Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Колесник Елена Ивановна

Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnik_obobshchenie__izuchennogo_po_teme.docx145.63 КБ

Предварительный просмотр:

      Обобщение  изученного по теме

           «Имя существительное»

 (урок провела  Колесник Е.И.)                      

Цели урока:

Обобщить и  систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».

Закрепить умение находить имя существительное в тексте.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: разноцветный квадрат, название станций, компьютер,

проектор.

                                  Ход урока.

1.Проверка готовности обучающихся к уроку

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса ,

Открою журнал на заветной странице ,

Здесь дата и тема .Давайте учиться ?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом .Пора нам в дорогу!

Тому ,что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

 2.Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята ,посмотрите вокруг себя .Вглядитесь внимательно в окружающий вас мир. Скажите ,что вы видите?

Каждое слово вами названное, можно отнести к какой либо части речи .Слов какой части речи прозвучало больше?

Ученики: Имён существительных.

Учитель: Верно. Про себя мы уже можем сказать, что с существительным на «ты». Поднимите руки, кто согласен?

И сегодня мы ещё раз убедимся в этом и совершим путешествие по огромной стране «Имя существительное».

3.Актуализация опорных знаний.

     Перед вами на доске обозначены несколько остановок, где нам придётся на некоторое время задержаться и блеснуть своими знаниями. Очерёдность наших остановок будет определять вот этот разноцветный кубик (слайд1).

Время не будем с вами терять,

Поскорей отправимся в путь!

Придётся новое что-то узнать,

Заглянуть в самую суть.

Итак, давайте определим нашу первую остановку.(Кидается кубик , определяется станция).

                 Красный цвет – деревня Собственников.

Учитель: Как вы думаете, какие существительные здесь живут?

Ученики: Собственные и нарицательным.

Учитель: Верно. Какие слова будем относить к  собственным? (слайд 2).

  1. Фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, клички животных

              Пример: Лермонтов, Максим Горький, Бим.

  1. Географические названия

                              Пример: Россия, Волга, Сахалин.

  1. Астрономические названия

                              Пример: Земля, Сатурн, Солнце.

  1. Названия праздников

                             Пример: День Победы, Новый год.

  1. Названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, фабрик. заводов, кораблей:

                                Пример: «Известия», «Огонёк», «Александр Невский».

Учитель: У собственных существительных кто по соседству живёт?

Ученики: Существительные нарицательные…

Учитель: Что они обозначают        ?

Ученики: Общее название для всех однородных предметов и явлений.

        Тренировочное упражнение

Распределите данные слова
в два столбика(слайд 3).
 

Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.

    Проверка.

Учитель: Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?

Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.

Учитель: Кто был очень внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой букв, во втором-с маленькой. Почему?

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные(слайд4).

Переход собственных существительных в нарицательные

 

Рентген – немецкий учёный,

рентген – просвечивание

рентгеновскими лучами;

Пломбир – город во Франции,

пломбир – вид мороженого.

Может наблюдаться и обратный процесс:

орёл- птица, Орёл- город.

                        Оранжевый цвет- речка Олицетворяемая.

Учитель: Если купаться в этой речке, то ,как вы думаете, какое чудо может произойти?

Ученики: Неживой предмет может стать живым.

Учитель: Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить?

Ученики: О признаке одушевлённости и неодушевлённости.

Учитель: Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное?

Ученики: Вопросы кто? или что? ,  смысл, форма множественного числа винительного падежа…

Учитель: Прокомментируйте запись на слайде (слайд5).

  1. У одушевлённых существительных форма В.п. совпадает с формой родительного падежа               

Вижу учеников – нет учеников

В.п. =  Р.п.

У неодушевлённых существительных Вижу книги – лежат книги

В.п. = Им.п.

                Тренировочное упражнение.

Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов

  1. Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
  2. Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

                                  Жёлтый цвет- село Родное.

Учитель:  Давным – давно все существительные были очень похожи. Да так похожи что сама Королева  Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов –существительных знаки различия , тот будет вознаграждён».Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы?По какому признаку ещё можно отличить друг от друга существительные?

     Название села вам служит подсказкой .

Ученики : По признаку рода .Если можно сказать «он мой» -это мужской род , если «она моя» - это женский род ,а если «оно моё» -средний род .

 Учитель: Молодцы ! Но в селе живут некоторые слова ,которые не могут определиться с родом .Поможем им.(слайд 7).

 Определите род имён существительных

  1. Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.

Учитель: Здесь есть слова общего рода .Но и есть существительные , называющие профессию ,род занятий ,общественное положение , употребляемые для обозначения лиц как мужского ,так и женского родов.

  Придумайте предложения с такими словами ,из которых было бы ясно ,о мужчине или о женщине идёт речь .

  Молодцы .Следуем дальше.

                       Зелёный цвет – хутор Численный .

Учитель : Кто по названию хутора догадался ,о каком непостоянном признаке жителей идёт речь?

     Они непостоянны : то о них можно сказать один ,то несколько , много. Это единственное и множественное  число .

Но мы должны помнить и об особой группе имён существительных, когда упоминаем число. Давайте наведём порядок в следующей неразберихе .3минуты на выполнение .(слайд 8)

Существительные ,которые имеют форму только ед. ч.

Существительные ,которые имеют форму только мн. ч.

Определите число данных групп имён существительных

  1. Молодёжь, студенчество, человечество
  2. Часы, грабли, брюки
  3. Шахматы, будни, каникулы
  4. Молотьба, удивление, косьба
  5. Карпаты, Афины, Сокольники

Какой фонетический закон наблюдается в 4 группе?

 В словах молотьба и  косьба –озвончение…

                    Голубой цвет – станица Склоняемая

Учитель: почему в названии станицы два слова? Как они взаимосвязаны?

Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.

Учитель: Умницы .Значит ,вы без труда скажите ,на сколько групп поделены жители данной станицы?

Ученики: На 3…

Учитель: Распределяем. Не забудьте выделить ту морфему ,по которой мы слово относим к тому или иному склонению.

Ученики : Окончание…

1склонение

2склонение

3склонение

Определите склонение следующих имён существительных(слайд 9)

Страна, инженер, собрание,

лекция, площадь, земля, завод,

мат…, дело, земля, конь, ноч…,

село, площад… .

Учитель: По сколько слов у вас в первом и третьем столбиках?

Ученики: По четыре …

Учитель : Зачитайте слова 2 склонения .

В некоторых словах пропущены буквы .Как объясните написание? Какие существительные называются разносклоняемыми  Почему? Какие в своём наборе имеют окончания разных склонений?

   Да вот они перед вами (слайд10).

Разносклоняемые существительные

10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя;

1 существительное мужского рода: путь

    В    Р.,Д. падежах ед.ч.-окончание 3 скл.-и

    В   Т.,П. падежах –окончание 2 скл. –ем(ём)

                                  Синий цвет –Республика Мастеров

Учитель: Чем занимаются мастера по роду своей деятельности?

Ученики: Красят ,пилят ,строят…

Учитель: Как это ни удивительно, но у наших мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы.

На две минуты тоже станем мастерами и «построим»новые имена существительные. В скобках указан способ образования .Кто быстрее?

Тренировочное упражнение(слайд11)

          Образуйте новые слова

  1. Футбол (суффиксальный)
  2. Храбрый (суффиксальный)
  3. Погода (приставочный)
  4. Город (приставочный)
  5. Стакан (прис.-суф.)
  6. Служить (прис.-суф.)
  7. Луна, ходить (сложение)

          Железо, бетон (сложение)

Учитель: Сделаем вывод: какие распространённые способы словообразования существительных вы знаете?

Ученики: Суффиксальный, приставочный, сложение основ..

Учитель: Но это ещё не все способы. Подумайте, как образовалось слово АТС?

       Посмотрите .Перед нами сложение сложносокращённых слов.А теперь решите ,в каком словосочетании прилагательное, а в каком –существительное?(слайд 12).

-Найдите прилагательные и существительные

  1. Красивая столовая – столовая комната
  2. Многолюдная приёмная – приёмная комната

Эти существительные образовались путём перехода из имён прилагательных.

             Фиолетовый цвет – город Орфографический.

Учитель: Как вы думаете, кто правит в этом городе?

Ученики: Орфограммы…

Учитель: Какие можете отнести к существительным и объяснить их написание?

          Ученики: чик-, -не- ,-ащ-, -нн-, -ик-, -щик-, -ек-?

          Учитель: Посмотрите на слайды и проверьте свои знания ещё раз.

                Тренировочное упражнение.

1ряд –чик- ,-щик-

2 ряд –ек-, -ик-

3 ряд –НЕ слитно и раздельно

Лёт…ик

Луч..к

Труд не только радость, но и (не)обходимость.

Развед…ик

Кусоч…к

Это был (не)друг мой, а просто знакомый.

Набор…ик

Лист…к

(Не)скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость .

Смаз…ик

Огонёч…к

То была (не)злость, (не)страх и (не)лютая досада.

Перепис…ик

Букет…к

Бан…ик

Билет…к

Заправ…ик

Звоноч…к

Рассказ…ик

Карандаш…к

                                  Розовый цвет –округ Стилистический.

Учитель: Прочитайте следующие предложения и скажите , в каких речевых ситуациях мы их можем употребить? Какой стиль?(слайд 13).

Определите речевую ситуацию

  1. Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
  2. В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.

В первом предложении перед нами разговорный, обиходный, а во втором- деловой. Значит, имена существительные могут употребляться в разных стилях, в зависимости от ситуации.

 

4.Подведение итогов урока

Учитель: Что для вас теперь имя существительное?

Какие загадки ещё раз нами были разгаданы?

Сегодня молодцы все, но особенно хочется отметить…

        Наше путешествие в мир «Имени существительного» ещё не окончено.Но сегодня мы вспомнили и закрепили «биографию» одного из жителей страны Морфология. Неразгаданные загадки и тайны ещё остались. Поэтому мне хочется дать вам один совет:

Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

За годом год, за шагом шаг

Впадайте в изумленье!

Всё будет так или не так

Через одно мгновенье!

Домашнее задание

Учитель: Хочется верить, что дома вы с неменьшим интересом продолжите своё путешествие. Домашнее задание на выбор(слайд 14).

  1. Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
  2. Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
  3. Составить кроссворд по теме «Имя существительное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Данный урок является уроком повторения и закрепления   пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...

"Имя существительное. Обобщение изученного"

Это  конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Урок-лабиринт."Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6 класс

урок-лабиринт в 6 классе, с помощью которого Вы сможете интересно и познавательно закрепить тему Имя существительное в 6 классе...