Рассказ по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" (урок развития речи в 5 классе).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Капкаева Эльвира Вильевна

Цели урока:  обобщить изученное по теме "Синтаксис и пунктуация", познакомить с понятиями речеведческого характера, развить речевое чутьё учащихся, воспитать уважительное отношение к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyat_dvoyka.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  БЮДЖЕТНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ

«ЯМАШИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

РАССКАЗ  ПО  КАРТИНЕ

Ф. П. РЕШЕТНИКОВА  «ОПЯТЬ  ДВОЙКА!»

(УРОК  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ  В  5 КЛАССЕ)

   

                                                   

                                                    ПОДГОТОВИЛА  КАПКАЕВА  Э.В.,

                                                 УЧИТЕЛЬ 1-ОЙ КВ. КАТЕГОРИИ.

С. ЯМАШИ,  2013Г.

Тема: Рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

Цель: обобщить изученное по теме «Синтаксис и пунктуация»; познакомить с понятиями речеведческого характера; развить речевое чутьё учащихся; воспитать уважительное отношение к учёбе.

Оборудование: репродукции картин Ф.П.Решетникова; проектор, ноутбук.

Ход урока.

I.Организационный момент. Целеполагание.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

  1. Рассказ учителя о жизни и творчестве Ф.П. Решетникова (с применением проектора).

Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988) – советский художник, народный художник СССР (1974). Родился Федор Павлович Решетников на Украине. Когда ему было 3 года, родители его умерли. Федя стал жить со старшим братом, который был художником: он ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя помогал брату: мыл кисти, растирал краски. Когда подрос, пытался сам рисовать тайком от всех.

Шла гражданская война – время было тяжелое, голодное. И Федор, чтобы не быть в тягость семье брата, решил уйти из дома. Везде, где только можно, он пытался найти работу. Был он маляром, плотником и шахтером. Гражданская война закончилась. Через несколько лет он решил поехать в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

Во время войны Решетников открыл неожиданно для себя детскую тему. Приехав в Москву из Севастополя, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал. Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»». Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду по всей форме: «Прибыл на каникулы!». Паренёк – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Нужно сказать, что в  суворовские училища после войны брали мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

  1. История создания картины «Опять двойка!»

Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя нас проверяет». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

        Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе в основном работают женщины, так вместо учителя появилась учительница. Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому в доме. Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде приняться за картину. Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку -вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.

        Мальчишки на картинах Фёдора Павловича Решетникова – это всегда увлечённые чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.

III. Применение знаний, умений, навыков.

  1. Работа по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

Рассмотрим репродукцию и ответим на вопросы:

- Ваши первые впечатления?

- Как бы вы назвали эту картину? Что навело вас на эту мысль?

- Где происходит действие? В какое время года? Какие детали картины подсказали вам?

- Какой момент изображён на картине? Кто изображён? (На переднем плане мы видим мальчика, вернувшегося из школы. Чуть дальше, у стола, сидит его мать. Рядом с ней — младший сын, скорее всего дошкольник, на велосипеде. Еще дальше, на фоне двери, открытой в другую комнату, четко выделяется в темном ученическом платье фигура старшей сестры мальчиков).

- Кто из них главный герой? Докажите это. Опишите главного героя (поза, одежда, «бывалый» портфель, выражение лица). (Мальчик в левом переднем углу — главный герой картины. Ясно, что он только что пришел домой — он стоит в пальто и зимней обуви. В руках мальчик держит сумку с учебниками. Понурый вид мальчика, то, что он отворачивается от родных, без слов свидетельствует о том, что двойку получил именно он).

- Как относятся к главному герою остальные герои картины? (Мать и сестра смотрят на двоечника с укоризной, младший братишка — с насмешкой. Большая собака радостно приветствует мальчика: верному псу, конечно, все равно, двоечник хозяин или отличник. Но мальчик не обращает внимания даже на собаку, которая встала на задние лапы, а передними уперлась в грудь хозяина. Пес выражает свою радость от встречи с хозяином, хочет, чтобы тот приласкал его).

- А художник? (Сочувствует, жалеет). По каким деталям можно это определить?

2. Составление на основе картины рассказа по следующему плану:

- Митя получил двойку.

- Невесёлый разговор с мамой.

- «Я больше так не буду».

        - К какой из тем: «История двойки», «Опять двойка!», «Как Митю подвели коньки» - больше подходит данный план?

        - Какой тип речи получится при составлении нашего рассказа? Чем характеризуется повествование?

3.Составление диалога. Оформление записи на доске.

- Отойди, Бим, не до тебя мне сейчас, - отмахнулся Митя от собаки.

- Митя, почему на этот раз получил двойку? – огорчённо спросила мама.

- Мамочка, я не сделал домашнюю работу.

- Почему?

- Просто позабыл.

        - В какой абзац нужно вставить данный диалог?

        - Кто из героев может сказать слова: «Я больше так не буду»? Составьте предложение с прямой речью.

4.Анализ сочинения ученика (через проектор).

        Накануне вечером Митя не выполнил домашних заданий, потому что после уроков играл в хоккей и про всё на свете забыл. А на следующий день в школе он получил двойку по математике.

        Домой мальчик пришёл грустный и огорчённый. Все члены семьи: мама, старшая сестра Катя, младший брат Вова – сразу догадались, почему у него такое настроение. Даже собака Жучка поняла это и бросилась его утешать.

- Отойди, Бим, не до тебя мне сейчас, - отмахнулся Митя от собаки.

        Мама спросила:

- Опять двойку получил?

- Опять не повезло, - вздохнул Митя.

- Ты просто вчера не делал домашнее задание, - возразила Катя.

- Так тебе и надо! Я таким не буду! – ехидно улыбнулся братишка.

        Тут мама заплакала, и Мите стало стыдно. Он без всяких слов пошёл делать уроки. На следующий день мальчик получил хорошую отметку.

        - Объясните значение слов «накануне», «ехидно».

        - Укажите средства связи первого абзаца и второго; средства связи во втором и последнем абзацах.

        - Объясните постановку двоеточия и тире в предложениях.

5. Запись чернового варианта сочинения. Редактирование

IV. Домашнее задание: дописать сочинение в черновиках.

V. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Проект урока развития речи. 6 класс. Рассказ

В документ входит проект урока развития речи, 3 приложения с карточками, которые можно использовать в ходе урока....

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....

Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»

Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....

урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"

Материал содержит разработку урока и презентацию...