Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Урок-закрепление по русскому языку в 9 классе по теме "Виды СПП"

Цели урока:

  1. Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
  2. Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
  3. Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse_spp.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

русского языка в 9 классе

по теме «Виды сложноподчиненных предложений»

учителя русского языка и литературы

МОУ Волосатовской СОШ

Горелкиной Ольги Александровны

 

Тема:            Виды сложноподчиненных

  предложений: закрепление.

Цели урока:

  1. Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
  2. Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
  3. Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  4. Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» /Автор – сост. М. М. Разумовская/; таблицы «Виды сложноподчиненных предложений», «Значение и строение сложноподчиненных предложений.»; карточки со схемами сложных предложений, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2.  Орфографическая пятиминутка с взаимопроверкой (задание на слайдах)

 

  1. Закрепление темы «Виды сложноподчиненных предложений».

1. Задание на карточках  (распределить предложения в таблицу)

2. Фронтальный опрос.

- Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы).

- Назовите виды сложных предложений? (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).

 - От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).

- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).

- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельные, которые делятся на 9 подвидов)

- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).

- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).

        Групповая работа

Каждая группа получает задание на карточках:

Задания:

I группа:  Составить и записать предложения, используя данные схемы. Определить вид придаточного в каждом случае. (карточка № 1).

II группа: Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях. Построить схемы. (карточка № 2).

III группа: Дать характеристику предложениям по данным схемам. (карточка № 3)

        Коллективная проверка выполнения работы по      

              карточкам.

        Работа с учебником.

 

  1. Выполнение упр. 85., с. 62.

- Что вы должны сделать в этом предложении? (Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, обозначить грамматические основы и назвать средства связи между частями СПП)

      (Упражнение выполняется коллективно, с комментарием каждого предложения)

  1. Обобщение.

(На доску вывешены две таблицы)

- Что важного о сложноподчиненном предложении вам говорят эти таблицы?

  1. Домашнее задание: § 10 упр. 86, 87.
  2. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.


КАРТОЧКА № 1

Составить предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.

  1.      [            =   ], и [           =  ].

  1.      [         ], ( какой… )

        

  1.      [  … глаг. ],  (что…)

  1.      (Хотя…   ),  […      ]

        

  1.       (Если…  ), [ то …   ]

КАРТОЧКА № 2

      Расставить знаки препинания, построить схемы.

  1. Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
  2. Река по которой мы плыли была весьма широкой.
  3. Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
  4. Мы вышли к реке когда начался дождь.
  5. Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.

КАРТОЧКА № 3

Дать характеристику предложениям по данным схемам:

  1. [ … сущ  ], (который…).

  1. [               ], и [                       ].

  1. [          и                        ], а  [                               ].

  1. [ … гл   ],   (что …).


Самоанализ урока.

Данный урок играет важную роль при изучении синтаксиса русского языка в 9 классе, так как, во – первых, является стартовой площадкой для понимания общей структурно – семантической картины сложноподчиненного предложения, а во – вторых, является фундаментом для изучения структуры предложения с разными типами связи.

Тип урока – урок закрепления новых знаний.

Цели урока:  

  1. Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического анализа предложения.
  2. Закрепить навыки конструирования сложноподчиненных предложений по схемам и наоборот.
  3. Закрепить навыки синтаксического разбора сложного предложения.
  4. Развивать речь, логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи.
  5. Воспитывать любовь к родному языку.

При планировании учитывались психолого – педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела место фронтальная форма работы, а также групповая, на основе словесно – иллюстративного метода.

Урок был построен по принципу «от общего к частному», т. е. фронтальный опрос о сложном предложении и его видах сменялся групповыми заданиями, а затем коллективной работой с конкретным видом сложноподчиненного предложения.

В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более глубокому изучению отдельных видов сложноподчиненных предложений.

Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение, а письменные упражнения подвергались анализу, проверке и оценке.

На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методом обучения способствовали реализации поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...