Урок русского языка в 7 классе по теме: "Слитное написание производных союзов" (урок с применением ИМЭУ на базе устройства Pocket Book).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Проблема изучения слитного написания производных союзов остается открытой на данном периоде обучения. Если учащиеся в 7 классе не будут хорошо знать тему, то по окончании 9 и 11 классов возникнут сложности при сдаче ГИА и ЕГЭ. Поэтому данный урок посвящен новым знаниям, развитию умения слитного и раздельного написания производных союзов и их омонимов. Предложения, подобранные для заданий, имеют огромное значение: воспитывают интерес к русской литературе. А «поэтическая пятиминутка» побуждает учащихся к изучению истории Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

«Слитное написание производных союзов»

Цели и задачи:

Образовательные:

1. сформировать умения различать производные союзы  и     омонимичные им слова.

2. научить правильному правописанию предлогов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

Развивающие:

1. продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся, совершенствовать навыки работы  при использовании мультимедийных средств.

2. совершенствовать  умения  использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы

3. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.                                

Воспитательные: 

1. воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;      

2. способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Аннотация:

Проблема изучения слитного написания производных союзов остается открытой на данном периоде обучения. Если учащиеся в 7 классе не будут хорошо знать тему, то по окончании 9 и 11 классов возникнут сложности при сдаче ГИА и ЕГЭ. Поэтому данный урок посвящен новым знаниям, развитию умения слитного и раздельного написания производных союзов и их омонимов. Предложения, подобранные для заданий, имеют огромное значение: воспитывают интерес к русской литературе. А «поэтическая пятиминутка» побуждает учащихся к изучению истории Родины.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

1. PocketBook PRO-912

2. Единая коллекция ЦОР:  интерактивная орфограмма «Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».

3. Презентация (см. доп. материал).

Ключевые слова: производные союзы, омонимичные сочетания слов, орфограмма- контакт, орфограмма- пробел.

Техническое оборудование: учебники- PocketBook PRO-912, бумажный, мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Метод урока: объяснение нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Базовый учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, Е.В.Текучева Русский язык 7 класс, Образовательная система «Школа 2100».

Ход урока:

I. Актуализация прежних знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Деятельность обучающихся.

У доски работают 2 ученика, записывают составленные дома предложения (упр.379) [1, с.225]  и разбирают одно сложносочиненное предложение, один предлог.

2. Языковая разминка- работает весь класс.

- Записать под диктовку предложение, найти союзы, дать характеристику союзам, объяснить графически расстановку знаков препинания в последнем предложении:

Алиса ступила в лодку, потому что надо было положить удочку, чтобы  не порвать леску. И в это момент лодка рванулась вперед так, что Алиса с размаху уселась на сидение. Она поняла, что на удочку попался кто-то очень крупный, который тянет вперед лодку. Алиса не выпустила удилище и увидела, что ее тащит на буксире сом. (По К.Булычеву «Алиса в Гусляре»).[2, с.213]

- Лодку 1 [лотку]

- Удилище ²- уд-и-лищ-е.

3. Проверка домашнего задания и языковой разминки.

II. Усвоение нового материала.

1. Введение в тему.

В написанном вами тексте встретилось написание союза ЧТОБЫ, и сегодня мы более подробно обсудим проблему слитного и раздельного написания союзов.

2. Наблюдение над материалами таблицы – выявление закономерностей слитного и раздельного написания производных союзов и омонимичных форм слов. Запись темы урока в тетрадях.

(См. единая коллекция ЦОР:  интерактивная орфограмма «Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ»:  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f2439c3-868d-457d-a7e2-f78bdef68cca/%5BRUS9_206%5D_%5BIA_229%5D.swf ).

2.1. Познакомьтесь с таблицей «Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».

- К какому типу принадлежат предложения, представленные в 1 столбце в 1строке, 2 строке?

- Для чего в нем служит союз ТОЖЕ, ТАКЖЕ? Подберите к  нему синонимичную замену.

- Можно ли без ущерба для смысла высказывания отделить ЖЕ и удалить из предложения?

- Попробуйте удалить ЖЕ из предложения?

- Изменился ли от этого его смысл?

- Сделайте вывод, от комплекса каких единиц нужно отличать союз ТОЖЕ, ТАКЖЕ?

2.2. Рассмотрим 1 столбец 3 строку.

- Какие смысловые отрезки представлены в 3 строке?

- Для чего в них служит союз ЧТОБЫ?

- Можно ли отделить от союза частицу БЫ и удалить ее из предложения? Рассмотрите предложения во 2 столбце.

- К какому типу относятся представленные в нем предложения?  

- Чем является буквенный комплекс ЧТО БЫ: союзом или сочетанием местоимения с частицей?

- Попробуйте удалить частицу из предложения? Отразилось ли это на его смысле?

- Сделайте вывод- от сочетания каких единиц нужно отличать союз ЧТОБЫ, укажите способы, которыми при этом можно пользоваться

3. Формулирование общих выводов.

3.1. Сформулируйте правило слитного и раздельного написания союзов и омонимичных форм слов.

3.2. Сравните свои выводы с материалами учебников.

Использование ИМЭУ.

PocketBook PRO-912: [3, с.102-103], [4, с.134], [5, с.154-155], [1, с.226-227].

- Объясните, какими графическими обозначениями нужно пользоваться для обоснования правильного написания слова, с орфограммой-контактом или орфограммой-пробелом.

«Поэтическая пятиминутка» (физминутка).

Учитель: 2012 год объявлен Президентом РФ «Годом истории России». Вспомним часть нашей истории- военные 1941-1945гг., а именно стихи этих лет.

Учащиеся вспомнили (с помощью учителя) и прочитали четверостишья следующих авторов: К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», В.С.Высоцкий «Братские могилы», В.Лебедев –Кумач «Если завтра война», М.И.Исаковский «Русской женщине», М.Матусовский «На безымянной высоте».

III. Развитие навыков разграничения производных союзов от омонимичных форм.

1. Задание выполняется по рядам (использование ИМЭУ):

1 ряд выполняет упр. 264 (1часть)- [3, с.104.]

2 ряд выполняет упр. 381 (1-4 предложения) [1, с.227].

3 ряд выполняет упр. 354 (1-4 предложения) [4, с.135]

- Сделаем вывод.

2. Решение тестовых заданий (подготовка к ГИА). Презентация (см. доп. матерал). [6, с.158-160]

IV. Подведение итогов урока.

- Перечислите приемы, которыми можно пользоваться для доказательства слитного/ раздельного написания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ и омонимичных форм слов.

(См. единая коллекция ЦОР:  «Слитное / раздельное правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ»:  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59be8d1c-beec-4f78-8f2b-f41f89d0e32d/%5BRUS7_150%5D_%5BIA_064%5D.swf)

- Проиллюстрируйте ответы на конкретном примере.

- Запишите ключевые слова темы урока.

V. Домашнее задание по рядам.

Использование ИМЭУ.

1 ряд выполняет упр. 381 (5-11 предложения)- [1, с.227-228].

2 ряд выполняет упр. 356 - [4, с.135].

3 ряд выполняет упр. 265 (1-4 предложения)- [3, с.104].

VI. Оценки.

Список использованных источников:

1. Бунеев, Р.Н. Русский язык: учебник / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, Е.В.Текучева; под науч. ред. А.А.Леонтьева.- Изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2010.- 288с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).- 11027 экз.- ISBN 978-5-85939-664-1.

2. Русский язык: методические рекомендации для учителя/ Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, А.Т.Грязнова; рук. изд. программы Р.Н. Бунеев. - М.: Баласс, 2006.- 288с. (Образовательная система «Школа 2100»). -5 000 экз.- ISBN 5-85939-560-4.

3. Из PocketBook PRO-912: Русский язык. 7кл.:  учеб. для  общеобразоват. учреждений/  М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской,  П.А. Леканта.- 15-е изд.-М.: Дрофа, 2011.- ISBN 978-5-358-09770-4.

4. Из PocketBook PRO-912: Русский язык: Практика. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н.Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. С.Н.Пименовой.- 17-е изд.- М.: Дрофа, 2010.- ISBN 978-5-358-08366-0.

5. Из PocketBook PRO-912: Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общобразоват. Учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 20-е изд.- М.: Дрофа, 2011.- ISBN 978-5-358-09698-1.

6. Лазарева, Л.А. Уроки русского языка: Из опыта работы. Пособие для учителей/ Л.А.Лазарева;- М.: Просвещение, 2000.-208с.- 345000 экз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....

Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».

Тип урока: открытие нового знания. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по  решению вопроса о слитном или раздельном написании  НЕ с причасти...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Урок по русскому языку в 6 классе. Тема "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными"

Урок по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными". Урок построен по учебнику 6 класса М.М. Разумовской....