Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Урок-закрепление по русскому языку в 9 классе по теме "Виды СПП"
Цели урока:
- Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
- Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
- Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse_spp.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 9 классе
по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
учителя русского языка и литературы
МОУ Волосатовской СОШ
Горелкиной Ольги Александровны
Тема: Виды сложноподчиненных
предложений: закрепление.
Цели урока:
- Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
- Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
- Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
- Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» /Автор – сост. М. М. Разумовская/; таблицы «Виды сложноподчиненных предложений», «Значение и строение сложноподчиненных предложений.»; карточки со схемами сложных предложений, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока:
- Орг. Момент
- Орфографическая пятиминутка с взаимопроверкой (задание на слайдах)
- Закрепление темы «Виды сложноподчиненных предложений».
1. Задание на карточках (распределить предложения в таблицу)
2. Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы).
- Назовите виды сложных предложений? (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
- От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).
- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельные, которые делятся на 9 подвидов)
- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).
- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
Групповая работа
Каждая группа получает задание на карточках:
Задания:
I группа: Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).
II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2).
III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3)
Коллективная проверка выполнения работы по
карточкам.
Работа с учебником.
- Выполнение упр. 85., с. 62.
- Что вы должны сделать в этом предложении? (Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, обозначить грамматические основы и назвать средства связи между частями СПП)
(Упражнение выполняется коллективно, с комментарием каждого предложения)
- Обобщение.
(На доску вывешены две таблицы)
- Что важного о сложноподчиненном предложении вам говорят эти таблицы?
- Домашнее задание: § 10 упр. 86, 87.
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
КАРТОЧКА № 1
Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.
- [ = ], и [ = ].
- [ ], ( какой… )
- [ … глаг. ], (что…)
- (Хотя… ), [… ]
- (Если… ), [ то … ]
КАРТОЧКА № 2
Расставить знаки препинания, построить схемы.
- Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
- Река по которой мы плыли была весьма широкой.
- Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
- Мы вышли к реке когда начался дождь.
- Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.
КАРТОЧКА № 3
Дать характеристику предложениям по данным схемам:
- [ … сущ ], (который…).
- [ ], и [ ].
- [ и ], а [ ].
- [ … гл ], (что …).
Самоанализ урока.
Данный урок играет важную роль при изучении синтаксиса русского языка в 9 классе, так как, во – первых, является стартовой площадкой для понимания общей структурно – семантической картины сложноподчиненного предложения, а во – вторых, является фундаментом для изучения структуры предложения с разными типами связи.
Тип урока – урок закрепления новых знаний.
Цели урока:
- Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
- Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
- Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
- Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
- Воспитывать любовь к родному языку.
При планировании учитывались психолого – педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела место фронтальная форма работы, а также групповая, на основе словесно – иллюстративного метода.
Урок был построен по принципу «от общего к частному», т. е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменялся групповыми заданиями, а затем коллективной работой с конкретным видом сложноподчиненного предложения.
В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более глубокому изучению отдельных видов сложноподчиненных предложений.
Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение, а письменные упражнения подвергались анализу, проверке и оценке.
На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методом обучения способствовали реализации поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...