Олимпиада по русскому языку для учащихся 7-11 классов
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) по теме

Задания муниципального уровня олимпиады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

7 класс

  1. Преобразуйте транскрипционную запись в буквенную, запишите получившиеся слова (по 0, 2 балла за каждое слово, всего 2 балла):

[П А Й'АЦ]

[ Л'ЙОТ    ]

[ М'ИДВ'ЭТ']

[ Й'АБЛАКА ]

[ ПАЙ'ОТ ]

[  Т'ОТ'А ]

[ ЙУЛА ]

[ ЙОЖЫК ]

[ПРАЭКТ]

[ЙЭЛ']

2.  В каком слове (словах) нет суффикса –НИЦ? (По 0,2 балла за каждое слово)

Негодница, гостиница, бессонница, единица, путаница, заграница.

 

3.  Лингвистическая задача.    Даны следующие пары слов:                  

Плетень – частокол;

Сад – роща;

Задание 1.  По какому принципу составлены пары? (1 балл)

Задание 2. Почему одинаковые понятия названы разными словами?

(2 балла)

4. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части речи: существительное, прилагательное и числительное? (1 балл)

5.  Как называют художника, пишущего натюрморты?(1 балл)

А. Натюрмортрист.                                         В. Натюрмист.

Б. Натюрморист.                                            Г. Натуралист.

6. Между какими парами слов нет ничего общего с точки зрения этимологии?(1 балл)

А. Медведь и ведьма.                                       В. Дача и подарок.

Б. Город и огород.                                             Г. Патефон и фонарь.

7. Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома?(1 балл)

А. Род.                                                              В. Число.

Б. Падеж.                                                          Г. Время.

8.  Какой вид словаря существует?(1 балл)

А. Скоростной.                                                В. Частотный.

Б. Силовой.                                                     Г. Оптический.

9.  Напишите числительное прописью (1 балл)

Библиотека пополнилась 1536 книгами.

10.  Творческое задание.  Вы оказались в незнакомом городе. Вам нужно узнать адрес друга (гостиницы), где вы остановитесь, познакомиться  с достопримечательностями города, хорошо провести время. Составьте диалог (с другом, прохожим и т.д.), используя как можно больше вежливых форм выражения (не менее трех). (5 баллов)

8 класс

1.  Выпишите слова с ударением на первом слоге в первый столбик, во второй– на втором слоге (по 0,2  балла за слово).

Сливовый, глашатай, аналог, газопровод, кремень,  издавна, некролог, эксперт, испокон, каталог, инсульт, колледж, соглядатай, арахис, гербовый, углубить, кашлянуть.

2. В каком слове (словах) есть суффикс –НИЦ? (по 0,2 б. за каждое слово)

Разбойница, пепельница, лыжница, художница, разница, спутница.

3.  Лингвистическая задача.

В древнем  языке  всех славян был  глагол «зыбати» со значением «качать, колебать». Найдите не менее 3 слов с этим корнем в современном русском языке,  определите их значения, приведя примеры употребления (по  0, 5 б. за слово со значением,  пример –  0,5 б., всего 3 б.).

4. Какое из этих «одушевлённых» слов может отвечать на вопрос «Что?» (1 б.) Почему?(1 б.)

А. Пингвин.                                                    В. Курица.

Б. Павлин.                                                       Г. Утка.

5. Назовите фамилию учителя грамматики, который преподавал у Ивана Фёдоровича Шпоньки? («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» из книги Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки») (1 б.)

А. Причастие.                                                  В. Деепричастие.

Б. Наречие.                                                      Г. Глагол.

6.  Какой словарь действительно существует? (1 балл)

А. Словарь трудностей русского языка.     В. Словарь ошибок русского языка.

Б. Словарь несуразностей русского языка.     Г. Словарь проблем русского языка.

7.  Каким членом предложения является инфинитив? (по  1 б., всего

5 б.)

 А) Его одолевало желание чихнуть.

 Б) Я поехал посмотреть новый дом.

 В) Ученый продолжал работать над проектом.

 Г) Мама попросила меня купить хлеб.

 Д) Курить вредно для здоровья.       

8. Измените контекст так, чтобы изменился разряд прилагательного. Укажите разряды прилагательных в примерах. (3,2 б.)

Волчье логово, лисья нора, легкий вес, каменный парапет

9. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова (по 1 б. за пример, всего 1 б.).

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

10. Творческое задание. Запишите тезисы своего публицистического (не забудьте об особенностях данного стиля!) выступления на тему «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово».  (Всего 10 баллов)

9 класс

  1. Выпишите слова с ударением на первом слоге в первый столбик, во второй – на втором слоге (0,2 б. за слово):

Табу,  избаловать, бряцать, загнутый, опошлить, каталог, упрочить, завезена, апартаменты, упростить, плесневеть, мышление,  кухонный,  отрочество, украинец, согнутый, изобретение, договор.

  1.  В каком слове (словах) нет суффикса –НИЦ? (по 0,2 б. за слово)

Ресница, бойница, кузница, колесница, больница, пьяница.

  1. Лингвистическая задача.

У  некоторых глаголов с суффиксом – ну – корень оканчивался в древности на согласный звук, который  впоследствии был утрачен .

Например:           дви-нуть -  дви Г- нути

                              ки-нуть – ки Д-нути

Задание 1. Восстановите данный согласный  в словах современного русского языка (по 0,2 балла за слово, всего 1 балл)

тро _ нуть

вя _ нуть

то _ нуть

гля _ нуть

опроки _ нуть

Задание 2. Как вы это сделали? Объясните. (2 б.)

4.  Какое из этих названий островных жителей написано неправильно? (1 б.)

А. Мальтиец.                                                    В. Сицилиец.

Б. Корсиканец.                                                 Г. Кипрец.

5.  Выберите правильное словосочетание из предложенных ниже. (1 б.)

А. Актёр цирка.                                               В. Актёр балета.

Б. Актёр эстрады.                                            Г. Актёр кино.

6.  Назовите фамилию учителя русского языка из гоголевского «Ревизора».

(1 б.)

А. Тире.                                                            В. Двоеточие.

Б. Многоточие.                                                Г. Дефис.

7. Какой из этих глаголов совпадает с фамилией замечательного художника? 

(1 б.)

А. Бежал.                                                          В. Шагал.

Б. Лежал.                                                          Г. Сидел.

 8. Лингвистическая задача. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:
glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.
Как будет по-литовски: не прижиматься, беречься? (3 балла)

9. В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковнославянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает? Объясните. (3 б.)

 

10. Творческое задание. Написать  три короткие речи о себе: хвалебную, ироническую, объективную (по 5 - 7 предложений).
(В хвалебной речи, восторженно описать то, что, с вашей точки зрения,  достойно восхищения – от черт характера  до внешности. 
В иронической  - отстраненно и с юмором  взглянуть на себя. 
В объективной постараться быть … объективным и рассказать о себе беспристрастно)

( Всего 9 баллов)

10 класс

1. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи? (1 балл)

Свой ответ аргументируйте. (1 балл). Всего 2 балла.

2. Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка?  Обоснуйте свой выбор. (Слово с приставкой – 1 балл, его толкование – 1 балл).

3. Какое слово в группе лишнее? Аргументируйте свой ответ. (1 балл)

Языковед, литературовед, театровед, лермонтовед, пушкиновед.

Приведите примеры подобных слов (по 0,2 балла за слово)

4. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, метаморфоза, тотальный, превалировать. (По 0,2 балла за слово. Всего 1 балл)

5. Из какого словаря мог быть взят следующий ряд пар слов? (1 балл)

Мутаситься-Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець-Отчураться. Отчурить-Первачок.

Каков принцип их расположения? (1 балл) Для чего, по Вашему мнению, предназначены такие словари? В чем их ценность? (1 балл). Всего 3 балла.

6.  Чем объясняется  неверное с точки зрения современного русского  языка написание выделенной словоформы?   (3 балла)

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

7. В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.( по 0, 5 б.)

8. Какие лингвистические сведения можно узнать в словарной статье Толкового словаря? (Каждый из вариантов лингвистической информации – 0,5 балла)

9. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (1 балл)

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

10. Объясните, как вы понимаете слова А.П. Чехова:

«Если хочешь, чтоб у тебя было мало времени, ничего не делай». (5 баллов)

                                11 класс

1. К каким словам данные утверждения не относятся? (Выпишите эти слова, по 0,5 б. за слово)

Все слова имеют ударение на 1 слоге.  

Все слова имеют ударение на 2 слоге.

Все слова имеют ударение на 3 слоге.

знамение, кухонный, средства, черпать, умерший, тортами.

щавель, танцовщица, оптовый, эксперт, откупорить

начала, медикаменты, позвонит, завсегдатай, обеспечение.

2. Сколько приставок (в сумме) содержат все следующие слова? (1 балл). Свой ответ обоснуйте, указав морфемный состав слов (по 0, 2 балла за слово). Всего 2 балла.

 Взобраться, вскочить, вспомнить, самообслуживание, понавыдумывать.

3. На рубеже XIX-XX вв. А.П.Чехов писал в одном из писем:

«Если бы от меня зависело, я бы устранил и ять, и фиту (дурацкая буква), и ижицу, и «i». Эти буквы мешают только школьному делу <...> и составляют совершенно излишнее украшение нашей грамматики».

Объясните, почему буквы, названные в тексте,  мешали «школьному делу». (1 балл). Почему буква i называлась И-десятиричное? (1 балл). В каком году сбылось желание писателя устранить это «излишнее украшение»?(1 балл). Всего 3 балла.

4. Какую букву называли «уродом русской азбуки»? Что вы знаете об истории  этой буквы? (Кем и с какой целью была узаконена?). Всего 2 балла.

5. Чем отличается графолог от графомана? (по 1 баллу за правильный ответ, всего 2 балла)

6. Изменится ли синтаксический состав предложения «Лунная ночь» при изменении порядка слов? Поясните свой ответ. (Всего 2 балла)

7.  Докажите, что в данном предложении можно употреблять любую из частиц, стоящих в скобках. Как при этом изменяется смысл предложения? Когда к ней (не, ни) придёшь, она недовольна. (По 1 б. за трактовку смысла предложения, всего 2 балла).

8.  На каком языке писал  свои научные сочинения великий Ньютон? (1 балл)

9. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.
Беспреце…дентный инци…дент. В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, – конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш конти…гент». (По 0, 2 б. за слово)


10. Закончите рассуждение, подтвердив его примерами. «Русский язык по абсолютному числу владеющих им занимает 5 место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), однако этот признак не является главным при определении «мирового языка». Для «мирового языка» существенно не само число владеющих им, но …».

(По 2 балла за каждое положение, всего до 10 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5-6 классов

Данный материал предназначен ля проведения школьной олимпиады между 5-6 классами...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 10-11 классов

Задания для муниципальной олимпиады по русскому языку...

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 3-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Олимпиада для учащися 3-4 классов с легкой и умеренной степенью умственной отсталости...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5-6 классов

Задания посильны для учащихся, охватывают основные разделы курса...

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 – 6 классов (школьный этап - 2015)

Олимпиада по русскому языку  для учащихся 5 – 6 классов (школьный этап)...