Рабочая программа элективного курса "Практикум по обществознанию (финансовая грамотность)" для 9 класса
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа рассчитана на 9 часов (0,25 часа в год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании МС Директор МКОУ «Шегарская СОШ №2»
Протокол № 1 от 30 августа 2018г. ______________________/С.Н. Еремин /
Приказ № 181 от 31.08.2018г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
__________________ /Н.П. Никитина/
Практикум по обществознанию
(финансовая грамотность)
Основная школа
Базовый уровень
9 класс
Количество часов в год –9
ФИО учителя –Трипольская Лилия Сергеевна,
учитель первой квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
В 9 классе дети обучаются в возрасте 15–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014, а также на основе ООП ООО и учебного плана МКОУ «Шегарская СОШ №2» на 2018-2019 учебный год.
- Планируемые результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам освоения курса:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
— сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
— владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
— владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
— сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
— умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
— сформированность коммуникативной компетенции:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Требования к предметным результатам освоения курса: — владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; — владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
- Содержание учебного курса
Данный курс состоит из двух разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.
Раздел 1 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Раздел 2 Человек и государство: как они взаимодействуют.
Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)
Базовые понятия и знания: Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России. Личностные характеристики и установки: Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют;
понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки: Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет. Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
- Тематическое планирование
В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | ||
1 | Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи | 1 |
2 | Тема 2. Собственный бизнес | 1 |
3 | Тема 3. Валюта в современном мире | 1 |
4 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
Раздел 2. Человек и государство: как они взаимодействуют | ||
5 | Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить | 1 |
6 | Тема 2. Налоги и их роль в жизни семьи. Какие налоги мы платим | 1 |
7 | Тема 3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 1 |
8 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 |
9 | Оформление итоговой проектной работы обучающихся | 1 |
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся
- Лекции-беседы
- Практикумы
- Игры
- Семинары
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Основы личной финансовой грамотности"
Программа курса "Основы личной финансовой грамотности" ориентирована на учащихся 9-11-х классов. Автор данной работы ставит цель повысить финансовую грамотность школьников....
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для 10-11 класса.Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к аттестации в форме ЕГЭ; пов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 5-6 классов
Финансовая грамотность для 5-6 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам финансовой грамотности 7 класс. Рассчитана на первое полугодие объемом 34 часа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 6-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 9 класс
В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...