Заколдованные буквы (правописание безударных гласных)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме
Урок с презентацией о правописании безударных гласных и нескольких способах их проверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezudarnye_glasnye.rar | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. участника, | Название ОУ, почтовый адрес, | Вид методической разработки, целевая аудитория | Название методической разработки или статьи |
Карнаухова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, 456770 г. Снежинск, ул. Дзержинского, д.2, кв.27, 89127710367 karnauhova-n@mail.ru | МБОУ «сош№135». | Урок русского языка, 5 класс | «Заколдованные буквы» |
МБОУ «СОШ № 135 имени академика Литвинова»
Дидактическая игра:
«Заколдованные буквы»
Урок русского языка в 5 классе
Учитель русского языка
и литературы
Карнаухова Н.Н.
Снежинск
2012
Задачи:
Обучающая: обобщение и систематизация знаний о выборе проверяемой безударной гласной в корне и окончании, способах подбора проверочного слова, о правильном подборе однокоренных слов.
Воспитательная: воспитание положительного отношения к учению, дисциплины, эстетических взглядов, чувства ответственности.
Развивающая: развитие общетрудовых умений, воли, самостоятельности, интеллекта.
Цель учебных заданий:
воспроизведение и применение знаний в знакомой и незнакомой обстановке, творческий подход к ним.
Задания способствуют осмыслению и закреплению материала.
Тип урока: обобщение и систематизация
Вид урока : дидактическая игра
Обеспечение: сигнальные карточки, листочки, ручки, жетоны для оценки, «волшебная палочка», шляпы злого и доброго волшебников, бумажные ромашки и репей на каждого ученика. Роли распределить заранее.
Технологии:РКМ приемы:кластер, опорные схемы,ассоциативные рисунки, синквейн, дерево рефлексии
Этапы урока:
Организационный:
УЧИТЕЛЬ объясняет ПРАВИЛА ИГРЫ: САМЫЕ АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПОЛУЧАЮТ ЖЕТОНЫ, ПО ИХ КОЛИЧЕСТВУ ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗОВЫЕ МЕСТА.ЛУЧШИЙ ПОЛУЧИТ ЗВАНИЕ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА. Слайд3
Объяснение темы:
Все началось с того, что однажды в страну Букволандию прилетел
злой волшебник. Слайд1
Гласные буквы вышли ему навстречу. А он их заколдовал! О стала похожей на А, А на О, И на Е. Началась величайшая путаница.
Слайд2 Ребята, вы тоже волшебники, ваша ручка –это волшебная палочка.Звание доброго волшебника получает тот , кто без ошибок подберет проверочные слова.
И отправились буквы искать того, кто их расколдует… Шли они, шли и пришли в замок доброй феи. Она им и помогла. Слайд 4
Как можно расколдовать буквы, ребята?
КТО ПРОИЗНЕСЕТ ЗАКЛИНАНИЕ?
(Ударение над гласной может сделать букву ясной!)
Запомним волшебные слова:
«Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение!» слайд 5
ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОВЕРЯЕМЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ И ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ.
Составим кластер
СЕГОДНЯ МЫ ГОВОРИМ О ПРОВЕРЯЕМЫХ В КОРНЕ.
Ход урока:
- ЗАКОЛДОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ
Начнем расколдовывать гласные.
УСТНО:
Я называю слово с безударной гласной, а вы по цепочке называете проверочное слово:
Тропа, гора, стена, поля, холмы, голова, борозда, холода, сторожка, молоток, река, цена.
СМ. КАРТОЧКУ
Космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок, скрипят, девятый, мясной, бежать.
Написать на доске: тропа-тропы космонавт-космос
Кто скажет, почему слова разделены на 2 группы? Мы пользовались 2-мя способами проверки: подбирали форму слова и однокоренное слово.
Составим кластер
2 Но не все слова расколдовались . Слайд 7
Пришлось отправиться им дальше. И вот они дошли до домика, где жил мудрый профессор.
А сеичас узнаем 3 способ расколдовывания:
эти слова многие считают непроверяемыми. Но ведь их можно проверить!
Профессор рассказал об этимологии слов. Слайд 8 Оказывается, даже словарные слова можно проверить, зная происхождение слов. Например, слово «багряный» произошло от древнерусского «багр» - красная краска, «авиация» - от латинского «авис» - птица, вестибюль –от «вест» - куртка(нем.)
И еще один способ подсказал старый ученый: проверка очень необычн я-
подбор сложносокращенных слов: слайд 9
магазин-универмаг, специалист-спецодежда, машина-Уралмаш. Слайд
Продолжите кластер
3Теперь проверим, вы злые волшебники или добрые?
Работаем по сигнальным карточкам: слайд 10
прилАскать кошку, полОскать белье, посЕдеть от горя, посИдеть на уроке, я запЕвала в хоре, запИвала таблетку, посвЕтить фонарем, посвЯтить стихи, флаг развЕвается, ребенок развИвается.
Проверь себя по слайду слайд 11
(У злых волшебников кошка полощется…)
4
Выбери нужное слово:
удивительно-_диво-дева
менять-мина-замена
лепить-липко-лепка
подчищать-честь-чисто
мастерить- мост-мастер
ленивый-лень-линька слайд (письменно)
проверка: какие слова нельзя было брать? (дева, мина, липко, честь, мост, линька)
Что нужно знать, чтобы верно подобрать проверочные слова? ПИСЬМЕННО
Слайд12
Образец: умолять о пощаде-молит
Умалять значение-мал
Умилять поведением-мил
А теперь самостоятельно: пок-рать врага (кара)
Пок-рить природу (покорный)
Ук-рять за лень (укор)
Посеять оз-мь (зимний)
Ударили оз-мь (земли)
Щ-пать лучину (щепка)
Щ-пать курицу (щиплет)
Теперь устно по цепочке:
Сторожить дом-СТОРОЖ
Старожил села
Скрипеть дверью
Скрепить печатью
Слезать с лестницы
Слизать сметану
Профессор рассказал словам, что недалеко живет художник. Слайд 13
Он может помочь словам, нарисует их портрет. Словам это очень понравилось.
ЗАКОЛДОВАННОЕ ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ слайд14
ЛЕСА ВДАЛИ ВИДНЕЕ,
СИНЕЕ НЕБЕСА,
ЗАМЕТНЕЙ И ЧЕРНЕЕ
НА ПАШНЕ ПОЛОСА.
ЗАДАНИЕ: читаем вслух три раза,
рисуем картинку (дерево, глаз, облако, полосы слайд 15),
закрываем, пишем по памяти,
проверяем орфограммы.
ЛЕСА ВДАЛИ ВИДНЕЕ | дерево, |
СИНЕЕ НЕБЕСА, | глаз, |
ЗАМЕТНЕЙ И ЧЕРНЕЕ | облако, |
НА ПАШНЕ ПОЛОСА | полосы |
ЗАКОЛДОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИЯХ
Слово «на пашне» спросило: «А как мне быть с окончанием?» Художник объяснил, что на поляне эльфов растут волшебные цветы, они помогут окончаниям слайд16
Вспомните волшебные слова-проверки гласных в окончаниях. Почему они нам помогают? Слайд17
ИГРА «СОБЕРИ БУКЕТ» слайд18
1 рад из растений 1 скл.
2 ряд из 2 скл.
3 ряд из 3 скл.
Ромашка,василек, колокольчик, незабудка, сирень, одуванчик,
гвоздика, герань, черемуха, клевер, лютик.
Какое волшебное слово вам нужно знать?
(вода на столе у окна: вода -1 скл., стол и окно – 2 скл., в 3 скл. всегда -и)
Поставь свои слова в П.п. слайд19
Желающие у доски.
ВЫВОД:
Сочини синквейн на тему : «Безударные гласные»
Рефлексия:Если урок дал плоды, возьми плод и прикрепи на ветку, ты получил «5», если знания есть, но применить мог не всегда, выбери цветок, если все казалось не очень понятным – выбери листок.
.слайд20
Сегодня мы подружились с безударными гласными в корне и окончании, научились их расколдовывать, узнали новый способ поиска безударной гласной.
Проверь себя:
КАК РАСКОЛДОВАТЬ ГЛАСНЫЕ БЕЗ УДАРЕНИЯ В КОРНЕ? СТРЕЛА, ЛЕСА, МАШИНА, авиация - КАКИЕ СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДЛЯ ЭТИХ СЛОВ? КАКОЕ ВОЛШЕБСТВО ПОМОЖЕТ ГЛАСНОЙ В ОКОНЧАНИИ?
ПОДСЧЕТ ЖЕТОНОВ , определение призеров, НАГРАЖДЕНИЕ.
Слайд 21
Молодцы! Вы настоящие волшебники!!!
Источники:
Хазанова А.С., Цвайг Л.В.»РЯ. Практическое руководство.Безударные гласные в корне.ч.1» - Минск, ТПЦ «Полифакт»,1992
Емельянова Е.Н., Соболева Е.А. «Пишу без ошибок.РЯ с нейропсихологом» - Спб., :Питер,2008
Картинки: Интернет –ресурсы
http://fonwall.ru - художник,http://fentezi-mir.ru - остальные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне».
Урок изучения новой темы....
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".
Упражнения,подобранные в презентации, помогут учащимся отработать изученный материал по теме "Безударные гласные, проверяемые ударением" в 5 классе....
Русский язык. Правописание безударных гласных в корне слова.
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе....
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Конспект урока по письму "Закрепление по теме "Правописание безударных гласных"
Урок разработан в форме путешествия по лесу, где животные и растения дают задания детям по данной теме. Все задания дифференцированы....
Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...