МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК, -ИК"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiksy_ek_ik_chik.docx | 30.53 КБ |
suffiksy_ek_ik_chik.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание суффиксов -ек и -ик (-чик)».
Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;
- Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
- Обогатить словарный запас учащихся;
- Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;
2 Воспитательные:
- Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
- Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
3. Развивающие:
- Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
- Повышать речевую культуру школьников;
- Совершенствовать слуховое внимание.
Хронометраж урока:
Из 45 минут урочного времени планируется провести:
- 1 мин на организацию и настрой ребят на урок, а также на прощание с классом и итог урока. На данном этапе будут использованы такие приёмы, как приветственное слово учителя и педагогическое требование, итоговое обобщающее слово;
- 5 мин на проверку остаточных знаний по предыдущим урокам. С ребятами будет проведено небольшое тестирование, которое выявит их заинтересованность темой и успехи в овладении учебными умениями;
- 20 мин на изучение новой темы. На данном этапе с ребятами будет проведена беседа (обобщающая и репродуктивная), оттачивание новых знаний на практике;
- 2 мин на объяснение домашнего задания. На данном этапе будет использовано педагогическое требование;
- 10 мин на закрепление изученного через создание игровой атмосферы, где ребята смогут раскрыться творчески и проявить интерес к изучаемому материалу.
Методическое обоснование
Данный урок предполагает небольшое обобщение темы имени сущ., изучение новой темы и игровую деятельность. На уроке будет представлен фрагмент из м/ф «В стране невыученных уроков», который посвящён изучаемой теме. С его помощью ребята сформируют правило, сравнят его с правилом в учебнике и отработают свои знания на практике письменных заданий. Т.к. ребята активные и яркие, в конце урока в качестве обобщения предлагаем провести речевую игру, где они смогут представить своё видение данной темы. Жюри будут представлены сценка о суффиксах и лингвистическая сказка о них же. Оно и будет решать, кто сделал рассказ интереснее, понятнее остальным.
Это задание поможет ребятам раскрепоститься и научиться преподносить серьезную учебную информацию в шуточной, иносказательной форме.
Использованная литература:
http://www.saharina.ru/metod/rus/les7/
И. В Карасёва. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. (по учебнику Львова и др.)
Львова С И., Львов В,В. Русский язык. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. «Мнемозина».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
Орг. момент | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово, пед. требование Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Откройте тетради, которые вы только что получили, запишите дату, вид работы и тему урока «Правописание суффиксов -ек и -ик». | Слушание нерефлексивное. детальное, некритическое, информативное. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Письмо. | На доске записана дата, вид работы и тема урока. |
Повторение ранее изученного | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово, инструктивное слово учителя Перед тем, как приступим к новой теме, вспомним ранее изученное. Работу выполнять нужно в тетради с выполненным домашним заданием. \ Для начала мы вспомним сведения об имени сущ. На слайде вы видите несколько утверждений. Отметьте себе в тетради те пункты, в которых указана правда об имени сущ. 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? 3. Имена существительные изменяются по родам. 4. Имена существительные изменяются по падежам и числам. 5. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж. На прошлом уроке мы изучали правописание суффиксов –чик и –щик. На экран вынесены несколько слов. Перенесите их себе в тетрадь. Ваша задача - найти среди них то слово, в котором нет суффикса -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов. ] ) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик. А теперь задание «наоборот». Среди выделенных слов найдите то. в котором есть суффикс -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов. Перчик Пальчик Огурчик Помидорчик Передаём тетради с задних парт на первые. Я проверю и выставлю отметки за домашнее задание и самостоятельную работу. | Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное. Письмо. Ответы на тест: 2, 4, 5 Ключик Помидорчик | Слайды 2, 3, 4 |
Изучение нового материала | Метод: слово учителя, беседа, диктант Приём: ведущее слово, сообщающее слово, инструктивное слово учителя, репродуктивно-эвристическая беседа, фотодиктант Сегодня мы обратим внимание на правописание суффиксов -ик и -ек. Чтобы понять значимость этого правила, посмотрим на фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин: ключик, замочек. Какой звук слышится после Ч в этих словах9 А какие буквы пишутся? Какое правило сформулировал (вспомнил) герой мультфильма? Откроем учебник на стр.68-69-ой. Перенесите себе в тетрадь схему различения суффиксов -ик и -ек. Если гласный выпадает, то Если гласный не выпадает, го пишет -ек: пишется -ик; Комочек - комочка (ек//к) Ножик - ножика (-ик) Платочек - платочка (ек/.'к) Карманчик - карманчика (,-чик) Закрепим это наглядно. На слайде приведены примеры существительных с -ик и -ек. Помните о том, что е - беглая гласная! Закрепим полученные знания. На слайде даны слова с пропущенными гласными в суффиксах. Вставьте подходящую букву, при этом выделяйте суффикс. Вам на работу 5 минут. Проверяем себя. У кого не так? Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо создать имена сущ. с суффиксами -ик и -ек. Разделите тетрадь на три колонки, так как показано на слайде. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны. Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе? Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт им уменьшительно-ласкательное значение, называет детёнышей зверей, маленькие предметы) Обобщим то. что узнали сегодня на уроке. (Беседа по вопросам) - Как определить- с помощью какого суффикса образовано имя существительное? - Какое значение придают существительным суффиксы - чик. -щик, -ек, -ик? - От чего зависит выбор _ гласных Е и И в.суффиксах –ек и –ик? | Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное В этих словах слышится звук И Письмо Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик, огурчик, Жирафчик, бегемотик. Львёночек, Попугайчики, котик, тигрёночек. Пингвинчик, зайчик, котёночек, Крокодильчик,слоник, зайчоночек, слонёночек. | Просмотр видеофрагмента «В |
Домашнее задание | Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 68- 69 (теория), упр. 749. Прочитайте задание к упражнению. Кто не понял задание? | Слушание нерефлексивное, детальное, некритическое, информативное. | |
Закрепление изученного материала | Метод: слов учителя Приём: инструктирующее слово Итак, ребята, на сегодня мы изучили правописание суффиксов -ек и -ик. Сейчас мы поиграем и таком образом закрепим наши знания. Я предлагаю вам 2 варианта это игры: сценка о суффиксах (2 человека суффиксы. один объясняющий, другой слушающий и лингвистическая сказка (рассказывающий и слушающий). Все остальные смотрят и оценивают. Победители получал дополнительную отметку за у рок. Представьте себе ситуацию, что вы и ваш друг оказались в сказке, похожей на мультфильм, ктр мы посмотрели. Но друг не знает правила, а вы наоборот, знаете. Из-за этого вы не можете выбриться из сказки и попасть домой. Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик так, чтобы ваш друг понял это правило и смог дальше путешествовать с вами. | Слушание детальное, информативное Возможные варианты ответа на Речевое задание Лингв.сказка: В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Они учились по 6 дней (ло числд падежей). Суффикс - ик был прилежным прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс - тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе -ек. Именно поэтому во всех падежах, кроме-им.п. и вин.п.. буква е из суффикса -ек пропадает. Сценка; Суффиксы- близняшки Лиза и | |
Итог урока | Метод: слово учителя Прием: итоговое слово учителя Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути! | Слушание детальное, информативное, некритическое, нерефлексивное. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание суффиксов -ек и -ик (-чик)».
Цель урока: познакомить пятиклассников с правописанием суффиксов -ек и –ик (-чик) и отработать полученные навыки на практике.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Сформировать навыки правописания суффиксов -ек и –ик (-чик) в существительных;
- Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
- Обогатить словарный запас учащихся;
- Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;
2 Воспитательные:
- Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
- Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
3. Развивающие:
- Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
- Повышать речевую культуру школьников;
- Совершенствовать слуховое внимание.
Хронометраж урока:
Из 45 минут урочного времени планируется провести:
- 1 мин на организацию и настрой ребят на урок, а также на прощание с классом и итог урока. На данном этапе будут использованы такие приёмы, как приветственное слово учителя и педагогическое требование, итоговое обобщающее слово;
- 5 мин на проверку остаточных знаний по предыдущим урокам. С ребятами будет проведено небольшое тестирование, которое выявит их заинтересованность темой и успехи в овладении учебными умениями;
- 20 мин на изучение новой темы. На данном этапе с ребятами будет проведена беседа (обобщающая и репродуктивная), оттачивание новых знаний на практике;
- 2 мин на объяснение домашнего задания. На данном этапе будет использовано педагогическое требование;
- 10 мин на закрепление изученного через создание игровой атмосферы, где ребята смогут раскрыться творчески и проявить интерес к изучаемому материалу.
Методическое обоснование
Данный урок предполагает небольшое обобщение темы имени сущ., изучение новой темы и игровую деятельность. На уроке будет представлен фрагмент из м/ф «В стране невыученных уроков», который посвящён изучаемой теме. С его помощью ребята сформируют правило, сравнят его с правилом в учебнике и отработают свои знания на практике письменных заданий. Т.к. ребята активные и яркие, в конце урока в качестве обобщения предлагаем провести речевую игру, где они смогут представить своё видение данной темы. Жюри будут представлены сценка о суффиксах и лингвистическая сказка о них же. Оно и будет решать, кто сделал рассказ интереснее, понятнее остальным.
Это задание поможет ребятам раскрепоститься и научиться преподносить серьезную учебную информацию в шуточной, иносказательной форме.
Использованная литература:
http://www.saharina.ru/metod/rus/les7/
И. В Карасёва. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. (по учебнику Львова и др.)
Львова С И., Львов В,В. Русский язык. 5 класс. Часть 2: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. «Мнемозина».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
Орг. момент | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово, пед. требование Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Откройте тетради, которые вы только что получили, запишите дату, вид работы и тему урока «Правописание суффиксов -ек и -ик». | Слушание нерефлексивное. детальное, некритическое, информативное. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. Письмо. | На доске записана дата, вид работы и тема урока. |
Повторение ранее изученного | Метод: слово учителя Приём: ведущее слово, инструктивное слово учителя Перед тем, как приступим к новой теме, вспомним ранее изученное. Работу выполнять нужно в тетради с выполненным домашним заданием. \ Для начала мы вспомним сведения об имени сущ. На слайде вы видите несколько утверждений. Отметьте себе в тетради те пункты, в которых указана правда об имени сущ. 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Имя существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? 3. Имена существительные изменяются по родам. 4. Имена существительные изменяются по падежам и числам. 5. Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж. На прошлом уроке мы изучали правописание суффиксов –чик и –щик. На экран вынесены несколько слов. Перенесите их себе в тетрадь. Ваша задача - найти среди них то слово, в котором нет суффикса -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов. ] ) вагончик; 2) ключик; 3) узорчик; 4) диванчик. А теперь задание «наоборот». Среди выделенных слов найдите то. в котором есть суффикс -чик. Чтобы верно выполнить это задание, сделайте морфемный разбор этих слов. Перчик Пальчик Огурчик Помидорчик Передаём тетради с задних парт на первые. Я проверю и выставлю отметки за домашнее задание и самостоятельную работу. | Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное. Письмо. Ответы на тест: 2, 4, 5 Ключик Помидорчик | Слайды 2, 3, 4 |
Изучение нового материала | Метод: слово учителя, беседа, диктант Приём: ведущее слово, сообщающее слово, инструктивное слово учителя, репродуктивно-эвристическая беседа, фотодиктант Сегодня мы обратим внимание на правописание суффиксов -ик и -ек. Чтобы понять значимость этого правила, посмотрим на фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин: ключик, замочек. Какой звук слышится после Ч в этих словах9 А какие буквы пишутся? Какое правило сформулировал (вспомнил) герой мультфильма? Откроем учебник на стр.68-69-ой. Перенесите себе в тетрадь схему различения суффиксов -ик и -ек. Если гласный выпадает, то Если гласный не выпадает, го пишет -ек: пишется -ик; Комочек - комочка (ек//к) Ножик - ножика (-ик) Платочек - платочка (ек/.'к) Карманчик - карманчика (,-чик) Закрепим это наглядно. На слайде приведены примеры существительных с -ик и -ек. Помните о том, что е - беглая гласная! Закрепим полученные знания. На слайде даны слова с пропущенными гласными в суффиксах. Вставьте подходящую букву, при этом выделяйте суффикс. Вам на работу 5 минут. Проверяем себя. У кого не так? Сейчас мы проведём необычную работу: напишем фотодиктант. Его ещё можно назвать немым, т.к. глядя на картинку, вам необходимо создать имена сущ. с суффиксами -ик и -ек. Разделите тетрадь на три колонки, так как показано на слайде. Листать картинки буду в темпе, так что будьте внимательны. Прочитайте то, что у вас получилась. Кто думает иначе? Сделайте вывод о том, какое значение придают эти суффиксы сущ. (придаёт им уменьшительно-ласкательное значение, называет детёнышей зверей, маленькие предметы) Обобщим то. что узнали сегодня на уроке. (Беседа по вопросам) - Как определить- с помощью какого суффикса образовано имя существительное? - Какое значение придают существительным суффиксы - чик. -щик, -ек, -ик? - От чего зависит выбор _ гласных Е и И в.суффиксах –ек и –ик? | Слушание рефлексивное, детальное, критическое, информативное В этих словах слышится звук И Письмо Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик, огурчик, Жирафчик, бегемотик. Львёночек, Попугайчики, котик, тигрёночек. Пингвинчик, зайчик, котёночек, Крокодильчик,слоник, зайчоночек, слонёночек. | Просмотр видеофрагмента «В |
Домашнее задание | Метод: слово учителя Прием: педагогическое требование Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 68- 69 (теория), упр. 749. Прочитайте задание к упражнению. Кто не понял задание? | Слушание нерефлексивное, детальное, некритическое, информативное. | |
Закрепление изученного материала | Метод: слов учителя Приём: инструктирующее слово Итак, ребята, на сегодня мы изучили правописание суффиксов -ек и -ик. Сейчас мы поиграем и таком образом закрепим наши знания. Я предлагаю вам 2 варианта это игры: сценка о суффиксах (2 человека суффиксы. один объясняющий, другой слушающий и лингвистическая сказка (рассказывающий и слушающий). Все остальные смотрят и оценивают. Победители получал дополнительную отметку за у рок. Представьте себе ситуацию, что вы и ваш друг оказались в сказке, похожей на мультфильм, ктр мы посмотрели. Но друг не знает правила, а вы наоборот, знаете. Из-за этого вы не можете выбриться из сказки и попасть домой. Расскажите о правописании суффиксов -ек и -ик так, чтобы ваш друг понял это правило и смог дальше путешествовать с вами. | Слушание детальное, информативное Возможные варианты ответа на Речевое задание Лингв.сказка: В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Они учились по 6 дней (ло числд падежей). Суффикс - ик был прилежным прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс - тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе -ек. Именно поэтому во всех падежах, кроме-им.п. и вин.п.. буква е из суффикса -ек пропадает. Сценка; Суффиксы- близняшки Лиза и | |
Итог урока | Метод: слово учителя Прием: итоговое слово учителя Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам, ребята, пути! | Слушание детальное, информативное, некритическое, нерефлексивное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"
Данный урок построен на основе учебника русского языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...
"Значение суффиксов имён существительных". Методические рекомендации к уроку русского языка в 5 классе
Данный ресурс включает план урока, презентацию....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи»
Урок построен в соответствии с требованиями системно – деятельностного подхода с использованием приемов развития критического мышления учащ...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе "Одна идве буквы н в суффиксах причастий и прилагательных"
Предлагается методическая разработка открытого урока с презентацией для 7 класса по теме "Одна и две буквы н в суффиксах причасттий и прилагательных"...