Повторение по теме "Лексика и фразеология"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Исаева Лиана Вахтанговна

Последний  урок русского языка в 6 классе по теме "Лексика и фразеология". Построен в форме заседания "Клуба знатоков русского языка". Содержит презентацию, составленную самим учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Филиал МОУ»Ерышовская  средняя общеобразовательная школа

               Ртищевского района Саратовской области» в с. Малиновка

                Повторение по теме

    «Лексика и фразеология»

 (1-ое заседание «Клуба знатоков русского языка», 6 кл.)

                                              Учитель- Исаева Л.В.

                                                 2013-2014 уч. год

           

                                                       -1-

  Тема:  Повторение по теме  «Лексика и фразеология».

  Цель: 1.Закрепить умения и навыки, полученные в разделе  «Лексика и    

                  фразеология».

              2.Развивать познавательные процессы (память, воображение,          

                 мышление,  внимание, речь).

              3.Воспитывать любовь к родному языку.

  Тип урока: обобщение пройденного материала.

   Вид урока: урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».

   Технология: на диалоговой и игровой основе.

  Оборудование:  презентация, жетоны с баллами

                                           Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. (одновременно показывается 1-ый слайд)

  - Ребята, сегодня мы будем повторять всё, что изучили в разделе «Лексика и фразеология». Урок не обычный, а урок-игра в форме заседания «Клуба знатоков русского языка».   Сегодня наше первое заседание.  Капитаны, представьтесь  и представьте свои команды!

III. Повторение и закрепление по теме «Лексика и фразеология»:

1.Блиц – турнир (2-ой слайд) (учитель обращается поочерёдно к каждой команде с вопросами).

- Что такое лексика?

-Как понять : лексическое значение слова?

-На какие группы делятся слова по своему  значению? Охарактеризуйте их.

-Что такое синонимы?

-Что  такое антонимы?

-Почему  некоторые слова называются устаревшими?

-Что такое фразеологизмы?

-Какие слова называются заимствованными?

  ( подводятся итоги после каждого вида работы)                                        

   

                                                   

                                                             -2-

 2.«Пятое лишнее!». Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:                                                        

         красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный

                                                 (3-ий слайд)

3.Работа с текстом.(4-ый  слайд)

     Странный в сент…бре  лес. В нём рядом  в…сна и ос…нь.  Ж…лтый лист и з…леная  тр…винка. Поблёкшие  и зацв…тающие цв…ты. Тёпл…   со(?) нце  и  х…лод…  бел… радуга.  Ув…дание  и  ра(с, з) цвет. Грус(?) но  и  радос(?) но  одновр…менно.

- Объяснить пропущенные орфограммы в первых четырёх предложениях (1  команде),  в последних трёх (2 команде).

-Красивый текст? За счёт каких слов создаётся такой правдивый пейзаж? Как они называются?

4. Выборочная работа. (5-ый слайд) Задание: выпишите фразеологизмы со значением «ТЕМНО» (1 команде),  со значением «МНОГО» (2 команде):

      с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край.

-Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?

5. Творческая работа.(6-ой слайд) Составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение.

Кудрявый, золотой, глубокий, блестящий.

6. Конкурс капитанов.(7-ой слайд) Вспомнить, как появились фразеологизмы  «ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ»,  «КРАСНАЯ СТРОКА».

7.   «Мозговой штурм».(8-ой слайд) Задание: назвать одним устаревшим словом (поочерёдно командам)                                                       

Древнее название русских войск (РАТЬ)

Походная воинская палатка в Древней Руси (ШАТЁР)

Повозка с пулемётом времён гражданской войны (ТАЧАНКА)

                                                           -3-

8.»Заморочки из бочки» (9-ый слайд)

 -  Фразеологизмы – очень благодатный материал для шуточных вопросов. Попробуем и мы в них разобраться. О чём речь? (поочерёдно командам)

-он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ВЕТЕР);

                             Какие здесь спрятаны  фразеологизмы?

-его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (НОС)

                            Какие здесь спрятаны  фразеологизмы?

--его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами (ЯЗЫК)

                      О каких устойчивых сочетаниях идёт речь?

9. «Черный ящик».  (10--ый слайд). Что в черном ящике?

-овощное растение с утолщённым подземным стеблем округлой или продолговатой формы, с широкими и удлинёнными сочными листьями;

-сумка, футляр для стрел;

-детская игрушка в виде фигурки человека;

-мебель для сидения в виде длинной доски на четырёх ножках;

-особый нагрудный знак отличия, которым награждают граждан государства за выдающиеся заслуги;

-Из каких языков заимствованы эти слова?

IV. Подведение итогов .(11-ый слайд)

V. Дом. задание: готовиться к диктанту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(заседание « Клуба знатоков русского языка» ) Повторение по теме «Лексика и фразеология»

Слайд 2

БЛИЦ - ТУРНИР

Слайд 3

Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: красный, багряный, алый, фиолетовый, огненный

Слайд 4

Странный в сент… бре лес. В нём рядом в…сна и ос… нь . Ж… лтый лист и з … лёная тр… винка . Поблёкшие и зацв …тающие цв …ты. Тёпл … со(?) нце и х… лодн … бел… радуга. Ув … дание и ра (с, з ) цвет. Грус (?) но и радос (?) но одновр … менно .

Слайд 5

Выборочная работа. Задание: выписать фразеологизмы со значением «темно» (1 команде), со значением «много» (2 команде): с три короба, хоть глаз выколи, дать нагоняй, хоть пруд пруди, ни зги не видно, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, непочатый край - Какой фразеологизм вы не использовали? Почему?

Слайд 6

Творческая работа. Задание: составить словосочетания, в которых данные слова имели бы (1 команде) переносное значение и (2 команде) прямое значение: кудрявый, золотой, глубокий, блестящий

Слайд 7

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Слайд 8

Мозговой штурм :назвать одним устаревшим словом -древнее название русских войск -походная воинская палатка в Древней Руси -повозка с пулемётом времён гражданской войны

Слайд 9

« Заморочки из бочки» -он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит -его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело -его рискуешь проглотить, за него тянут, на нём что-то вертится, его держат за зубами

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)

Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....

урок-презентация по теме "Повторение лексики и фразеологии"

урок-презентация по теме "Повторение лексики и  фразеологии"...

Урок русского языка "Лекика и фразеология. Повторение." 7 класс

Методическая разработка урока с использованиев интерактивной доски....

"Брейн-ринг. Урок - игра на повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" (подготовка к ЕГЭ)"

Урок - игра предусматривает повторение тем: "Имя существительное", "Фразеология" и подготовку к ЕГЭ....

Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая  цель: зак...

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...