презентация к факультативному занятию "Комплексный анализ текста"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Смоленцева Татьяна Тимофеевна

Тема. идея. проблема текта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_10_kl.pptx81.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста

Слайд 2

Т ема Тема (от греч. thema ) – то, что кладется в основу, предмет речи, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Тема произведения неразрывно связана с его идеей.

Слайд 3

Тема ТЕМА - предмет , основное содержание рассуждения, изложения, творчества. ( С.Ожегов . Словарь русского языка, 1990.) ТЕМА (греч. Thema ) - 1) Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения; 2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования; 3) предмет языкового высказывания (…). (Словарь иностранных слов, 1984.)

Слайд 4

Клише для формулировки темы Автор текста обращается к актуальной теме – теме … Этот текст о …. Очень часто мы смотрим … О таких фильмах пишет А.Андреев .

Слайд 5

Автор текста обращается к актуальной теме – теме засилья на телевидении сериалов, романтизирующих бандитский образ жизни. Часто мы смотрим фильмы, в которых люди, ведущие антиобщественный образ жизни, показаны добрыми и благородными. О таких фильмах ведёт речь автор статьи.

Слайд 6

Проблема ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений; вопрос, требующий исследования Многозначностью возможных решений проблема отличается от задачи . Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ .

Слайд 7

Вопросы для формулировки проблемы К кому обращён текст? Каково авторское отношение к подобным фильмам? Чем обусловлено такое отношение?

Слайд 8

Клише для формулировки проблемы Публицист предлагает читателю вместе поразмышлять над вопросом: …?

Слайд 9

Как же влияют фильмы, рекламирующие антиобщественный образ жизни, на психику, мировоззрение зрителей? Над этой проблемой задумывается автор статьи .

Слайд 10

Идея Идея (от греч. idea – первообраз, идеал) – основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы.

Слайд 11

Идея ИДЕЯ (греч. Idea , понятие, представление) - в литературе: основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.

Слайд 12

Как автор статьи решает проблему?

Слайд 13

Клише для формулировки идеи Идея текста такова: … Автор статьи пытается убедить читателя в том, что… …- вот главная мысль текста.

Слайд 14

Идея текста такова: нельзя изображать привлекательным то, что является злом для общества.

Слайд 16

Ирония, сарказм, оксюморон, риторический вопрос, парцелляция

Слайд 17

Ирония- скрытая насмешка. Сарказм – высшая степень иронии, злая насмешка. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.

Слайд 18

Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов. Парцелляция – стилистический приём расчленения фразы, предложения на части (неполное предложение)

Слайд 19

2 урок Какой стиль речи помогает автору заинтересовать читателя? Какие характерные особенности этого стиля можно отметить в тексте?

Слайд 20

Публицистический стиль э моциональность; о ценочность ; призывность

Слайд 21

С какой целью автор написал статью? Какие языковые средства помогают автору достичь цели?

Слайд 22

Цель-заставить создателей фильма задуматься над тем, какие фильмы они снимают, и убедить зрителей в том, что нужно критически относиться к увиденному

Слайд 23

Клише Восклицательные предложения делают текст эмоциональным… Форма личного местоимения МЫ сближает автора с читателем… Парцелляция придаёт статье интонации разговорной речи…

Слайд 24

К лише Риторические вопросы заставляют нас задуматься над тем… Риторическими вопросами автор призывает нас задуматься …

Слайд 25

К какому виду комического прибегает публицист, рассуждая о «хороших бандитах»?

Слайд 26

К лише А. Андреев саркастически высмеивает попытки сценаристов и режиссёров… Авторский сарказм оправдан: действительно, попытки сценаристов и режиссёров… смешны.

Слайд 27

Каково авторское отношение к людям, ведущим антиобщественный образ жизни? Какими языковыми средствами выражено это отношение?

Слайд 28

Клише Отношение автора к … выражено грубо-просторечными словами… Прибегая к грубо-просторечной лексике (…), А. Андреев выражает … отношение к …

Слайд 29

А. А ндреев с презрением относится к бандитам, поэтому называет их их грубо-просторечными словами « бандюки », «отморозки».

Слайд 30

Какое языковое средство помогает А. Андрееву показать нелепость попыток представить преступников героями?

Слайд 31

Клише Оксюморонами (…) подчёркивается нелепость попыток… С помощью оксюморонов (…) автор статьи побуждает читателя задуматься…

Слайд 32

Каково ваше отношение к позиции автора?

Слайд 33

Клише Позиция автора представляется мне убедительной, потому что… Автор прав в том, что…, однако трудно согласиться с тем, что… Можно поддержать автора в том, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Комплексный анализ текста" 8-9класс

Презентацию можно использовать на уроках развития речи комплексного анализа текста...

Презентация к работе "Лингвопоэтический анализ текста на уроках литературы"

Презентация иллюстрирует основные разделы работы "Лингвопоэтический анлиз текста на уроках литературы"...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста"

В презентации рассказывается о комплексном анализе текста для подготовки к ОГЭ...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...

Разработка урока и презентация по теме «Комплексный анализ текста «Берегите воду!»

Материал предназначен для проведения урока русского языка в 9 классе по теме "Комплексный анализ текста "Берегите воду!"...