УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ «ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ А.П. ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ». Составление диафильма» (5 КЛАСС)
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Школьная программа по русскому языку предлагает на уроки развития речи один-два урока. Для подробного изложения в 5 классе целесообразно использовать два урока, так как у пятиклассников только формируются умения определять основную мысль текста, идею текста, его композиционные особенности, эти задачи для ребят достаточно сложны и трудоёмки. Второй урок по теме - собственно изложение текста - можно провести в традиционной форме. На первом уроке пятиклассники должны осмыслить текст, его построение. Реализовать это требование можно различными путями, в том числе и через развитие творческого воображения и творческого восприятия. Урок составления диафильма предлагает один из способов нетрадиционной подготовки к изложению текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_5klass_diafilm.rar | 470.08 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ А.П. ГАЙДАРА «СОВЕСТЬ». Составление диафильма» (5 КЛАСС)
Школьная программа по русскому языку предлагает на уроки развития речи один-два урока. Для подробного изложения целесообразно использовать два урока, так как у пятиклассников только формируются умения определять основную мысль текста, идею текста, его композиционные особенности, эти задачи для ребят достаточно сложны и трудоёмки. Второй урок по теме - собственно изложение текста - можно провести в традиционной форме. На первом уроке пятиклассники должны осмыслить текст, его построение. Реализовать это требование можно различными путями, в том числе (и прежде всего, на мой взгляд) через развитие творческого воображения и творческого восприятия. Нетрадиционная форма урока подготовки к изложению текста и представлена далее.
Ц е л и :
1.Дать представление о личности А.П.Гайдара, познакомить учащихся с его рассказом «Совесть», составить план рассказа.
2.Развитие творческого видения учащихся.
3.Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
О б о р у д о в а н и е:
Портрет А.П.Гайдара, выставка книг А.П.Гайдара, фонограмма текста «Совесть» (если записи нет в школьной фонотеке, её можно подготовить заранее со старшеклассниками), тексты рассказа для каждого ученика, бумага для рисования, краски, карандаши.
О с н о в н о й м е т о д – метод творческого чтения.
О с н о в н о й п р и ё м – составление диафильма.
Х о д у р о к а:
1.ОРГМОМЕНТ: сообщение темы урока, цели урока, запись в рабочие тетради даты и темы урока.
2. УСТАНОВКА НА ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Творчество Аркадия Петровича Гайдара (А.Голикова) – это одна из самых светлых страниц детской литературы прошлого века. В наше время у многих взрослых, в том числе и у ваших родителей, ребята, имя писателя вызывает чувство грусти по босоногому детству, светлым идеалам бескорыстной дружбы и беззащитно-гордому миру мальчишеской души.
Аркадий Гайдар родился 9 (22) февраля1904 года в городе Льгове Курской губернии, откуда вскоре семья Голиковых перебралась в Арзамас. Ему было 10 лет, когда ушёл на германский фронт отец – учитель Голиков, и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Аркадий учился в 3 классе реального училища, когда произошла Февральская революция. В 1918 году Арзамас стал одним из важнейших военных центров революции, и четырнадцатилетний Аркадий Голиков пошёл сражаться «за лучшую долю, за счастье, за братство народов». Выдав себя за шестнадцатилетнего, ушёл на фронт, через год закончил Киевские командные курсы и был назначен командиром 6-й роты 2-го полка бригады курсантов, а ещё через год стал командиром учебного полка. Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии, но в 1923 году серьёзно заболел – сказалась контузия. Заключение врачей перечеркнуло мечту о военной академии.
В 1926 году Гайдар пишет рассказ, во многом определивший его путь. Это был рассказ «Р.В.С.», в котором автор, впервые адресуя своё произведение детям, поведал им о суровом солдатском долге и о фронтовом товариществе.
А.Гайдар за несколько лет побывал в Перми, Архангельске, жил с сыном Тимуром в Крыму, работал корреспондентом на Дальнем Востоке, на Урале, в Курской области.
В середине 30-х годов писатель стал подписывать свои произведения псевдонимом – Гайдар. «Всадник, скачущий впереди» - так переводят имя писателя с монгольского языка.
После урока вы можете взять любую книгу А.Гайдара с выставки и познакомиться с героями «Судьбы барабанщика», «Школы», «Голубой чашки», «Тимура и его команды» и других произведений.
3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Прослушайте рассказ А.Гайдара «Совесть». (Звучит фонограмма.)
- По этому тексту вы напишете подробное изложение. Но урок у нас будет не совсем обычный. Прежде чем вы узнаете, в чём его необычность, хочу спросить: кто никогда не видел ни одного диафильма? Все видели. Хорошо. Сегодня мы попробуем составить собственный диафильм по рассказу Гайдара «Совесть».
- Вспомните, из каких частей он состоит.
(С диафильмами ребята знакомы по урокам в начальной школе, поэтому верно отвечают – из рисунков и подписей.)
- Как в кадре диафильма расположены рисунки и подписи?
(Составляется план кадра, подпись может быть в разных местах кадра, дети это знают.)
После таких уточнений приступаем к работе над диафильмом. Выделяем кадры будущего диафильма и тем самым разбиваем его на части. Части озаглавливаем. Так развивается умение составлять план.
- Каков, на ваш взгляд, первый кадр? Что на нём будет? - спрашивает учитель.
- «Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре…», - хором отвечают ребята.
Однако учитель не спешит радоваться. Нет слов одобрения. Более того, он говорит, что если бы ему предложили эту работу, то он, возможно, начал бы её иначе. Дети в недоумении.
- Сразу ли с содержания начинается диафильм? Возможно ли другое начало? Подумайте.
- Нет, не сразу с содержания.
- А с чего может начаться диафильм?
- Надо написать «Аркадий Гайдар. «Совесть», - предлагают ученики.
- Верно. А как написать? На каком фоне?
( Предложений поступает множество, важно, что ребята уже включились в процесс творчества.)
- Каков следующий кадр? Можно ли переходить к тексту?
- Можно.
- Чем будут слова из текста?
- Подписью к кадру.
- Наши подписи ко второму и последующим кадрам называются титрами. В словарики запишите: «Титр – надпись на кадре в кинофильме, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст». Титры есть в каждом фильме – немом, звуковом, диафильме.
(Для пятиклассников вводится новое понятие в активный словарный запас.)
После этого переходим к следующим кадрам диафильма. Эта работа даёт возможность заняться устным словесным рисованием, формировать навыки описания картины. Она вводит в актив ученика понятия «передний план», «задний план», «крупный план», «слева на картине», «справа на картине», «фон картины» и другие.
Работа по устному составлению кадров не вызывает у школьников затруднений. Они описывают, как представляют Нину Карнаухову, как выглядит добродушный, испуганный первоклассник, огромная, злая собака и даже красивая бабочка. Чтобы было ещё интересней, предлагаю в парах или группах нарисовать иллюстрации к тесту. Кто-то выбирает первый кадр, затем второй и так далее. Во время работы идёт обсуждение содержания рассказ: какова основная мысль текста, какие слова использует автор при описании Нины и её проступка, почему она заплакала, какие антонимы встречаются в тексте, будет ли Нина в будущем прогуливать школу? После завершения работы вновь обращаемся к диафильму.
- Каким образом можно превратить ваши рисунки в кадры диафильма?
- Написать на них название кадра и подпись к нему.
( Чтобы сократить время и упростить работу, надписи можно вырезать и наклеить.)
- Завершен ли наш диафильм?
- Нет, не хватает кадра с надписью «Конец».
- Верно, и ещё не хватает рамки с перфорациями, которая сделает ваши рисунки похожими на кадры.
(Слово перфорация моим детям известно по работе с перфокартами, оно есть в их словариках, но возможно и включение его в ученические словарики непосредственно на уроке.)
(Завершается работа над диафильмом.)
4. ИТОГ УРОКА.
- Ребята, на уроке мы начали знакомство с творчеством А.П.Гайдара, это замечательный писатель, который умел бережно касаться самых заветных чувств человека. История Нины Карнауховой показала, как важно и сложно уметь отвечать за свои поступки перед самим собой и своей совестью. И хотя урок наш получился несколько техническим, я уверена, многие из вас сумеют самостоятельно сделать правильные выводы из прочитанного и услышанного.
На следующем уроке вы напишете изложение по данному тексту. Название кадров нашего диафильма – не что иное как план вашего изложения. Дома вы устно восстановите текст «Совесть» по этому плану.
(выставление оценок за работу на уроке, запись Д/З в дневники.)
Приём составления диафильма полифункционален. Он позволяет активизировать внимание учащихся, их творческую деятельность, развивает воображение и формирует эстетический вкус пятиклассников.
Этот вид работы позволяет трудиться всем вместе, в коллективе, когда каждый может создать рисунок, кадр по деталям, по штрихам, по элементам. Затем ученик пытается самостоятельно пройти путь, пройденный сообща.
(Далее предлагается макет диафильма):
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи. Изложение "Отважный пингвиненок"
Презентация к уроку развития речи помогает в занимательной форме провести подготовку учащихся к изложению....
Презентация по русскому языку "Развитие речи. Изложение от 3-его лица" 5 класс
Презентация предназначена для наглядного изучения темы "Написание изложения от третьего лица"...
Урок развития речи. Изложение
Данная презентация поможет проветси урок развития речи в 9-ом классе, сформировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст,развивать творческие способности учеников...
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...
Урок русского языка. Развитие речи. Изложение.
Подготовка и написание изложения по тексту "Отважный пингвиненок"....
Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова
Урок развития речи. Изложение. Урок памяти Героя Российской Федерации Романа Филипова...
Конспект урока: "Развитие речи. Изложение. Победа"
Разработка конспекта урока по развитию речи для специальных (коррекционных) школ. Изложение "Победа"....