Повторение по теме "Лексика и фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Последний урок русского языка в 6 классе по теме "Лексика и фразеология". Построен в форме заседания "Клуба знатоков русского языка". Содержит презентацию, составленную самим учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_leksika_i_frazeologiya.docx | 19.99 КБ |
презентация к конспекту урока | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МОУ»Ерышовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка
Повторение по теме
«Лексика и фразеология»
(1-ое заседание «Клуба знатоков русского языка», 6 кл.)
Учитель- Исаева Л.В.
2013-2014 уч. год
-1-
Тема: Повторение по теме «Лексика и фразеология».
Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе «Лексика и
фразеология».
2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,
мышление, внимание, речь).
3.Воспитывать любовь к родному языку.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».
Технология: на диалоговой и игровой основе.
Оборудование: презентация, жетоны с баллами
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. (одновременно показывается 1-ый слайд)
- Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и фразеология». Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка». Сегодня наше первое заседание. Капитаны, представьтесь и представьте свои команды!
III. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология»:
1.Блиц – турнир (2-ой слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).
- Что такое лексика?
-Как понять : лексическое значение слова?
-На какие группы делятся слова по своему значению? Охарактеризуйте их.
-Что такое синонимы?
-Что такое антонимы?
-Почему некоторые слова называются устаревшими?
-Что такое фразеологизмы?
-Какие слова называются заимствованными?
( подводятся итоги после каждого вида работы)
-2-
2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный
(3-ий слайд)
3.Работа с текстом.(4-ый слайд)
Странный в сент…бре лес. В нём рядом в…сна и ос…нь. Ж…лтый лист и з…леная тр…винка. Поблёкшие и зацв…тающие цв…ты. Тёпл… со(?) нце и х…лод… бел… радуга. Ув…дание и ра(с, з) цвет. Грус(?) но и радос(?) но одновр…менно.
- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1 команде), в последних трёх (2 команде).
-Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются?
4. Выборочная работа. (5-ый слайд) Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде), со значением «МНОГО» (2 команде):
с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.
-Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?
5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.
Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.
6. Конкурс капитанов.(7-ой слайд) Вспомнить, как появились фразеологизмы «ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ», «КРАСНАЯ СТРОКА».
7. «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам)
Древнее название русских войск (РАТЬ)
Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)
Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)
-3-
8.»Заморочки из бочки» (9-ый слайд)
- Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)
-он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
-его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС)
Какие здесь спрятаны фразеологизмы?
--его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК)
О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?
9. «Черный ящик». (10--ый слайд). Что в черном ящике?
-овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;
-сумка, футляр для стрел;
-детская игрушка в виде фигурки человека;
-мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;
-особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги;
-Из каких языков заимствованы эти слова?
IV. Подведение итогов .(11-ый слайд)
V. Дом. задание: готовиться к диктанту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЛИЦ - ТУРНИР
Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: красный, багряный, алый, фиолетовый, огненный
Странный в сент… бре лес. В нём рядом в…сна и ос… нь . Ж… лтый лист и з … лёная тр… винка . Поблёкшие и зацв …тающие цв …ты. Тёпл … со(?) нце и х… лодн … бел… радуга. Ув … дание и ра (с, з ) цвет. Грус (?) но и радос (?) но одновр … менно .
Выборочная работа. Задание: выписать фразеологизмы со значением «темно» (1 команде), со значением «много» (2 команде): с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край - Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?
Творческая работа. Задание: составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение: кудрявый, золотой, глубокий, блестящий
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Мозговой штурм :назвать одним устаревшим словом -древнее название русских войск -походная воинская палатка в Древней Руси -повозка с пулемётом времён гражданской войны
« Заморочки из бочки» -он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит -его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело -его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"
урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"...
Урок русского языка "Лекика и фразеология. Повторение." 7 класс
Методическая разработка урока с использованиев интерактивной доски....
"Брейн-ринг. Урок - игра на повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" (подготовка к ЕГЭ)"
Урок - игра предусматривает повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" и подготовку к ЕГЭ....
Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".
Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая цель: зак...
План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».
Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...
План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».
План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»»....