Урок русского языка в 9 классе по теме "Инновации. Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение изученного».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 30.5 КБ |
test.doc | 151 КБ |
cifrovoy_diktant.doc | 23.5 КБ |
samaya_igrushechnaya_innovaciya.doc | 22 КБ |
samaya_malenkaya_innovaciya.doc | 22 КБ |
samaya_razgovorchivaya_innovaciya.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Инновации и сложноподчиненное предложение
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение изученного».
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП».
Задачи:
- Закрепить полученные знания о СПП.
- Развивать навыки нахождения СПП.
- Расширять кругозор учащихся.
- Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления и памяти.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды презентации, интерактивная доска, магнитная доска, цветной картон, белая бумага, ножницы (для схем).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы, цели урока.
-Откройте тетради. Запишите число. Сегодня, 18 февраля, день рождения итальянца Энцо Феррари.
-Ребята, что вы знаете об этом человеке? (…)
-Феррари – итальянский конструктор и автогонщик, предприниматель. Его считают инноватором в области автомобилестроения. Его инновация – машина, которая соединила красоту спортивного автомобиля, характеристики Формулы-1 и роскошь Роял Ройс.
-Скажите, что означает слово «инновация»?
-Инновация – это новшество, которое сопровождается вложением денежного капитала. (Слайд 1)
-Определите вид предложения.
-Запишем в тетрадь тему сегодняшнего урока: «Инновации и сложноподчиненное предложение». (Слайд 2)
-От инноваций зависит будущее государств и развитие нашей цивилизации, а СПП поможет стать грамотным человеком, а в будущем, возможно, и инноватором.
-Сегодня на уроке мы повторим теоретический материал о СПП и выполним практические задания, на примере которых закрепим полученные знания, умения и навыки.
3. Закрепление материала.
-Повторим теоретический материал. Итак, цифровой диктант. Я читаю утверждение – вы, если согласны, ставите 1, если нет – 0. (Приложение-цифровой диктант).
-А теперь проверим самостоятельно. (Слайд 3)
-Ребята, давайте систематизируем теоретические знания. Внимание на экран – рассмотрите слайд, заполните пропуски. (Слайды 4-5)
-Ошибается тот, кто думает, что инновация – это создание какого-то впечатляющего механизма.
-Сейчас вы познакомитесь с текстами об инновациях. Задания выполняйте сначала в паре, а затем обсуждайте в четверке. (Каждый ряд получает текст об определенной инновации и выполняет задания по нему, см. приложение)
-Проверим выполненные задания (проверка осуществляется по рядам). О какой инновации шла речь? Что интересного узнали? (Слайд 6) Схему предложения учащиеся вывешивают на доске: все ребята чертили в тетради, а пара уч-ся оформляла на цветном картоне вертикальную схему.
-Итак, на доске – схемы СПП, в которых отражены типы подчинения придаточных: последовательное, однородное, параллельное. Обратите внимание на отсутствие запятой между частями предложения при однородном подчинении.
-Ребята, используя схемы на доске или схемы-подсказки на слайде (Слайд 7), ответьте письменно на вопрос: «Каких инноваций ждете вы?». (….)
-Мы приближаемся к заключительной части урока и проверим свои знания, умения и навыки. Выполним тест в формате ГИА. (Приложение, слайд 8,9) Взаимопроверка.
4.Подведение итогов урока.
-А сейчас подведем итог урока. Сделаем это не совсем классически – сочиним синквейн, посвященный нашему уроку (Пятистрочная стихотворная форма, 20 век США под влиянием японской поэзии. 1- ключевое слово, 2- два прилагательных, 3- три глагола, 4- фраза, несущая смысл. Нагрузку, 5 - вывод)
Предложение
Сложное, необычное
Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю
Мне нравится узнавать что-то новое
Знания
Предварительный просмотр:
Тест
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
АФОРИЗМ – ЭТО ТОЖЕ ИННОВАЦИЯ.
- Инновации – это то, что отличает лидера рынка от плетущихся в конце. (Стив Джобс, основатель компании APPLE)
- Инноваторы открывают новые клады сокровищ и берут столько, сколько могут унести. (Академик В. Фортов)
- Когда создаешь инновации, будь готов к тому, что все вокруг тебе будут говорить, что ты спятил. (Генри Форд, американский автопромышленник)
- Как только мы избавимся от привычных мыслей, мы сможем создавать будущее. (Лев Ландау, лауреат Нобелевской премии, академик)
- Перепрыгни на следующий виток спирали. (Гай Кавасаки, создатель компьютера Macintosh)
- Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу. (Гете, немецкий поэт)
Вопросы
- Выпишите грамматическую основу предложения 5.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
- Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное с придаточным меры и степени. Ответ запишите цифрой.
- Укажите вид придаточного в предложении 1.
- Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное с параллельным и последовательным подчинением придаточных. Ответ запишите цифрой.
Предварительный просмотр:
Цифровой диктант
Если Вы согласны с утверждением, поставьте 1.
Если нет – 0.
Сложноподчиненное предложение
- Сложноподчиненное предложение – предложение, состоящее из нескольких простых, равноправных по смыслу.
- Придаточное предложение может стоять только после главного.
- Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные.
- Придаточные присоединяются к главному по смыслу с помощью союзов и союзных слов.
- Определительные придаточные отвечают на вопрос какой.
- Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
- Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы косвенных падежей.
- Который является союзом.
- Придаточное обстоятельственное уступки отвечает на вопрос несмотря на что.
- Союзное слово может быть главным членом предложения.
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненное предложение.
- Прочитайте текст.
- Найдите придаточные определительные, укажите их количество.
- Выпишите в тетрадь сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Начертите схему.
Самая игрушечная инновация.
(1)Знаменитая игрушка LEGO появилась на свет на родине сказочника Г. Х. Андерсена в Дании. (2)В 1932 году бизнесмен Оле Кристиансен открыл компанию по производству повседневных товаров из дерева, которые приносили прибыль. (3)Но случился мировой финансовый кризис, поэтому пришлось искать новые возможности. (4)Датский бизнесмен заметил, что спрос на игрушки не снижается даже в тяжелые времена.
(5)Кристиансен попросил семерых плотников, которые работали в компании, подумать над названием игрушки. (6)Выбрали слово LEGO, которое означает «я учусь».
(7)LEGO стала одной из первых в мире фирм, которые спрашивали у клиента, что ему нужно. (8)В итоге опросов появился успешный проект железной дороги и другие.
(9)Самые тяжелые времена для LEGO наступили из-за компьютера, который оказался в тысячу раз интереснее кубиков. (10)Но компания сумела перестроиться: последний инновационный рывок связан с созданием популярных компьютерных игр.
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненное предложение.
- Прочитайте текст.
- Найдите придаточные обстоятельственные, укажите их количество.
- Выпишите в тетрадь сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Начертите схему.
Самая маленькая инновация.
(1)Булавка и скрепка находятся в инновационном родстве. (2)Известно, что булавкой наши далекие предки пользовались еще в бронзовом веке. (3)От булавки до скрепки – один шаг. (4)Но на эту незамысловатую инновацию потребовались столетия, потому что потребностей в ней не было: бумагооборот был низкий. (5)Чиновники прошивали бумаги нитками. (6)Чтобы изъять из связки документ, тратилось немало времени, которое было необходимо для других важных дел. (7)В 19 веке стали скалывать уголки портняжными булавками, но бумага портилась.
(8)В 1899 году мысль согнуть проволоку несколько раз посетила норвежского математика Иоганна Валера. (9)За патентом ему пришлось ехать в Германию, потому что в Норвегии не было нужных законов.
(10)До революции в Россию канцелярские товары привозились из-за границы, так как своя промышленность отсутствовала. (11)Только в 1925 году впервые началось производство скрепок.
(С.Л. Лесков «Живая инновация»)
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненное предложение.
- Прочитайте текст.
- Найдите придаточные изъяснительные, укажите их количество.
- Выпишите в тетрадь сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Начертите схему.
Самая разговорчивая инновация.
(1)Из бытовых изобретений, которые подарила человеку научно-техническая революция, самую большую зависимость испытываем мы от телефона.
(2)Любопытно, что изобрел телефон человек, который был физиологом органов речи. (3)Да и фамилия у него была говорящая – Белл (по-английски – звонок). (4)Любопытно и то, что запатентовал он свое изобретение в день святого Валентина, 14 февраля 1876 года. (5)Это весьма символично, ибо телефон оказался лучшим другом влюбленных во всем мире.
(6)Белл сначала хотел создать аппарат, превращающий звуки в световые сигналы, надеясь научить говорить глухих детей. (7)Но американец быстро понял, что перед ним открыт путь к богатству, - надо превратить телефон из научного прибора в аппарат для повседневного пользования.
(8)Этот изобретатель – удачливый человек, потому что он получил патент на изобретение на два часа раньше инженера Грея, который тоже представил описание телефона.
(9)Телефон Белла – убедительная иллюстрация того, что успех изобретения не ограничивается лишь идеей и что многое зависит от удачных инвестиций и ожиданий общества.
(С.Л. Лесков «Живая инновация»)
Сергей Леонидович Лесков – обозреватель газеты «Известия». Лауреат Всероссийских журналистских конкурсов. Награжден Почетными знаками Королева и Гагарина за вклад в развитие космонавтики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (с презентацией) по теме"Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний", проводимый на конкурсе "Учитель года"
Урок обощения и систематизации знаний по теме "Сложноподчиненные предложения"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Урок русского языка 5 класс "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"
Урок русскогоязыка в 5 классе потеме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение" по ФГОС...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...