УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ «ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ А.П. ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ». Составление диафильма» (5 КЛАСС)
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Школьная программа по русскому языку предлагает на уроки развития речи один-два урока. Для подробного изложения в 5 классе целесообразно использовать два урока, так как у пятиклассников только формируются умения определять основную мысль текста, идею текста, его композиционные особенности, эти задачи для ребят достаточно сложны и трудоёмки. Второй урок по теме - собственно изложение текста - можно провести в традиционной форме. На первом уроке пятиклассники должны осмыслить текст, его построение. Реализовать это требование можно различными путями, в том числе и через развитие творческого воображения и творческого восприятия. Урок составления диафильма предлагает один из способов нетрадиционной подготовки к изложению текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_5klass_diafilm.rar470.08 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 «ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ А.П. ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ». Составление диафильма»  (5 КЛАСС)

        Школьная программа по русскому языку предлагает на уроки развития речи один-два урока. Для подробного изложения целесообразно использовать два урока, так как у пятиклассников только формируются умения определять основную мысль текста, идею текста, его композиционные особенности, эти задачи для ребят достаточно сложны и трудоёмки. Второй урок по теме - собственно изложение текста - можно провести в традиционной форме. На первом уроке пятиклассники должны осмыслить текст, его построение. Реализовать это требование можно различными путями, в том числе (и прежде всего, на мой взгляд) через развитие творческого воображения и творческого восприятия. Нетрадиционная форма урока подготовки к изложению текста и представлена далее.

 

 Ц е л и :

1.Дать представление о личности А.П.Гайдара, познакомить учащихся с его рассказом  «Совесть», составить план рассказа.

2.Развитие творческого видения учащихся.

3.Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

О б о р у д о в а н и е:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг А.П.Гайдара,  фонограмма текста «Совесть» (если записи нет в школьной фонотеке, её можно подготовить заранее со старшеклассниками), тексты рассказа для каждого ученика, бумага для рисования, краски, карандаши.

О с н о в н о й   м е т о д – метод творческого чтения.

О с н о в н о й    п р и ё м – составление диафильма.

Х о д   у р о к а:

1.ОРГМОМЕНТ: сообщение темы урока, цели урока, запись в рабочие тетради даты и темы урока.

2. УСТАНОВКА НА ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

   ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

        Творчество Аркадия Петровича Гайдара (А.Голикова) – это одна из самых светлых страниц детской литературы прошлого века. В наше время у многих взрослых, в том числе и у ваших родителей, ребята, имя писателя вызывает чувство грусти по босоногому детству, светлым идеалам бескорыстной дружбы и беззащитно-гордому миру мальчишеской души.

        Аркадий Гайдар родился 9 (22) февраля1904 года в городе Льгове Курской губернии, откуда вскоре семья Голиковых перебралась в Арзамас. Ему было 10 лет, когда ушёл на германский фронт отец – учитель Голиков, и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Аркадий учился в 3 классе реального училища, когда произошла Февральская революция. В 1918 году Арзамас стал одним из важнейших военных центров революции, и четырнадцатилетний Аркадий Голиков пошёл сражаться «за лучшую долю, за счастье, за братство народов». Выдав себя за шестнадцатилетнего, ушёл на фронт, через год закончил Киевские командные курсы и был назначен командиром 6-й роты 2-го полка бригады курсантов, а ещё через год стал командиром учебного полка. Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии, но в 1923 году серьёзно заболел – сказалась контузия.  Заключение врачей перечеркнуло мечту о военной академии.

        В 1926 году Гайдар пишет рассказ, во многом определивший его путь. Это был рассказ «Р.В.С.», в котором автор, впервые адресуя своё произведение детям, поведал им о суровом солдатском долге и о фронтовом товариществе.

        А.Гайдар за несколько лет побывал в Перми, Архангельске, жил с сыном Тимуром в Крыму, работал корреспондентом на Дальнем Востоке, на Урале, в Курской области.

        В середине 30-х годов писатель стал подписывать свои произведения псевдонимом – Гайдар. «Всадник, скачущий впереди» - так переводят имя писателя с монгольского языка.

        После урока вы можете взять любую книгу А.Гайдара с выставки и познакомиться с героями  «Судьбы барабанщика», «Школы», «Голубой чашки», «Тимура и его команды» и других произведений.

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

   РАБОТА С ТЕКСТОМ.        

- Прослушайте рассказ А.Гайдара «Совесть». (Звучит фонограмма.)

- По этому тексту вы напишете подробное изложение. Но урок у нас будет не совсем обычный. Прежде чем вы узнаете,  в чём его необычность, хочу спросить: кто никогда не видел ни одного диафильма? Все видели. Хорошо. Сегодня мы попробуем составить собственный диафильм по рассказу Гайдара «Совесть».

- Вспомните, из каких частей он состоит.

(С диафильмами ребята знакомы по урокам в начальной школе, поэтому верно отвечают – из рисунков и подписей.)

- Как в кадре диафильма расположены рисунки и подписи?

(Составляется  план кадра, подпись  может быть в разных местах кадра, дети это знают.)

        После таких уточнений приступаем к работе над диафильмом. Выделяем кадры будущего диафильма и тем самым разбиваем его на части. Части озаглавливаем. Так развивается умение составлять план.

- Каков, на ваш взгляд, первый кадр? Что на нём будет? - спрашивает учитель.

- «Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре…», - хором отвечают ребята.

        Однако учитель не спешит радоваться. Нет слов одобрения. Более того, он говорит, что если бы ему предложили эту работу, то он, возможно, начал бы её иначе. Дети в недоумении.

- Сразу ли с содержания начинается диафильм? Возможно ли другое начало? Подумайте.

- Нет, не сразу с содержания.

- А с чего может начаться диафильм?

- Надо написать «Аркадий Гайдар. «Совесть», -  предлагают ученики.

- Верно. А как написать? На каком фоне?

( Предложений поступает множество, важно, что ребята уже включились в процесс творчества.)

- Каков следующий кадр? Можно ли переходить к тексту?

- Можно.

- Чем будут слова из текста?

- Подписью к кадру.

- Наши подписи ко второму и последующим кадрам называются титрами. В словарики запишите: «Титр – надпись на кадре в кинофильме, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст». Титры есть в каждом фильме – немом, звуковом, диафильме.

(Для пятиклассников вводится новое понятие в активный словарный запас.)

        После этого переходим к следующим кадрам диафильма. Эта работа даёт возможность заняться устным  словесным рисованием, формировать навыки описания картины. Она вводит в актив ученика понятия «передний план», «задний план», «крупный план», «слева на картине»,  «справа на картине», «фон картины» и другие.

        Работа по устному составлению кадров не вызывает у школьников затруднений. Они описывают, как представляют Нину Карнаухову, как выглядит добродушный, испуганный первоклассник, огромная, злая собака и даже красивая бабочка. Чтобы было ещё интересней, предлагаю в парах или группах  нарисовать иллюстрации к тесту. Кто-то выбирает первый кадр, затем второй и так далее. Во время работы идёт обсуждение содержания рассказ: какова основная мысль текста, какие слова использует автор при описании Нины и её проступка, почему она заплакала, какие антонимы встречаются в тексте, будет ли Нина в будущем прогуливать школу? После завершения работы вновь обращаемся к диафильму.

- Каким образом можно превратить ваши рисунки в кадры диафильма?

- Написать на них название кадра и подпись к нему.

( Чтобы сократить время и упростить работу, надписи можно вырезать и наклеить.)

- Завершен ли наш диафильм?

- Нет, не хватает кадра с надписью «Конец».

- Верно, и ещё не хватает рамки с перфорациями, которая сделает ваши рисунки похожими на кадры.

(Слово перфорация моим детям известно по работе с перфокартами, оно есть в их словариках, но возможно и включение его в ученические словарики непосредственно на уроке.)

(Завершается работа над диафильмом.)

4. ИТОГ УРОКА.

- Ребята, на уроке мы начали знакомство с творчеством А.П.Гайдара, это замечательный писатель, который умел бережно касаться самых заветных чувств человека. История Нины Карнауховой показала, как важно и сложно уметь отвечать за свои поступки перед самим собой и своей совестью. И хотя урок наш получился несколько техническим, я уверена, многие из вас сумеют самостоятельно сделать правильные выводы из прочитанного и услышанного.

   На следующем уроке вы напишете изложение по данному тексту. Название кадров нашего диафильма – не что иное как план вашего изложения. Дома вы устно восстановите текст «Совесть» по этому плану.

(выставление оценок за работу на уроке, запись Д/З в дневники.)

Приём составления диафильма полифункционален. Он позволяет активизировать внимание учащихся, их творческую деятельность, развивает воображение и формирует эстетический вкус пятиклассников.

Этот вид работы позволяет трудиться всем вместе, в коллективе, когда каждый может создать рисунок, кадр по деталям, по штрихам, по элементам. Затем ученик пытается самостоятельно пройти путь, пройденный сообща.

 

 

(Далее предлагается макет диафильма):



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Изложение "Отважный пингвиненок"

Презентация к уроку развития речи помогает в занимательной форме провести подготовку  учащихся к изложению....

Презентация по русскому языку "Развитие речи. Изложение от 3-его лица" 5 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения темы "Написание изложения от третьего лица"...

Урок развития речи. Изложение

Данная презентация поможет проветси урок развития речи в 9-ом классе, сформировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст,развивать творческие способности учеников...

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»

Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...

Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.

Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок"....

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова

Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...

Конспект урока: "Развитие речи. Изложение. Победа"

Разработка конспекта урока по развитию речи для специальных (коррекционных) школ. Изложение "Победа"....