Конспект урока по письму "Закрепление по теме "Правописание безударных гласных"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Урок разработан в форме путешествия по лесу, где животные и растения дают задания детям по данной теме. Все задания дифференцированы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание безударных гласных».
Класс: 4
Задачи:
1). Образовательные:
а) продолжить упражнение в написании слов с безударными гласными в корне;
б) формировать навыки проверки слов с безударными гласными в корне;
в) развивать умение подбирать проверочные слова: однокоренные и формы слов;
2). Коррекционно - развивающие:
а) обогащать словарный запас обучающихся;
б) развивать произвольное внимание;
в) развивать память, речь, познавательный интерес;
3). Воспитательные:
а) воспитывать бережное отношение к родной природе, к явлениям природы;
б) воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: изображения совы, дятла, медведя, сосны; план написания безударных гласных в корне; письмо от медведя; знаки охраны природы, фонограмма; карточки с названием птиц; карточки с текстом; перфокарты.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Вступительное слово.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Психологический настрой на урок.
-Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе Мы спокойны и добры, приветливы и внимательны. Мы все здоровы. Вдохните глубоко. Вдохните всю свежесть зимнего утра. Выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и положительного отношения друг к другу.
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё видят. Уши чутко слушают и всё слышат. Голова хорошо работает».
- Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь давайте разогреем» наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
Зарядка для рук.
1.Потёрли карандаш или ручку.
2.Закручиваем болтики на гаечку (каждый палец массажируем круговыми движениями).
3.Встряхнули руки.
- А теперь откроем тетради, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме:
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Не держу от вас секрета –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
-Запишем число, классная работа.
2.Минутка чистописания.
-Сегодня мы будем работать под девизом: “Люби и охраняй природу”.
Ведь на уроках письма мы очень часто работаем со словами, связанными с предметами живой и неживой природы.
Путешествие в лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь.
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Навстречу нам вышли гласные буквы.
а о и е аоие___________________________________________
@ и @ и ___________________________________________
– Запишите красиво буквы в тетрадь. Повторите до конца строчки. 3.Актуализация ранее изученного материала.
-Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.
-Давайте послушаем голоса леса.
-Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
Я буду описывать животных, читать загадки, а вы их отгадаете и запишите на доске:
1. Скачет в траве, -
Глаза на голове,
Скользкая и мокрая,
Зеленая квакушка,
А зовут ее -... (лягушка).
2. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова).
3. Потеряла пол-хвоста!
Только это - не беда!
У неё же снова
Отрастает новый!
С кем же так бывает?
Кто отгадку знает? (Ящерица).
4. Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник ... (ястреб).
- Проверьте правописание этих слов по словарю в конце учебника и скажите, какое слово лишнее? Почему?
-Какую гласную вы вставили? Что вы сделали, чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?
2. Прослушайте стихотворение.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте:
Удареньем проверяйте.
-Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока: «Закрепление по теме: «Правописание безударных гласных».
4.Работа над темой урока.
Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.
живёт, сова, лесу, густом, в
Запишем с комментированием.
Сова (совы) живёт в густом лесу (лес).
- В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.
- Как мы узнаем, какую безударную гласную нужно писать? Сформулируйте правило.
Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать такое слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
Давайте вспомним план написания слов с безударной гласной:
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Найди опасную гласную.
4. Подбери проверочные слова.
5. Напиши слово.
-Послушайте загадку:
Хоть я не молоток,
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу,
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
И вот воевода - дятел объявил всем вредным личинкам и насекомым войну. Он стал собирать войско, но поставил условие: в первую очередь примет тех птиц, в названии которых есть безударные гласные, проверяемые ударением. Давайте поможем дятлу. Надо назвать этих птиц, правильно написать эти слова, подобрать проверочные слова, объяснить.
-Ну а теперь за дело!
Чернокрылый,
Красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом,
Тут как тут! (Снегирь).
Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит ?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая (Сова).
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....( синичка).
Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется .... (Скворец).
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …(грачи).
Красные клювы
И пестрые хвосты–
Как красивы поющие …. (дрозды).
Они на ласточек похожи,
А в небе очень даже схожи.
Я правду говорю, скажи!
Есть – ласточки, а есть - … (стрижи).
1 группа. Пишут отгадку, подбирают проверочное слово.
2 группа. Найти отгадку среди карточек с названием птиц, подобрать проверочное слово.
3 группа. То же задание, что у второй группы, в названиях птиц безударная гласная выделена.
Снегирь - снег, сова – совы, синица – синий, скворец – скворушка, грачи – грач, дрозды – дрозд, стрижи – стриж.
5.Физминутка.
Ах, какой прекрасный лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили вот так.
Для рук:
- Сдави сильно каждый пальчик.
- Потри ладоши.
- Снимаем перчатки с каждого пальца.
- Стряхнули руки.
6.Закрепление изученного материала.
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
-Ребята, к нам пришло письмо от хозяина леса - медведя. Давайте прочитаем, что же он нам пишет.
" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Медведь. У меня беда, наш лес заколдовала злая колдунья. И теперь в нашем лесу очень скучно и грустно. Я обратился к вам, чтобы вы мне помогли. И, если вы исполните её задание, то лес расколдуется. Спешите. Я вас жду".
- Ну что ребята, поможем косолапому? Тогда не будем терять время, сейчас встанем возле стульчиков, закроем глаза и скажем волшебные слова: "Повертелись, покружились и в лесу мы очутились" (кружатся). Открывайте глаза, садитесь. Вот мы с вами и в лесу.
Что за лес? Ой, как грустно, как скучно и темно. Не слышно песен птиц, не слышно шелеста травы, не слышно стрекотанье и жужжанье насекомых. Нужно обязательно помочь лесу.
1.Упражнение в распознавании проверочного слова.
-Прочитайте. Поставьте ударение. Найдите проверочное слово, подчеркните его.
1 группа. Вставляют буквы, проставляют ударение, подчёркивают проверочное слово.
2 группа. Проставляют ударение, называют безударную гласную, подчёркивают проверочное слово.
3 группа. Проставляют ударение, подчёркивают безударные буквы.
Лес, лесник, леса.
Цветок, цвет, цветы.
Зверёк, звери, зверь.
Трава, травы, травинка.
Гриб, грибок, грибы.
2.Самостоятельная работа
-Мы так много сделали сегодня на уроке, а теперь поработайте самостоятельно.
Повторим план написания слов с безударной гласной.
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна).
Под сосною круглый год
Живность всякая живёт.
- А кто живёт под сосной, узнаем из текста. Но это не простой текст, а с ошибками.
«Текст с ошибками».
-Прочитайте текст, исправьте ошибки.
1 группа. Находят и исправляют ошибки, называя проверочные слова.
Стоит морозная зема. Лениво кружится снижок. Я иду по лесной трапе. На сасне сидят птицы. Под карнями сосны нара. Туда ведут лисьи слиды.
2 группа. Вставляют пропущенные буквы в словах с безударной гласной.
Стоит морозная з.ма. Лениво кружится сн.жок. Я иду по лесной тр.пе. На с.сне сидят птицы. Под к.рнями сосны н.ра. Туда ведут лисьи сл.ды.
3 группа. Выбирают из двух предложенных букв правильную.
Стоит морозная з(и, е)ма. Лениво кружится сн(и, е)жок. Я иду по лесной тр(а, о)пе. На с(о, а)сне сидят птицы. Под к(а, о)рнями сосны н(о, а)ра. Туда ведут лисьи сл(и, е)ды.
Проверка (по цепочке).
7.Итог урока.
-Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными детьми. Спасибо за работу. Пожалуйста, принесите на стол карточку с изображением лица, которое соответствует нашему уроку.
-А я сейчас еще раз проверю ваши практические умения. Вы получите перфокарты. Ваша задача – вставить в окошки, пропущенные безударные гласные, которые можно проверить.
Д ревья (1 группа)
Пт нец (1 группа)
Гн здо (2 группа)
Зм я (2 группа)
Кр ты (3 группа)
Гр бы (3 группа)
8.Рефлексия
Есть одна планета – сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой планеты нету. Я.Аким
Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.
Напомните правила поведения в природе. (Знаки)
- Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.
-Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:
Если буква гласная вызвала сомненье,
Ты её немедленно поставь под ударенье.
9.Домашнее задание.
- Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.
Карточки «Текст с ошибками». Списать.
1 группа: В скобках написать проверочные слова.
2 группа: Подчеркнуть гласную, которую вставили.
3 группа: Подчеркнуть гласную, которую выбрали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»
Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Конспект урока русского языка в 7 классе Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях с использованием ТПУЗ
Конспект урока русского языка в 7 классе Гласные перед Н в кратких и полных страдательных причастиях с использованием ТПУЗЦели: 1) Знать: условия выбора гласной перед Н в полных и кратких...
конспект урока русского языка 2 кл Проверяемые гласные
конспект урока русского языка 2 кл Проверяемые гласные...
Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс
Презентация по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс...
Урок русского языка "Правописание проверяемых безударных гласные в корне слова".
Урок русского языка в 5 классе....