"Звёздная песня зимы..." (Подготовка к сочинению по картине Крымова "Зимний вечер")
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. Подготовка к сочинению по картине Крымова "Зимний вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine.rar25.97 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ «Протасовская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

/Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»/.

                               Урок разработан Мастиной Е.А.,

                                         учителем русского языка и литературы

                                         МОУ «Протасовская СОШ».

                     

Цели урока: 1) обучающая — дать общие сведения  о художнике и его

                                     картине «Зимний вечер»,

подготовить школьников к сочинению по картине; сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать правильную эстетическую оценку произведения живописи;

формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах;

 стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка, подсказанные картиной.

2) воспитывающая — воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к литературе, живописи, музыке;

3) развивающая — развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование:  Компьютер, компьютерная презентация к уроку (с репродукциями, музыкальными  и звуковыми файлами),

                       Репродукции картин К.Коровина, А.Пластова, С Герасимова, В.Серова, М.Гермашева и Н.П.Крымова;

альбом «Времена года - ЗИМА» с собранными материалами;

выставка иллюстраций и рисунков детей;

Фотовыставка (Зима! Зима… Как воздух Свеж!..» - фотографии школьников);

карточки с материалами для словарно-стилистической работы;

музыкальный центр,  кассеты и компьютерные диски - «Времена года» П. И. Чайковского («Зимние грезы» - 1 симфония), Свиридов «Тройка», Клайдерман «Времена года».

Эпиграфы:

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

этот с картинками вьюги старинный букварь.

                                                (Ю. Левитанский)

                                                      На всем, что сделал мастер мой, печать

                                                      Любви земной и красоты смиренной.

                                                     О да, не все умел он рисовать,

                                                     Но то, что рисовал он, - совершенно.

                                   Н.Гумилев.

Ход урока:   1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя (Слайд 1 –Музыкальный  компьютерный файл №3)

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит...

(А.Н. Майков).

   -Зима... Зимняя сказка... Зимняя песня... Чувства, возникшие при этом, часто люди стремятся передать в музыке, живописи, поэзии… «Звездная песня зимы…» - именно так назовем мы наш сегодняшний урок.

(Слайд 2)

- Итак,  на  нашем занятии  мы обратимся к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определим, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас и попытаемся  создать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка, подсказанные картиной Н.П.Крымова «Зимний вечер».

   - Ваша задача на уроке не только  слушать, смотреть, чувствовать, но и  работать, творить и все свои впечатления передать в своих сочинениях.

  1. Повторение известного о пейзаже.

Но прежде всего я предлагаю вам пройтись по нашей картинной галерее и посмотреть на замечательные полотна К.Коровина, А.Пластова, С Герасимова, В.Серова, М.Гермашева и Н.П.Крымова; рассмотреть фотовыставку «Зима! Зима… Как воздух Свеж!..»; а также выставку ваших рисунков. (Слайд 3)

    - Какой общей темой объединены  все репродукции и подготовленные вами выставки?

-   Посмотрите внимательно на картины. Что в них общего и чем они непохожи?

  • Одинаково ли изобразили зиму эти художники?

Как мы можем назвать эти полотна? (Пейзаж). - (Слайд 4)

  • А знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? (С французского языка оно переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Но этим же словом обозначают изображение природы в искусстве. То есть и то, что мы видим своими глазами в поле, в лесу или на улице города, и изображение этого называется одним и тем же словом — «пейзаж»).
  •  А как называют художника, который предпочитает писать только природу? (Пейзажистом).

   -   Почему мы сказали о художнике, что он пишет свои произведения? Вы думали, что пишут только авторучкой в тетради или мелом на доске. Оказывается, все, что художник изображает на холсте кистью и красками, он пишет, а то, что создается на бумаге карандашом, углем, фломастером, — рисует.

  1. Слово о художнике. – (Слайд 5).

Сегодня, ребята, мы познакомимся с   творчеством   прекрасного   русского художника-пейзажиста, певцом русской природы – Н.П.Крымовым – и его замечательной картиной «Зимний вечер».

(Звуковой  компьютерный файл - №1):

    Николай Петрович Крымов родился в 1884 году в интеллигентной московской семье. Его отец, Петр Алексеевич, преподавал рисование в гимназиях. Преподавателем рисования стал и старший брат, Василий. В доме всегда бывало много художников, говорили и спорили об искусстве. Поэтому неудивительно, что мальчик с ранних лет тянулся к нему. Это детское увлечение всемерно поддерживалось в семье. Отец охотно занимался с сыном, готовя к поступлению в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое сам окончил. Одаренный от природы, получив от отца основательную профессиональную подготовку, Николай Крымов в 1904 году блестяще выдержал конкурс в училище, оказавшись в числе 40 принятых из 600 державших экзамен.

Признание пришло к нему рано. Уже в 1906 году написанный с натуры этюд «Крыши под снегом» был приобретен на ученической выставке Ап. Васнецовым, а год спустя эта работа попала в Третьяковскую галерею. Задолго до окончания училища работы Крымова получают высокую оценку. О нем пишут, его произведения репродуцируют.

   Биография Крымова небогата внешними событиями. Упорный, напряженный, ежедневный труд, педагогическая деятельность, работа для театра. Его не манила романтика дальних дорог, не интересовали поездки за рубеж. Для творчества вполне доставало того, что было рядом, что он мог постоянно видеть, что с детства любил. Родное Подмосковье, Звенигород, некогда пленивший и Левитана, Таруса с ее живописными окрестностями, любимая многими русскими художниками, и сама Москва -  вот, пожалуй, и вся несложная география крымовских пейзажей. Но как пристально, любовно изучил он каждый уголок этих родных для него мест и передал свою радость от встречи с пленительной красотой природы среднерусской полосы. Небольшие по размерам, лишенные внешних эффектов, пейзажи художника неизменно привлекают зрителя тонкой задушевностью и глубокой поэтичностью в передаче скромной красоты русской природы, необычайно светлым, радостным восприятием мира, ощущением, полноты человеческого бытия. Что бы ни писал Крымов — будь то заброшенная старая мельница, деревенская улица, прихотливо петляющая среди полей речка, далекие просторы заокских заливных лугов, заснеженные крыши московских домов или утопающие в Сугробах уютные дворики провинциальных городов,— все это не случайные мотивы, а глубоко воспринятый и прочувствованный образ природы. Это та «подлинная правда жизни», в передаче которой он видел смысл творчества, та художественная правда, которой учил он многочисленных учеников и последователей.

Картины художника  находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственном центральном театральном музее им.А.А. Бахрушина. Николай Петрович был удостоен многих почетных званий и считался патриархом пейзажной живописи.

 

  • Давайте внимательно прочитаем первый эпиграф к нашему уроку. Мне кажется, что именно эти строки будут являться девизом всего  творчества Н.П.Крымова.

  1. Беседа по картине. - (Слайд 6).

-  Сегодня, ребята, мы познакомимся с   замечательной картиной Н.П.Крымова «Зимний вечер». Мы с вами внимательно рассмотрим это полотно и постараемся возможно полнее и точнее о нем рассказать, а затем вы напишите сочинение по этой картине.

- Какое настроение вызывает картина? Каково    общее    впечатление    от пейзажа, грустное или радостное?  Какие чувства, желания рождает пейзаж? Нравится ли вам этот пейзаж?  Приходилось     ли     вам     наблюдать     нечто подобное?

- Каков,  по-вашему, замысел художника?   О  чем  эта   картина?   Почему   она названа «Зимний вечер»? По каким признакам можно определить, что на картине Крымова изображен вечер?

- Почувствовали ли вы дыхание зимы при взгляде на эту картину?

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

- На картине можно выделить множество планов. Это тоже ее особенность. Попробуйте определить основные (передний план – деревня, люди, речка; дальше – обозы с сеном; затем – деревья, церковь).

- Как    рисунок    переднего    плана раскрывает  основную  мысль художника?

- Что вы можете сказать о людях, изображенных художником?

        - А  как выглядит снег на  картине  Крымова?  Почему? А вот что говорит о снеге Н.Браун:

     Разве снег, с высот летящий
На леса, поля и чащи,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов.

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

- Каким  изобразил художник небо? 

-         Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие   краски   преобладают   на   заднем     плане?  Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

- Какой цвет является основным в картине? Почему?

- С помощью каких красок художник создает впечатление зимнего вечера?

- Как построена картина? Как передана глубина в картине? Что можно сказать о композиции этой картины?

- Какие живописные средства использовал художник для создания своего полотна?

  • Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину? А что, на ваш взгляд,  дорого художнику в природе в этот зимний вечер?

  • Давайте обратимся ко второму эпиграфу нашего урока.

(Слайд 7). Можно ли слова Н.Гумилева отнести к творчеству Н.П.Крымова, в частности, к его картине «Зимний вечер»?

  1. Прослушивание музыкальной пьесы и литературного произведения. - (Слайд 8 – Музыкальные компьютерные  файлы).

        - Богатством красок и звуков зима привлекла и замечательного художника Н.П.Крымова, и русских поэтов (А.С.Пушкина, Фета, Тютчева),  и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» — альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите («Зимние грезы» - 1 симфония).

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

1.        Что представляете вы, когда слышите эту музыку?

2.        Как      звучит      мелодия       в      музыке П. Чайковского?

3.         Понравилась ли вам эта музыка и чем?

4.        Что   общего   между   картиной   Крымова    и музыкальной пьесой Чайковского?

- У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? (В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", в цикле миниатюр М. Пришвина "Времена года", в стихах Я. Полонского, Ф. Тютчева, А. Фета,  Е. Баратынского, И. Никитина и др.).

    - А вот как описывает зимний вечер А.С.Пушкин (звуковой  (№2) компьютерный  файл):

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

-        Попробуйте ответить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет? (Чайковский передал в звуках, а А.С.Пушкин при помощи слова  то же, что Крымов красками,— красоту родной природы,  очарование зимнего вечера).

  1. Речевая подготовка, словарно-орфографическая работа.

Составление рабочих материалов к сочинению. -  (Слайд 9).

(Словарно-стилистическая работа как необходимый элемент урока с использованием картины проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа (беседы) картины, в процессе чтения и после чтения ученических работ).

(Так, в процессе беседы по картине Н. Крымова «Зимний вечер» шестиклассники  могут подобрать следующие прилагательные и образные средства для описания снега: белый, голубой, голубоватый, сероватый, серебристый, светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло; для характеристики зимнего вечера нашли такие слова: замечательный, чудесный, незабываемый…)

- Мы с вами рассмотрели картину Крымова «Зимний вечер», поделились своими впечатлениями, а теперь вам предстоит  передать свои ощущения от этого полотна в своих сочинениях.  Постарайтесь  использовать  в своей работе  разные средства,   чтобы   сделать   свое   описание образным, выразительным. Данное    описание    картины можно   сделать   более   полным   и   ярким, если     обогатить     текст     определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий.

—        Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по     форме,     образной.     Очень     важно избегать неоправданных повторов слов.  Поэтому попробуем подобрать разнообразные словосочетания, выражения, которые помогут вам в работе над сочинением (Карточки).

I.        Художник,  автор  картины,   мастер  кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы.

Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передает), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчеркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину.

II.        Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.

Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, дает возможность (узнать); вызывает впечатление, передает ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.), вся пронизана (солнечным светом и т. д.), звучит как (гимн красоте), доставляет зрителю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу...

Лексика пространственной перспективы.

На переднем плане (картины  мы видим,  показаны...).

...начинается у края холста.   Среди... (стоят).    Далеко... (простирается).

Рядом... (сидит).    Слева... (тянется, темнеют...).    Справа (от)... (виднеется).

Вдаль, вдалеке, вдали...    Вдали,   на  заднем   плане  картины...  (тянется, виднеются, расстилаются, показался).   На фоне... (выделяются, показаны).    Перед (ним) выделяется (расстилается)...   Возле... (растет).   На краю... .   Невдалеке... .    Вверху... (парит)...      В глубине картины... .

Над... (отдаленными контурами ... виднеется...).     Поблизости... .

Вблизи..    У... (стоит)...     Около...       Вокруг... (стоят, виднеются)...

За... виднеются (извиваются)...   С левой стороны...      Посредине...

В углу у .... близ .... мы видим... (виднеется...)...    Кругом... (виднеются)...

По бокам...   На другом конце...   Прямо напротив...      Из... (видно...)...

Против (него)...     По сторонам (дороги)...

  1. Прослушивание ученических сочинений по картине.

(Слайд 9--  звуковой  (№3) компьютерный  файл).

- Все в картине необычайно просто. Кажется, увидел художник неказистый уголок русского села в зимний вечер и под влиянием нахлынувших чувств рассказал о нем.

  1. Работа над сочинением. 

- А теперь, ребята, вам предстоит написать  сочинение - описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер». Постарайтесь передать свое впечатление от изображенного художником на полотне уголка родной природы. Можно по-разному написать о картине: рассказать об истории ее создания, описать изображенное на холсте, отметить живописные средства выражения замысла художника.

  • Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
  • Какого стиля речи будет ваше сочинение? (Конечно же, художественного).
  • Какую основную мысль вы будете раскрывать? Какие чувства вы хотите вызвать своей работой у читателя?

 -  Какие типы речи и разновидности описания вы объедините? (Для описания природы могут быть использованы разные типы речи: описание предмета, описание места, описание состояния, оценка).

  • Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
  • Как вы начнете и как закончите сочинение?

 - Давайте вспомним структурные части текста (сочинения)

 (Слайд 10:

  1. Вступление.
  2. Основная (главная) часть: описание картины.

3.        Заключение: вывод   (Работа художника – гимн красоте жизни, красоте земли, красоте родной природы).

Картину Н.П.Крымова можно описать «по планам» - от переднего к самому дальнему и наоборот. Можно описать иначе – по основным объектам (предметам), изображенным на картине: снег, деревня, небо и т.д. Но как бы вы ни стали описывать изображенное на картине Н.П.Крымова, важно передать главное – стремление художника воспеть родную природу.

  • А теперь приступаем к работе, а  музыкальные произведения помогут вам окунуться в чарующий мир зимнего вечера.

 (Слайд 11 - музыкальный  компьютерный  файл – М 3).

  1.  Задание на дом: дописать сочинение,

      предварительно отредактировав его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению-описанию картины Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе....

Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Сочинение по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер", 6 класс...

Проект урока по теме: " Обучение написанию сочинения по картине Зуфара Фаатовича Гимаева «Березовая аллея. К вечеру»

Это урок развития речи по картине З.Ф.Гимаева для учащихся 6-7 классов. Методическая разработка содержит в себе презентацию к уроку....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"

Конспект урока содержит материал по проведению урока в 6 классе по теме "Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"...

Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...

Презентация к сочинению по картине Крымова "Зимний вечер"

Презентация содкржит информацию о художнике, о его каритнах, план сочинения, рабочие материалы....

Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

Склонность Н. П. Крымова кпейзажу определилась сюношеских лет. Он страстно любилприроду. В основе его творчествалежало живое восприятие мира.Крымов по-новому увидел иутвердил красоту природы, показалп...