урок русского языка в 9 классе «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Работа над тестовой частью ОГЭ».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Любовь Ивановна Богданова

ЦЕЛЬ урока: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку.

 

ЗАДАЧИ урока: 1)закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, идея, основная мысль, стиль, тип речи), обобщение знаний учащихся по основным разделам науки о языке;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_otkrytyy_urok.docx102.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Работа над тестовой частью ОГЭ». Слайд 1.

ЦЕЛЬ урока: подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку.

ЗАДАЧИ урока: 1)закрепление основных речеведческих понятий (тема текста, идея, основная мысль, стиль, тип речи), обобщение знаний учащихся по основным разделам науки о языке;

2)совершенствование навыков, связанных с различными видами анализа текста;

3)воспитание уважительного отношения к подвигу русского народа, к историческому прошлому страны.

ОБОРУДОВАНИЕ: тексты рассказа Е.И.Носова «Живое пламя», Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

                                               ХОД УРОКА.

Организационный момент.

-Ребята, урок у нас сегодня необычный, так как на уроке присутствуют гости, поприветствуем их, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, какая?

 - Хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ . –Правильно, от того как мы подготовимся и будут зависеть наши результаты.

- Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? 

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, над чем мы и будем сегодня работать.

 Ключевыми словами урока будут следующие слова:  Слайд 2.

Текст

Тема текста

 Стиль текста (художественный,научный  и т. д.)

Основная мысль

Тип речи (повествование, описание, рассуждение)

( Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные  признаки текста:

- единство темы;

-наличие основной мысли;

-завершённость, смысловая законченность; - стилевое единство.

Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится. 

 Вам  домой было задано повторить эти ключевые понятия, основные орфограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке По мере выполнения заданий и будет осуществляться проверка домашнего задания.

А основная тема урока: «Комплексный анализ текста. Работа над тестовой частью ОГЭ»

 - А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова : Слайд 3.

Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

 –Как вы понимаете слова Гоголя?

( Н.В. Гоголь искренне восхищался красотой и богатством русского языка, писал об огромном чувстве ответственности в работе над словом и призывал к серьёзному и бережному обращению с ним. Слова Гоголя звучат как напутствие будущим поколениям).

 Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы будем работать над текстом Е.И.Носова «Живое пламя». Послушайте текст.  По данному рассказу проведём комплексный анализ текста, повторим изученный по русскому языку материал и продолжим подготовку к экзамену. (Чтение текста под музыку)

II. Работа по тексту Е.И.Носова «Живое пламя». Совместная работа. Слайд 4.

(1)Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

-(2) Будет писать-то! (3)Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

(4)Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. (5)Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

- (6)Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбе маков?

-(7) Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - (8)Цветом он всего два дня бывает. (9)Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. (10)А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

(11) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (12)Через несколько дней она зазеленела.

- (13)Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - (14)Ах озорник ты этакий!

(15)Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. (16)После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.

(17)Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

- (18)А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

(19)Я вышел посмотреть на цветы. (20)Клумба стала неузнаваемой. (21)По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (22)А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

(23)Распустились они на другой день. (24)Издали мои маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. (25)Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. (26)Казалось, что стоит прикоснуться - сразу опалят!

(27) Два дня буйно пламенели маки. (28)И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (29)И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. (30)Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- (31)Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - (32)А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. (33)Короткая у него жизнь. (34)Зато без оглядки, в полную силу прожита. (35)И у людей так бывает.

(36) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

(37) Мне уже рассказывали о ее сыне. (38)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

(39)Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. (40)Недавно я снова побывал у нее. (41)Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. (42)А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. (43)Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. (44)А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (426 слов) (По Е. И. Носову)

Итак, как вы думаете, ребята, какова тема данного текста?

(Тема текста обычно отражается в заголовке- живое пламя)

-Почему Е.И.Носов назвал свой рассказ «Живое пламя»?

  В основе названия рассказа «Живое пламя» лежит метафора. Непродолжительное яркое цветение маков ассоциируется в сознании писателя с «живым пламенем. Главная героиня рассказа тётя Оля сравнивает короткую, полную сил, без оглядки жизнь маков с жизнью своего сына Алексея, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика. 
     В названии рассказа заложена основная идея всего произведения. Как лучше прожить жизнь: долгую, но спокойную, или короткую, яркую, заставляющую людей постоянно вспоминать о ней. Именно такую жизнь прожил сын тети Оли.

В каком стиле написан данный текст?

(В художественном.)

-Аргументируйте свой ответ. (Автор использует в тексте художественные средства выразительности)

- Какие средства художественной выразительности автор использует в тексте?

Эпитеты: утомительной дороги; с живыми, полыхающими языками; лёгкий ветер; трепетно-ярким огнём; живому огню.

 Метафоры: полыхал костёр маков, раскрыли огненные языки, языками пламени. 

Сравнения: точно искры, словно по живому существу.

 Олицетворения: бутоны выбросили, поднялись маки, солнце пронизывало, короткая у него жизнь, раскрывали языки, полной жизненной силы земли, поднимались бутоны.)

-Почему в тексте столько много примеров олицетворения?

 (Своей короткой, но яркой жизнью маки напомнили тёте Оле сына).

-Какие типы речи представлены в данном тексте?

(повествование и описание)

-На какой вопрос отвечает повествование?

 (Что происходит с предметом, человеком?)

- А описание? 

(Каков предмет, человек?)

Приведите примеры описания в тексте. (№20-26). 

Найдите описание в последнем абзаце. (№42-44)

-Определите идею произведения. Что автор хотел донести до читателя?

(Варианты ответов:

1) Красные маки - это живое пламя, живой огонь в честь бойцов, погибших за свою Родину на фронтах войны

2) Жизнь у мака короткая, но яркая. Он вспыхивает на мгновение, но успевает всех озарить своим огнём. «И у людей так бывает». Наша обязанность - не дать погаснуть живому огню, сохранить вечную память о погибших.

3) Маки - память о погибшем сыне. Они как факелы вечного огня.)

(песня Антонова) Слайд 5.

ÍÍ.А сейчас проведём синтаксическую разминку. Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот. Слайд 6.

   ( Работа в тетрадях)  

1.каша из гречки – гречневая каша

2. дом из кирпича – кирпичный дом

3. кусты сирени – сиреневые кусты
4. совет отца – отцовский совет
5. бессонная ночь – ночь без сна
6. полковое знамя – знамя полка
7. шестилетний ребёнок –ребёнок шести лет


8. человек без совести – бессовестный человек
9. вопрос по литературе – литературный вопрос

10. ком снега – снежный ком
11. судьба матери – материнская судьба
12. приморский парк – парк у моря

13.солнечная энергия- энергия солнца

III. Повторение орфографии. Коллективное выполнение заданий.

1. Объясните правописание прилагательного берестяной (№4).

2. Объясните правописание глагола с чередованием о-а в корне слова разложила из предложения 5.

3. Объясните правописание не с причастием неузнаваемой из предложения 20.

4. Объясните правописание приставки в глаголе расстилался (№21).

5. Объясните правописание сложного прилагательного трепетно-ярким (№25).

6. Объясните правописание наречия недавно (№40).

7. Почему в предложении 32 пишутся через дефис слова как-томаку-то. Чем является то в данных словах? ( суффиксом или частицей?)

IV. Готовимся к ОГЭ. Самостоятельная работа учащихся.

  1. Из предложения №1 выпишите словосочетание со связью согласование. (Мою комнату.)
  2. Среди предложений 1-5 найдите односоставное определённо-личное. (3)
  3. Из предложений 1-7 выпишите сложноподчинённое с придаточным времени. (5)
  4. Выпишите все местоимения из предложений 23-24. (Они, другой, мои.)
  5. В предложении 39 найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (Изредка.)
  6. Среди предложений 37-41 найдите предложение с обособленным обстоятельством. (37)
  7. Замените словосочетание «берестяной короб», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. (Короб из бересты.)
  8. Выпишите грамматическую основу предложения 16. (Было приятно войти.)
  9. Из предложений 20-25 выпишите сложноподчинённое с придаточным определительным. (21)-синтаксический разбор у доски и в тетрадях.

10. Определите количество грамматических основ в предложении 25 (3).

11.Из предложений 41-44 выпишите сложное бессоюзное редложение. (43)

V. Работа в парах. Взаимная проверка работ с обсуждением материала. Работы сдаются на проверку учителю.

VI. Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да- нет. Слайд 7.

1.Б- глухой согласный звук (нет).

2. Антонимы- слова  с противоположным значением (да).

3.Определение –это главный член предложения (нет).

4. Причастия бывают страдательные и действительные (да).

5. Себя- это личное местоимение (нет).

6.Различаются типы речи : повествование, описание, рассуждение (да).

7. Союз – это самостоятельная часть речи (нет).

Итоги урока. (Подводят учащиеся и учитель . Выставление отметок , комментарий.)

-Ребята, как вы думаете, что помогало вам справиться с заданиями?

Рефлексия. Слайд 8.

На сегодняшнем уроке:

-Мы учились выполнять комплексный анализ текста, вспомнили основные ключевые понятия;

 - Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

-Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

-Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам на экзамене.

 Домашнее задание. Слайд 9.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл предложений 33-35: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения, указывая номера нужных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 9 класс. Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста для 9 класса....

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс, Комплексный анализ текста как способ систематизации знаний...

Урок русского языка по теме "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный са...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...