Статья на тему "О проекте «Давайте знакомиться: незнакомые слова русской литературы».
статья по литературе (6 класс)

Бурковская Ксения Игоревна

Статья на тему "О проекте «Давайте знакомиться: незнакомые слова русской литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burkovskaya_sozdanie_slovarya_neznakomyh_slov.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бурковская К.И.

О проекте «Давайте знакомиться:

незнакомые слова русской литературы»

Введение

Общеизвестный факт, что современным школьникам порой достаточно сложно даётся чтение и понимание произведений русской литературы, созданной в прошлых столетиях. И чем дальше автор и читатель друг от друга во времени, тем сложнее второму понять содержание произведения и усвоить его идею без дополнительных комментариев и объяснений: незнакомая лексика, понятия, предметы, явления, существовавшие в ту или иную эпоху и не дошедшие до нынешнего поколения. А для осмысления маленькими читателями, подрастающими школьниками старинные произведения литературы, включенные в образовательную программу, без сторонней помощи и дополнительных толкований становятся и совсем уже труднодоступными и от того неинтересными. Таким образом, перед учителем стоит непростая задача повысить мотивацию учащихся к чтению и изучению произведений русской литературы, написанной языком XVII-XIX столетий. Ребята, заинтересованные в исследовательской деятельности, могут быть привлечены к работе над лексикой изучаемых произведений и созданию собственного словаря незнакомых слов, который поможет не только им самим глубже и полнее осмыслить текст, расширить свой кругозор, но и станет неоценимой поддержкой на уроках литературы для их одноклассников и последующих поколений. Идея создания словаря школьниками не нова, подобные труды уже существуют, однако такой проект никогда не потеряет своей актуальности в силу индивидуальности исполнения и возможной новизны путей толкования.

Этапы исследования

Начать проектную деятельность необходимо с установочной встречи с участниками проекта, распределения учеников по группам: по несколько человек на каждое произведение. На первом этапе необходимо внимательно прочитать текст, выписать незнакомые слова (устаревшая, книжная, специальная лексика и т.д.) вместе с контекстом, в котором они встречаются (цитаты), обсудить с другими участниками группы и предоставить собранный материал руководителю проекта (учителю). Далее учитель помогает распределить слова между учениками для дальнейшей работы, рекомендует словари и справочники для поиска толкований. На следующем этапе ребята под руководством учителя работают над формулировками своих толкований на основе собранного материала. Отдельная группа учащихся занимается поиском графических изображений и созданием иллюстраций к толкуемым словам. По окончании работы над сбором, анализом и обработкой лексического материала учитель совместно с участниками проекта создает электронную версию словаря незнакомых слов, организует и проводит внеклассное мероприятие, где ребята презентуют созданный ими словарь.

Описание полученных результатов и перспективы дальнейшего изучения произведений русской литературы, изучаемой в школе

На данном этапе проектной деятельности можно наблюдать повысившийся интерес учащихся к изучаемой по программе литературе, более внимательное прочтение произведений, совершенствование аналитических навыков, реализацию творческого потенциала. Участники проекта находятся на стадии перечитывания произведений устного народного творчества, в частности сказок, сбора языкового материала и подбора словарных толкований.

В перспективе планируется привлекать в качестве материала исследования и произведения для внеклассного чтения, а также внепрограммные тексты художественной литературы, интересные учащимся. Также можно осуществлять дополнительную проектную деятельность, связанную с изучением этимологии слов и истории их бытования в языке и литературе в ту или иную эпоху. Например, наиболее частотно употребляемые слова в текстах художественной литературы первой трети XIX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Водород: знакомый и незнакомый" 9 класс

Урок предназначен систематизировать и развить представления о водороде как химическом элементе и простом веществе, способах его получения и собирания....

Исследовательский проект "Кофе знакомое и незнакомое"

Интересные исследования по истории, свойствам и областям применения  хорошо всем известного напитка....

Урок-мастерская "Этот знакомый незнакомый текст"

В системе уроков повторения и обобщения целесообразно использовать такую технологию, как урок – мастерская. Данные уроки предполагают работу в группах с большой долей самостоятельной работы учащихся. ...

Урок литературы в 10 классе "Знакомый незнакомый Пушкин"

1 декабря 2008 года мной был подготовлен и проведён урок литературы в 10 классе на тему: «Знакомый незнакомый Пушкин».Форма урока была выбрана неслучайно – урок с использованием межпредметных связей. ...

Статья Д.С. Лихачева "Золотое слово русской литературы"

Статья Д.С. Лихачева "Золотое слово русской литературы" для работы над анализом произведения "Слово о полку Игореве..."...

Исследовательский проект "Добро и зло в русской литературе"

Библейские предания гласят, что  после сотворения мира и человека, страдания и горя, а значит и  ЗЛА не существовало, повсюду царило счастье, благополучие, ДОБРО. Откуда же взялось ЗЛО? Кто ...

Проектная работа «Как трудно стать человеком» (Проблемы воспитания и самоопределения человека в русской литературе) 9 класс

Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека,  складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начи...