Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Конспект заключительного урока по теме "Односоставные предложения" в форме устного журнала, где названиями страниц являются русские народные пословицы и поговорки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.Систематизировать материал по теме «Односоставные предложения»; закрепить умения и навыки распознавания таких предложений и классификации их по их значению и структурным особенностям; уместного употребления всех видов односоставных предложений в устной и письменной речи; показать богатство русского языка, его языковых средств, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций; развивать орфографическую зоркость учащихся и пунктуационные навыки;
2. Развивать речь учащихся, образное и логическое мышление; развивать умение владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
3. Воспитывать патриотизм и гордость за свой язык посредством русских народных пословиц; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация урока, таблица-конструктор, перфокарты, открытки со стихами.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы : «Односоставные предложения», закрепим умения и навыки распознавания таких предложений и; понаблюдаем за употреблением всех видов односоставных предложений в устной и письменной речи. Это цель нашего урока.
- А девизом нашего урока будут служить следующие слова: « Всякая пословица к слову молвится».
- Используя пословицы и поговорки, мы делаем нашу речь выразительнее, образнее, богаче. Недаром наш великий русский поэт А.С. Пушкин восклицал: « Что за золото пословицы русские!»
- Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц,кроме того, пословицы будут обозначать этапы нашего урока, служить руководством к действию и языковым материалом для усвоения новой темы. Итак, «Делу время - потехе час».
II. Обобщение темы «Односоставные предложения»-
- БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА
- Прочитайте название этого этапа .
- Охарактеризуйте это предложение.
- Давайте вспомним все виды односоставных предложений и их признаки.
Для этого мы проведём игру «Да-Нет»
Я буду читать утверждения, касающиеся односоставных предложений, а вы у себя на листочках напротив номера вопроса будете ставить ответы «Да» или «Нет». Например, сегодня воскресенье? (Нет) Вы учитесь в 8 классе? (Да)
1. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена?
2. Назывные предложения не могут быть распространёнными.
3. В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.
4. В определённо-личное предложение можно ввести подлежащее – местоимение 2 лица.
5. В неопределённо-личные предложения можно ввести подлежащее – местоимение 1 лица.
- Проверьте свои ответы.
1-да
2- нет
3- нет
4- да
5- нет
- «НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ» - 1 мин
- Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике? Это был великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов, который внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка. Научные интересы языковеда многогранны . А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии. Именно он «впервые собрал колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка». Именно А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.
- «ДЕЛО СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ»
- Давайте и мы повторим особенности строения односоставных предложений и их классификацию.
- Предлагаю вам игру «Путаница».
- Перед вами таблички с данными об односоставных предложениях. Но эти данные перепутались. Давайте попробуем вернуть всё на свои места. Работаем в парах.
Вид предложения | Признаки | Пример |
Безличное | Главный член-сказуемое (глагол в форме 1-2 лица) | Весна! |
Определённо-личное | Главный член -подлежащее | Тебе звонили |
Неопределённо-личное | Главный член-сказуемое (безличный глагол) | Светает |
Назывное | Главный член – сказуемое (глагол в форме 3 лица мн.числа) | Встаю каждый день рано |
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
- ИЗ РЕЧИ ПУСТОЙ МЫСЛИ НЕ ИЗВЛЕЧЁШЬ.
- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Тема «Односоставные предложения» вызывает немало споров и вопросов. Но, пожалуй, именно эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава русского языка, но и при помощи синтаксических конструкций.
- А сейчас мы с вами должны выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений.
Перед вами текст. Ваша задача:
- Определить стиль текста.
- Найти в тексте односоставные предложения.
- Определить вид односоставных предложений.
- Сделать вывод о целесообразности использования односоставных предложений в данном стиле.
1.
- Представляешь, иду вчера вечером домой, а навстречу мне – большущая собака.
-Да ну!
- Темно. На улице ни души, а она летит прямо на меня.
2.
Для измерения площадей пользуются следующими единицами: квадратным миллиметром, квадратным сантиметром, квадратным дециметром, квадратным метром и квадратным километром. Площадь полей измеряют в гектарах.
3.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучах пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания и слезы
И заря, заря...
«В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» - восторженно отмечал Л.Н.Толстой.
- ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ
- Итак, мы с вами повторили всё, что знаем об односоставных предложениях
-А теперь проверим, как вы усвоили эту тему.
-Решите небольшой тест. Работаем с перфокартами.
(Тест на листках)
- Обменяйтесь перфокартами и проверьте друг у друга правильность выполнения.
(Ответы на слайдах)
- ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ
- Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока что-то полезное для себя.
-В заключении я хочу подарить вам стихотворение, в котором тоже есть односоставные предложения. К тому же я хочу, чтобы эти слова были вам как руководство к действию в вашей дальнейшей жизни.
Когда тобою решено
Добиться благородной цели,
То остаётся лишь одно:
Осуществить мечту на деле.
Иди вперёд своим путём,
Иди, исполненный отваги,
И пусть овраги, пусть коряги,
Ты всё равно иди своим путём.
Спасибо всем.
Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)
Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...

План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...