Открытый урок по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок обобщени в 6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».
Задачи:
- Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.
- Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы в группах, двойках, тройках.
Оборудование: карточки с заданиями по теме «Глагол».
Парты расставлены так, чтобы образовать шесть «станций», не мешающих друг другу.
Во время урока используются интерактивные методы обучения.
Названия станций.
- «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
- «Друзья – враги» (Переходность, возвратность.)
- «Перекрёсток» (Наклонения глагола.)
- «И это всё о нём» (Морфологический разбор глагола.)
- «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
- «Исключения из правил» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)
Ход урока.
- Оргмомент. Объявление темы урока, формы проведения (путешествие по станциям).
- Распределение по группам. Поскольку в классе есть обучающиеся на «хорошо», «удовлетворительно» и показывающие слабые знания, то учащиеся разделены на команды по принципу «слабые и сильные учащиеся». Таким образом сформировано 3 команды.
- Правила работы на станциях. На каждой станции команда работает в течение 5 минут. Результаты оценивают эксперты из числа учителей, пришедших на урок. Каждая команда работает в тетрадях и в конце урока сдают их вместе с маршрутными листами. (На одной из станций в качестве эксперта будет находится учитель. Работа на станциях – 30 минут. Переход от станции к станции – 1 минута.) Сигнал перехода от одной станции к другой подаётся мелодией. (Продолжительность урока – 40 минут. )Каждый эксперт ставит полученный за работу на станции балл (отметку) в маршрутный лист. (Данные отметки выставляются в классный журнал в соответствующую графу.)Команды передвигаются строго в том порядке, который указан в маршрутном листе. Оглашение команд Попрошу учителей занять место на станциях.
Станция «Ба! Знакомые всё лица».
Вспомните и запишите правило, что такое глагол.
Ответ: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать?; глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: что делать? Глаголы бывают переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, стоят в изъявительном, условном или повелительном наклонении. Глаголы изменяются по временам: бывают в настоящем, прошедшем, будущем времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе). В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми, но могут быть подлежащим, дополнением.
Станция «Друзья – враги».
Определите переходность \ непереходность глаголов.
Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно выплыла луна. Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.
Ответ: вечерело – неперех., догорала – неперех., приближалась – неперех., замигали – неперех., выплыла – неперех., похолодало – неперех., разлился – неперех., затянул – перех..
Определите возвратность \ невозвратность глаголов.
Снег в поле осел, утратил белизну, но мартовские утренники выковали наст. И ходится, и дышится, и видится, и слышится весной. С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес. Он держит на высоте комок снега. Держит и показывает всем. Глядите, в какую малость превратилась грозная зима.
Ответ: осел – невозвр., утратил – невозвр., выковали – невозвр., ходится – возвр., дышится – возвр., видится – возвр., слышится – возвр., держит – невозвр., показывает – невозвр., глядите – невозвр., превратилась – возвр..
Станция «Перекрёсток»
Определите наклонение глаголов.
- Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
- Если хочешь быть счастливым – будь им!
- Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
- Меньше бы говорил, да больше бы делал.
- Доброе дело само себя хвалит.
Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..
Станция «И это всё о нём»
Произведите морфологический разбор глагола.
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.
Ответ:
Гонит – глагол.
- (Что делает?) гонит. Н.Ф. гнать.
- Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. н., наст. вр., ед.ч., 3 л..
- (Что делает?) гонит
Замерли – глагол.
- (Что сделали?) замерли. Н.ф. замереть.
- Пост.: сов. в., неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. н., прош. вр., мн. ч..
- (Что сделали?) замерли
Станция «Метаморфозы»
Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.
Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
Ответ: маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.
Станция «Исключения из правил»
- Перечислите разноспрягаемые глаголы.
- Перечислите глаголы – исключения.
Ответ: Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.
Глаголы – исключения:
Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
Итог урока:
И вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что вам урок понравился. Но у меня для вас ещё одно задание: продолжить предложение.
Мне понравилось………………………
Лучше всего у меня получилось………………………………..
Основные трудности у меня были………………………………………..….
Сам себе желаю…………………..……
А теперь сдайте тетради с маршрутными листами, я их проверю и выставлю оценки.
5 – набрано 28-30 баллов
4 – 25- 28 баллов
3 – менее 25 баллов
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...