презентация к факультативному занятию "Комплексный анализ текста"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т ема Тема (от греч. thema ) – то, что кладется в основу, предмет речи, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей.
Тема ТЕМА - предмет , основное содержание рассуждения, изложения, творчества. ( С.Ожегов . Словарь русского языка, 1990.) ТЕМА (греч. Thema ) - 1) Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3) предмет языкового высказывания (…). (Словарь иностранных слов, 1984.)
Клише для формулировки темы Автор текста обращается к актуальной теме – теме … Этот текст о …. Очень часто мы смотрим … О таких фильмах пишет А.Андреев .
Автор текста обращается к актуальной теме – теме засилья на телевидении сериалов, романтизирующих бандитский образ жизни. Часто мы смотрим фильмы, в которых люди, ведущие антиобщественный образ жизни, показаны добрыми и благородными. О таких фильмах ведёт речь автор статьи.
Проблема ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений; вопрос, требующий исследования Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи . Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ .
Вопросы для формулировки проблемы К кому обращён текст? Каково авторское отношение к подобным фильмам? Чем обусловлено такое отношение?
Клише для формулировки проблемы Публицист предлагает читателю вместе поразмышлять над вопросом: …?
Как же влияют фильмы, рекламирующие антиобщественный образ жизни, на психику, мировоззрение зрителей? Над этой проблемой задумывается автор статьи .
Идея Идея (от греч. idea – первообраз, идеал) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы.
Идея ИДЕЯ (греч. Idea , понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Как автор статьи решает проблему?
Клише для формулировки идеи Идея текста такова: … Автор статьи пытается убедить читателя в том, что… …- вот главная мысль текста.
Идея текста такова: нельзя изображать привлекательным то, что является злом для общества.
Ирония, сарказм, оксюморон, риторический вопрос, парцелляция
Ирония- скрытая насмешка. Сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.
Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов. Парцелляция – стилистический приём расчленения фразы, предложения на части (неполное предложение)
2 урок Какой стиль речи помогает автору заинтересовать читателя? Какие характерные особенности этого стиля можно отметить в тексте?
Публицистический стиль э моциональность; о ценочность ; призывность
С какой целью автор написал статью? Какие языковые средства помогают автору достичь цели?
Цель-заставить создателей фильма задуматься над тем, какие фильмы они снимают, и убедить зрителей в том, что нужно критически относиться к увиденному
Клише Восклицательные предложения делают текст эмоциональным… Форма личного местоимения МЫ сближает автора с читателем… Парцелляция придаёт статье интонации разговорной речи…
К лише Риторические вопросы заставляют нас задуматься над тем… Риторическими вопросами автор призывает нас задуматься …
К какому виду комического прибегает публицист, рассуждая о «хороших бандитах»?
К лише А. Андреев саркастически высмеивает попытки сценаристов и режиссёров… Авторский сарказм оправдан: действительно, попытки сценаристов и режиссёров… смешны.
Каково авторское отношение к людям, ведущим антиобщественный образ жизни? Какими языковыми средствами выражено это отношение?
Клише Отношение автора к … выражено грубо-просторечными словами… Прибегая к грубо-просторечной лексике (…), А. Андреев выражает … отношение к …
А. А ндреев с презрением относится к бандитам, поэтому называет их их грубо-просторечными словами « бандюки », «отморозки».
Какое языковое средство помогает А. Андрееву показать нелепость попыток представить преступников героями?
Клише Оксюморонами (…) подчёркивается нелепость попыток… С помощью оксюморонов (…) автор статьи побуждает читателя задуматься…
Каково ваше отношение к позиции автора?
Клише Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Автор прав в том, что…, однако трудно согласиться с тем, что… Можно поддержать автора в том, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Комплексный анализ текста" 8-9класс
Презентацию можно использовать на уроках развития речи комплексного анализа текста...
Презентация к работе "Лингвопоэтический анализ текста на уроках литературы"
Презентация иллюстрирует основные разделы работы "Лингвопоэтический анлиз текста на уроках литературы"...
презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...
Презентация к уроку «Комплексный анализ текста. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными»
Презентация к уроку...
презентация на тему: "Комплексный анализ текста"
В презентации рассказывается о комплексном анализе текста для подготовки к ОГЭ...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
Разработка урока и презентация по теме «Комплексный анализ текста «Берегите воду!»
Материал предназначен для проведения урока русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста "Берегите воду!"...