Урок русского языка "Лекика и фразеология. Повторение." 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Методическая разработка урока с использованиев интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.71 КБ |
leksika_i_frazeologiya.notebook | 561.68 КБ |
prilozhenie_1._sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.docx | 15.59 КБ |
prilozhenie_2.docx | 14.85 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.52 КБ |
prilozhenie_4.rabota_s_tekstomdocx.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение материала по теме « Лексика и фразеология»
(урок русского языка в 7-м классе)
Цели урока:
Образовательные:
- повторение и обобщение основных знаний по лексике и фразеологии
- совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
Развивающие:
- продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
- развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
- формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ИД SMART BOARD, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обуч-ся | Оборудование |
Оргмомент. Цели и задачи урока. | Добрый день. Тема нашего урока «Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-6 классах по теме «лексика и фразеология»”. Слайд 1. Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. слайд 2. Тип урока (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) предполагает оценивание знаний всех обучающихся класса. У вас на столе лежит лист оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете ставить оценки или баллы. После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку. | Запись темы урока Заполнить лист оценивания. | Слайд №1.тема урока Знать:основополагающие понятия по данной теме, художественные средства языка (лексические – тропы). Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка ,решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени. Уметь свободно употреблять лексические и фразеологические единицы в речи. |
2. Повторение и углубление ранее изученного материала | Главное понятие в разделе «Лексика» - это слово, которое непосредственно связано с разделом русского языка «Орфография». Выполним небольшую орфографическую разминку. Игра « Мягкий или твердый знак?».. | Работа с основной единицей лексики - словом: повторение написания разделительных Ъ и Ь. Читают высказывание. Эпиграф к уроку. Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин). Раскрывают смысл высказывания. | Слайд 2. Распределение слов по группам. |
Повторение теоретических знаний. | Слова в русском языке в зависимости от назначения, сферы употребления, значения делятся на различные виды. Вспомним с вами, с какими терминами мы знакомились в разделе «Лексика». При изучении лексики в 6 классе мы узнали такое понятие как «фразеологизм».Сейчас вы мне скажете определение фразеологизм и попытаетесь найти его среди словосочетаний. | Самооценка. Заполнить лист оценивания. Графа «Теория» | Слайд 3 Задание на соответствие. Слайд 4 |
Практическое закрепление знаний. | 1. Составим с найденным фразеологизмом предложение и разберем его синтаксически. 2. Проверим как умело вы используете фразеологизмы в речи, а следовательно, насколько хорошо вы их знаете. | Синтаксический разбор предложения у доски. Работа в тетради. Проверка у ИД | Слайд 5 Продолжи фразеологизм. |
Углубление знаний . | 1. Выразительность речи достигается разными способами и средствами: - Какие средства художественной выразительности вам известны? - Как называются лексические средства выразительности? Какие тропы вы знаете? | Работа с памятками ( с тропами, выделенными красным цветом) | Приложение 1. Памятки на каждом столе. |
2. Попробуем проверить свои знания практически. Поищем лексические средства выразительности | Работа с Приложением 2 Заполнить лист оценивания. Графа «Теория». | Приложение 2. Карточки с заданиями. | |
Закрепление знаний Работа в парах | Предлагаю выполнить практическое задание: Какие средства худож. выразительности используются в предложениях? | Выполнение практических заданий: 1. Какие средства художественной. выразительности используются в предложениях? Проверка В лист оценивания ставим количество правильных ответов | Приложение 3. Карточки с заданиями. |
Итог урока. Решение проблемного вопроса. | По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.) Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева: Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”. Проблемный вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи? | Ответы обучающихся. Обратить внимание на то, что художественные средства языка присущи художественному стилю речи. Употребление их в научном или официально-деловом стиле не допускается | |
Рефлексия | Потрудились, дорогие мои, мы на славу. Попробуем выразить свое отношение к происходящему на уроке с помощью сиквейна | Создание сиквейна | Выполнение творческого задания, озвучивание, запись лучшего на ИД. Слайды 6-7 |
Домашнее задание. | Контрольное задание с оцениванием в журнал: работа с текстом по вариантам. | Приложение 3 | |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 р. п. Юрты
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Валекжанина Елена Филимоновна.
р. п. Юрты, 2013год
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Средства художественной выразительности.
Тропы (лексические средства) | Фигуры речи (синтаксические средства) |
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. | Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. |
Эпитет. | Антитеза. |
Сравнение. | Инверсия. |
Метафора. | Градация. |
Олицетворение. | Анафора. |
Гипербола. | Эпифора. |
Литота. | Оксюморон. |
Перифраза. | Синтаксический параллелизм. |
Метонимия. | Парцелляция. |
Синекдоха. | Лексический повтор. |
Ирония. | Эллипсис. |
| Бессоюзие. Многосоюзие. |
| Риторические фигуры: |
| Обращение. |
| Восклицание. |
| Вопрос. |
| Умолчание. |
Приложение 1. Средства художественной выразительности.
Тропы (лексические средства) | Фигуры речи (синтаксические средства) |
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. | Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста. |
Эпитет. | Антитеза. |
Сравнение. | Инверсия. |
Метафора. | Градация. |
Олицетворение. | Анафора. |
Гипербола. | Эпифора. |
Литота. | Оксюморон. |
Перифраза. | Синтаксический параллелизм. |
Метонимия. | Парцелляция. |
Синекдоха. | Лексический повтор. |
Ирония. | Эллипсис. |
| Бессоюзие. Многосоюзие. |
| Риторические фигуры: |
| Обращение. |
| Восклицание. |
| Вопрос. |
| Умолчание. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2. Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях? Обведите кружочком правильный ответ.
1. Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
- эпитет
- метафора
- олицетворение
- оксюморон
2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.(А. Пушкин)
- эпитет
- метафора
- сравнение
- оксюморон
3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
- эпитет
- метафора
- олицетворение
- литота
4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)
- эпитет
- метафора
- гипербола
- литота
5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)
- Ирония;
- Литота;
- Метафора;
- Метонимия.
6. “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
- Гипербола;
- Градация;
- Риторическое восклицание;
- Сравнение.
7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
- Антитеза;
- Многосоюзие;
- Перифраза;
- Метафора.
8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
- Метафора;
- Олицетворение;
- Сравнение;
- Градация.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
Задание 1.
А. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною.
Б. Мело, мело по всей земле// Во все пределы…
В. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.
Г. Оставь свой край, глухой и грешный, // Оставь Россию навсегда.
Д. Весенний и тлетворный дух.
1) оксюморон; 2) гипербола; 3) парцелляция; 4) сравнение; 5) анафора.
Задание 2.
А. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет…
Б. Уж вечер… Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает.
В. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком.
Г. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
Д. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой.
1) антитеза; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) синекдоха; 5) перифраза.
Задание 3.
А. Не то на серебре – на золоте едал.
Б. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
В. И невозможное возможно, дорога долгая легка.
Г. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились,
горели, сияли огромные голубые глаза.
Д. О Русь, покойный уголок,//Тебя люблю, тебе и верую.
1)градация; 2) литота; 3)метонимия; 4) оксюморон; 5) перифраза
Задание 4.
А. Рассвет рукой прохлады росной // Сшибает яблоки зари.
Б. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
В. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
Г. Нужны мне разом //Юг и север,// Восток и запад,// Лес и степь…
Д. И только сбруя золотая
Всю ночь видна… Всю ночь слышна.
1)антитеза; 2)парцелляция; 3)синекдоха; 4)метафора; 5)перифраза
Задание 5
А. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
Б. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А. .Ахматова)
В. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.(А.Пушкин)
Г. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
Д. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. Блок)
1) гипербола; 2) антитеза; 3) метафора; 4) метонимия; 5) оксюморон.
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 |
Приложение 3. Ответы.
Номер задания | Варианты ответов | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 1 |
2 | 5 | 2 | 1 | 4 | 3 |
3 | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 |
4 | 4 | 3 | 5 | 1 | 2 |
5 | 5 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Предварительный просмотр:
Приложение 4. Работа с текстом.
- По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. (2) Но иногда бывает, что дом и хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. (3) На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. (4) Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели. (5)Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело.(6) Ведь сам Пушкин и его друзья, бывшие у него в деревне, так скупы на рассказы об этом доме! (7) И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось жить теперь самому в Михайловском. (8) Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, которой был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад…
(По С. Гейченко)
Укажите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 3, 4, 8 (цифры пишите в порядке возрастания).
- инверсия
- эпитет
- аллегория
- метафора
- градация.
Ответ: ________________.
Приложение 4. Работа с текстом.
- По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. (2) Но иногда бывает, что дом и хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. (3) На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. (4) Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели. (5)Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело.(6) Ведь сам Пушкин и его друзья, бывшие у него в деревне, так скупы на рассказы об этом доме! (7) И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось жить теперь самому в Михайловском. (8) Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, которой был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад…
(По С. Гейченко)
Укажите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 3,4,8 (цифры пишите в порядке возрастания).
- инверсия
- эпитет
- аллегория
- метафора
- градация.
Ответ: ________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Лексика.Фразеология"
Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....
урок русского языка по теме "Повторение о разделах русского языка. Обобщение и систематизация знаний по теме "Лексика.Фразеология.Орфография"
Урок готовит к итоговой аттестации....
Тест по русскому языку "Лексика. Фразеология" (6 класс)
Тестовый контроль по теме "Лексика. Фразеология" в 6 классе....
Конспект урока-проекта по русскому языку «Интересная фразеология» 6 класс
Тип проекта: информационно-исследовательскийКатегория учащихся: учащиеся 6-го классаПредметная область: русский язык Основополагающие вопросы:1)Что такое фразеология?2) Каковы источники фра...
Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".
Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая цель: зак...
План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».
Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...
КВН по русскому языку "Занимательная фразеология" 6 класс
КВН "Занимательная фразеология" целесообразно проводить в 6 классе в качестве внеклассного мероприятия после изучения раздела "Лексика. Фразеология" (учебный предмет "Русский ...