Глагол как часть речи
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок построен согласно технологии модульного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 21.25 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.81 КБ |
prilozhenie_2.docx | 14.62 КБ |
prilozhenie_3.pptx | 445.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: Глагол как часть речи
Цели:
- Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.
- Развитие умения находить глагол в тексте.
- Закрепить навыки, полученные на предыдущих уроках;
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. На улице ярко светит солнышко, погода замечательная – давайте вместе улыбнемся солнышку. Оно передало нам своей энергии, и наше настроение из хорошего превратилось в прекрасное.
Посмотрите на экран. Вы любите загадки? Сейчас одну из них мы попытаемся угадать.
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Как стараться, удивляться –
Растолкует нам …. (глагол)
II. Целеполагание.
- Скажите, ребята, давно ли Вам известна такая часть речи? (да, с начальных классов). Тогда почему в 5 классе мы снова возвращаемся к ней? (чтобы повторить и изучить что – то новое). Давайте попробуем определить цель нашего урока.
1. Повторить ранее изученный материал о глаголе.
2. Изучение нового материала по теме «Глагол».
III. Повторение ранее изученного материала. Работа по алгоритму (приложение 1).
- Сейчас каждый из вас получит маршрутный лист, который будет вам помогать в течение всего урока. В маршрутном листе содержаться задания, которые вы попытаетесь выполнить. Помните, что задания со звездочкой – задания повышенной сложности. Вместе с маршрутным листом вы найдете лист оценки (приложение 2), в котором вами будет вестись учет набранных вами баллов. Будьте внимательны!
Итак, задание 1.
1.Дайте верное определение глагола.
Ваша задача – верно заполнить пропуски. Время выполнения – 3 минуты.
*составить предложение с однородными сказуемыми.
Это дополнительное задание, за которое вы можете заработать дополнительный 1 балл.
А теперь внимание на слайд с верными ответами. В листе оценивания сделайте отметку о полученных баллах.
(далее в ходе урока учащиеся работают по алгоритму – выполняют задание из маршрутного листа, проверяют – верные ответы даны в презентации – оценивают свою работу при помощи листа оценивания, выставляют балл)
Переходим к заданию 2.
2. Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». Время, отведенное на это задание – 4 минуты.
*придумать примеры к схеме.
Задание 3.
3.Изменение глаголов по временам. Работа с учебником. Выполнение упр.661. Время выполнения – 5 минут.
*Выполнить дополнительные задания (2,5). (2 – разбор слова по составу, 5 – пунктуационный разбор)
Физминутка
Учащиеся встают. Педагог называет слова. Если слово – существительное, дети хлопают, если глагол – топают.
Пила, лила, дала, мела, пастила, печь, речь, лечь, жечь, дочь, мыла, рыла, съест, подъезд, несет, поет, гололед.
Возвращаемся к маршрутному листу.
Задание 4. Спряжение глагола. Дать ответы на вопросы. Определить спряжение глаголов (время – 8 минут)
Откройте учебник на стр. 266 - 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:
А) Что такое спряжение глагола?
Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Г) Назовите глаголы – исключения.
Все ваши ответы запишите в маршрутном листе.
Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):
Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.
*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.
5. Работа с текстом. Из текста выписать глаголы и определить их морфологические признаки. (5 минут)
В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.
Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник
соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.
*Определить лексическое значение слова подкралась.
- Вы хорошо потрудились сегодня. Подсчитаем ваши баллы. В листах оценивания вы найдете таблицу, которая поможет перевести ваши баллы в оценки.
6. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашего урока (устно).
Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. Глагол изменяется по _______, ________,________ и т.д. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.
7. Домашнее задание. Прочитать параграф 107; выполнить задания на выбор (выбери по своим способностям): упр.679; *упр.687;
8. Оценки.
- Вы довольны своими оценками? До свидания.
Предварительный просмотр:
Задания к уроку
- Дайте верное определение глагола. (3 мин.)
Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________ и отвечает на вопросы _______________________? _____________________________? и др. В предложении глагол обычно является _________________________ и подчеркивается ___________________.
*Составьте предложение с однородными сказуемыми и подчеркните их.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Работа с учебником. (4 мин)
Откройте учебник на странице 242, прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов».
*Придумать по одному примеру к схеме.
Изменение глаголов
- Время глагола. (5 мин.)
Откройте учебник на странице 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время.
*Выполните дополнительное задание (2).
**Выполните дополнительное задание (5).
Глагол | Время глагола |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________* - задания повышенной сложности
- Спряжение глагола. (8 мин.)
Откройте учебник на стр. 266 - 267 и рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на вопросы:
А) Что такое спряжение глагола?
Б) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
В) Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Г) Назовите глаголы – исключения.
Ответы
А)__________________________________________________________________________________
Б)__________________________________________________________________________________
В)___________________________________________________________________________________
Г)___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Определите спряжение глаголов (обозначить цифрой сверху):
Ходить, задержать, доверять, терпеть, сеять, отвечать, пилить, видеть, шить, стоять.
*Стелить, пить, гнать, ненавидеть, брить.
5. Работа с текстом. (5 мин.)
В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику.
Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник
соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
*Определите лексическое значение слова подкралось.
6.* Творческое задание.
Составить небольшой рассказ (7-8 предложений) с использованием глаголов.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Карта оценивания деятельности ученика
Ф.И. ученика________________________________________________________________
№ | Название задания | Критерии | Оценка |
1. | Дайте верное определение глагола | Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 – 3 ошибки – 3 балла Более 3 – 2 балла | |
*Составить предложение с однородными членами и подчеркнуть их. | 1 балл | ||
2. | Составить схему «Изменение глаголов» | Нет ошибок - 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла | |
*Привести по одному примеру к схеме | 1 балл | ||
3. | Время глагола | 0 – 1 ошибка – 5 баллов 2 – 3 ошибки – 4 балла 4 – 5 ошибок – 3 балла Более 5 ошибок – 2 балла | |
*Выполнить разбор слова по составу | 1 балл | ||
**Выполнить пунктуационный разбор предложения | 2 балла | ||
4. | Спряжение глагола:
| Без ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла | |
| 0 – 1 ошибка – 5 баллов 2 – 3 ошибки – 4 балла 3 – 4 ошибки – 3 балла Более 4 ошибок – 2 балла | ||
*Дополнительное задание | 1 балл | ||
5. | Работа с текстом | Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла Более 2 ошибок – 2 балла | |
*Определить лексическое значение слова. | 1 балл |
Итоги
Балл | Оценка |
37 - 30 | 5 |
29 - 22 | 4 |
21 - 14 | 3 |
13 - 7 | 2 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛАГОЛ Как часть речи
ЦЕЛЬ УРОКА Повторить изученный в начальной школе материал о глаголе, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.
Задание № 1. Дайте верное определение глагола. Глагол – это часть речи, которая обозначает _______ , отвечает на вопросы ______ ? ______? В предложении обычно является ________ и подчеркивается __________. * Составьте предложения с однородными сказуемыми и подчеркните их.
Проверь себя! Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении обычно является сказуемым и подчеркивается двумя чертами. *Весной в полях пашут, сеют, боронят.
Задание №2. Составление опорной схемы. Откройте учебник на стр. 242. Прочитайте правило. На основе данного правила составьте опорную схему «Изменение глаголов». *Придумайте примеры к выполненной схеме.
Изменение глаголов По временам По лицам По числам По родам (в настоящем и будущем) ( в прошедшем ) времени времени
Задание №3. Изменение глаголов по временам. Работа с учебником: Найдите стр. 260, упр. 661. Выпишите глаголы и определите их время. *Выполните дополнительное задание (2). **Выполните дополнительное задание (5)
Время глагола Глагол Время Тает Настоящее Бегут Настоящее Повеяло Прошедшее Засвищут Будущее Оденется Будущее Зазвенели Прошедшее Греет Настоящее Стали Прошедшее Зазеленеет Будущее
**Пунктуационный разбор 1. Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною . Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми . 2. Скоро все зазеленеет: степи, рощи и леса. : - обобщающее слово при однородных членах; , - разделение однородных членов.
Задание №4. Спряжение глагола. Откройте учебник на стр.266 – 267. Рассмотрите правила в рамочках. Ответьте на предложенные вопросы. Определите спряжение глаголов.
Проверь себя А) Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Б) К 1 спряжению относятся все глаголы на – еть . В) Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить . Г) Брить, стелить (1спряжение); терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, слышать, дышать (2 спряжение)
Проверь себя Ходить (2), задержать(2), доверять(1), терпеть (2), сеять (1), отвечать (1), пилить (2), видеть (2), шить (1), стоять (2). *Стелить (1), пить (1), гнать (2), ненавидеть (2), брить (1).
Задание 5. Работа с текстом. Прочитайте текст. В тексте подчеркните глаголы и дайте им морфологическую характеристику. *Определите лексическое значение слова подкралось .
Проверь себя Незаметно подкралось утро. Будильник вздрагивает и звенит. Скоро за стеной зазвенит будильник соседа. Каждый рабочий день начинается с этого звона. Подкралось ( прошед . время, ср. род, ед.ч, 1 спряжение) Вздрагивает (наст. время, 3 лицо, ед. ч, 1 спряжение) Звенит (наст. время, 3 лицо, ед. ч., 2 спряжение) Зазвенит (буд. время, 3 лицо, ед. ч, 2 спряжение) Начинается (наст. время, 3 лицо, ед.ч, 1 спряжение).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА Подкрасться – подойти тихонько, незаметно. Пример: кошка подкралась к воробью.
Глагол Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: могут быть в прошедшем, настоящем и будущем времени. Глаголы изменяются по лицам и числам( в настоящем и будущем времени) Глаголы изменяются по родам ( в прошедшем времени) В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
Домашнее задание Прочитать параграф 10 7 ; Выполнить задания на выбор (выбери по своим способностям): упр.6 79 ; *упр.6 87 ;
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
"Глагол как часть речи"
"Глагол как часть речи"...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Тема урока: Глагол как часть речи.
Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данной теме, ставят цели и выбирают пути их достижения. В качестве мотивации использу...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...