Открытый урок для седьмого класса
по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок 7 класс
Подготовка к сочинению по картине И.К. Айвазовского «Буря» (1840г.) Морской пейзаж.
Цель: 1. Познакомить с особенностями морского пейзажа.
2. Работа по лексическому богатству языка. (использование в сочинениях изобразительно-выразительных средств языка)
Ход урока.
- В работе по подготовке к сочинению по данной картине считаю уместным использование текста упражнения учебника по русскому языку для 7 класса под редакцией М.М. Разумовской.
Итак 1-ый этап – объявление темы урока, чтение текста упр. № 164
2-ой этап – работа по тексту В.Г. Короленко.
-Какая картина встаёт в вашем воображении после прочтения текста?
- Какие чувства испытываете? (это может быть страх, незащищённость, а может быть и уверенность, что человек сильнее стихии и т.д. )
- какие языковые средства помогают автору нарисовать картину и передать чувства?
1. Автор использует массу определений, которые конкретизируют картину (бесформенная тьма, белые гребни, низкие стены, белый парус и т.д.)
2. Использует автор и эмоционально-оценочные определения (Адский грохот, неистовый свист ветра, море, не защищенное от ветра и т.д. )
3. Используются в тексте и повтор однородных членов предложения, повтор союзов, которые усиливают эмоциональность текста. («тьма охватила и тучи, и воздух, и море», «среди шума, грохота, плеска», «море кипело и металось во мраке», «парус взвился и надулся», «лодка качнулась, поднялась, исчезла»)
4. Обращаем внимание на то, что автор использует глаголы сов. и несов в. прошедшего времени, которые передают стремительность движения стихии, её неукротимость и стремление человека противостоять ей.
5. Широко используется автором и приём инверсии, чтобы подчеркнуть буйство разыгравшейся стихии. (казалось, весь мир поглотила уже эта бесформенная мгла и т.д.)
- Вывод учителя. Мы познакомились с художественным описанием морского пейзажа.
Но наша задача заключается в том, чтобы увидеть, и понять, и почувствовать красоту и мощь морского пейзажа, изображённого художником – маринистом. (на доске записано лексическое значение данного средства). Цель наша состоит и том, чтобы описать картину Айвазовского, используя богатство русского языка.
- Работа над картиной предваряет рассказ о художнике, подготовленный учеником и дополненный учителем.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900г.г.) живописец главного морского штаба с правом носить военный мундир. Родился в Феодосии. Рядом Черное море. В детстве проявились способности к музыке, живописи. Рисование стало смыслом жизни с детства, мальчик отличался наблюдательностью, зрительной памятью. Однажды градоначальник увидел рисунок на стене дома, выполненный углем, и вмешался в судьбу талантливого ребенка. (Отец не мог обеспечить сыну достойное образование. Он занимался тяжелым кузнечным ремеслом и разорился) Сначала учёба в гимназии в г. Феодосия, затем Академия художеств в Санкт-Петербурге. Преподаватели отличали талант исключительный, за 8 морских пейзажей Айвазовский был удостоен Большой золотой медали. Художник получил право на поездку в Крым, оттуда в Англию, Италию, Голландию, дабы увидеть приморские места и произведения художников по части морской живописи. Сюжет картины «Буря», может быть, был подсказан эпизодом из жизни Айвазовского. Это был шторм в Бискайском заливе по дороге из Франции в Португалию. Художник чудом остался жив. Судно сочли погибшим, а в газетах писали о гибели молодого живописца, выставка работ которого успешно прошла в Париже. Айвазовский вспоминал: «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенные на меня бурей, как дивною, живой картиной ».
После возвращения в Россию он получил звание Академика и назначен живописцем главного морского штаба. Художнику было 23 года. Маринистом создано более 300 картин, изображающих море, его изменчивое настроение. Его полотна – «Лунные ночи», «Яростные порывы ветра», «Бушующая стихия», «Девятый вал» - потрясают воображение зрителя. Как работал художник? Основы картин –рисунки с натуры с особенности цвета воды, берега. Картины писал в мастерских по памяти. Начинал писать с изображения неба, воздуха и писал за один сеанс, хоть 12 часов, чтобы сохранить целостность цветовой гаммы. Художник пользовался ограниченностью цветовой гаммы, его картины выдержаны в одном цвете. Состояние моря на картинах передано правдиво.
- Анализ полотна «Буря» 1840г.
Беседа по вопросам:
-Какое впечатление производит картина? (жутко, страшно, потрясающее и т.п.)
- Как бы вы назвали картину? («Бушующая стихия»)
- Что изображено на ней? (Пейзаж, морская стихия, буря на море…)
- Почему художник так назвал свое произведение? (название говорит о теме, замысле художника, о том, что считает главным)
- Что свидетельствует об этом? (Всё полотно картины – изображение бури, которая ещё не закончилась. Мы видим под порывами ветра накренившийся корабль, на который с грохотом обрушиваются волны. Возможно, кораблю сел на мель, потерял управление.)
- Что является центральным образом картины? (это морская стихия, она занимает всё пространство картины)
- Какими средствами пользуется художник , чтобы показать море, стихию? (это композиция, цвет, свет)
- В чем особенность композиции? (морская стихия занимает все полотно) Художник показал мощь величие, загадочность, грандиозность силу и красоту морской стихии. Море безгранично, на картине нет берегов – оно слилось с небом.
- Что видим на переднем плане картины? (мы видим обломок мачты, на котором спасается человек)
- Зачем нужна эта деталь? (Автор, обращаясь к пейзажу стихии, почти всегда сопоставляет человека с морем, полным неожиданности. Да, море сильнее человека, его стихию невозможно укротить. Но люди противостоять стихии, противопоставляют её любовь к жизни, волю, мужество. Море испытывает человека, дерзнувшего померяться с ним силами, грозит ему бездонным мраком)
- Каков сюжет картины? (Трагичен. Корабль терпит крушение, но у нас остается убеждение, что люди смогут спастись. Картина на производит удручающего впечатления)
- Почему? (Буря уже сделала свое дело –корабль выброшен на мель, волны уже не столь высоки, начинает светлеть небо, красный флажок на мачте – символ надежды)
- какую роль играют цвет-свет? (В замысле художника цвет и свет играют важную роль. Главные персонажи больше освещены, второстепенные в тени. На картине преобладают холодные, зеленовато-голубые тона со множеством тонов и оттенков. Темно-зеленые краски передают бездонную глубину моря. Белые гребешки волн – знак того, что буря скоро уляжется. Но стихия не хочет сдаваться, в воздухе чувствуется сетка брызг, сквозь которую нечетко, туманно виден корабль )
- Небо-цвет. (Небо грозовое, хмурое, размытое, темно-зеленое, слилось с морем; бесформенная темно-зелёная тьма покрыло небо)
- Что мне особенно понравилось в картине?
Искренняя любовь художника к морю…
Преданность искусству, теме
Яркие, чистые тона
Открыл для зрителей море во всей его многогранности.
«Айвазовский обладал секретом составления красок, и даже краски сами секретные, таких ярких и чистых тонов я не видел»
Крамской –Третьякову
- Словарная работа.
Подобрать синонимы: буря, ураган, шторм, стихия, море ревет, стонет, пенится, бушует…
Подобрать эпитеты – определения
- буря – бушующая, неистовствующая…
- море – изменчивое, рокочущее…
- небо – грозовое, холодное, свинцовое…
- волны – перекатывающие, пенящиеся, прозрачные, живые…
- Составление примерного плана.
- Вступление. Маринист Айвазовский
Влюбленность в море.
- Основная часть «Буря» - неукротимая стихия моря
- Главный образ картины
- Богатство палитры в изображении стихии
- Второстепенные образы картины
- Оптимистическое настроение полотна
Resource id #3222
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в седьмом классе Тип Кишечнополостные
Данная методическая разработка может использоваться на первом уроке изучаемой темы....
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "
Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....
Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4.
Открытый урок по теме: "Класс Пресмыкающиеся или Рептилии" 15.12.2018г. В рамках проведения Дня открытых дверей в МБОУ лицей №4....
открытый урок во 2 классе по теме "Чтение гласных "A"и "E"в открытом слоге.Союз "или"
Цели урока: обучающие: обучать общению на иностранном языке, создать условия для формирования коммуникативной компетентности; ...
Открытый урок-проект «Проценты» Презентация к открытому уроку в 5 классе
Открытый урок-проект "Проценты". 5 класс...