Обобщение изученного по теме "Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение изученного по теме
«Имя существительное»
(урок провела Колесник Е.И.)
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
Закрепить умение находить имя существительное в тексте.
Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: разноцветный квадрат, название станций, компьютер,
проектор.
Ход урока.
1.Проверка готовности обучающихся к уроку
Да здравствует радость рассветного часа!
Вхожу в тишину приумолкшего класса ,
Открою журнал на заветной странице ,
Здесь дата и тема .Давайте учиться ?
Давайте учиться свободно и строго
Владению словом .Пора нам в дорогу!
Тому ,что случилось и может случиться.
Давайте учиться? Давайте учиться!
2.Эмоциональный настрой
Учитель: Ребята ,посмотрите вокруг себя .Вглядитесь внимательно в окружающий вас мир. Скажите ,что вы видите?
Каждое слово вами названное, можно отнести к какой либо части речи .Слов какой части речи прозвучало больше?
Ученики: Имён существительных.
Учитель: Верно. Про себя мы уже можем сказать, что с существительным на «ты». Поднимите руки, кто согласен?
И сегодня мы ещё раз убедимся в этом и совершим путешествие по огромной стране «Имя существительное».
3.Актуализация опорных знаний.
Перед вами на доске обозначены несколько остановок, где нам придётся на некоторое время задержаться и блеснуть своими знаниями. Очерёдность наших остановок будет определять вот этот разноцветный кубик (слайд1).
Время не будем с вами терять,
Поскорей отправимся в путь!
Придётся новое что-то узнать,
Заглянуть в самую суть.
Итак, давайте определим нашу первую остановку.(Кидается кубик , определяется станция).
Красный цвет – деревня Собственников.
Учитель: Как вы думаете, какие существительные здесь живут?
Ученики: Собственные и нарицательным.
Учитель: Верно. Какие слова будем относить к собственным? (слайд 2).
- Фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, клички животных
Пример: Лермонтов, Максим Горький, Бим.
- Географические названия
Пример: Россия, Волга, Сахалин.
- Астрономические названия
Пример: Земля, Сатурн, Солнце.
- Названия праздников
Пример: День Победы, Новый год.
- Названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, фабрик. заводов, кораблей:
Пример: «Известия», «Огонёк», «Александр Невский».
Учитель: У собственных существительных кто по соседству живёт?
Ученики: Существительные нарицательные…
Учитель: Что они обозначают ?
Ученики: Общее название для всех однородных предметов и явлений.
Тренировочное упражнение
Распределите данные слова
в два столбика(слайд 3).
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В,в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген.
Проверка.
Учитель: Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных?
Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.
Учитель: Кто был очень внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой букв, во втором-с маленькой. Почему?
Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные(слайд4).
Переход собственных существительных в нарицательные
Рентген – немецкий учёный,
рентген – просвечивание
рентгеновскими лучами;
Пломбир – город во Франции,
пломбир – вид мороженого.
Может наблюдаться и обратный процесс:
орёл- птица, Орёл- город.
Оранжевый цвет- речка Олицетворяемая.
Учитель: Если купаться в этой речке, то ,как вы думаете, какое чудо может произойти?
Ученики: Неживой предмет может стать живым.
Учитель: Верно. О каком постоянном признаке имени существительного мы здесь должны вспомнить?
Ученики: О признаке одушевлённости и неодушевлённости.
Учитель: Что нам будет помогать определять, какое перед нами существительное?
Ученики: Вопросы кто? или что? , смысл, форма множественного числа винительного падежа…
Учитель: Прокомментируйте запись на слайде (слайд5).
- У одушевлённых существительных форма В.п. совпадает с формой родительного падежа
Вижу учеников – нет учеников
В.п. = Р.п.
У неодушевлённых существительных Вижу книги – лежат книги
В.п. = Им.п.
Тренировочное упражнение.
Найдите «пятое лишнее» в следующих рядах слов
- Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.
- Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.
Жёлтый цвет- село Родное.
Учитель: Давным – давно все существительные были очень похожи. Да так похожи что сама Королева Грамматика их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов –существительных знаки различия , тот будет вознаграждён».Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы?По какому признаку ещё можно отличить друг от друга существительные?
Название села вам служит подсказкой .
Ученики : По признаку рода .Если можно сказать «он мой» -это мужской род , если «она моя» - это женский род ,а если «оно моё» -средний род .
Учитель: Молодцы ! Но в селе живут некоторые слова ,которые не могут определиться с родом .Поможем им.(слайд 7).
Определите род имён существительных
- Неряха, адвокат, визажист, злюка, молодчина, работяга, директор.
Учитель: Здесь есть слова общего рода .Но и есть существительные , называющие профессию ,род занятий ,общественное положение , употребляемые для обозначения лиц как мужского ,так и женского родов.
Придумайте предложения с такими словами ,из которых было бы ясно ,о мужчине или о женщине идёт речь .
Молодцы .Следуем дальше.
Зелёный цвет – хутор Численный .
Учитель : Кто по названию хутора догадался ,о каком непостоянном признаке жителей идёт речь?
Они непостоянны : то о них можно сказать один ,то несколько , много. Это единственное и множественное число .
Но мы должны помнить и об особой группе имён существительных, когда упоминаем число. Давайте наведём порядок в следующей неразберихе .3минуты на выполнение .(слайд 8)
Существительные ,которые имеют форму только ед. ч. | Существительные ,которые имеют форму только мн. ч. |
Определите число данных групп имён существительных
- Молодёжь, студенчество, человечество
- Часы, грабли, брюки
- Шахматы, будни, каникулы
- Молотьба, удивление, косьба
- Карпаты, Афины, Сокольники
Какой фонетический закон наблюдается в 4 группе?
В словах молотьба и косьба –озвончение…
Голубой цвет – станица Склоняемая
Учитель: почему в названии станицы два слова? Как они взаимосвязаны?
Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.
Учитель: Умницы .Значит ,вы без труда скажите ,на сколько групп поделены жители данной станицы?
Ученики: На 3…
Учитель: Распределяем. Не забудьте выделить ту морфему ,по которой мы слово относим к тому или иному склонению.
Ученики : Окончание…
1склонение | 2склонение | 3склонение |
Определите склонение следующих имён существительных(слайд 9)
Страна, инженер, собрание,
лекция, площадь, земля, завод,
мат…, дело, земля, конь, ноч…,
село, площад… .
Учитель: По сколько слов у вас в первом и третьем столбиках?
Ученики: По четыре …
Учитель : Зачитайте слова 2 склонения .
В некоторых словах пропущены буквы .Как объясните написание? Какие существительные называются разносклоняемыми Почему? Какие в своём наборе имеют окончания разных склонений?
Да вот они перед вами (слайд10).
Разносклоняемые существительные
10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя;
1 существительное мужского рода: путь
В Р.,Д. падежах ед.ч.-окончание 3 скл.-и
В Т.,П. падежах –окончание 2 скл. –ем(ём)
Синий цвет –Республика Мастеров
Учитель: Чем занимаются мастера по роду своей деятельности?
Ученики: Красят ,пилят ,строят…
Учитель: Как это ни удивительно, но у наших мастеров материалом для строительства служат приставки, суффиксы, основы.
На две минуты тоже станем мастерами и «построим»новые имена существительные. В скобках указан способ образования .Кто быстрее?
Тренировочное упражнение(слайд11)
Образуйте новые слова
- Футбол (суффиксальный)
- Храбрый (суффиксальный)
- Погода (приставочный)
- Город (приставочный)
- Стакан (прис.-суф.)
- Служить (прис.-суф.)
- Луна, ходить (сложение)
Железо, бетон (сложение)
Учитель: Сделаем вывод: какие распространённые способы словообразования существительных вы знаете?
Ученики: Суффиксальный, приставочный, сложение основ..
Учитель: Но это ещё не все способы. Подумайте, как образовалось слово АТС?
Посмотрите .Перед нами сложение сложносокращённых слов.А теперь решите ,в каком словосочетании прилагательное, а в каком –существительное?(слайд 12).
-Найдите прилагательные и существительные
- Красивая столовая – столовая комната
- Многолюдная приёмная – приёмная комната
Эти существительные образовались путём перехода из имён прилагательных.
Фиолетовый цвет – город Орфографический.
Учитель: Как вы думаете, кто правит в этом городе?
Ученики: Орфограммы…
Учитель: Какие можете отнести к существительным и объяснить их написание?
Ученики: чик-, -не- ,-ащ-, -нн-, -ик-, -щик-, -ек-?
Учитель: Посмотрите на слайды и проверьте свои знания ещё раз.
Тренировочное упражнение.
1ряд –чик- ,-щик- | 2 ряд –ек-, -ик- | 3 ряд –НЕ слитно и раздельно |
Лёт…ик | Луч..к | Труд не только радость, но и (не)обходимость. |
Развед…ик | Кусоч…к | Это был (не)друг мой, а просто знакомый. |
Набор…ик | Лист…к | (Не)скромность звучала в словах рассказчика, а дерзкая гордость . |
Смаз…ик | Огонёч…к | То была (не)злость, (не)страх и (не)лютая досада. |
Перепис…ик | Букет…к | |
Бан…ик | Билет…к | |
Заправ…ик | Звоноч…к | |
Рассказ…ик | Карандаш…к |
Розовый цвет –округ Стилистический.
Учитель: Прочитайте следующие предложения и скажите , в каких речевых ситуациях мы их можем употребить? Какой стиль?(слайд 13).
Определите речевую ситуацию
- Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.
- В классе для заполнения документов потребовались данные матери и отца.
В первом предложении перед нами разговорный, обиходный, а во втором- деловой. Значит, имена существительные могут употребляться в разных стилях, в зависимости от ситуации.
4.Подведение итогов урока
Учитель: Что для вас теперь имя существительное?
Какие загадки ещё раз нами были разгаданы?
Сегодня молодцы все, но особенно хочется отметить…
Наше путешествие в мир «Имени существительного» ещё не окончено.Но сегодня мы вспомнили и закрепили «биографию» одного из жителей страны Морфология. Неразгаданные загадки и тайны ещё остались. Поэтому мне хочется дать вам один совет:
Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
За годом год, за шагом шаг
Впадайте в изумленье!
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье!
Домашнее задание
Учитель: Хочется верить, что дома вы с неменьшим интересом продолжите своё путешествие. Домашнее задание на выбор(слайд 14).
- Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.
- Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме.
- Составить кроссворд по теме «Имя существительное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Данный урок является уроком повторения и закрепления пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...
РАЗРАБОТКА УРОКА-ОБОБЩЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Данный урок является уроком повторения и закрепления пройденного материала,целью которого является правильное применения правописания гласных о и е в суффиксах чик-,щик- после шипящих, применен...
"Имя существительное. Обобщение изученного"
Это конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе...
обобщение изученного по теме имя существительное
обобщающий урок в 5 классе...
Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...
Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...
Урок-лабиринт."Имя существительное. Повторение и обобщение изученного". 6 класс
урок-лабиринт в 6 классе, с помощью которого Вы сможете интересно и познавательно закрепить тему Имя существительное в 6 классе...