УРОК - ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ. ЗНАЧЕНИЕ НЕ и НИ.
Единая лексическая тема ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-тренинг в 10 классе. | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК - ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ
ТЕМА. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ. ЗНАЧЕНИЕ НЕ и НИ.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
ЗАДАЧА: применение на практике теоретического материала;
закрепление навыков правильного выбора НЕ, НИ.
ЦЕЛЬ: формировать учебно- интеллектуальные умения:
-анализировать и сравнивать правописание НЕ, НИ;
- систематизировать изученный ранее материал;
формировать учебно- познавательные умения:
-составлять устные тексты, план ответа к теоретическому
материалу.
формировать поисково- информационные умения:
- работать со словарями.
формировать навыки уважительного отношения к
высказыванию других.
ВИДЫ РАБОТЫ: 1.Составление алгоритма.
2.Устная речь (памятки к изложению в научном стиле
лингвистического материала)
3.Работа с текстами.
4.Упражнения.
ТИПЫ ТРЕНИНГОВ. 1.Аналитические умения.
2.Логические связи и самостоятельные высказывания на
основе наблюдения над языковым материалом.
3.Орфографические и пунктуационные навыки.
4.Использование алгоритма.
1.ЛЕКСИКО- ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia- терпение)- терпимость,
снисходительность к кому- нибудь или чему- нибудь.
\Словарь иностранных слов и выражений. Трус Н.В., Шубина Т.Г. Минск. Современный литератор, 1999.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению.
\Большая Российская энциклопедия.\
2.РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ.
1)Не спорьте с тем кому важнее поспорить а (н...) разобраться.
2)Плохих людей нет. Есть люди на которых у вас (н...) хватило душевной мощности.
3)Научитесь сначала себе самому
(Н..) прощать (н..) единой промашки
А уж после кричите врагу своему
Что он враг и грехи его тяжки.
(Н..) в другом, а в себе побеждайте врага
А когда преуспеете в этом
(Н..) придётся уж больше валять дурака
Вот и станете вы человеком.
(Булат Окуджава)
ЗАДАНИЕ.
1.Прочитайте . Согласны ли вы? Обоснуйте.
2.Объясните написание НЕ, НИ в примерах.
В каком случае частица служит для отрицания, а в каком усиливает отрицание?
Сравните значение НЕ и НИ в поэтическом тексте.
3.Спишите, выделив графически пропущенные орфограммы, расставьте
знаки препинания.
4.Вспомните значение отрицательных частиц НЕ, НИ.
Составьте образец рассуждения, как надо различать частицы НЕ и НИ.
3.РАБОТА С ТЕКСТОМ.
1) Тот кто совсем (н..) знает что такое дух и (н..) умеет любить его тот (н..) имеет и п...триотизма. 2)Но тот кто чует духовное и любит его тот знает его (сверх)национальную общечеловеческую сущность. 3)Он знает что великое русское- велико для всех народов и что г..ниальное греческое г..ниально для всех веков и что г...роическое у сербов- заслуживает пр..клонение со стороны всех национальностей и то что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов,- глубоко и мудро перед лицом всего ч..ловечества. 4)Но именно (по)этому настоящий п..триотизм (н..) способен (н..)навидеть и пр..зирать другие народы потому что он видит их духовную силу и их духовные д..стижения. 5) Истинный п..триот любит в своём народе то что должны любить и будут любить когда узнают и все другие народы правда он любит у своего народа то что другие народы (н..) полюбят однако и он вовсе (н..) пр..зван любить у других народов всё но лишь то что составляет истинный источник их величия и славы.
(И.А. Ильин «О национализме»)
ЗАДАНИЕ.
1.Определите тему, основные мысли текста. Как вы относитесь к позиции автора?
2.К какому стилю относится данный текст? Докажите, используя признаки данного стиля.
3.Чтобы подготовить комментарий к тексту, обратитесь к словарям, справочникам. Сделайте записи лексического значения каждого слова.
Дух-
Духовность-
Духовное-
Патриот-
Национальность-
Чужой-
4.Выпишите словосочетания со словами «духовный», «народ», «патриот».
5.Подберите синонимы к глаголу любить.
6.Какие антонимы используются в тексте? Какова их роль?
7.Составьте схему одного из сложных предложений.
8.Произведите пунктуационный анализ данного предложения. Объясните знаки препинания.
9.Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание НЕ и НИ?
10.Подготовьтесь к выразительному чтению и сжатому пересказу.
5.ОБОБЩЕНИЕ.
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1.Прописать несколько вариантов темы (узкое, широкое), идею, сформулировать проблематику, изложенную в тексте.
2.Расширить границы задания №8.
Синтаксический разбор предложений №2, №5.
3.Расширить словарное поле новыми понятиями, используя текст, словари, углубляющими представление о толерантности.
4.Выписать из текста слова с пропущенными орфограммами и обосновать.
5.Выскажите свою точку зрения, используя сочетания с НЕ и НИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс
Размышления о возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...
Открытый урок по предмету "Русский язык". 7 класс.
Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". На основе краеведческого материала - Летний сад-самый известный сад Санкт- Петербурга. Можно использовать для обучения детей-инофонов. Презентация "Лет...
Презентация к уроку "Международное значение русского языка" (8 класс)
Презентация может быть использована на первом уроке русского языка в 8 классе....
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"
Открытый урок по "Родному русскому языку" 6 класс тума "Исконно русские и заимствованные слова"...