Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 10-го класса "Абсолютная грамотность"
Пояснительная записка Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ. Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-9 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Курс ориентирован на подготовку к ЕГЭ по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Требования к уровню освоения содержания курса На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др. В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы: - справочно - ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц,
- памяток, работа с литературой)
2. тренировочный (тестовые задания) 3. игровой (шарады, кроссворды) 4. контролирующий (диктанты, тесты) Содержание обучения 1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи. 2. Орфограммы в корнях: - гласные, проверяемые ударением; - гласные, непроверяемые ударением; - чередующиеся гласные; - правописание согласных в корне; - О, Ё после шипящих в корне. Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов. 3. Правописание приставок: - не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии) - изменяющиеся на письме приставки: а) фонетический принцип орфографии б) написание приставок, зависящее от значения. Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. 4. Орфограммы в суффиксах: - О, Ё после шипящих в суффиксах - правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. - правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) - правописание суффиксов действительных и страдательных причастий -буквы ч, щ в суффиксах существительных - различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор. 5. Орфограммы в окончаниях - О, Ё после шипящих в окончаниях слов - падежные и родовые окончания - правописание личных окончаний глаголов Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание 6. Правописание сложных слов - сложные слова с соединительной гласной - сложные слова без соединительной гласной - сложные существительные. Слитное написание. - сложные существительные. Дефисное написание - сложные прилагательные. Слитное написание. - сложные прилагательные. Дефисное написание Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов 7. Правописание предлогов - правописание непроизводных предлогов - правописание производных предлогов - раздельное написание предлогов - слитное написание предлогов Цель: отработать правильность написания предлогов 8. Правописание союзов: - слитное написание союзов - раздельное написание союзов Цель: отработать навыки правильности написания союзов 9. Правописание частиц - слитное и дефисное написание частиц - разграничение не и ни - правописание не и ни с разными частями речи Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни 10. Правописание числительных - мягкий знак на конце и в середине числительных Цель: отработать правильность написания числительных 11. Принципы и правила переносов Цель: повторить принципы и правила переносов Итоговая работа - тест
Тематический план курса (35 часов) № п/п | Название тем курса | Количество часов | План | Факт | Форма занятий |
| Опознавательные признаки орфограмм. | 3 |
|
| Лекция с составлением таблиц-памяток | 1 | Опознавательные признаки орфограмм. | 1 |
|
|
| 2 | Самостоятельные части речи в русском языке | 1 |
|
|
| 3 | Служебные части речи в русском языке | 1 |
|
|
|
| Орфограммы в корнях | 3 |
|
| Семинары-практикумы. Тестирование по темам | 4 | Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | 1 |
|
| | 5 | Правописание согласных в корне слова. | 1 |
|
|
| 6 | О, Ё после шипящих в корне | 1 |
|
|
|
| Правописание приставок | 2 |
|
| Лекция. Практи- ческое приме- нение правил | 7
| Правописание приставок. | 1 |
|
|
| 8 | Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящих от значения | 1 |
|
|
|
| Орфограммы в суффиксах | 5 |
|
| Лекции с составлением алгоритмов по темам | 9 | О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | 1 |
|
| | 10 | Буквы ч, щ в суффиксах существительных | 1 |
|
|
| 11 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | 1 |
|
|
| 12 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | 1 |
|
| | 13 | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | 1 |
|
| |
| Орфограммы в окончаниях | 3 |
|
| Семинары - практикумы | 14 | О, Ё после шипящих в окончаниях слов | 1 |
|
| | 15 | Падежные и родовые окончания | 1 |
|
| | 16 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 |
|
|
|
| Правописание сложных слов | 3 |
|
| Лекция учителя. Тренировочные задания | 17 | Соединительная гласная в сложных словах | 1 |
|
| | 18
| Слитное и дефисное написание сложных существительных.
| 1
|
|
| | 19 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных | 1 |
|
|
|
| Правописание предлогов | 2 |
|
| Семинары-практикумы | 20 | Правописание производных и непроизводных предлогов. | 1 |
|
| | 21 | Слитное и раздельное написание предлогов | 1 |
|
|
|
| Правописание союзов | 3 |
|
| Компьютерное тестирование | 22 | Простые и составные союзы, их правописание. | 1 |
|
| | 23 | Слитное и раздельное написание союзов | 1 |
|
|
| 24 | Отличие союзов от местоимений и наречий.
| 1 |
|
|
|
| Правописание частиц | 3 |
|
| Семинары -практикумы | 25 | Слитное и дефисное написание частиц. | 1 |
|
| | 26 | Разграничение не и ни.
| 1 |
|
|
| 27 | Правописание не и ни с разными частями речи | 1 |
|
|
|
| Правописание числительных
| 2 |
|
| Семинары -практикумы | 28 | Правописание числительных
| 1 |
|
|
| 29 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 |
|
| |
| Принципы и правила переносов
| 2 |
|
| Тренировочные задания | 30 | Принципы и правила переносов |
|
|
|
| 31 | Принципы и правила переносов |
|
|
|
|
| Итоговая работа
| 4 |
|
| Тренировочные задания |
32 |
Тренировочные задания |
|
|
|
| 33 | Тренировочные задания |
|
|
|
| 34 | Тренировочные задания |
|
|
|
| 35 | Подведение итогов. |
|
|
|
|
Литература для учителя - Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
- Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
- Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 11класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 2005
- Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 2000.
- Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.
- Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
|