Правописание норечий с приставками ИЗ, ДО, С - В, НА, ЗА
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
конспект урока в 7 классе, с применением регионального компонента
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за- ( с применением регионального компонента)
ЦЕЛИ: 1. Повторить основные правила правописания наречий ( слитное и раздельное написание наречий с НЕ, дефисное написание наречий, правописание суффиксов - о и –а в наречиях с приставками из-, до-, с-);
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
3. Воспитывать интерес к творчеству С.С. Ларионова, уроженца Зубово- Полянского района (в качестве дидактического материала использованы примеры из рассказа « Ёлка деда Архипа»).
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, подготовленные слайды, портрет
С.С. Ларионова, запись на доске.
Ход урока
- Организационная часть
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите число. Мы продолжаем работу с наречием. Сегодня нас ждут новые сведения об этой части речи. Но в начале урока мы проверим ваши знания по уже пройденному материалу. И начнём с привычной для вас разминки.
(число, кл. работа и тема написаны на обыкновенной доске)
- Проверка домашнего задания
(Блокнот лист №1)
Разминка
(Блокнот- лист №2)
- Цифровой диктант
- НЕ слитно
- НЕ раздельно
Невысоко; не далеко, а близко; неистово; невесело; нетрудно; неискренне; совсем не высоко; нелегко; нестерпимо.
(Блокнот- лист №3)
Код: 1, 2, 1, 1, 1, 1, 2, 1, 1
- Распределительный диктант
(Блокнот - лист - №3)
Тополь вырос выше клёна. Сегодня ветер тише, чем вчера. Звуки слышались громче. Его голос громче. Сегодня вечер дует тише. Тополь выше клёна.
- А теперь непосредственно переходим к проверке вашего домашнего задания. Проверим результаты вашей исследовательской работы.
- Исследовательская работа
(определить из какого произведения взят отрывок, кто автор, что мы знаем об этом писателе, выписать из текста наречия, указав их способ образования)
( Блокнот - лист №4)
С той поры Архип Дрогин круто изменился нравом, посуровел, стал нелюдим. Лишь с учениками покойного сына был по- прежнему ласков и щедро оделял их яблоками из школьного сада.
Однажды сентябрьским безлунным вечером в дрогинскую избу без стука поспешно вошёл директор школы. Несмотря на тёплую погоду, он был в зимнем кожаном пальто, меховой шапке.
(Блокнот- лист № 5)
Сергей Степанович Ларионов родился 6 октября 1908 года в селе Анаево Зубово-Полянского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Окончил Мордовский педтехникум в Саранске, Мордовский учительский институт. Хрестоматийным стал рассказ «Елка деда Архипа» (1955), впоследствии включенный в сборник лучших рассказов писателей нашей страны о Великой Отечественной войне «Ради жизни на земле». Главный герой произведения Архип Дрогин мужествен, проявляет упорство в достижении цели, а когда необходимо - и подлинно народную смекалку.
(Записи делаются учащимися на обычной доске)
Круто - крутой + о
По- прежнему – прежний + по + ему
Щедро – щедрый + о
Однажды – один + а + джы
Поспешно – поспешный + о
Как мы видим из сделанной нами записи, не все наречия заканчиваются на О или Е. И наша задача сегодня познакомиться с другой большой группой наречий.
- Основная часть
- Объяснение нового материала
А) Слово учителя
Существует большая группа наречий, оканчивающихся на А. И это, конечно, безобразие, так как выучить их все невозможно. Не все так мрачно! Спасение есть! И спасение – в правиле, а правило заключается в волшебных словах НАВЗАО и ДОСИЗА.
( Блокнот- лист № 6)
Вы догадались, что это за слова? Тогда в этом вам поможет небольшой рассказ .
Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!
Витины друзья-шестиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.
- Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных" слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?
- Да, придумано неплохо, - говорит Вера, - да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например: налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?
-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, - согласился Витя.
А как же быть с такими наречиями, как вполголоса, втридорога?–вмешался Олег.- Приставка в этих наречиях В- , а на конце –то вовсе не О пишется. Или вот еще наречия: сверху, издали – приставки здесь С- и Из-, а на конце буквы А нет.
А как бы вы объяснили это противоречие? Посмотрите на таблицу, сделайте вывод.
(Блокнот- лист № 7)
Слово, от которого образовано наречие | наречие | приставка | корень | суффикс |
темный | дотемна | до | -темн- | а |
новый | снова | с | -нов- | а |
светлый | засветло | за | -светл- | о |
В + ( им. сущ. п.п.) тайна | втайне | в | -тайн- | е |
В + ( им. сущ. в В.п.) вечер | ввечеру | в | -вечер- | у |
Не могу удержаться, подскажу обязательно. Здесь есть тонкость. Ведь способы запоминания, предложенные Витей и Верой, пригодны только для наречий, образованных от прилагательных с предлогами до-, с-, из-, на-, в-, за-. Наречия же, образованные от существительных, не подходят под данное правило.
В наречиях, которые произошли от косвенных падежей имен существительных или прилагательных, сохраняются окончания этих падежей: втайне, вначале, впустую.
Поэтому на конце наречий, которые произошли от родительного падежа единственного числа среднего рода кратких прилагательных с предлогами с, из, до, пишется а, а на конце наречий, которые произошли от винительного падежа единственного числа среднего рода с предлогами в, на, за пишется О: справа, издавна, досуха, сначала, докрасна, слева, вправо, налево, заново.
Вывод:
происхождение наречий влияет на правописание их суффиксов.
Б) Чтение &118 теории
В) Знакомство с орфограммой по учебнику практики. С 206.
( орфограммы даны в блокнот- листе № 8)
2. Закрепление нового материала.
А) Замена словосочетаний наречиями с О или А на конце.
Творческий диктант
Идти в правую сторону (вправо); беседовать без стеснения (запросто); раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго); переписать окончательно ( начисто).
Б) Работа по учебнику практики
- Упражнение 564
Записать способы образования наречий, данных в упражнении по образцу:
Справа→ с + правый + а; ( у доски 1 человек)
Остальные на месте составляют словосочетания с данными наречиями.
- Упражнение 566 (Творческая работа: Комплекс упражнений к разминке)
В) Учебная разминка по тем предложениям, которые составили дети.
Г) Исследовательская работа с текстом упражнения 567
(определите наречия в тексте, выпишите с главными словами, укажите устно, что обозначает наречие, его разряд)
Живём недалеко (признак действия; места)
Найти легко (признак действия; образа действия)
Легко совсем (признак признака; степени)
Пойдёте направо (признак действия; места)
Пойдёте сперва (признак действия; времени)
Повернёте налево (признак действия; места)
Будет прямо (признак действия; места)
- Заключительная часть
- Итог урока. Выставление оценок.
Решение кроссворда
1. | н | а | д | о | л | г | о |
2. | д | о | с | ы | т | а | |
3. | н | а | б | е | л | о | |
4. | и | з | д | а | в | н | а |
5. | с | г | о | р | я | ч | а |
6. | н | а | с | к | о | р | о |
7. | н | а | г | л | у | х | о |
1. На продолжительное время, на значительный срок.
- До полного насыщения, вдоволь.
- Начисто, окончательно.
4. С давних пор.
5. В порыве сильного чувства, погорячившись и не подумав.
6. То же, что наспех.
7. Плотно, не оставив отверстий.
Слова для справок: сгоряча, издавна, надолго, наскоро, наглухо, досыта, набело
- Если взять седьмую букву из первого слова; О
- Пятую букву из второго слова; Т
- Пятую букву третьего слова; Л
- Первую букву четвёртого слова; И
- Шестую букву пятого слова; Ч
- Первую букву шестого слова; Н
- Седьмую букву седьмого слова; О
P. S. Я долго размышляла над тем, как же выглядит наречие? В отличие от числительного, оно не умеет считать, не любит никакого порядка, то есть всё делает беспорядочно. Да и делает –то не оно само, а заставляет метаться глагол. То велит посмотреть направо, то налево, то вниз, то вверх, то действовать кое-как. Вроде и не очень подвижное, оно везде успевает за глаголом, торопясь вывести его на чистую воду. И как поляна свойств и качеств для древа познания (прилагательное для существительного), так и наречие для глагола служит своеобразным увеличительным стеклом, поясняющим всем сущность действия, рассказывающим о его подробностях.
А еще оно позволяет мне сказать тебе, что ты сегодня работал
Удивительно!
Великолепно!
Грандиозно!
Незабываемо!
Несравненно!
Потрясающе!
Неподражаемо?!
- Домашнее задание
&118. Упражнение 565, 567 (2 часть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
Настоящий материал представляет собой урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание нареочий из-, до-, в-, на-, за-"с использованием копьютерной технологии.Цель урока: Закрепить навыки п...
презентация по теме "Правописание предлога и приставки".
презентация к уроку письма и развития речи...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Дистанционный урок
Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Дистанционный урок...
Русский язык. Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум
Повторительно-обобщающий урок. Урок-практикум. Урок расчитан на активно работающий класс....
Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...