МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК, -ИК"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_ek_ik_chik.docx30.53 КБ
Файл suffiksy_ek_ik_chik.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема урока: «Правописание суффиксов -ек и -ик (-чик)».

Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;
  2. Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
  3. Обогатить словарный запас учащихся;
  4. Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;

2 Воспитательные:

  1. Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
  2. Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
  3. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

3. Развивающие:

  1. Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
  2. Повышать речевую культуру школьников;
  3. Совершенствовать слуховое внимание.

Хронометраж урока:

Из 45 минут урочного времени планируется провести:

  • 1 мин на организацию и настрой ребят на урок, а также на прощание с классом и итог урока. На данном этапе будут использованы такие приёмы, как приветственное слово учителя и педагогическое требование, итоговое обобщающее слово;
  • 5 мин на проверку остаточных знаний  по предыдущим урокам. С ребятами будет проведено небольшое тестирование, которое выявит их заинтересованность темой и успехи в овладении учебными  умениями;
  • 20 мин на изучение новой темы. На данном этапе с ребятами будет проведена беседа (обобщающая и репродуктивная), оттачивание новых знаний на практике;
  • 2 мин на объяснение домашнего задания. На данном этапе будет использовано педагогическое требование;
  • 10 мин на закрепление изученного через создание игровой атмосферы,  где ребята смогут раскрыться творчески и проявить интерес к изучаемому материалу.

Методическое обоснование

Данный урок предполагает небольшое обобщение темы имени сущ., изучение новой темы и игровую деятельность. На уроке будет представлен фрагмент из м/ф «В стране невыученных уроков», который посвящён изучаемой теме. С его помощью ребята сформируют правило, сравнят его с правилом в учебнике и отработают свои знания на практике письменных заданий. Т.к. ребята активные и яркие, в конце урока в качестве обобщения предлагаем провести речевую игру, где они смогут представить своё видение данной темы. Жюри будут представлены сценка о суффиксах и лингвистическая сказка о них же. Оно и будет решать, кто сделал рассказ интереснее, понятнее остальным.

Это задание поможет ребятам раскрепоститься и научиться преподносить серьезную учебную информацию в шуточной, иносказательной форме.

Использованная литература:

http://www.saharina.ru/metod/rus/les7/

И. В Карасёва. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. (по учебнику Львова и др.)

Львова С И., Львов В,В. Русский язык. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. «Мнемозина».

Этап урока                                                

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Орг. момент

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово, пед. требование

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка  располагает   к приятному   общению.

Откройте тетради, которые вы только что получили, запишите дату, вид работы и тему урока «Правописание суффиксов -ек и -ик».

Слушание  нерефлексивное.

детальное, некритическое,

информативное.

Приветствие    учителя,    проверка

готовности к уроку.

Письмо.

На доске записана дата, вид работы и тема урока.

Повторение ранее изученного

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово, инструктивное слово учителя

Перед тем, как приступим к новой теме, вспомним ранее изученное.

Работу  выполнять  нужно  в  тетради  с   выполненным домашним

заданием.                                                                                     \

Для начала мы вспомним сведения об имени сущ. На слайде вы

видите несколько утверждений. Отметьте себе в тетради те пункты, в которых указана правда об имени сущ.

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

На прошлом уроке мы изучали правописание суффиксов –чик и   –щик. На экран вынесены несколько слов. Перенесите их себе в тетрадь. Ваша задача - найти среди них то слово, в котором нет суффикса -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов.

] ) вагончик;

2) ключик;

3) узорчик;                                                                                              

4) диванчик.

А теперь задание «наоборот». Среди выделенных слов найдите то. в котором есть суффикс  -чик. Чтобы  верно  выполнить  это задание, сделайте морфемный разбор этих слов.

Перчик

Пальчик

Огурчик

Помидорчик

Передаём тетради с задних парт на первые. Я проверю и выставлю

отметки за домашнее задание и самостоятельную работу.                                                  

Слушание рефлексивное, детальное,                    критическое, информативное.

Письмо.

Ответы на тест:

2, 4, 5

Ключик

Помидорчик

Слайды 2, 3, 4

Изучение

нового

материала

Метод: слово учителя, беседа, диктант

Приём:  ведущее слово, сообщающее слово,  инструктивное слово

учителя, репродуктивно-эвристическая беседа, фотодиктант

Сегодня мы обратим внимание на правописание суффиксов -ик и -ек.

Чтобы   понять  значимость  этого   правила,   посмотрим   на  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин:

ключик, замочек.

Какой звук слышится после Ч в этих словах9 А какие буквы пишутся?

Какое правило сформулировал (вспомнил) герой мультфильма?

Откроем учебник  на стр.68-69-ой.  Перенесите себе в тетрадь схему

различения суффиксов -ик и -ек.

Если гласный выпадает, то        Если гласный не выпадает, го

пишет -ек:        пишется -ик;

Комочек - комочка (ек//к)        Ножик - ножика (-ик)

Платочек - платочка (ек/.'к)        Карманчик - карманчика (,-чик)

Закрепим      это      наглядно.      На      слайде      приведены      примеры

существительных с -ик и -ек. Помните о том, что е - беглая гласная!

Закрепим полученные знания. На слайде даны слова с пропущенными гласными   в   суффиксах.   Вставьте   подходящую   букву,   при   этом выделяйте суффикс. Вам на работу 5 минут.

Проверяем себя. У кого не так?

Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо создать имена сущ. с суффиксами -ик и -ек. Разделите тетрадь на три колонки, так как показано на слайде. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны.

Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе?

Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт   им   уменьшительно-ласкательное   значение,   называет детёнышей зверей, маленькие предметы)

Обобщим то. что узнали сегодня на уроке. (Беседа по вопросам)

-   Как определить- с помощью какого суффикса образовано имя

существительное?

-   Какое значение придают существительным суффиксы - чик. -щик, -ек, -ик?

- От чего зависит выбор _ гласных Е и И в.суффиксах –ек и –ик?

Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное

В этих словах слышится звук И

Письмо

Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик,   василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик, огурчик,

Жирафчик, бегемотик. Львёночек, Попугайчики, котик, тигрёночек. Пингвинчик,    зайчик, котёночек, Крокодильчик,слоник, зайчоночек, слонёночек.

Просмотр видеофрагмента «В

Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 68- 69 (теория), упр. 749. Прочитайте задание к упражнению. Кто не понял задание?

Слушание нерефлексивное, детальное, некритическое, информативное.

Закрепление изученного материала

Метод: слов учителя

Приём: инструктирующее слово

Итак, ребята, на сегодня мы изучили правописание суффиксов -ек и -ик. Сейчас мы поиграем и таком образом закрепим наши знания. Я предлагаю вам 2 варианта это игры: сценка о суффиксах (2 человека суффиксы. один объясняющий, другой  слушающий и

лингвистическая    сказка    (рассказывающий    и    слушающий).    Все остальные смотрят и оценивают. Победители получал дополнительную отметку за у рок.

Представьте себе ситуацию, что вы и ваш друг оказались в сказке,

похожей на мультфильм, ктр мы посмотрели. Но друг не знает

правила,   а   вы   наоборот,   знаете.   Из-за   этого   вы   не  можете выбриться из сказки и попасть домой. Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик так, чтобы ваш друг понял это правило и смог дальше путешествовать с вами.

Слушание детальное, информативное

Возможные варианты ответа на

Речевое  задание Лингв.сказка:

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Они учились по 6 дней (ло числд падежей).

Суффикс - ик был прилежным
учеником, а его друг, суффикс -ек,
был        самым        настоящим

прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс - тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе -ек. Именно поэтому во всех падежах, кроме-им.п. и вин.п.. буква е из суффикса -ек пропадает.

Сценка;

Суффиксы- близняшки Лиза и
Женя. При внешней похожести они
такие разные, ровно так же, как и
су ф ф и.кс ы  - и к  и -ек  в  словах.

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: итоговое слово учителя

 Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути!

Слушание детальное, информативное, некритическое, нерефлексивное.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема урока: «Правописание суффиксов -ек и -ик (-чик)».

Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;
  2. Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
  3. Обогатить словарный запас учащихся;
  4. Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;

2 Воспитательные:

  1. Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
  2. Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
  3. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

3. Развивающие:

  1. Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
  2. Повышать речевую культуру школьников;
  3. Совершенствовать слуховое внимание.

Хронометраж урока:

Из 45 минут урочного времени планируется провести:

  • 1 мин на организацию и настрой ребят на урок, а также на прощание с классом и итог урока. На данном этапе будут использованы такие приёмы, как приветственное слово учителя и педагогическое требование, итоговое обобщающее слово;
  • 5 мин на проверку остаточных знаний  по предыдущим урокам. С ребятами будет проведено небольшое тестирование, которое выявит их заинтересованность темой и успехи в овладении учебными  умениями;
  • 20 мин на изучение новой темы. На данном этапе с ребятами будет проведена беседа (обобщающая и репродуктивная), оттачивание новых знаний на практике;
  • 2 мин на объяснение домашнего задания. На данном этапе будет использовано педагогическое требование;
  • 10 мин на закрепление изученного через создание игровой атмосферы,  где ребята смогут раскрыться творчески и проявить интерес к изучаемому материалу.

Методическое обоснование

Данный урок предполагает небольшое обобщение темы имени сущ., изучение новой темы и игровую деятельность. На уроке будет представлен фрагмент из м/ф «В стране невыученных уроков», который посвящён изучаемой теме. С его помощью ребята сформируют правило, сравнят его с правилом в учебнике и отработают свои знания на практике письменных заданий. Т.к. ребята активные и яркие, в конце урока в качестве обобщения предлагаем провести речевую игру, где они смогут представить своё видение данной темы. Жюри будут представлены сценка о суффиксах и лингвистическая сказка о них же. Оно и будет решать, кто сделал рассказ интереснее, понятнее остальным.

Это задание поможет ребятам раскрепоститься и научиться преподносить серьезную учебную информацию в шуточной, иносказательной форме.

Использованная литература:

http://www.saharina.ru/metod/rus/les7/

И. В Карасёва. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. (по учебнику Львова и др.)

Львова С И., Львов В,В. Русский язык. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. «Мнемозина».

Этап урока                                                

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Орг. момент

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово, пед. требование

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка  располагает   к приятному   общению.

Откройте тетради, которые вы только что получили, запишите дату, вид работы и тему урока «Правописание суффиксов -ек и -ик».

Слушание  нерефлексивное.

детальное, некритическое,

информативное.

Приветствие    учителя,    проверка

готовности к уроку.

Письмо.

На доске записана дата, вид работы и тема урока.

Повторение ранее изученного

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово, инструктивное слово учителя

Перед тем, как приступим к новой теме, вспомним ранее изученное.

Работу  выполнять  нужно  в  тетради  с   выполненным домашним

заданием.                                                                                     \

Для начала мы вспомним сведения об имени сущ. На слайде вы

видите несколько утверждений. Отметьте себе в тетради те пункты, в которых указана правда об имени сущ.

1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что?

3. Имена существительные изменяются по родам.

4. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. Буква Ч в суффиксе  –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

На прошлом уроке мы изучали правописание суффиксов –чик и   –щик. На экран вынесены несколько слов. Перенесите их себе в тетрадь. Ваша задача - найти среди них то слово, в котором нет суффикса -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов.

] ) вагончик;

2) ключик;

3) узорчик;                                                                                              

4) диванчик.

А теперь задание «наоборот». Среди выделенных слов найдите то. в котором есть суффикс  -чик. Чтобы  верно  выполнить  это задание, сделайте морфемный разбор этих слов.

Перчик

Пальчик

Огурчик

Помидорчик

Передаём тетради с задних парт на первые. Я проверю и выставлю

отметки за домашнее задание и самостоятельную работу.                                                  

Слушание рефлексивное, детальное,                    критическое, информативное.

Письмо.

Ответы на тест:

2, 4, 5

Ключик

Помидорчик

Слайды 2, 3, 4

Изучение

нового

материала

Метод: слово учителя, беседа, диктант

Приём:  ведущее слово, сообщающее слово,  инструктивное слово

учителя, репродуктивно-эвристическая беседа, фотодиктант

Сегодня мы обратим внимание на правописание суффиксов -ик и -ек.

Чтобы   понять  значимость  этого   правила,   посмотрим   на  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин:

ключик, замочек.

Какой звук слышится после Ч в этих словах9 А какие буквы пишутся?

Какое правило сформулировал (вспомнил) герой мультфильма?

Откроем учебник  на стр.68-69-ой.  Перенесите себе в тетрадь схему

различения суффиксов -ик и -ек.

Если гласный выпадает, то        Если гласный не выпадает, го

пишет -ек:        пишется -ик;

Комочек - комочка (ек//к)        Ножик - ножика (-ик)

Платочек - платочка (ек/.'к)        Карманчик - карманчика (,-чик)

Закрепим      это      наглядно.      На      слайде      приведены      примеры

существительных с -ик и -ек. Помните о том, что е - беглая гласная!

Закрепим полученные знания. На слайде даны слова с пропущенными гласными   в   суффиксах.   Вставьте   подходящую   букву,   при   этом выделяйте суффикс. Вам на работу 5 минут.

Проверяем себя. У кого не так?

Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо создать имена сущ. с суффиксами -ик и -ек. Разделите тетрадь на три колонки, так как показано на слайде. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны.

Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе?

Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт   им   уменьшительно-ласкательное   значение,   называет детёнышей зверей, маленькие предметы)

Обобщим то. что узнали сегодня на уроке. (Беседа по вопросам)

-   Как определить- с помощью какого суффикса образовано имя

существительное?

-   Какое значение придают существительным суффиксы - чик. -щик, -ек, -ик?

- От чего зависит выбор _ гласных Е и И в.суффиксах –ек и –ик?

Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное

В этих словах слышится звук И

Письмо

Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик,   василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик, огурчик,

Жирафчик, бегемотик. Львёночек, Попугайчики, котик, тигрёночек. Пингвинчик,    зайчик, котёночек, Крокодильчик,слоник, зайчоночек, слонёночек.

Просмотр видеофрагмента «В

Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 68- 69 (теория), упр. 749. Прочитайте задание к упражнению. Кто не понял задание?

Слушание нерефлексивное, детальное, некритическое, информативное.

Закрепление изученного материала

Метод: слов учителя

Приём: инструктирующее слово

Итак, ребята, на сегодня мы изучили правописание суффиксов -ек и -ик. Сейчас мы поиграем и таком образом закрепим наши знания. Я предлагаю вам 2 варианта это игры: сценка о суффиксах (2 человека суффиксы. один объясняющий, другой  слушающий и

лингвистическая    сказка    (рассказывающий    и    слушающий).    Все остальные смотрят и оценивают. Победители получал дополнительную отметку за у рок.

Представьте себе ситуацию, что вы и ваш друг оказались в сказке,

похожей на мультфильм, ктр мы посмотрели. Но друг не знает

правила,   а   вы   наоборот,   знаете.   Из-за   этого   вы   не  можете выбриться из сказки и попасть домой. Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик так, чтобы ваш друг понял это правило и смог дальше путешествовать с вами.

Слушание детальное, информативное

Возможные варианты ответа на

Речевое  задание Лингв.сказка:

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Они учились по 6 дней (ло числд падежей).

Суффикс - ик был прилежным
учеником, а его друг, суффикс -ек,
был        самым        настоящим

прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс - тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе -ек. Именно поэтому во всех падежах, кроме-им.п. и вин.п.. буква е из суффикса -ек пропадает.

Сценка;

Суффиксы- близняшки Лиза и
Женя. При внешней похожести они
такие разные, ровно так же, как и
су ф ф и.кс ы  - и к  и -ек  в  словах.

Итог урока

Метод: слово учителя

Прием: итоговое слово учителя

 Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути!

Слушание детальное, информативное, некритическое, нерефлексивное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»

Урок построен  в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"

Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...