Урок русского языка "Грамотная речь как отражение языковой культуры"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Сарабарова Валентина Николаевна

Урок-практикум по русскому языку в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум «Грамотная речь как отражение языковой культуры» Кто плохо знает свой язык, тот не оценит красоты родной речи, не задумается над книгой, не заслушается песнями, не запомнит стихов… В. Инбер

Слайд 2

Недостаточно овладеть мудростью, нужно уметь ею пользоваться Цицерон

Слайд 3

А1. Орфоэпические нормы Доверху, задолго, баловать, перчить, предвосхитить, донельзя, искони, иконопись, заиндеветь, ржаветь, черпать, закупорить, осведомиться, баржа, искра, форзац, кедровый, прозорливый, украинский, сливовый, оптовый, крала, добела, лакировать, дозировать, премировать, людям, средства, статуя, опошлить плесневеть, еретик, жалюзи

Слайд 4

А1. Орфоэпические нормы дОверху, зАдолго, баловАть, пЕрчить, предвосхИтить, донЕльзя, Искони, Иконопись, заИндеветь, ржАветь, чЕрпать, закУпорить, освЕдомиться, бАржа, Искра, фОрзац, кедрОвый, прозорлИвый, украИнский, слИвовый, оптОвый, крАла, добелА, лакировАть, дозИровать, премировАть, лЮдям, срЕдства, стАтуя, опОшлить плЕсневеть, еретИк, жалюзИ

Слайд 5

А2 1) Укажите правильную характеристику слова КОТОРОГО в данных предложениях Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. Я бросился к окну. Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, а рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь .

Слайд 6

1) НАСЧЕТ ПОСТАВКИ УГЛЯ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ. 2) НАВСТРЕЧУ НАМ ВЫБЕЖАЛ ЛОХМАТЫЙ ПЕС. 3) ВСЮ ДОРОГУ ОНИ ШЛИ ВПЕРЕДИ. 4) Я УВИДЕЛА РЕБЯТ ВПЕРЕДИ СЕБЯ В каком предложении выделенное слово не является предлогом?

Слайд 7

ТРОЕКУРОВ, НАДМЕННЫЙ В ОТНОШЕНИЯХ С ЛЮДЬМИ САМОГО ВЫСШЕГО ЗВАНИЯ, УВАЖАЛ ДУБРОВСКОГО, (НЕ)СМОТРЯ НА ЕГО СМИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Укажите верное написание выделенного слова и верное объяснение .

Слайд 8

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в шкафу; 2) пять полотенец; 3) шестисот семи человек; 4) ихние дела

Слайд 9

Образуйте форму мн.ч. родительного падежа имён существительных, например: лимон-лимонов Банан баклажан джинсы гектар консервы нерв солдат сапог носок

Слайд 10

Банан ов , баклажан ов , джинс ов , гектар ов , нерв ов , солдат, сапог, носк ов , консерв ов

Слайд 11

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор употребляются с дательным падежом: благодаря родителям, вопреки желанию, согласно приказу.

Слайд 12

Тест с взаимопроверкой 1) приехать по (окончани_) института 2) возвратиться по (завершени_) строительства 3) справиться по (прибыти_) в столицу 4) рассказать по (возвращени_) из командировки 5) ударить по (десят_) барабанам 6) заплатить по (трист_) рублей 7) поступить наперекор (желани_) 8) действовать вопреки (совет_)

Слайд 13

Тест с взаимопроверкой 1) приехать по окончани И института 2) возвратиться по завершени И строительства 3) справиться по прибыти И в столицу 4)рассказать по возвращени И из командировки 5) ударить по десят И барабанам 6) заплатить по трист А рублей 7) поступить наперекор желани Ю 8)действовать вопреки совет У

Слайд 14

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения Играя в футбол, 1) у меня подвернулась нога; 2) воспитывается чувство коллективизма; 3) незаметно пролетело время; 4) вы должны соблюдать правила.

Слайд 15

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения Достав из кармана спички, 1) продолжился рассказ моего собеседника; 2) свет спички заполнил комнату; 3) мой собеседник зажёг свечу 4) мне пришлось долго искать свечку на полке.

Слайд 16

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения Разговаривая по телефону , 1) я всегда называю собеседника по имени; 2) всегда называйте собеседника по имени; 3) надо называть собеседника по имени; 4) всегда называю собеседника по имени.

Слайд 17

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения Начиная работу с текстом, 1) у нас завязался спор; 2) постарайтесь внимательно прочитать его; 3) мной был неверно определён размер; 4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

Слайд 18

А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения Отправляясь в далёкое путешествие, 1) возьмите только самое необходимое; 2) туристское снаряжение оказалось испорченным; 3) грусть охватила меня; 4) погода внезапно испортилась.

Слайд 19

Придаточную часть НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1) Человек, который живёт в согласии со своим внутренним миром, всегда созидатель и художник. 2) Он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал. 3) Взгляд путника замер на куполах старой церквушки, которая виднелась вдали. 4) Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание - знать

Слайд 20

Придаточную часть НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 1)Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. 2) Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. 3) Из бурой земли, которая освободилась от снега, выглянула зелень травы. 4) На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. 4) Трудно найти человека, который не преклонился бы перед величием гражданского подвига поэта Некрасова.

Слайд 21

Придаточную часть НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом 1) Надежды, которые возлагались на реформу, потерпели окончательный крах. 2) Самая популярная в нашей стране новогодняя песенка, с которой выросло не одно поколение детворы, появилась в 1905 году. 3) При дефиците солнца и тепла у многих начинается депрессия, избавиться от которой не всегда просто. 4) То настроение, которое заставило нас покинуть дом, решило судьбу завтрашнего дня.

Слайд 22

Придаточную часть НЕЛЬЗЯ заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом 1) Над горизонтом моря, по которому дымилась полоса чёрного дыма какого-то парохода, ползли длинные белые облака. 2) Средневековые замки чаще всего возводили на вершинах холмов, которые возвышались над окружающей местностью. 3) Многие животные, которые освоили водную среду, отлично плавают. 4) Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.

Слайд 23

Найдите соответствия 1. Братья наши меньшие 2.Блистающая сталь 3. Солнце русской поэзии 4. Весна человеческой жизни 5. Седая чародейка 6. Голубая планета 7. Потомок викингов отважных 8. Белые воротнички 9.Прикованный к скале титан 10. Хлеб цивилизации А. Земля Б.Зима В. Прометей Г.Швед Д.Сабля Е.Животные Ж. Пушкин З. Газеты И.Конторские служащие К. Юность

Слайд 24

1) Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной 2) Для женщины, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни – всю вселенную. 3) Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами и там и там. 4) Бессмертные все умерли. Осталось два-три долгожителя. 5) Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана. 6) Ангелы опальные, светлые, печальные. 7) Каждый счастлив, словно узник, выйдя из тюрьмы. 8) Говорят о рае, дышат адом. 9) Шёл я на север безлиственный, Шёл я в морозной пыли. А) метонимия Б) антонимы В) антитеза Г) эпитет Д) гипербола Е) оксюморон Ж) анафора З) сравнение И) синекдоха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».

Урок с использованием современных образовательных технологий...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Темы возможных интегрированных уроков русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

Разделы и предметы, которые  мне приходилось чаще всего совмещать:Русский язык и физика, русский язык и биология (человек).(Фонетика. Что такое звук? Как зарождается звук? Какие органы помо...