ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С. Сочинение по тексту В. Астафьева
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему
Урок подготовки к сочинению по тексту В. Астафьева "Домский собор".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_sochinenie_po_tekstu_v._astafeva_domskiy_sobor.rar | 1.72 МБ |
Подписи к слайдам:
В. П. Астафьев «Домский собор».
Проблема
Комментарий
Позиция автора
Своя позиция
Аргумент 1
Аргумент 2
Вывод
Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. Находится он в столице Латвии – Риге. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган высотой 25 метров, звучит он идеально.
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.(10)Все замерло, остановилось.(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то. «(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг. (25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.(28)И никого нет в зале!(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор. (33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.(37)Домский собор. (38)Домский собор.(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)
О чем же прочитанный текст?(О музыке).Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?(О том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).О чём хочет автор сказать нам через этот текст? (Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).
Публицистический стильТип текста – описание и рассуждение
Домский соборЗдесь всё наполнено музыкойВоздействие музыки на человекаОчищение души под воздействием музыкиБлагодарность Домскому собору и музыке за воскрешение к жизни
Автор текста В. Астафьев размышляет о силе воздействия музыки на человека
Музыка объединяет людей.Что спасёт человеческую душу? Только музыка.
Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом мире… Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки…3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? 3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
В предложенном для анализа тексте автор размышляет о роли музыки в жизни человека.
Назывное предложение, в котором формулируем темутекста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самомусебе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или :Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушаетмузыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемыименно этого текста (например, Очень многие размышлялинад этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN,который рассматривает вопрос о роли музыки в... )ЕСЛИ ТОБОЙ ВЕРНО РЕШЕНО ЗАДАНИЕ А28, ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫЯВИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ. Задав к ней вопрос, сформулируешь проблему.
проблема назначения искусства;роль музыки в жизни человека.
сформулирована проблема;затронута проблема;поднята проблема;освещена проблема;обсуждается проблема;проблема, рассматриваемая автором и др.
Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере…Комментируя эту проблему, хочется отметить…Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…В литературе нет единого мнения по высказанной проблеме…Проблема (какая? чего?) по – разному решается исследователями, но…Это одна из самых актуальных проблем…Рассмотрим эту проблему подробнее.
В комментарии не должно бытьпересказа исходного текста или любой его части;рассуждений по поводу всех проблем текста;комментариев о действиях героев текста;общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание?Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?Какие эмоции автора выражены в тексте?Как выражено отношение автора к изображаемому?Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В. Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о возвышенном, божественном звучании органа, который заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны, кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце». Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно использует сравнения : звуки, «как ладанный дым», метафоры (предложения 6, 29, 30); вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев обращается к Домскому собору как к живому со словами благодарности за это душевное очищение и просветление.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом мире… Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...Все преображается вокруг. благодарю за счастье, за восторг и веру в разум людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь.
Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все-все это осталось в другом месте, в другом свете…» и др.
Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения в художественном тексте. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к проблеме.
четко, прямо, непосредственнов названии текста;в отдельных предложениях текста;через ряд аргументов;
через модальный план текстариторические вопросы;риторические восклицания;порядок слов;лексические повторы;оценочную лексику.
Авторская позиция может быть выражена
я согласен (согласна) с мнением автора в том, что… автор прав в том, что…я согласен с позицией автора и считаю, что…
и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами.
Каждый аргумент желательно писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов: во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что.
МОЖНО НАПИСАТЬ: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)».Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».
Как корректно возразить автору, излагая свою позициюАвтор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что…Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…Утверждение, высказанное автором ,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:…Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
Проблема текста
Позиция автора
Моя позицияаргументы
Примеры из собственного жизненного опытаПримеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередачЦитаты (если помните их дословно)Предположительный примерОбращение к здравому смыслу аудиторииВыводы науки
Читательский опыт
Художественная литература
Историческая литература
Научно-популярная литература
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
Слепому герою рассказа К. Паустовского «Старый повар» музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
Петрусь в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
Своим пением Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого) способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
Можно вспомнить о концертах симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале.
Возможные аргументы
Заголовок (желательно, но необязательно).I. Вступление.II. Формулировка основной проблемы исходного текста.III. Комментарий к основной проблеме текста.IV. Определение авторской позиции.V. Изложение собственной позиции:1й аргумент в защиту собственной позиции;2й аргумент;вывод. VI. Заключение.
Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения.
План сочинения-рассуждения по заданному тексту.
Лирического размышления.Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).Диалога с воображаемым собеседником.Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке).
Вступление может быть написано в форме:
Вступление может быть таким:
Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье, какое только возможно не земле».
Один (французский) писатель сказал, что музыка дает человеку самое яркое счастье, какое только возможно не земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как любовь».
Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора высказывания или цитату дословно:
Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.
Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЕГЭ по русскому языку. Выполнение части С
В презентации представлен урок по созданию сочинения на ЕГЭ по тексту А.И. Солженицына (рассказ "Матрёнин двор")...
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)
Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
Урок русского языка 11 класс. Часть С. Сочинение по тексту К. Г. Паустовского
Часть С. Подготовка к написанию сочинения....
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...