Открытый урок по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Хорузик Виктория Владимировна

Урок обобщени в 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»

Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

  1. Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.
  2. Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий.
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы в группах, двойках, тройках.

Оборудование: карточки с заданиями по теме «Глагол».

Парты расставлены так, чтобы образовать шесть «станций», не мешающих друг другу.

Во время урока используются интерактивные методы обучения.

Названия станций.

  1. «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
  2. «Друзья – враги» (Переходность, возвратность.)
  3. «Перекрёсток» (Наклонения глагола.)
  4. «И это всё о нём» (Морфологический разбор глагола.)
  5. «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
  6. «Исключения из правил» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)

Ход урока.

  1. Оргмомент. Объявление темы урока, формы проведения (путешествие по станциям).
  2. Распределение по группам. Поскольку в классе есть обучающиеся на «хорошо», «удовлетворительно» и показывающие слабые знания, то учащиеся разделены на команды по принципу «слабые и сильные учащиеся». Таким образом сформировано 3 команды.
  3. Правила работы на станциях. На каждой станции команда работает в течение 5 минут. Результаты оценивают эксперты из числа учителей, пришедших на урок. Каждая команда работает в тетрадях и в конце урока сдают их вместе с маршрутными листами. (На одной из станций в качестве эксперта будет находится учитель. Работа на станциях – 30 минут. Переход от станции к станции – 1 минута.) Сигнал перехода от одной станции к другой подаётся мелодией. (Продолжительность урока – 40 минут. )Каждый эксперт ставит полученный за работу на станции балл (отметку) в маршрутный лист. (Данные отметки выставляются в классный журнал в соответствующую графу.)Команды передвигаются строго в том порядке, который указан в маршрутном листе. Оглашение команд Попрошу учителей  занять место на станциях.

Станция «Ба! Знакомые всё лица».

Вспомните и запишите правило, что такое глагол.

Ответ: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать?; глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: что делать? Глаголы бывают переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, стоят в изъявительном, условном или повелительном наклонении. Глаголы изменяются по временам: бывают в настоящем, прошедшем, будущем времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе). В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми, но могут быть подлежащим, дополнением.

Станция «Друзья – враги».

Определите переходность \ непереходность глаголов.

Вечерело, догорала за дальним лесом заря. Приближалась ночь. Замигали первые звёзды, потом из-за верхушек леса медленно  выплыла луна. Похолодало, и по болоту разлился густой туман, затянул весь плавучий остров.

Ответ: вечерело – неперех., догорала – неперех., приближалась – неперех., замигали – неперех., выплыла – неперех., похолодало – неперех., разлился – неперех., затянул – перех..

Определите возвратность \ невозвратность глаголов.

Снег в поле осел, утратил белизну, но мартовские утренники выковали наст. И ходится, и дышится, и видится, и слышится весной. С холма виден празднично зелёный заречный хвойный лес. Он держит на высоте комок снега. Держит и показывает всем. Глядите, в какую малость превратилась грозная зима.

Ответ: осел – невозвр., утратил – невозвр., выковали – невозвр., ходится – возвр., дышится – возвр., видится – возвр., слышится – возвр., держит – невозвр., показывает – невозвр., глядите – невозвр., превратилась – возвр..

Станция «Перекрёсток»

Определите наклонение глаголов.

  1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
  2. Если хочешь быть счастливым – будь им!
  3. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
  4. Меньше бы говорил, да больше бы делал.
  5. Доброе дело само себя хвалит.

Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

Станция «И это всё о нём»

Произведите морфологический разбор глагола.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

На берегу неподвижно замерли кусты лозняка.

Ответ:

Гонит – глагол.

  1. (Что делает?) гонит. Н.Ф. гнать.
  2. Пост.: несов. в., перех., невозвр., 2 спр., непост.: изъявит. н., наст. вр., ед.ч., 3 л..
  3. (Что делает?) гонит

Замерли – глагол.

  1. (Что сделали?) замерли. Н.ф. замереть.
  2. Пост.: сов. в., неперех., невозвр., 1 спр., непост.: изъявит. н., прош. вр., мн. ч..
  3. (Что сделали?) замерли

Станция «Метаморфозы»

Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.

Ответ: маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.

Станция «Исключения из правил»

  1. Перечислите разноспрягаемые глаголы.
  2. Перечислите глаголы – исключения.

Ответ: Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.

Глаголы – исключения:

Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.

Итог урока:

И вот наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что вам урок понравился. Но у меня для вас ещё одно задание: продолжить предложение.    

 Мне понравилось………………………
Лучше всего у меня получилось………………………………..
Основные трудности у меня были………………………………………..….
Сам себе желаю…………………..……

  А теперь сдайте  тетради с маршрутными листами, я их проверю и выставлю оценки.

5 – набрано 28-30 баллов

4 – 25- 28 баллов

3 – менее 25 баллов

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...