеся могут сами привести примеры. Опасность переусердствовать в выборе изобразительно-выразительных средств. Со временем менялись целевые установки художественных текстов, сами они совершенствовались, отвечали духу времени, однако главная задача не изменилась – эмоционально-эстетическое воздействие. Социальные, политические. Публицистический. | Идёт работа с рабочими листами. |
5) Домашнее задание. | ||
Рассказать о художественном стиле в художественном стиле, а не в научном. Попробуйте, пожалуйста, проявите своё творчество. Опираться можете на статью в учебнике (страница 310 – 311). | ||
6) Окончание урока. | ||
Чтение стихотворения собственного сочинения: У России белое платье – Из белого камня церквей. Рукава лишь в крови на распятьях – След от ржавых, но острых гвоздей. У России звончайший голос – Голос тысячи колоколов. Стон лишь, как натянутый волос, - Стон обиженных, нищих, рабов. У России золотом – волосы От сверкающих куполов. Лишь седые, белые полосы От тиранов-господ да купцов. У России очи синие – С неба, где звенят кресты. Лишь слезою проторена линия, Словно на Млечном пути. | Звучит музыка Ennio Morricone. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....