урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Материал содержит разработку урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_t.n._yablonskoy_utro.doc | 50.5 КБ |
t.n.yablonskaya_utro.ppt | 775 КБ |
Предварительный просмотр:
План –конспект урока русского языка
Учитель: Тимаева Зиля Максудовна
Класс: 6 Б
Тема:"Подготовка к сочинению-описанию по картине Т.Н. Яблонской «Утро»"
Цели:
-познакомить с художницей и её картинами,
-подготовить к описанию картины “Утро”,
-развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
- использовать мыслительный потенциал учащихся;
- развивать у учащихся стремление пожизненного обучения, руководствуясь взаимопониманием, совестью, профессионализмом и справедливостью.
- содействовать развитию умения быть нравственными, сплоченными, творческими и креативными;
- воспитание активной, познающей, ответственной личности, гражданина;
Оборудование:
Проектор,экран,
Ход урока
1. Слово учителя.
- Ребята, мы с вами часто обращаемся к произведениям живописи на уроках. Что бы ни изображал художник: человеческое лицо, природу, предметы, окружающие нас,- он всегда рассказывает о жизни, о каком-то её мгновении. “Остановись, мгновение!”- приказал времени художник и красками на холсте запечатлел то, что увидел.
2. Словарная работа.
- Посмотрите на слайд“Запомни”. Вы видите 3 слова: натюрморт, пейзаж, интерьер.
Дайте определение словам.
Что называется пейзажем?
Что называется натюрмортом?
Что называется интерьером?
-Как связаны между собой эти слова? (Они обозначают жанры живописи)
3. Знакомство с Т.Н.Яблонской и её творчеством.
- Ребята! Сегодня мы познакомимся с художником Т.Н.Яблонской и её картинами. Готовясь к уроку, вы все провели большую работу. То, что вы подготовили, поможет вам написать сочинение по одному из полотен художницы.
Выступление ученика.
-Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины. Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.
Музеи, в которых есть картины художницы
Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.
Выступление ученика.
Я расскажу о некоторых картинах художницы.В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на элеватор. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным.
В 1964 году появилось полотно “Юннаты ”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Картина, полная оптимизма и весенних надежд. Школьный сад процветает. Вдали кран напоминает нам о темпах роста жилищного строительства- всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу
А сейчас посмотрите на картину “Простудилась”, созданную в 1955 году.
Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело.
4.Слово учителя.
Посмотрите на следующий слайд.
Использование ОС «СИ-ФИНК-УАНДЭ»(появляется слайд с картиной, учитель задает вопросы)
1.Что вы видите?
2.Что вы об этом думаете?
3.О чем это заставляет вас задуматься?(отвечают на вопросы, используя структуру ТАЙМД РАУНД РОБИН)
Слово учителя.
- В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.Эта картина написана в Киеве. Изображена на ней 13-летняя девочка — дочь художницы Яблонской. 13-летняя девочка, изображена во время зарядки у открытого окна. Репродукцию картины сразу же напечатали все журналы, в том числе "Огонек". Потом она появилась в "Родной речи", других учебниках. По картине "Утро" несколько поколений пишут сочинение.
Физминутка.ОС «СИГНЕЧЕС»
5. Систематизация материала к сочинению.
А)Ребята, рассмотрите внимательнее картину и ответьте на вопрос: как характеризует эта комната ее хозяйку, используя ОС «СТЁ-ЗЕ-КЛАСС» (ходят по классу, записывают новые идеи)
Б) А теперь внимательнее рассмотрим изображенную на картине комнату, ее обстановку и соберем рабочие материалы для описания в предстоящем сочинении. Составьте словосочетания, называющие предметы, изображенные на картине. Используем структуру ДЖОТ-ТОТС
6. Составление плана сочинения
План 1.
1. Художник Т.Н.Яблонская.
2. Солнечное утро.
3. Комната.
4. Девочка, делающая зарядку.
5. Какие чувства вызывает картина “Утро”.
План 2.
I. Т.Н.Яблонская – известный художник.
II. Картина “Утро” - одна из работ живописца.
1.Утром в городской квартире:
а) за окном чудесная погода;
б) уютная комната;
в) аккуратная хозяйка.
2. Почему картина имеет такое название
3. Какие краски преобладают на полотне.
III. Радостно на сердце!
- Чем отличаются планы?(первый- простой, второй- сложный, развернутый)
- Какой из них считаете лучшим? Почему?(сложный, он подробнее)
- Запишите наиболее понравившийся план в тетрадь.
Слово учителя
- Ребята! В наших сочинениях бывает немало речевых ошибок. Мы думаем, что наши вопросы и задания помогут их избежать.
- Какими словами можно заменить существительное художник для устранения повтора этого слова? ( Яблонская Т.Н., Татьяна Ниловна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец, она)
- С этой же целью подберите синонимы к слову девочка ( она, хозяйка комнаты)
- Подберем синонимы к слову картина (холст, полотно)
- Замените близким по смыслу глагол изображать. Это глаголы-помощники ( показала, передала, нарисовала, запечатлела, создала, написала, представила)
Для предупреждения орфографических ошибок выполним словарный диктант (карточки):
Плющ в кашпо, эстамп на стене, льняной скатертью, с длинной бахромой, глиняный графин, паркетный пол, деревянную кровать, белоснежное постельное бельё, батарея центрального отопления, выход на балкон.
Ребята, а теперь давайте напишем небольшое сочинение по картине, используя структуру 800 рублей САМЭРИ(5 мин.)
7. Подведение итогов.
Учитель обращается к классу:
- Понравилась ли вам картина Яблонской?
- Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
- О чём бы вы стали говорить с девочкой?
Заключительное слово учителя:
- Спасибо! Вы помогли друг другу подготовиться к сочинению. Я надеюсь, что ваши сочинения будут интересны, содержательны и грамотны.
Свои впечатления об уроке напишите на стикерах и оставьте на парковке.
Дом. задание: написать сочинение по собранным материалам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг. -Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины. Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах .
Этапы пути В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на элеватор. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным
«Юннаты» . В 196 4 году появилось полотно “Юннаты ”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Картина, полная оптимизма и весенних надежд. Школьный сад процветает. Вдали кран напоминает нам о темпах роста жилищного строительства - всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу
«Простудилась»1955год Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело.
Как характеризует эта комната её хозяйку?
План 1. 1. Художник Т.Н. Яблонская. 2. Солнечное утро 3. Комната 4. Девочка, делающая зарядку 5.Какие чувства вызывает картина«Утро».
План 2. 1. Т.Н. Яблонская- известный художник 2. Картина «Утро» - одна из работ живописца. 3. Утром в городской квартире: б) уютная комната; в) аккуратная хозяйка. 4. Почему картина имеет такое название. 5. Какие краски преобладают на полотне. 6. Радостно на сердце! -чем отличаются планы? -какой из них считаете лучшим? Почему? -запишите наиболее понравившийся план в тетрадь. а) за окном чудесная погода;
Контекстуальные синонимы Яблонская Т.Н. Татьяна Ниловна художник мастер кисти автор картины живописец девочка она хозяйка комнаты картина холст полотно
Глаголы-помощники из о бр а зила п о к а зала п е р е дала нарис о вала запеч а тлела с о здала нап и сала пр ед ставила
Подведение итогов урока - Понравилась ли вам картина Яблонской? - Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему? - О чём бы вы стали говорить с девочкой?
Домашнее задание: сочинение Желаю творческих успехов. У вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
"Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Урок развития речи по картине А.М. Герасимова "Мокрая терраса". Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе....
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана "Золотая осень"...
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса
Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...
Презентация к уроку развития речи "Работа по закрытой картине"
Презентация помогает учащимся с нарушениями слуха развивать диалогическую речь по средством работы с закрытой картиной, содержание которой им предстоит выяснить....
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...