Урок развития речи (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку по теме
Сочинение - одно из средств развития речи и раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Для этого на данном уроке предусмотренны такие задания, с которыми справятся все дети: вставить в предложения недостоющие слова, выбрать из предложенных вариантов тот, который панравится ребенку, составить из слов касивое предложение. Выполнив все эти задания, ребенок почувствует себя успешным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_razvitie_rechi.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
Урок развития речи.
Сочинение.
«Художник Мороз».
Провела Л.О. Балашова
Цели и задачи урока:
- учить детей писать сочинение, используя готовые образцы;
- учить детей рассуждать, сравнивать, находить образные выражения;
- развивать и обогащать устную речь уч-ся;
- наблюдать за картинами природы;
- развивать художественный вкус;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картин русских художников с зимними пейзажами, мультимедийная техника, аудиозаписи, фотопейзажи, карточки с заданиями, дополнительный литературный материал.
Ход урока.
- Мотивация.
Учитель. – Ребята, расположитесь удобно за партами, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.
- Самоопределение к деятельности.
У. – Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы попали в заснеженное царство. (Открывается разворот доски, вывешены репродукции картин русских художников и фотопейзажи о зиме)
У. – Дети, откройте глазки и внимательно посмотрите на доску. Что вы видите? (Деревья, крыши домов, земля засыпаны пушистым белым снегом )
У. – А, что объединяет эти картины? (Они все о зиме)
У. – Ребята, послушайте внимательно отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Мороз Красный нос» (чтение отрывка учителем или прослушивание аудиозаписи)
У. – О ком это стихотворение. (О Морозе, который обходит свои владения)
У. – Кто запомнил его название. (Мороз красный нос)
У. – Каким вы представляете себе Мороза? (Дети дают словесное описание Мороза)
У. – Дети, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы детей)
У. – Сегодня мы будем учиться писать сочинение на тему «Художник Мороз». Внимательно всматриваться в картины, нарисованные им, подбирать выразительные слова для описания.
Запишем в тетрадях:
Число.
Сочинение.
Художник Мороз.
У. – Почему слово Мороз написано с большой буквы. (Это собственное имя существительное)
III. Работа над сочинением.
У. – «Ходит Мороз по горам, по долинам,
Ходит в больших валенках, ступает тихо, неслышно.
А сам все посматривает по сторонам,
То там, то тут свою волшебную картину поправляет».
(по Г. Скребицкому)
У. – К нам Мороз не сумел заглянуть. Его срочно вызвали в командировку на юг нашей страны, но картины, написанные им, мы постараемся внимательно рассмотреть.
Слайд 1.
1. Художник Мороз преобразил__________________________________ (поля, леса, луга, сады, холмы).
У. – Как вы думаете, что надо вставить в наше предложение. (Недостающие слова)
У. – Выберете три слова, которые вам понравились, и вставьте в предложение. (Можно подобрать слова с опорой на репродукции картин и фотопейзажи)
У. – Это вступление к нашему сочинению. Предложение надо писать с красной строки. (Запись предложения)
У. – Ребята, а чем расписывает Мороз оконные стекла, когда на улице холодно? (Узорами)
У. – Какие узоры по цвету? (Белые)
У. – Что они напоминают? (Деревья, кружево, замки, листья и т.д.)
У. – Об этом удивительном мастере есть загадка. Отгадайте её.
«Какой это мастер на стекла нанес,
И листья, и травы, и заросли роз» (Мороз)
У. – Все эти узоры не простые, а сказочные. А как еще можно сказать об узорах. (Волшебные, чудесные, неповторимые, удивительные)
У. – И во второй части нашего сочинения мы будим писать об этих узорах на оконных стеклах.
Слайд 2.
2. Окна волшебник расписал
________листьями, _________замками, _________снежинками.
У. – Дети, обратите внимание, чтобы не повторять слово художник Мороз, мы можем заменить их другими, близкими по смыслу словами. (Художник, волшебник, кудесник, мастер, Мороз)
У. – Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы наше предложение звучало красиво? (Добавить недостающие слова).
У. – Посмотрите у всех на столах карточки с заданием. (Дети читают задание на карточке)
Карточка с заданием. Подберите более точные определения к словам, подчеркните их. Снежинки (какие?) – большие, серебристые, искристые. Листья (какие?) – желтые, резные, ажурные. Замки (какие?) – старые, сказочные, волшебные. |
У. – Добавьте понравившиеся вам слова в предложение и запишите его, обратите внимание на окончания слов. Может быть, кто-то из вас придумает свои слова и запишет с ними предложение. Если вам трудно справиться с заданием, обращайтесь за помощью к учителю.
Релаксация.
У. – Встанем, рассмотрим еще раз узоры на окне. А теперь подуем на стекло, согреем его своим дыханием. Вдохнули и медленно, не торопясь, выдыхаем. На стекле появилось маленькое круглое пятнышко. Потрем его сначала правой, а потом левой ладошкой. У нас появилось маленькое оконце. Выглянем во двор. Что мы увидим? (Снег укрыл землю)
У. – Почитаем стихотворения русских поэтов о снеге, укрывшем землю. (Дети читают отрывки и находят образные выражения о снеге. Работают в парах, помогая друг другу)
– Чем укрыл Мороз землю в стихотворении Я. Акима? (Платком пуховым)
– А во втором отрывке Н. Лисича? (Шубою пушистой)
– В третьем А. Пушкина. (Великолепными коврами)
У. – Так о чем же мы будем писать в третьем предложение. (О снежном покрывале укрывшем землю)
У. – Посмотрите на наше предложение.
Слайд 3.
3. Землю Мороз
У. – Как вы думаете, что мы должны сделать? (1. Добавить недостающие слова из предложенных стихов; 2. Из трех вариантов выбрать понравившийся вариант предложения)
Чтение предложений и запись в тетрадь.
У. – Но художник Мороз не только преобразил землю, он околдовал и деревья.
У. – Посмотрите внимательно на фотопейзажи.
У. – Чем осыпал мороз березки? (Пушистым инеем)
У. – А сосны, ели? (Шапками снега)
У. – Прочитайте, как об этом сказано у поэтов и писателей. Подчеркните наиболее яркие слова в этих описаниях:
1. Чтение первого отрывка.
У. – Что такое арка? (Это проём в виде дуги)
У. – Почему М. Пришвин сравнивает деревья с кружевными арками? (Под тяжестью снега они согнулись до земли)
2. Чтение второго отрывка.
У. – Чем украшены ветки берез? (Каймой)
У. – На что она похожа? (На кисти белой бахромы – тесьма с висящими одной стороны нитями)
3. Чтение 3 отрывка.
У. – Чем укутана сосна? (Белой косынкой)
У. – О чем мы будем писать в четвёртом предложении. (О деревьях, украшенных Морозом)
Слайд 4.
4. Не забыл художник
Работа над предложением и запись одного варианта в тетрадь.
У. – Какие же картины получились у художника Мороза? (Замечательные, удивительные, чудесные)
У. – Мы заканчиваем наше сочинение. Нам осталось составить из слов последнее красивое предложение и записать его.
Слайд 5.
5. Мороза, картина, получилась, у, чудесная, художника!
У. – Какой знак поставим в конце предложения? (Восклицательный)
IV. Чтение детьми своих сочинений.
Варианты:
Художник Мороз преобразил поля, сады, дома.
Окна волшебник расписал ажурными листьями, сказочными замками, искристыми снежинками.
Землю Мороз укрыл великолепным ковром.
Не забыл художник накинуть шапки и шубки на сосны и ели.
Чудесная картина получилась у художника Мороза!
- Рефлексия.
У. - Дети, какое чувство вы испытали, когда написали сочинение?
У. – Как вы думаете, понравятся ваши работы художнику Морозу? (Высказывания детей)
У. – Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
- Домашнее задание.
Представьте, что вы художник Мороз. С помощью красок, кистей нарисуйте зимние картины. Это будет вашим домашним заданием.
- Итог урока.
У. – Чему мы научились сегодня на уроке? (Ответы детей)
У. – Вы все молодцы, хорошо потрудились на уроке. У вас получились красивые сочинения. Я думаю, художник Мороз будет доволен вашей работой.
1 слайд.
Художник Мороз преобразил __________________.
2 слайд.
Окна волшебник расписал ________ листьями, _________ замками, _________снежинками.
3 слайд.
Землю Мороз
Землю Мороз
4 слайд.
Не забыл художник
5 слайд.
Мороза, картина, получилась, у, чудесная, художника!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...