Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 846 КБ |
urok.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА: Причастие. Повторение. Обобщение.
ЭОР
Причастие-это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию ,
С них облетают листья шелестящие под ногами. Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны. Красив в октябре лес. Радуют взгляд раскрашенные осенью клёны. С них облетают листья шелестящие под ногами.
Глагол Прилагательное Причастие Был Тяжёлый Палящий Стояла Большая Освещавшая Мчалась Называемая Останавливается
Причастие – это ....... форма ....., которая совмещает в себе признаки ....... (время, вид) и признаки ........ (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от ....... с помощью специальных суффиксов: ....... . Причастия в предложении обычно бывают ........ и отвечают на вопросы: ....... При них часто находятся зависимые слова и образуют ......., который может находиться как перед........, так и после него. Если причастный оборот стоит перед......, то он .......запятой, если же он стоит после ....... слова, то он всегда …….запятыми. Причастия могут быть страдательными и ........ Действительные и страдательные причастия имеют полную и .......формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ...... 2 8 .. 10 8 .. 12 (а) 8 .. 3 6 (а) 4 7 1 7 9 7 5 11 13
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме "Причастие"
Учитель _____Хайдарова Г.А.______
Дата ________08.11.2013 г.________
Цели урока:
- Образовательная: повторить основные признаки причастий, их отличия от других частей речи, закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, пополнение словарного запаса школьников.
- Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
- Развивающая: развитие у детей исследовательских навыков, пространственного мышления, внимания, памяти, умения анализировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.
Тип урока - систематизация и обобщение знаний по теме
Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
- Организационный момент (3 мин)
Начнем урок с загадки. Слайд №1.
– О чем эта загадка? (О причастии.)
- А как вы узнали, что о причастии? Докажите
-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии.
-Какие вопросы мы затрагивали? (признаки причастий, образование причастий, правописание причастий, знаки препинания при причастном обороте)
-Как вы думаете чем мы будем сегодня заниматься? (Повторять, обобщать и закреплять пройденный материал по причастию)
-Совершенно верно. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
-Запишите число, тему урока: «Причастие. Повторение. Обобщение.» Слайд №2
II. Повторение
1) Задание с целью нахождения причастий? (3мин)
Один учащийся у доски. Слайд №3.
Одетый, срывавшемуся, качающаяся, приставленной
– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие?
- В этом нам поможет проект, выполненный Сибиркиным Максимом (5мин)
- Итак, подведем итоги выше сказанного Слайд №4
(Причастие-это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?).
2) Веришь, не веришь? (10мин)
Это упражнение поможет узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии.
- Если верите, то поднимите руки.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения на примере записанных слов (открыть экран с текстом)
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастий может быть краткая форма?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?(Попробуем проверить это)
3) Работа с текстом Слайд №5.(7мин)
- Прочитайте предложения.
- Можно ли назвать это текстом?
- Какое задание мы будем выполнять? (собрать предложения в текст)
- Запишите получившийся текст в тетради, расставляя знаки препинания (один у доски)
- Какова тема текста? (осенний лес)
- Определите тип речи. (описание)
- Найдите причастия. Докажите.
- В каком предложении вы поставили запятую и почему? ( В третьем предложении, потому что причастный оборот находится после определяемого слова).
- На вопрос что такое причастный оборот, нам ответят учащиеся, который подготовили проект. (3 мин)
- Итак, кто попробует графически выделить причастные обороты после выступлений девочек.
-И все же чем осложнено третье предложение? (Обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
III. Закрепление
Работа с текстом. (5мин)
-Перед этой работой нам необходимо вспомнить немного о морфологии
Все самостоятельные части речи определеяются по трём признакам:
- грамматическое значение
- набор морфологических признаков
- синтаксическая роль в предложении
-Давайте попробуем вспомнить и создать портрет некоторых самостоятельных частей речи:
Портрет глагола
-Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает?
-Каким членом предложения обычно
является?
Портрет прилагательного.
-Что обозначает прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
- Каким членом предложения является?
Портрет причастия.
- Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?
- Признаки каких частей речи оно сочетает? (глагола и прилагательного)
- Назовите суффиксы причастий? (ущ,ющ,ащ,ящ,ом,ем,им,вш,ш,енн,нн,т)
- Каким членом предложения является?
Задание к тексту:
-Все глаголы, прилагательные и причастия, использованные в данном отрывке, запишите в таблицу.
Вечер был тяжёлый и палящий. На небе стояла большая луна, ярко освещавшая землю, а внизу мчалась так называемая позёмка. В такую погоду всякое движение останавливается.
глагол | прилагательное | причастие |
Был Стояла Мчалась Останавливается | Тяжелый Большая | Палящий Освещавшая Называемая |
- С какой целью мы работали именно с этими частями речи? (Потому что у них есть сходство по признакам)
- Между какими частями речи вы видите сходство? И почему?( у прилагательного и причастия одинаковые вопросы, изменение по числам, падежам и родам…)
-В чем различие?(У деепричастия и причастия свои суффиксы)
IV. Обобщение и систематизация ЗУНов
- Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. (3 мин)
(раздать каждому карточку)
Подпишите фамилию и имя
ПРИЧАСТИЕ
Причастие – это .... форма ......, которая совмещает в себе признаки ......(время, вид) и признаки ...... (изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от ...... с помощью специальных суффиксов: ......
Причастия в предложении обычно бывают ..... и отвечают на вопросы: ......
При них часто находятся зависимые слова и образуют ........, который может находиться как перед ...., так и после него.
Если причастный оборот стоит перед....., то он ..... запятой, если же он стоит после ....... слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ......
Действительные и страдательные причастия часто имеют полную и ....формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.......
Слайд №7 .
V. Подведение итогов урока
1)- Итак, о какой части речи шел сегодня разговор?(Причастие)
- Назовите основные особенности причастия?
- Что такое причастный оборот и когда он обособляется?
2) Домашнее задание: упражнение 159 (русский язык на других уроках)
3) Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе по теме Причастие. Повторение. Обобщение
Тема: Причастие. Повторение. ОбобщениеЦели:Обучающие: повторить и обобщить знания по теме «Причастие»...
Технологическая карта урока по теме: Причастие.Повторение.Обобщение.
Технологическая карта урока.1. Ф.И.О. учителя: Хайдарова Гульнора Азизовна .2. Класс: 7б. Дата: 08.11.2013. Предмет: русский язык . 3. Тема урока: «Причаст...
Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"
Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение"...
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).
Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....