"Язык как средство общения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Язык – важнейшее средство общения (вводный урок–путешествие в 5-м классе)
ЦЕЛЬ:
показать функции русского языка; выявить и пополнить знания учащихся об истории русского языка;
развивать чувство любви и уважения к родному языку, русской культуре;
создать положительный эмоциональный настрой на изучение русского языка в пятом классе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
учебник, копия кириллицы (на каждом столе),
карта Киевской Руси,
репродукции иконы "Кирилл и Мефодий", картин ("Три богатыря и т.д."), копии фрагментов летописей,
исторические карты,
старинные вещи (если есть возможность).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Все в порядке?
Учебник, дневник, ручка, тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Знакомство с учениками, представление учителя.
II. Вступительная беседа.
Сегодня праздник - вы пришли в пятый класс - и урок у нас будет необычный. Вы не будете писать, читать - это после. Сейчас мы отправимся в путешествие.
Путешествие в историю языка, нашего родного русского языка.
Все мы читаем, пишем, разговариваем на русском языке. Вы пришли на урок русского языка.
что такое язык? (покажите, а еще?)
для чего нужен язык? /разговаривать, общаться/
как мы можем общаться? / разговариваем, т.е. устное общение/
а если собеседник далеко, а телефона нет? / пишем, т.е. письменное / Значит, речь бывает устной и письменной.
III. Новый материал.
1. Что возникло раньше: устная речь или письменность?
Вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.
2. Давайте отправимся в путешествие в прошлое нашего народа, когда наши далекие предки славяне умели говорить, но не умели писать. Они могли только запоминать и рассказывать.
- Это было надежно?
3. Первая остановка. 988 год - крещение Руси.
Мы попали во времена князя Владимира Красное Солнышко, богатырей Ильи Муромца и Добрыни Никитича, когда государство славян называлось Киевская Русь. Русь стала христианской (вера в Христа), а до этого было язычество - много богов. Но не понимали славяне ничего в новой вере: ни Слова Божия, ни богослужения, потому что не знали греческого языка, на котором велись службы и написаны были богослужебные книги. Тогда привезли священные книги на славянском языке.
Как они появились? /
4. Вторая остановка.
Отправляемся еще на сто лет назад. 863год - создание славянской азбуки.
(фрагмент видеофильма "История русской словесности")
В 862 году два образованных брата - монаха Кирилл и Мефодий, получили задание перевести греческие богослужебные книги на славянский язык. Это было сложно: славяне не умели писать и читать, т.е. письменного языка у них не было. Надо было создать азбуку, перевести греческие книги, да еще и научить славян письму и чтению. За этот поистине великий труд Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. За основу взяли греческий алфавит.
- Что такое алфавит?
Они создали славянскую Азбуку, которую назвали КИРИЛЛИЦА.
- Для чего создали кириллицу?
Значит, это был не повседневный, разговорный язык, а священный, чтобы обращаться к Богу.
IV. Знакомство с Кириллицей (у каждого на парте ксерокопия).
1. Посмотрите на эту азбуку.
в старой азбуке или в современном алфавите больше букв?
как называется первая буква?
а вторая?
прочитайте две вместе, что получилось?
аз + буки = азбука.
2. Еще один секрет Кириллицы:
аз-я
буки - буквы
веди - ведать, знать
глаголь - говорить
добро-хорошо. - что получается?
Я буквы знаю - говорю хорошо. Здорово!
3. Посмотрите, какие сложные буквы по начертанию. Их писали с благоговением, кое-как писать не дозволялось. Книги переписывали вручную ученые люди, лучшие писари.
Заглавные буквы писали красной краской, украшали рисунками. Отсюда пошло выражение "писать с красной строки".
Книги ценились буквально на вес золота, т.к. их было очень мало. Ими дорожили, обложки переплетали кожей, их украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.
Стоит и нам поучиться трепетному отношению к книгам, подумать, как постараться писать красиво, чтобы быть достойными древних мастеров.
Благодаря их труду мы знаем, как жили наши далекие предки, их мысли, чувства. Это тоже общение.
А что оставите ВЫ? У вас все впереди!
V. Обобщение.
1. Кто, когда создал Азбуку?
2. Для чего?
3. Как она называется?
4. Как она изменилась?
5. Что вы запомнили из сегодняшнего урока?
6. Почему важно "буквы знать"?
Оставим зарубки на память, запишем в тетради:
В девятом веке Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
Ее называют Кириллицей.
7. Для чего же служит язык?
8. Упр. 2(стр.5)
VI. Домашнее задание, п. 1, упр. 1 - прочитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения
Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...
Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"
Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...
ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».
Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....
Урок по русскому языку: Язык как средство общения.
Вводный урок. Учащиеся учатся извлекать информацию из разных источников....
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...
Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.
Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...
Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....