Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
статья по литературе по теме
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_obobshchenie_opyta.docx | 50.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Зеленокумска Советского района»
Ставропольского края
Тема опыта:
« Комплексная работа с текстом на уроках
русского языка как средство формирования
языковой компетенции учащихся»
Автор опыта:
Степанова Елена Алексеевна, учитель
русского языка и литературы МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска»
Советского района.
Г. Зеленокумск
2012-2013 г.
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Информация об опыте…………………………...3
1.1. Условия возникновения и становления опыта…………3
1.2. Актуальность опыта……………………………………...3
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта…………………...4
1.4. Длительность работы над опытом………………………4
1.5. Диапазон опыта…………………………………………..5
1.6. Теоретическая база опыта……………………………….5
1.7. Новизна опыта……………………………………………8
РАЗДЕЛ II.Технология опыта………………………………..8
РАЗДЕЛ III. Результативность опыта………………………14
Библиографический список…………...……………………..19
Приложение к опыту……………………………………...….20
РАЗДЕЛ 1.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Условия возникновения и становления опыта
Педагогический опыт « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» возник в МОУ «СОШ №2 г. Зеленокумска».
Социальная среда детей, обучающихся в школе, достаточно разнообразна. Это дети из семей служащих, рабочих, частных предпринимателей.
Школа осуществляет углублённое изучение предметов гуманитарного цикла. В образовательном учреждении повышенного уровня формирование языковой компетенции учащихся 5-11 классов успешно решается с помощью УМК Т. Н. Ладыженской. В условиях возрастающих требований к грамотной письменной речи возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения для формирования устойчивых навыков правописания для успешной подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, а также для повышения речевой культуры школьников.
Тема моего опыта «Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» соотносится с проблемой школы «Развитие профессиональной компетентности педагога как ресурс инновационной деятельности школы для повышения качества образования». Результаты работы по теме опыта
обсуждались на заседаниях психолого-педагогического семинара,
методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился
переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному.
Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как
профессионала, легко ориентирующегося в инновациях, психологических
процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего
предмета.
В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу
учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии
обучения, соответствующей данному направлению, а именно:
интеллектуальному и речевому развитию обучаемых.
1.2. Актуальность опыта
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений не только в системе образования, но и в жизни общества в целом. В связи с этим проблема формирования языковой компетенции учащихся по-прежнему остаётся острой, ведь одно из требований, предъявляемых к выпускнику, – это свободное владение русским языком.
Однако изучение качества знаний и умений учащихся показывает, что школьники не всегда осознают сущность основных языковых понятий, слабо владеют навыками аналитико-синтетической деятельности, обладают недостаточной практической грамотностью, с трудом пользуются языковыми средствами для приёма и передачи информации. Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по русскому языку свидетельствует о недостаточном умении школьников работать с текстом и правильно выражать свои мысли, создавая собственное речевое высказывание.
На основе анализа соответствующей методической литературы была установлена необходимость поиска оптимальных условий языкового развития учащихся. Это актуализировало проблему формирования языковой компетентности учащихся и потребовало разрешения ряда объективных противоречий:
- между растущими требованиями общества в высокообразованной личности, владеющей грамотной письменной и устной речью, и общим снижением уровня письменной речи;
- между ориентацией нового содержания образования на формирование языковой компетенции учащихся и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний;
- между необходимостью развития языковой личности, способной применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, и общим снижением уровня культуры речи учащихся.
Педагог считает, что содержание опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванные противоречия и предусматривает разработку новых подходов к работе с текстом. Комплексная работа способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, развивает чувство русского языка, формирует умение пользоваться его выразительными средствами, стилистическим разнообразием, что, по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности».
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текстов краеведческой направленности как основы создания на уроках русского языка развивающей языковой среды, обеспечивающей реализацию практической направленности обучения и воспитание общечеловеческих ценностей.
1.4. Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом в контексте заявленной
формулировки темы составляет три года (с 2009 года), но значительно
раньше (с 2005 года) я вводила в свои уроки элементы лингвистического
анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала
тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и
навыков включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.
Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить
правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую
культуру, воспитать чувство национального достоинства у носителей
русской речи.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные
результаты:
- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;
- улучшение техники чтения и увеличение количества читающих детей;
- повышение интереса к изучаемым предметам;
- совершенствование речевого развития учащихся.
Разработаны методические рекомендации по темам «Развитие речи и
улучшение правописных навыков в единстве», «Виды работ,
способствующие развитию речи и навыков грамотного письма».
Введение ЕГЭ по русскому языку за курс средней общеобразовательной
школы и новой формы государственной (итоговой) аттестации в IХ классах
потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического
планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией
личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к
определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
В 2010 году на втором основном этапе продолжилась системная работа по выбранному направлению, которая показала положительную динамику в сформированности языковой компетентности учащихся на основе работы с текстом.
Завершающим этапом стал 2011 год, когда была проведена итоговая диагностика результатов деятельности, показавшая положительные результаты:
- повышение уровня учебной мотивации и интеллектуального развития школьников;
- сохранение и рост качества знаний по русскому языку;
- рост познавательной активности учащихся;
- повышение уровня культуры устной и письменной речи.
Итогом работы является результативность опыта за последние 3 года.
1.5. Диапазон опыта
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная
работа» с 5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в
работе с текстом
- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части,
так и в системе уроков,
- необходим на уроках в средних и старших классах;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,
- с успехом может использоваться учителями начальной школы с
учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
1.6. Теоретическая база опыта
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В связи с этим принципиально меняются цели образования.
Одним из перспективных подходов, позволяющим решить задачи, стоящие перед современной системой образования, становится компетентностный подход к управлению качеством образования. Этот подход базируется на двух основных понятиях – «компетенция» и «компетентность», получивших распространение сравнительно недавно.
Понятие компетенции применительно к теории языка было введено в научный обиход в 60-х годах ХХ века американским лингвистом и философом языка Н.М.Хомским, который предпринял одну из первых попыток определения понятия «владение языком». Ученый писал: «…мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае …употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию …противопоставление, вводимое мною, связано с соссюровским противопоставлением языка и речи, но необходимо … скорее вернуться к гумбольдской концепции скрытой компетенции как системы порождающих процессов» [15]. Раскрытию понятий компетентности, компетенций и компетентностного подхода посвящены работы В.А.Болотова, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Т.М. Ковалевой, Дж. Равена, О.В. Соколовой, А.В. Хуторского, Т.И.Шамовой, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина и др.
В 1960-1970 г.г. в научных трудах ученых-лингвистов был поднят вопрос о разграничении понятий «компетентность» и «компетенция». На современном этапе исследователи компетентностного подхода в образовании придерживаются следующего понимания терминов «компетенция» и «компетентность».
Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются у учащихся в процессе обучения и служат средством достижения цели образования – формирования компетентности.
Компетентность определяется как способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач.
В связи со снижением уровня речевой культуры в России в образовательном стандарте особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.
Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским в 60-е годы XX века. Познакомившись с трудами учёного, педагог пришла к выводу, что лингвист семантически противопоставил данное понятие термину «использование языка» и раскрыл это различие как разницу между знанием “говорящего-слушающего” о языке и применением языка в практике общения и деятельности человека. С тех пор содержание термина «языковая компетенция» изменилось, но он прижился и активно используется в современной науке.
За основное определение языковой компетенции взяла определение Е.А. Быстровой: «Языковая компетенция — способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете — владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности» [4].
Обратившись к трудам Е.Д.Божович [3], педагог нашла для себя принципиальные положения для реализации своей темы. На современном этапе представляется необходимым формирование языковой компетенции школьников на основе соблюдения следующей иерархии целей:
1) коммуникативная деятельность;
2) текстовые действия;
3) языковые операции.
Это даёт возможность на деле представить ребенку всю систему языка в целом и обеспечить взаимодействие данных речевого опыта и теоретических знаний о языке в структуре языкового сознания учащегося.
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи. Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, литературоведческого анализа, а также речеведческий разбор, объяснение орфограмм, знаков препинания, выполнение всех видов разбора и предоставляет большие возможности для формирования языковой компетенции.
Методологическую основу опыта составили положения в трудах отечественных педагогов (К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского), психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Е.Д.Божович), рассматривающих проблему развития учащихся в процессе обучения, а также методистов (А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой, Т.И.Чижовой, Т.А.Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.Т.Баранова).
Понятие языковой личности находит отражение в психолого-педагогической литературе. Ф.И.Буслаев [5] указывал на нерасторжимое единство родного языка с личностью ученика. Данной проблемой занимались также Л.И.Бердникова [2], Ю.Н.Караулов [9] и др. Л.И.Бердникова определила формирование языковой личности как основную цель обучения русскому языку. Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т. Барановым, Г.К. Лидман-Орловой, Е.И. Ильиной, Т.А. Ладыженской, которые считают, что в системе формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи. Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности.
Познакомившись с основными положениями исследователей, педагог пришла к выводу, что важность обучения языку на основе текста уже стала аксиомой в теории и методике преподавания, однако методы и приёмы использования, цели и задачи, виды заданий и формы данного вида дидактического материала различны. Преобладающим подходом к анализу текста на уроках русского языка в настоящий момент является комплексный подход. Именно он позволяет соединить то, что существует в единстве в речи – это языковой материал и реализация его в речевой деятельности, что способствует формированию целостного восприятия, формирует комплекс ценностей, способностей, которые определяют дальнейшее развитие личности.
Углубленный компонент, направленный на формирование у школьников обобщенных умений текстовосприятия и текстообразования, которые определяют уровень развития языковой личности, органично введен в альтернативную программу для углублённого изучения русского языка Т. Н. Ладыженской. Формой работы, оптимально сочетающей обучение теории языка и формирование важнейших языковых умений, является комплексный анализ текста.
1.7. Новизна опыта
Новизна опыта Степановой Е. А. заключается в системном подходе к формированию орфографической зоркости учащихся, их позитивной учебной мотивации на основе использования текста.
Педагогом собран и систематизирован обширный материал, составлены интересные дидактические материалы для работы над типами речи (Приложение 1), разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Приложение 2).
РАЗДЕЛ II.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне. Обучение русскому языку происходит в сложной ситуации: отмечается бурная либерализация языковых норм, активно в лексику носителей языка проникают профессиональный сленг и другие жаргоны, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи, а также особое внимание уделяется формированию языковой компетенции.
Содержание стандарта предполагает не только формирование навыков анализа языка, классификации языковых явлений и фактов (а именно это до сих пор преобладает в школьной практике), но и воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Именно поэтому при обучении русскому языку углубляется лингвистическая составляющая курса, развивается языковой аспект, повышается внимание к формированию орфографической зоркости учащихся. В связи с этим в методике особая роль на уроках русского языка отводится тексту как основной дидактической единице.
Наряду с широким системным освоением грамматики, лексики, синтаксиса, учитель стремится, чтобы уроки русского языка способствовали нравственному росту учащихся. Большую помощь в подобной работе оказывает включение краеведческого материала, а также текстов, воспитывающих у школьников патриотизм, толерантность, любовь к природе. Использование на уроках русского языка текстов на основе краеведческого материала ставит задачу рассмотрения особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре родного края.
Поэтому целью работы стало формирование языковой компетенции учащихся на основе использования комплексной работы с текстом.
Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
3.Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.
5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.
Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом (Приложение 2,3,4):
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
- анализ текста при работе над типами речи;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- лингвистический эксперимент;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам.
Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Степанова Е. А. выделяет основные организационные формы комплексного анализа текста:
- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
Работая по программе Т. Н. Ладыженской, педагог взяла за основу предлагаемый в учебнике план анализа текста (Приложение 1).
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Особое значение придаю подбору текстов для комплексного анализа. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:
- должен быть понятным по содержанию;
- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;
- оказывать воспитательное воздействие;
- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.
В своей работе широко использую краеведческий материал, предоставляющий большие возможности для формирования орфографической зоркости, тренировки пунктуационных навыков, устранения речевых ошибок и обучения написанию сочинений. Знать свой край, его историю и культуру – значит любить его, понять неразрывную связь истории своей «малой» родины с историей России.
Так, например, строится работа с текстом на уроке в 6 классе при изучении темы «Лексико-стилистическая роль имён существительных в речи» по программе Т. Н. Ладыженской (Приложение 2).
Таким образом, опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества.
Работа с текстом при обучении сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса. Учителем разработаны методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, в которых предложены разнообразные формы и методы работы на уроке (Приложение 3).
Анализ текста при работе над типами речи
Педагогом собраны интересные дидактические материалы (Приложение 4), которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации. Формы такой работы разнообразны: работа с «деформированным» текстом, письмо по памяти, анализ текста при работе над типами речи и др..
Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому важному событию из истории нашего края он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.
При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.
При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.
При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:
- тезис (то, что надо сказать);
- доказательства (аргументы);
- вывод (общий итог).
Особое внимание педагог уделяет работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Сопоставительный анализ текстов
Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повысить интерес к слову.
Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:
- смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);
- стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);
- типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
- языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).
Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.
Письмо по памяти
Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ЕГЭ в 9 и 11 классах.
Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала, а использование краеведческого материала способствует воспитанию нравственных качеств школьников.
Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.
В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания (Приложение 5).
Словарная работа
Использование краеведческого материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.
Учащимся предлагается записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.
Оборонительное сражение, артиллерийские залпы, Аллея Героев, выполнить точь-в-точь, невиданное сражение, бронированный удар, Прохоровское поле, захваченный оккупантами, прорваться к речонке, озаряют небо, мирные отблески, праздничный фейерверк.
После проведения беседы по тексту составляется небольшой рассказ с использованием словосочетаний.
Лингвистический эксперимент
Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:
· устранение данного языкового явления из текста;
· подстановка или замена языкового элемента синонимичным;
· распространение текста другими языковыми элементами;
· свёртывание текста;
· перестановка слов и других языковых единиц.
Работа с «деформированным» текстом
Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. В учебном комплексе Т. Н. Ладыженской [1], к сожалению, достаточно мало упражнений, направленных на формирование навыков грамотного письма. В связи с этим педагог составил свой дидактический материал, в котором собраны тексты с учетом возрастных особенностей школьников согласно требованиям стандарта.
Так, например, при изучении курса русского языка в 8 классе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два» [11]. На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу (Приложение 6).
Составление текста по опорным словам
Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.
Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.
Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности (Приложения 4,5,6).
Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов международного, всероссийского, областного и городского уровней.
Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. Опора на местный материал при подборе текстов помогает в воспитании нравственных качеств учащихся. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.
РАЗДЕЛ III.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
за последние 3 года
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь
определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация
изучения русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и
навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться
реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Результаты успеваемости учащихся за последние три года
Таблица 1
Русский язык
Ф.И.О. | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Степанова Е.А. | 64%(А) | 44%(В) | 46%(А) | - | 40%(Б) | - | - |
Литература
Ф.И.О. | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
Степанова Е.А. | 92% (А) | - | 61% (А) | - | 64%(Б) | - | - |
Таблица 2
Русский язык
№ п\п | Ф. И. О. учителя | 2009-2010 г. | 2010-2011 г. | 2011-2012 г. |
1. | Степанова Е. А. | 49 | 47 | 50 |
Таблица 2
Литература
№ п\п | Ф. И. О. учителя | 2009-2010 г. | 2010-2011 г. | 2011-2012 г. |
1. | Степанова Е. А. | 58 | 72 | 73 |
Таблица 3
Результаты пробного ГИА по русскому языку в 9 классе
(декабрь 2011 года)
класс | по списку | писали | обучен ность | качест во | «5» | «4» | «3» | «2» | учитель |
9Б | 25 | 25 | 76 | 44 | 1 | 10 | 8 | 6 | Степанова Е. А. |
Результаты ГИА по русскому языку в 9 классе (июнь 2012 года)
Таблица 5
класс | по списку | писали | обучен ность | качест во | «5» | «4» | «3» | «2» | учитель |
9Б | 25 | 25 | 100 | 80 | 8 | 12 | 5 | - | Степанова Е. А. |
Победители и призеры предметных олимпиад за последние три года
Таблица 8
№ п\п | Ф.И. участника | Год | Класс | Место (школьный этап) | Место (район ный этап) |
1. | Загорулько Элла | 2011 | 5 | победитель | |
2. | Ли Надежда | 2011 | 7 | победитель | |
3. | Батаева Шовда | 2011 | 7 | призер | |
4. | Козлов Владислав | 2011 | 7 | призер | |
5 | Зюбанов Данил | 2011 | 9 | победитель | |
6 | Сердюкова Анна | 2009 2010 2011 | 7 8 9 | победитель победитель призер | победитель победитель |
Уровень сформированности познавательного интереса учащихся к изучению русского языка за последние три года анализировала по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р. ( см. рисунок 9).
№ | Познавательная деятельность школьников | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009 уч.г. | 2009-2010 уч.г. | |||
5А | 7Б | 6А | 8Б | 7А | 9Б | ||
1. | Интеллектуальный уровень | 31 | 30 | 34 | 32 | 40 | 38 |
2. | Сформированность качеств учебной деятельности | 22 | 21 | 24 | 22 | 25 | 26 |
3. | Уровень волевой регуляции деятельности | 23 | 21 | 29 | 23 | 30 | 24 |
4. | Эмоциональная сфера | 24 | 28 | 13 | 23 | 5 | 12 |
Рис. 9 Уровень сформированности познавательного интереса
к изучению русского языка (в %)
Из представленной таблицы видно, что уровень познавательной сферы учащихся возрастает с каждым годом. Анализ полученных результатов в отношении второго и третьего показателей тоже показывает повышение уровня сформированности качеств учебной деятельности и уровня волевой регуляции деятельности. Эмоциональная сфера к старшим классам снижается. Это связано с тем, что к 9 классу у учащихся появляется больше серьёзности и рассудительности. Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что система формирования языковой компетенции учащихся через использование комплексной работы с текстом даёт возможность учителю повышать уровень сформированности познавательного интереса к предмету.
Таким образом, использование комплексной работы с текстом на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, культуру устной и письменной речи, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, формирует нравственные качества школьников, позволяет добиваться хороших результатов в подготовке выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Библиографический список
1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для школ,
гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус.яз.- М.: Дрофа, 2002. – 432 с.
2. Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. -Оренбург, 1997
3. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.
4. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1
5. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.
6. Воинов А. И. Отважные. – Белгородское книжное издательство, 1963. –
7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: пособие для учащихся 6-7 классов. – М.: Аркти, 2001. – 160 стр.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
9. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.
10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. – М., 2002.
11. Носов Е.И. Травой не порастёт…- Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1985
12. Павлова О.А., Белова И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: Методические материалы. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. – 152 с.
13. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240с.
14. Рыбаков А.Н. Дети Арбата: в 3 кн. / Анатолий Рыбаков. – СПб.: Амфора,2004. – 526 с.
15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972 (англ. 1965).
16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты 17. Хуторской А.В. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Статья для учителей русского языка "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМСекция 2 «Инновационные методы и приемы преподавания русского языка и литературы вначальной и средней школе». 15 фев...