Проект урока по теме: " Обучение написанию сочинения по картине Зуфара Фаатовича Гимаева «Березовая аллея. К вечеру»
проект по русскому языку (6, 7 класс) на тему
Это урок развития речи по картине З.Ф.Гимаева для учащихся 6-7 классов. Методическая разработка содержит в себе презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.7klass.rar | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта
Обучение написанию сочинения
по картине Зуфара Фаатовича Гимаева
«Березовая аллея. К вечеру»
Проект подготовила:
Макарова Елена Васильевна,
МБОУ «Карасинская ООШ им.Шарафутдинова З.Т.» Аксубаевского муниципального района
Караса
2016 год
- Автор проекта:
Макарова Елена Васильевна, Аксубаевский район, учитель русского языка и литературы МБОУ «Карасинская ООШ им.Шарафутдинова З.Т.», Аксубаевского муниципального района
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 6
4. Тема урока: Обучение написанию сочинения по картине Зуфара Фаатовича Гимаева «Березовая аллея. К вечеру»
5. Цели урока:
- обучающие: познакомить учащихся с биографией художника и его творчеством; познакомить с картиной художника, с особенностями живописи как жанра изобразительного искусства; сформировать навыки написания сочинения-описания по картине;
- развивающие: развивать чувство прекрасного, творческое воображение детей;
- воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, родной природе, бережное отношение к ней;
- коммуникативная: научить выражать свои мысли, общаться.
6. Задачи урока: знакомство учащихся с особенностями сочинения-описания природы по картине; формирование навыков у детей передавать свое впечатление от картины, музыкального произведения; развитие у учащихся определенных умений и навыков в области связной письменной речи.
7. Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- развитие эмоциональной сферы понимания и восприятия прекрасного;
- развитие любви к родной природе;
- создание внутренней мотивации к учению.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формирование умения ставить цели работы, составлять план работы, самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения работать в группе, составлять план работы описания картины, писать разные виды вступления и заключения к сочинению, слушать товарищей, участвовать в принятии коллективного решения.
Познавательные:
- развитие устной и письменной речи, литературно-творческих способностей учащихся,
- формирование умения строить речевое высказывание
Методы:
- поисковая и аналитическая работа по картине;
- беседа;
- словарная работа;
- эвристический.
Принципы:
- сознательности и активности;
- прочности;
- индивидуальный подход к учащимся;
- взаимосвязь разных разделов школьного курса.
Оборудование:
- Репродукции картины З.Ф.Гимаева (иллюстрации из журнала «Казань». – 2002. - №5. – С.131-135.).Презентация картины З.Ф.Гимаева «Березовая аллея. К вечеру».
- Карта-информатор.
- Распечатки тексов стихотворений И.Бунина и К.Бальмонта
- Компьютер
- Видеопроектор
Подготовительный этап
- Экскурсия в парк.
- Индивидуальные задания:
– подготовить рассказ о художнике и его творчестве;
- найти в современном словаре-справочнике по искусству значение слов «пейзаж», «портрет», «натюрморт».
- Работа в группах:
1 гр.Задания по предупреждению стилистических, орфографических ошибок.
2 гр. Задания учащимся: найти и выписать стихи, загадки, пословицы.
3 гр. Найти классические музыкальные произведения по теме «Осень»
8. Содержание урока:
Приложение 1.
Карточка-информатор №1
План | Виды вступлений | Виды заключений |
Карточка-информатор №2
Рабочий материал
Строчки из стихотворений | Слова и словосочетания, которые используются в сочинении |
Карточка-информатор в помощь ученику
для написания сочинения- описания №3
План | Слова и словосочетания |
I. Художник З.Ф.Гимаев и его творчество | План первый, передний, задний, крупный. Художник писал, создавал, работал, запечатлел, показал, отразил Картина прекрасная, новая, веселая, чудесная, необыкновенная, очаровательная… На картине изображено, показано, запечатлено. Думать, любоваться, восторгаться, мечтать, трепетать, хотеть, любить. Смотри карточку «Виды вступлений» |
II. Чудная картина! Как ты мне родна. | |
а) День | Стали дни холоднее (К.Д.Бальмонт) Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье (И.Бунин) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный…(Ф.И.Тютчев) День тихий, солнечный, спокойный, осенний, яркий. Погода солнечная, пасмурная, чудесная |
б) Березовая аллея | Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой (И.Бунин «Листопад») Листва янтарный отблеск шлет (И.Бунин «Листопад») Все деревья блистают в разноцветном уборе (К.Д.Бальмонт) Аллея тенистая, узкая, уходящая в даль. |
в) Поле | Широкое, просторное, золотистое |
г) Небо | Голубое, просторное, безоблачное Еще и солнце иногда на небе светит (А. Апухтин «Близость осени») |
д) Воздух | Прозрачный, прохладный, чистый |
III. Какое впечатление на меня произвела картина? | Смотри карточку «Виды заключений» |
Приложение 2.
Карточка-информатор в помощь ученику
для написания сочинения - описания
Виды вступлений
- Известный художник З.Ф. Гимаев написал много картин о родной природе: «Качели», «Деревня Кишарино», «Вечер в деревне Кукеево», «Лесные цветы», «Красная корова», «старая Казань. Улица Олькеницкого», «Три луны», «Зима в деревне», «Березовая аллея. К вечеру» и другие. Я хочу рассказать о картине «Березовая аллея. К вечеру».
- «Березовая аллея. К вечеру» - осенний пейзаж. На переднем плане картины я вижу стройные березки, позолоченные осенними холодами. Глядя на них, вспоминаются поэтические строчки И.Бунина: «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой».
- Зуфар Фаатович Гимаев! Это имя дорого каждому, кто ценит настоящее искусство живописи. Мне кажется, трудно найти человека, которого оставили бы равнодушным его картины.
- Кто не видел картину известного художника Зуфара Гимаева «Березовая аллея. Ближе к вечеру», тот не сможет в полной мере ощутить чувства очарованности, умиротворения, спокойствия, легкой грусти, которые производит на вас пейзаж этого художника.
- Еще осенние туманы
Не скрыли рощи златотканой;
Еще и солнце иногда
На небе светит…
Эти строчки стихотворения А.Апухтина наиболее ярко и образно перекликаются с тем первым впечатлением, которое произвела на меня эта картина.
Карточка-информатор в помощь ученику
для написания сочинения - описания
Виды заключений
- Эта картина вызывает светлые чувства радости, умиротворения и спокойствия. Но немного грустно оттого, что скоро деревья скинут с себя все эти яркие, такие чудесные наряды, и наступит пора поздней осени с её унылыми красками.
- Картина З.Ф.Гимаева «Березовая аллея. К вечеру» вызывает у меня грустные воспоминания. В прошлом году, в октябре, я ездил с папой в деревню. Вдоль дороги стояли такие же красивые, позолоченные осенью березки. Погода была теплая и солнечная. Я вспомнил, как мы любовались этой удивительной красотой, и мне стало грустно оттого, что вскоре осень скинет свой чудесный наряд.
- При помощи цвета и света художник передает радость и чудесное настроение от этого яркого осеннего дня. И вспоминаются строчки из стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".
Цель урока: Обучить словесному описанию картины, развитию связной речи учащихся; прививать любовь к искусству и родной природе. ...
Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса
Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....
презентация к уроку по русскому языку "Написание сочинения по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии""
Урок предусматривает подготовку учащихся к сочинению-описанию по картине с использованием опорных слов и словосочетаний....
Урок развития речи "Обучение написанию сочинения по картине С Григорьева "Вратарь"
Цель урока: изложить содержание картины с элементами описания;- учить школьников правильно употреблять в своей речи глаголы, деепричастия, описывать портрет героя; - совершенствовать орфогр...
Урок-практикум в 10 классе о теме "Обучение написанию сочинения-рассуждения»
Подготовка к ЕГЭ...
Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"
Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...
Открытый урок-мастер-класс "Обучение написанию сочинению -рассуждению ч.С ЕГЭ в 11 классе"
Урок - мастер-класс в 11 классе проводится в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку ч.С....