Вводные слова и предложения
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме

Максимова Светлана Витальевна

Систематизирование и обобщение знаний  о вводных и вставных конструкциях;  углубление понятия  об изучаемом  языковом явлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnye_slova_i_predlozheniya.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но...)

Цели и задачи:

  •  Систематизирование и обобщение знаний  о вводных и вставных конструкциях;  углубление понятия  об изучаемом  языковом явлении;
  • дать понять ученикам, что материал учебника по данной теме ограничен, приучать их работать с дополнительной и справочной литературой с целью углубления знаний;
  • прививать интерес к музыке, заострить внимание на ее роли в жизни человека.
  • Формирование  аналитических способностей учащихся;
  • Формирование умения использовать вводные и вставные конструкции в речи письменной и устной.

Оборудование:  

  1. мелодии Чайковского «Времена года»;
  2. компьютер;
  3. выставка справочников по русскому языку, дополнительной литературы по теме урока.

Тип урока:

урок повторения и обобщения знаний.

Предварительная домашняя работа: индивидуальные задания: найти в справочниках, учебных пособиях сведения о вводных словах и предложениях, которых нет в школьном учебнике.

                                                            Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, 

первое и самое чудесное из них.

                                                                                                       Л.Успенский

Я очень сожалел бы, если бы моя музыка
только развлекала моих слушателей:
я стремился сделать их лучше.

Г.Ф.Гендель

.

1. Оргмомент

(В начале урока звучит мелодия Чайковский «Времена года»)

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

Тема нашего урока: «Вводные слова и предложения»». Урок имеет подзаголовок “Тема пройдена, но …”  Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. Чтобы вам было легче оценить себя, я предлагаю вам лист самооценки

Сформулируйте цель нашего урока: Систематизирование и обобщение знаний  о вводных и вставных конструкциях;  (углубление понятия  об изучаемом  языковом явлении).Слайд

А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое.

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова Георга Фридриха Генделя  и слова Л. Успенского (чтение эпиграфа).             Слайд

Итак, за работу.

2.Словарная работа:

ЛАУРЕАТ                                   ДЕБЮТ

СИМФОНИЯ                      ТРАНСЛИРОВАТЬ

- Дежурный по словарю объяснит данные слова. (Зинина Е.)  Записать их в тетрадь. Устно составить словосочетания.

3. Повторение теоретических сведений.

Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру “Дерево мудрости”.

Задание: Теперь каждый  должен вкусить плод с этого дерева: снять карточку и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Ребята, было бы неплохо, если бы вы при рецензировании ответа для смягчения тона высказывания использовали следующие вводные слова и выражения:

На мой взгляд..

Как мне кажется …

По-моему…

самооценка

Учитель:

Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вводных словах и предложениях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вводных слов и предложений? Это проблема, которую мы должны с вами разрешить, выполнив ряд заданий.

4. Практическая часть

Задание 1. Работа по карточкам с дифференцированным заданием.

Анализируя предложение, пользуйтесь следующими рекомендациями:  слайд

  • выразительно, с правильной интонацией прочитать предложение;
  • найти вводное слово;
  • определить, к какой группе по значению относится вводное слово;
  • объяснить знаки препинания при вводных словах.

                       

                              Карточка №1

Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.     Привести примеры вводных слов с этим  же значением.                      

1.Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

                                          Карточка №2.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1. Есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (к сожалению)

2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (одним словом)

3.По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед (расставить знаки препинания).синт разбор

                                           Карточка №3

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1.Иску...тво формирует  характер человека пробуждает любовь к прекрасному воспитывает готовность борот?ся за торжество добра и правды.

 Учитель: 

Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях? (Самопроверка со слайда)

Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов

Чтобы найти вводные слова, нужно знать, какие именно слова могут выступать в роли вводных.

Но и здесь возникает трудность:  какая? Ответим чуть позже.?

(в учебнике список вводных слов очень ограничен.)

Задание 3. Записать предложение:

Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет.

- Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (такой группы в учебнике нет, вводные слова, представляющих собой призыв к собеседнику).  

Учитель: А теперь прослушайте индивидуальные задания, которое получила Старцева С.: она, пользуясь дополнительной литературой, справочниками, дополнила список вводных слов и сейчас поделиться своими находками.

Учитель:

Как это задание дополняет вывод, который мы сделали?

Вывод 2: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. (Есть вводные слова со значением оценки меры того, о чем говорится; степени обычности, выражения экспрессивности высказывания и т.д., поэтому необходимо пользоваться дополнительной литературой).

 -Прошу обратить ваше внимание на следующее задание.

Задание 4 Устный пунктуационный разбор. СЛАЙД

Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет?

а) Настроение, которое выражает и создает музыка, может быть веселым и грустным, спокойным и взволнованным.

б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку.

(С. Т. Коненков, скульптор )

– Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?

– Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?

Вывод 3: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения.

Задание 5. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. (2 ученика) Я диктую  предложения, а вы должны указать номера предложений с вводными словами.

  1. Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрылённости.
  2. Хотя рожок – простой музыкальный инструмент, играть на нем, однако, не простое занятие.
  3. Во время концерта Николо Паганини на его скрипке лопнули струны, осталась только одна струна, однако Паганини продолжал играть так, что никто этого не заметил.
  4. Музыка, казалось, звучала везде, и от нее на душе становилось светлее, радостнее.

(Ключ: 2,4)

 Задание 6. Доказать, что слово КАЖЕТСЯ  является вводным.(1 ученик)

Кажется, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.( К. Паустовский о Чайковском).

Вопросы ученику:

  • какой стиль речи ты будешь использовать при ответе? (научный)
  • какой тип речи? (рассуждение)

Задание 7. Работа с таблицей  СЛАЙД

-Обобщим, какие трудности встречаются при нахождении и выделении вводных слов.

Трудности при выделении вводных слов”:

  1. Помогает найти вводное слово особая интонация. На письме нахождение вводного слова по интонации затруднено.
  2. Нужно знать, какие слова могут быть вводными. В учебнике ограничен перечень вводных слов.
  3. Одни и те же слова могут выступать в роли вводного слова и членов предложения. Для проверки попробовать исключить из предложения вводное слово.

II. Решим несколько пунктуационных задач.

1) Записать предложения, сделать пунктуационный разбор. Распечатать на стол.

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

(Примечание: если допущена ошибка в пунктуации при вводном слове с союзом «а», обратиться к опорной карточке (ОК) № 1)

б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

(Примечание: если не смогут правильно поставить знаки при вводных словах, обратиться к ОК № 2)

ОК № 1 Слайд

/опорная карточка/

Союз «а» / реже «но»/ не отделяются запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое: а значит, а впрочем, а наоборот и т. д.

Для проверки нужно изъять из предложения вводное слово: если при этом структура предложения не нарушится, то союз не связан с вводным словом и отделяется от него запятой, в противном случае – нет.

ОК № 2 Слайд

/опорная карточка/

Если слова например, в частности, главным образом, допустим, скажем и т. п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе со всем оборотом, т. е. после них запятая не ставится.

Пример: Некоторые вещества, например сахар, легко растворяются в воде.

Учитель: О чем говорит выполненная работа? Какой еще вывод можно записать в нашу таблицу?

Вывод: некоторые правила выделения вводных слов остаются за рамками учебника.

III.  Анализ схем, записанных на доске.           СЛАЙД

1. [, ВП,]. 2. [- ВК-]. 3. [ (ВК)]

- Какую информацию они нам дают?

- Что в них общего и чем отличаются?

- В каких случаях вводные предложения выделяются с помощью запятой, тире, скобок?

На письме вставные конструкции чаще всего выделяются парным выделительным знаком – скобками, иногда- тире. В устной речи выделяются интонацией: в ускоренном темпе, с понижением тона, более быстрый темп произнесения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, обозначают большую паузу в речи.

Вставные конструкции отличаются от вводных конструкций семантикой (они не являются способом выражения субъективной модальности, а передают дополнительную, уточняющую информацию).

2) Класс выполняет графический диктант.

Задание: составить схемы диктуемых предложений.

а) Всем, я думаю, известно имя великого скрипача и композитора Никколо Паганини.

б) Моцарт, еще не умея писать (ему тогда было четыре года), уже сочинял мотивы.

в) “Седьмая симфония” Дм. Шостаковича – она еще называется “Ленинградской” - написана в блокадном Ленинграде.

4) Индивидуальная работа у доски (выполняется в то время, когда остальные делают графический диктант)

Задание: расставить в записанном на доске предложении знаки препинания, обосновать их выбор.

Какой могучей силой должна обладать музыка способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни вспомните гибель “Титаника” помочь им сохранить душевное равновесие человеческое достоинство.

(Примечание: знаки препинания вырезаны из цветной бумаги и прикрепляются кнопками)

(Класс проверяет правильность выполнения задания).

Обратимся к словам Пешковского «Вводные конструкции– это « инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».

- Согласны ли вы с этим утверждением? 

Давайте сделаем вывод: для чего необходимы вводные конструкции и вводные слова  в нашей речи?  

(вводные конструкции способны расширить возможности нашего русского языка, красочность речи, с их помощью можно ярко, точно, образно выразить своё отношение к тому, что сообщается. Можно полноценно участвовать в речевом акте, требующем точного и выразительного формулирования мысли и своего отношения к сообщаемому).

Задание 8. Работа с текстом  с последующей самопроверкой  (текст напечатан без знаков препинания, имеется у каждого на столе) Убедимся в этом, работая с текстом.

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Задание: расставить в тексте знаки препинания, подчеркнуть вводные слова и предложения. 

Работа по тексту  Слайд

  • докажите, что это текст,
  • определить тему текста, основную мысль стиль текста, тип текста, доказав свое мнение
  • Найдите вводные конструкции в тексте. К какой смысловой группе относятся вводные слова, употребленные автором?

Самопроверка по слайду.

4. Итог урока

Вернемся к подзаголовку нашего урока “Тема пройдена, но…”

- Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся)

Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний.

В заключение подготовленный ученик делает обзор представленных на выставке справочников, учебных пособий, которые можно использовать дополнительно по теме урока.

Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему “Музыка в моей жизни” с использованием вводных слов и предложений.


                                                             Лист самооценки.

Теорети-

ческий материал

Работа по карточкам (значение вводных слов)

Цифровой диктант

(Вводные слова и омонимичные члены предложения)

Пунктуационный разбор (знаки препинания при вводных словах)

Графический диктант

(Знаки препинания при вставных конструкциях)

Работа с текстом

Индивидуальные задания

                                   

                                                             Лист самооценки.

Теорети-

ческий материал

Работа по карточкам (значение вводных слов)

Цифровой диктант

(Вводные слова и омонимичные члены предложения)

Пунктуационный разбор (знаки препинания при вводных словах)

Графический диктант

(Знаки препинания при вставных конструкциях)

Работа с текстом

Индивидуальные задания


                                                           Лист самооценки.

Теорети-

ческий материал

Работа по карточкам (значение вводных слов)

Цифровой диктант

(Вводные слова и омонимичные члены предложения)

Пунктуационный разбор (знаки препинания при вводных словах)

Графический диктант

(Знаки препинания при вставных конструкциях)

Работа с текстом

Индивидуальные задания



Приложение.

                                   Карточка №1.

  Расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.     Привести примеры вводных слов с этим  же значением.                      

1.Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка.

2. Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее.

       

                                   

                                      Карточка №2

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1. Есть люди, которых хорошая музыка (ни)как и (ни)чем не увлекает и не волнует.

2. Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства –все, чем живет человек, нашло отражение в музык...

3.По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед (расставить знаки препинания).

                                 

                                       Карточка №3.

Вставьте нужные по смыслу вводные слова и запишите, расставляя знаки препинания. Определить значение вводных слов.

1.Иску...тво формирует  характер человека пробуждает любовь к прекрасному воспитывает готовность борот?ся за торжество добра и правды

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

Петр Ильич Чайковский

Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнает и любит этого композитора.

В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать.

Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе.

Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России.

2. Главным в музыке конечно же всегда остается человек – его мысли, его чувства, его отношение к окружающему миру.

 Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

 Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.

б) Знаете ли вы, например, что предком органа был… водяной насос? – Не огорчайтесь, если сложные сочинения, например симфонии, не сразу покажутся вам понятными.

Записать предложения, сделать пунктуационный разбор.

а) Многие предпочитают слушать не серьезную музыку, а, напротив, легкую, развлекательную. – Музыка не должна только развлекать, а наоборот, мы должны, слушая ее, учиться думать, сопереживать.

Доказать, что слово КАЖЕТСЯ  является вводным.

Кажется, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.( К. Паустовский о Чайковском).

Вопросы:

  • какой стиль речи ты будешь использовать при ответе?
  • какой тип речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вводные слова и предложения» (Тема пройден,но...)

Цель данного  урока -  обобщить изученный материал о вводных словх и предложениях, формировать  у учащихся потребность самостоятельно пополнять свои знания. ...

Презентация к уроку по русскому языку в 8 классе "Вводные слова и предложения"

Данная презентация рассчитана на два  урока и поможет учащимся понять данную тему....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: "Вводные слова и предложения. Обращения."

Систематизировать и обобщить знания по темам "Вводные слова и предложения", "Обращения"....

Вводные слова и предложения

Урок в 8 классе.Обобщение по теме "Вводные слова и вводные предложения". Можно добавить подзаголовок "За страницами учебника". Урок проводится перед изучением темы "Вводные конструкции"....

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...

Осложняющие предложение конструкции. Вводные слова и предложения.

Формирование знаний и умений на уроке организовано посредством применения разноуровневых заданий, через поэтапное усложнение мыслительной деятельности с применением таксономии Блума. Данный урок, в си...