рабочая прорамма по русскому языку для 8 класса (углубление)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Программа разработана на основании авторской программы В.В.Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_po_russkomu_yazyku_8_klass_uglublenie.docx | 92.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель межшкольного методического объединения учителей русского языка и литературы _______________ Н.А.Томилина Протокол №_____ от «_____» _________________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» ___________________ Н.И.Ткаченко «_____» _________________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» ______________ Л.А.Прядченко Приказ №_____ от «____» _________________ 2013 г. |
Рабочая программа
Натальи Григорьевны Новиковой
(высшая квалификационная категория)
по учебному курсу «Русский язык»
8 «Б» класс
Углубленный уровень
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
- Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
- На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
- Авторской программы В.В.Бабайцевой («Программа по русскому языку. 5-9 классы»,- М.: «Дрофа», 2008г.)
- Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
- Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013-14 учебный год
- С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании русского языка в 2013 – 2014 учебном году».
Цель программы: обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи:
- изучение системы русского языка и функционирования её в речи;
- развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
- развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
- патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Учебно-методический комплекс:
Учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (М.: «Дрофа», 2009). Автор В.В. Бабайцева.
Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. (М.: «Дрофа», 2012). Авторы-составители: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.
Рабочая программа рассчитана на 175 учебных часов в год.
Количество часов в неделю – 5
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего | |
Диктант | 1 | 1 | 2 | ||
Тестирование | 1 | 1 | 2 | ||
Изложение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь: речевая деятельность:
аудирование:
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
• рецензировать устный ответ учащегося;
• задавать вопросы по прослушанному тексту;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
• при необходимости переходить на изучающее чтение;
• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
• вести репортаж о школьной жизни;
• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
• составлять инструкции по применению того или иного правила;
• принимать участие в диалогах различных видов;
• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
• пересказывать фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
• распознавать части речи и их формы;
• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
• правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
• правильно строить предложения с обособленными членами;
• проводить интонационный анализ простого предложения;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
- произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;
- правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить грамматическую основу предложения;
- различать основные типы сказуемого;
- различать виды второстепенных членов предложения;
- определять многозначные члены предложения;
- использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить предложения с однородными членами и обособленными членами;
- изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;
- правильно интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные планы.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и тем | Вид контроля, самостоятельной работы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Подготовка к ЕГЭ | Примечания |
Вводный урок. Богатство русского языка | 1 | 01.09 | ||||
Повторение. Разделы науки о языке | 1 | 02.09 | А2,А3, А4 | |||
Урок – практикум. Комплексный анализ текста. | КАТ | 1 | 03.09 | |||
Урок – практикум. Комплексный анализ текста. | КАТ | 1 | 04.09 | Задания части С | ||
Урок – практикум. Комплексный анализ текста. | КАТ | 1 | 05.09 | Задания типа В | ||
Урок – практикум. Комплексный анализ текста. | КАТ | 1 | 09.09 | Задания типа А | ||
Повторение морфологии и орфографии. | Тестирование | 1 | 10.09 | Задания типа В3, В4 | ||
Трудные случаи различения слов разных частей речи | Тестирование | 1 | 11.09 | |||
Повторение морфемики и орфографии. | Тестирование | 1 | 12.09 | |||
Трудные случаи определения морфемного состава слова | 1 | 13.09 | ||||
Вводный контроль. Контрольный диктант (№1) по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» (входной контроль) | Диктант | 1 | 16.09 | |||
Анализ контрольного диктанта | 1 | 17.09 | ||||
Р/р. Уметь говорить и слушать | Текущий контроль | 1 | 18.09 | Задания части С | ||
Р/р. Пишут всегда для кого-то | Текущий контроль | 1 | 19.09 | Задания части С | ||
Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Текущий контроль | 1 | 20.09 | |||
Виды связи между словами и предложениями. | Текущий контроль | 1 | 23.09 | |||
Способы подчинительной связи. Согласование. Управление. | Текущий контроль | 1 | 24.09 | |||
Способы подчинительной связи. Примыкание. | Текущий контроль | 1 | 25.09 | |||
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Порядок синтаксического разбора словосочетания. | Текущий контроль | 1 | 26.09 | Задания типа А28, 29 | ||
Схемы словосочетаний | 1 | 27.09 | В3, В4 | |||
Основные виды словосочетаний. | Тестирование | 1 | 30.09 | Задания типа А21 | ||
Классификация подчинительных словосочетаний по характеру главного слова | Тестирование | 1 | 01.10 | А21 | ||
Вычленение словосочетания из предложения | Текущий контроль | 1 | 02.10 | Задания типа В6, А22, А25 | ||
Синтаксические связи в словосочетании. Орфографическая работа. | Текущий контроль | 1 | 03.10 | Задания типа А25, В6 | ||
Повторение. Орфографическая работа. | Текущий контроль | 1 | 04.10 | Задания типа А25, В6 | ||
Цельные словосочетания. | 1 | 07.10 | ||||
Цельные словосочетания. Трудные случаи определения их синтаксической роли в предложении | Текущий контроль | 1 | 08.10 | |||
Р/р. Подготовка к написанию сочинения на тему "Земля – наш общий дом" | Сочинение | 1 | 09.10 | Задания части С | ||
Р/р. Написание сочинения на тему "Земля – наш общий дом" | Сочинение | 1 | 10.10 | |||
Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. | Тестирование | 1 | 11.10 | Задания типа А22, А25, В6 | ||
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Тестирование | 1 | 14.10 | Задания типа В6, А25 | ||
Р/р. Виды предложений по эмоциональной окраске. | Текущий контроль | 1 | 15.10 | Задания типа В6, А25 | ||
Р/р. Подготовка к контрольному изложению (№1) на лингвистическую тему | Изложение | 1 | 16.10 | Задания типа В6, А25 | ||
Р/р. Контрольное изложение (№1) на лингвистическую тему | Изложение | 1 | 17.10 | |||
Простое предложение Порядок синтаксического разбора простого предложения. | Текущий контроль | 1 | 18.10 | Задания типа В6, А25 | ||
Основные типы простого предложения. | Текущий контроль | 1 | 21.10 | Задания типа В6, А25, А22 | ||
Смысловой центр предложения. | Текущий контроль | 1 | 22.10 | В7, В8, А27, А28 | ||
Р/р. Порядок слов в предложении. | Текущий контроль | 1 | 23.10 | Задания типа А24, А25, В6 | ||
Р/р. Порядок предложений в тексте. | Текущий контроль | 1 | 24.10 | Задания типа А24, А25, В6 | ||
Логическое ударение. | 1 | 25.10 | ||||
Р/р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на нравственную тему "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?" | Сочинение | 1 | 28.10 | Задания типа А24, А25, В6 | ||
Р/р. Написание контрольного сочинения-рассуждения на нравственную тему "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?" | Сочинение | 1 | 29.10 | Задания типа А24, А25, В6 | ||
Главные члены предложения Понятие о главных членах предложения | Тестирование | 1 | 30.10 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | ||
Подлежащее. Способы его выражения | Текущий контроль | 1 | ||||
Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое. | Текущий контроль | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
Составное глагольное сказуемое. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Составное именное сказуемое Согласование именного сказуемого с подлежащим | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению (№1)по теме "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке" (А.Франс). | Сочинение | 1 | ||||
Р/р. Написание сочинения-рассуждения (№1)на тему "Словарь – это вселенная в алфавитном порядке" (А.Франс). | Сочинение | 1 | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Тестирование | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Повторение по теме «Словосочетание и предложение». | Текущий контроль | 1 | ||||
Обучающий диктант с взаимопроверкой и анализом | Диктант | 1 | С. з. 96, 104. | |||
Анализ диктанта | Текущий контроль | 1 | ||||
Анализ текста стихотворения М.И. Цветаевой – з.124 | КАТ | 1 | ||||
Второстепенные члены предложения Второстепенные члены предложения. | 1 | Задания типа В7, В8, | ||||
Определение. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Определение. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Приложение. | 1 | А24, А25, В6 | ||||
Дополнение. | Текущий контроль | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
Дополнение. | Текущий контроль | 1 | ||||
Основные виды обстоятельств. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Основные виды обстоятельств. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Синтаксические функции инфинитива. | Тестирование | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Р/р. Сравнительный оборот | Текущий контроль | 1 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | |||
Члены предложения с двойным значением (синкретичные). | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Повторение по теме «Второстепенные члены предложения» | Текущий контроль | 1 | А23, А25, В6 | |||
Р/р. Подготовка к написанию контрольного сочинения (№2) на нравственную тему | Сочинение | 1 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | |||
Р/р. Написание контрольного сочинения (№2) на нравственную тему | Сочинение | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Определенно-личные предложения. | Текущий контроль | 1 | ||||
Обобщенно-личные предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Неопределенно-личные предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Неопределенно-личные предложения. | Текущий контроль | 1 | А23, А25, В6 | |||
Повторение и обобщение по теме « Обобщенно-личные и неопределенно-личные предложения». | Текущий контроль | 1 | Задания типа А23, А25, В6 | |||
Р/р. Подготовка к контрольному изложению (№2) по тексту С.Залыгина | Изложение | 1 | Задания типа А1 | |||
Р/р. Контрольное изложение (№2) по тексту С.Залыгина | Изложение | 1 | Задания типа А2,А7,В8 | |||
Безличные предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | |||
Сопоставление односоставных личных и безличных предложений. | Текущий контроль | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные глагольные предложения» | Текущий контроль | 1 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | |||
Назывные предложения. Инфинитивные предложения | Тестирование | 1 | ||||
Трудные случаи анализа назывных предложений. | Текущий контроль | 1 | ||||
Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Текущий контроль | 1 | ||||
Промежуточный контроль. Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения» | Тестирование | 1 | ||||
Анализ контрольного тестирования | Текущий контроль | 1 | ||||
Полные и неполные предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания В1,В8 | |||
Неполные предложения в речи. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А3, В2 | |||
Строение и значение неполных предложений | Текущий контроль | 1 | ||||
Р /р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту В.А.Сухомлинского | Сочинение | 1 | ||||
Р /р. Написание сочинения-рассуждения по тексту В.А.Сухомлинского | Сочинение | 1 | ||||
Осложненные предложения. Однородные члены предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В3, В4 | |||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Текущий контроль | 1 | В4, В5, А20 | |||
Роль однородных членов предложения в художественном тексте. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А21 | |||
Однородные и неоднородные определения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А21 | |||
Повторение по теме «Осложненные предложения». | Тестирование | 1 | В6, А22, А25 | |||
Р /р. Подготовка к сжатому изложению по тексту Б.Богданова | Изложение | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Р/р. Сжатое изложение по тексту Б.Богданова | Изложение | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Обособленные члены предложения Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи | Текущий контроль | 1 | Задания части С | |||
Общие условия обособления определений. | Текущий контроль | 1 | А22, А25, В6 | |||
Обособление согласованных определений. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Обособление несогласованных определений. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Обособление несогласованных определений. | Тестирование | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Обособление приложений. | Текущий контроль | 1 | ||||
Обособление приложений. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Обобщение по теме «Обособление определений и приложений §191-194 | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25, А22 | |||
Р/р. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения (№3) на лингвистическую тему (з.260, 262). | Сочинение | 1 | Задания типа В7, В8, А27, А28 | |||
Р/р. Написание контрольного сочинения-рассуждения (№3) на лингвистическую тему (з.260, 262). | Сочинение | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Диктант с грамматическим заданием и его анализ. | Диктант | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Обособление дополнений. | Диктант | 1 | ||||
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий §196 | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий §196 | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А21 | |||
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами §197 | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А22, А25 | |||
Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | Тестирование | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Проверочная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Зачет | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Обособление уточняющих членов предложения. | Диктант | 1 | Задания части С | |||
Обособление уточняющих членов предложения. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А22, А25, В6 | |||
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление» | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление» | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Диктант с грамматическим заданием. | Диктант | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Анализ диктанта | Диктант | 1 | ||||
Р/р. Подготовка к контрольному изложению (№3) по тексту И.Тургенева | Изложение | 1 | В6, А25 | |||
Р/р. Контрольное изложение (№3) по тексту И.Тургенева | Изложение | 1 | Задания типа В6, А25, А22 | |||
Р/р. Анализ изложения. | Изложение | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения с вводными компонентами. | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Предложения с вводными компонентами. | Тестирование | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Предложения с вводными компонентами. | Текущий контроль | 1 | ||||
Предложения с вводными компонентами. | Диктант | 1 | А24, А25, В6 | |||
Вставные компоненты. | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Вставные компоненты. | Текущий контроль | 1 | В3, В4 | |||
Р /р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тему | Сочинение | 1 | Задания типа В4, В5, А20 | |||
Р /р. Написание сочинения-рассуждения на нравственную тему | Сочинение | 1 | А21 | |||
Р/р. Анализ сочинений | Текущий контроль | 1 | А21 | |||
Повторение по теме «Осложнённые предложения» | Текущий контроль | 1 | В6, А22, А25 | |||
Повторение по теме «Осложнённые предложения» | Текущий контроль | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Контрольный диктант (№2) по теме «Осложнённые предложения» | Диктант | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Анализ контрольного диктанта | Диктант | 1 | Задания части С | |||
Предложения с обращениями Предложения с обращениями. | Тестирование | 1 | Задания типа А22, А25, В6 | |||
Предложения с обращениями. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Обращение в эпистолярном жанре. | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения на филологическую тему. | Изложение | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Р/р. Изложение с элементами сочинения на филологическую тему. | Изложение | 1 | ||||
Р/р. Анализ изложения | Изложение | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Слова- предложения. | Тестирование | 1 | Задания типа В6, А25, А22 | |||
Особенности слов-предложений §201 | Текущий контроль | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
Повторение по теме «Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений» | Текущий контроль | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Повторение по теме «Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений» | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Диктант | Диктант | 1 | ||||
Анализ диктанта | Диктант | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Р/р. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения (№4) на лингвистическую тему | Сочинение | 1 | Задания типа А24, А25, В6 | |||
Р/р. Написание контрольного сочинения-рассуждения (№4) на лингвистическую тему | Сочинение | 1 | Задания типа В3, В4 | |||
Обобщение по теме «Предложения с вводными компонентами» | 1 | В4, В5, А20 | ||||
Обобщение по теме «Предложения с вводными компонентами» | Тестирование | 1 | Задания типа А21 | |||
Самостоятельная работа «Предложения с вводными компонентами» | СР | 1 | Задания типа А21 | |||
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. Практикум по теме «Словосочетание. Односоставные и неполные предложения» | Текущий контроль | 1 | В6, А22, А25 | |||
Практикум по теме «Словосочетание. Односоставные и неполные предложения» | Текущий контроль | 1 | Задания типа А25, В6 | |||
Повторение пунктуации в простом предложении. | 1 | А25, В6 | ||||
Пунктуация при однородных членах предложения с обобщающими словами. | Диктант | 1 | Задания части С | |||
Роль однородных членов предложения в художественном тексте. | Тестирование | 1 | Задания типа А22, А25, В6 | |||
Постановка тире в простом предложении | Текущий контроль | 1 | В6, А25 | |||
Осложнение простого предложения | Текущий контроль | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Осложнение простого предложения | Текущий контроль | 1 | В6, А25 | |||
Р/р. Подготовка к контрольному изложению (№4) по тексту Н.Сладкова | Изложение | 1 | ||||
Р/р. Контрольное изложение (№4) по тексту Н.Сладкова | Изложение | 1 | Задания типа В6, А25 | |||
Р/р. Анализ | Изложение | 1 | В6, А25, А22 | |||
Р/р. Роль обособленных членов предложения в тексте. | Текущий контроль | 1 | В7, В8, А27, А28 | |||
Р/р. Роль обособленных членов предложения в тексте. | Текущий контроль | 1 | А24, А25, В6 | |||
Р/р. Подготовка к написанию сочинения-эссе на тему | Сочинение | 1 | А24, А25, В6 | |||
Р/р. Написание сочинения-эссе на тему | Сочинение | 1 | ||||
Р/р. Анализ сочинения-эссе | 1 | А24, А25, В6 | ||||
Повторение изученного в 8 классе | Диктант | 1 | А24, А25, В6 | |||
Повторение изученного в 8 классе | Тестирование | 1 | ||||
Итоговый контроль. Тест (№4) | Тестирование | 1 | ||||
Анализ теста | КАТ | 1 | ||||
Итоговый урок | 1 |
Содержание тем учебного курса
Вводный урок - 1ч.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации
Повторение изученного в V-VII классах - 14ч.
Разделы науки о языке. Комплексный анализ текста. Лексика. Фразеология.
Морфемика и словообразование. Морфемика и орфография. Морфология и орфография.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная связь). Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. (4ч.)
Словосочетание - 11ч.
Словосочетание. Порядок синтаксического разбора словосочетания. Схемы словосочетаний. Основные виды словосочетаний: а) по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); б) по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные). Цельные словосочетания.
Предложение - 5ч.
Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений
Простое предложение - 11ч. (4ч.+7р/р.)
Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения – 13ч.
Понятие о главных членах предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. Составное именное сказуемое. Согласование именного сказуемого с подлежащим.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения – 14ч.
Второстепенные члены предложения.
Определение (согласованные и несогласованные определения, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвенное дополнение. Обстоятельство. Разряды обстоятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов.
Синтаксические функции инфинитива.
Однозначные и многозначные члены предложений.
Односоставные предложения - 15ч.
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Роль глагольных предложений. Безличные предложения. Роль безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т.д. Инфинитивные предложения.
Назывные (номинативные) предложения. Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей среды и др.
Стилистический характер односоставных предложений.
Полные и неполные предложения – 5ч.
Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Причины употребления неполных предложений в речи.
осложненные предложения
Однородные члены предложения -7ч.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения- 27ч.
Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление согласованных определений.
Обособление несогласованных определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений.
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Вводные слова, предложения. Вставные компоненты – 13 ч
Предложения с вводными компонентами. Вставные компоненты.
Предложения с обращениями-6ч
Предложения с обращениями. Обращение в эпистолярном жанре.
Слова- предложения – 5ч.
Повторение изученного в V-VIII классах - 20ч.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник. Предпрофильное обучение. / В. В. Бабайцева.– 7-е издание, пересмотр. – М.: Дрофа, 2009.- 414с.
- Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. (М.: «Дрофа», 2012). Авторы-составители: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская.
- Рабочая тетрадь (РТ) для 8 класса. (М.: «Дрофа», 2011). Авторы-составители: В.В. Бабайцева, М.И.Сергиенко.
Дополнительная литература
- Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под редакцией В. В. Бабайцевой) /Сост. Г. М.Вялкова – 2-е изд., стереотипн.- М:Глобус, 2009.-256с.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
- Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
- Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
- Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
Образовательные электронные ресурсы
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного
портала. Словари он-лайн.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
Помощь школьникам и абитуриентам.
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Оборудование и приборы
№ | Название | Количество | % обеспечения |
1 | Справочники по русскому языку | 1 | 100 |
2 | Портреты выдающихся русских лингвистов | 1 | 100 |
3 | Акустическая система | 100 | |
4 | Универсальный портативный компьютер | 1 | 100 |
5 | Портативный компьютер ученика | 12 | 100 |
6 | Универсальный настольный компьютер | 1 | 100 |
7 | Цифровой проектор | 1 | 100 |
8 | Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора | 1 | 100 |
9 | Экран настенный | 1 | 100 |
10 | Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы | 15 | 100 |
11 | Сетевой фильтр-удлинитель | 6 | 100 |
12 | Школьная информационная среда | 100 | |
13 | Словари | 1 | 100 |
14 | Энциклопедия | 1 | 100 |
15 | Учебно-методические комплексы по литературе | 15 | 100 |
Наглядность
№ | Название | Количество | % обеспечения |
1 | Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку | 1 | 100 |
2 | Иллюстрации по литературе | 1 | 100 |
Приложение
Урок № 11. Контрольная работа №1(входной контроль)
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Диктант.
Я живу в маленьком доме на дюнах. Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль
Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи.
На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то подымает занавеску и осторожно следит за тобой.
Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев.
Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега.
Балтика зимой пустынна и угрюма. (141 слово)
(К. Паустовский)
Дополнительные задания.
1. Подписать над всеми местоимениями разряды.
2. Произвести морфологический разбор:
I вариант - кто-то;
II вариант - все.
3. Произвести синтаксический разбор:
I вариант - 3-го предложения;
II вариант - 8-го предложения.
4. Выписать:
I вариант - 2 - 3 местоимения-прилагательных, указать морфологические признаки;
II вариант - 2 - 3 местоимения-существительных, указать морфологические признаки.
Уроки №34-35. Контрольная работа №2
Изложение, близкое к тексту.
Очерк К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»
В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы.
Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженного в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушкиным и Языковым.
Михайловский парк – приют отшельников. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.
Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками. В Петровском парке был дом пушкинского деда – строптивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.
Уроки №45-46. Контрольная работа №3
Контрольное сочинение на нравственную тему
"Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты?"
Уроки №76-77. Контрольная работа №4
Контрольное сочинение на нравственную тему (по выбору учащихся):
- "Наши поступки следуют за нами"
- "То, что идет от сердца, до сердца и доходит"
- "Ты в ответе за тех, кого приручил" (А. де Сент-Экзюпери)
Уроки №84-85. Контрольная работа №5
Сжатое изложение по тексту Г.А.Маслова
Текст для прослушивания
Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какое поприще выбрать. Поиски жизненного пути, размышления о нём обыкновенно возникают у человека в том возрасте, когда он начинает осознавать себя частью общества, когда стремится разобраться в своих отношениях с окружающими, а также чувствует потребность реализовать свои возможности, свои силы, свою личность.
Ученые считают, что именно ради такой самореализации человек и живет. Его не устраивает и не может устроить существование ради самого существования. Ему необходимо найти такое занятие, которое наполнит это существование истинным, подлинным смыслом. Каждый человек, как бы он ни был поглощен повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, знать, что его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее имеют значение и несут какой-то смысл не для него одного. Только тогда человек чувствует себя не лишним, а свои способности – востребованными другими людьми, обществом.
Однако у каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. Ведь нет двух абсолютно одинаковых людей. И поэтому поиски смысла жизни – это самостоятельный путь проб и ошибок каждого человека. Это поиск человеком самого себя, своих жизненных ценностей, своих ориентиров.
При этом, независимо от того, как человек определил свой путь, какой смысл жизни нашел, уже сам поиск этого смысла делает человека Человеком с большой буквы, личностью, так как никто из живых существ, кроме человека, не может осознанно относиться к жизни, не стремится понять и объяснить свое поведение, свое отношение к окружающим.
(По Г.А. Маслову)
Урок №91. Контрольная работа №6
Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения»
Односоставное и двусоставное предложения. Виды односоставных предложений.
По составу (структуре) грамматической основы предложения делятся на
A) простые и сложные.
B) полные и неполные.
C) двусоставные и односоставные.
D) нераспространённые и распространённые.
E) повествовательные, вопросительные, побудительные.
Правильный ответ: C
К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное обобщенно-личное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: A
Он слова умного не выговорил сроду. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное определённо-личное.
D) односоставное неопределённо-личное.
E) односоставное со значением обобщенного лица.
Правильный ответ: A
Уж чужих имений мне не знать! (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное полное.
B) двусоставное неполное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: C
Молчалины блаженствуют на свете. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное определенно-личное.
C) односоставное назывное.
D) односоставное безличное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: A
А судьи кто? (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: A
Моя судьба ещё ли не плачевна! (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное неопределенно-личное.
C) односоставное назывное.
D) односоставное безличное.
E) односоставное определённо-личное.
Правильный ответ: A
Достань-ка календарь. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное со значением обобщенного лица.
Правильный ответ: D
Все вы гордецы! (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное со значением обобщенного лица.
Правильный ответ: A
Я гнева вашего никак не растолкую. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное неопределенно-личное.
C) односоставное назывное.
D) односоставное безличное.
E) односоставное обобщенно-личное.
Правильный ответ: A
Ах! матушка, не довершай удара! (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определенно-личное.
E) односоставное неопределенно-личное.
Правильный ответ: D
Идём бумаги разбирать. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определенно-личное.
E) односоставное неопределенно-личное.
Правильный ответ: D
Что помнится? (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное, нераспространённое.
B) односоставное назывное, распространённое.
C) односоставное безличное, распространённое.
D) односоставное определённо-личное, распространённое.
E) односоставное неопределённо-личное, нераспространённое.
Правильный ответ: A
Вот так же обо мне потом заговорят. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное определенно-личное.
C) односоставное неопределённо-личное.
D) односоставное со значением обобщенного лица.
E) односоставное назывное.
Правильный ответ: C
Чин следовал ему. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определенно-личное.
E) односоставное неопределенно-личное.
Правильный ответ: A
Я глупостей не чтец. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: A
Что я Молчалина глупее? (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличные.
D) односоставное определенно-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: A
Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд. (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное со значением обобщенного лица.
Правильный ответ: A
От нас потребуют с именьем быть и в чине… (А. С. Грибоедов) Это предложение
A) двусоставное.
B) односоставное назывное.
C) односоставное безличное.
D) односоставное определённо-личное.
E) односоставное неопределённо-личное.
Правильный ответ: E
Уроки №114-115. Контрольная работа №7
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(з.260, 262)
Уроки №129-130. Контрольная работа №8
Изложение по тексту И.Тургенева
Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил зиму и лето в широком нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половинки, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи…
Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружьё по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.
Ружьё у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко "отдавать", отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой.
Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное созданье. Ермолай никогда её не кормил. "Стану я пса кормить, – рассуждал он, – притом пес – животное умное, сам найдет себе пропитанье". И действительно, хотя Валетка поражал даже равнодушного прохожего своей чрезмерной худобой, но жил, и долго жил; даже несмотря на своё бедственное положение, ни разу не пропадал и изъявлял желания покинуть своего хозяина.
Он обыкновенно сидел, подвернувши под себя свой куцый хвост, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался. (Известно, что собаки имеют способность улыбаться, и даже очень мило улыбаться.)…
Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. Помещики старинного покроя не любят "куликов" и придерживаются домашней живности. Разве только в необыкновенных случаях, как-то: во дни рождений, именин и выборов повара старинных помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойственный русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудреные приправы, что гости большею частью с любопытством и вниманием рассматривают поданные яства, но отведать их никак не решаются. (И. Тургенев)
Уроки №143. Контрольная работа №9
Диктант по теме «Осложнённые предложения»
НА ОХОТЕ
К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится, во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергнется нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.
Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но все-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял плохо, Ермолая стрелял, как всегда, победоносно.
К конку охоты, словно на прощанье, утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налег на край) наше ветхое судно зачерпнулось и пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
…Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспоминать не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем, но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться). (И.Тургенев.)
Грамматическое задание.
1 вариант. Выпишите вводные компоненты из первых двух абзацев, определите их значение.
2 вариант. Выпишите вводные компоненты из двух последних абзацев, определите их значение.
Уроки №154-155. Контрольная работа №10
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские. – (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками. – (4)Хлеба не продадите? – спросил один из троих. – (5)Нету! – сказала мать. – (6)Тут самим есть нечего! – (7)И торопливо побежала в избу, не оглядываясь. – (8)Ну, чего ждёте? – ещё грубей крикнул Санька. – (9)Хлеба! – (10)Сказано вам! – (11)Так везде говорят, а после всё-таки продают. – (12)А деньги есть? – (13)Вот... – (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке. – (15)Легко отдаёшь, – сказал Санька. – (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?! – (17)Отдай, – буркнул приземистый. – (18)Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. – (19)Ну? (20)Попробуй! – (21)Отдай! – попросил вежливо высокий. – (22)Фашист ты, понял?! – вдруг хрипло выговорил приземистый. – (23)Обзываться? (24)Да? (25)Хлебца просить? (26)И обзываться?! (27)А вота!.. – крикнул Санька и, не глядя, рванул поперёк все деньги, все бумажки, что были в кулаке. (28) Он видел, как растерялись детдомовские, и сам растерялся. – (29)Вота! – сказал он, показывая половинки бумажек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своём, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая: – (31)Вота! (32)У меня батю... на фронте... а вы обзываться… (33)Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился к драке. (34)Как будто все Санькины чувства: и превосходство, и злость, и презрение, и отчаянность, что уже были в нём, – всё это вдруг передалось детдомовским, а Санька остался ни с чем.
(35)Длинный парень шагнул вперёд и сказал:
– (36)Хочешь драться? (37)Бей, я один здоровый. (38)Они раненые. (39)А его отец, – высокий кивнул на очкастика, – рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже убитый. (41)И в семье у него осталось двое, а было восемь человек. (42)Вот и бей, чего ж не бьѐшь? – (43)Не надо, пацаны, – поморщившись, сказал очкастик. – (44)Ну его! (45)Нашли кому объяснять. (46)Санька почувствовал, что детдомовские не принимали его на равных, будто им было известно что-то такое, чего Санька не знает и не будет знать никогда. – (47)Посидите чуток, я сейчас... – тихо сказал он. (48)Санька хотел им сказать, что он возьмѐт в доме еды и хлеба достанет где-нибудь на все те деньги, что он разорвал. (49)Но детдомовские всѐ и так поняли.
– (50)Да не надо, ведь мы не себе хотели, – сказал длинный, – докторше нашей.
(51)Больным и раненым хлеб раздаѐт, а сама голодная. (52)Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок. – (53)Постойте, мальцы... (54)Вот картошек варѐных возьмите. – (55)Мамк, ты денег не бери! – заторопился Санька. – (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хотели купить, докторше!.. (58)Она, говорят, отказывается, а сама голодная ходит! (59)Мать поставила чугунок на перильце, распрямилась. – (60)Да поняла я, поняла, – кивнула она головой. – (61)Вот же какие люди бывают на свете... (62)То ли дурные, то ли святые... (63)Ах, господи... (64)Берите, мальцы, ешьте.
(По Э. Шиму)
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Уроки №164-165. Контрольная работа №11
Изложение по тексту Н.Сладкова
Тайга – самый большой лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Трава выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суховатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
(Н. Сладков)
Урок №173. Контрольная работа №12
Итоговый контрольный тест по курсу 8 класса
I вариант
1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Парус белый из тумана начинает выплывать.
Б. Охвачено сердце тревогою смутной.
В. Росы напился соловей с кленового куста.
Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.
2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
А. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
Б. Черепицы стеклом светится будут.
В. Была равнина снежная бела.
Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
А. Молодость бескорыстна и великодушна.
Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.
В. Глаза как ночь.
Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
4. Найдите двусоставные предложения. А. Вновь зарёю восток озарило.
Б. Легки облака на рассвете.
В. С крыши сбросили снег.
Г. Липким запахом веет полынь.
5. Определите вид простого предложения Люблю читать приключенческую литературу.
А. определенно-личное
Б. неопределенно-личное
В. безличное
Г. двусоставное
6. Найдите определенно-личное предложение.
А. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.
Б. Из полей тянуло гречишным медом.
В. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
Г. Золотым лучом деревню облило.
7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.
Б. Красавицы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.
В. Самолет-истребитель показался над лесом.
Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.
8. В каком предложении перед как ставится запятая?
А. Дождь лил/как из ведра.
Б. У тебя брошка/как пчелка.
В. Белая чайка мелькала в воздухе/как первый снег.
Г. Молодость/как песня жаворонка на заре.
9. Укажите, чем осложнено предложение.
Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся.
А. обособленным определением, выраженным причастным оборотом
Б. вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом
В. вводным словом и однородными обособленными определениями
10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения?
Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь помчался прочь.
А. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...
Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...
В. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...
11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.
Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.
В. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.
Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато. Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.
12. На месте каких цифр нужны запятые?
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
а) 1, 4, 5. б) 2, 3, 4, 5. в) 1, 2, 3, 4. г) 1, 2, 3, 4, 5.
13. Где надо поставить знаки препинания?
Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.
а) 1, 3 — тире, 2, 5, 6 — запятые.
б)1 — тире, 2, 3, 5, 6 — запятые.
в) 1, 3 — тире, 4 — двоеточие, 5, 6 — запятые.
г) 1 — тире, 2, 3, 4, 5, 6 — запятые.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
А. Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве — чувство меры».
Б. Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве — чувство меры».
В. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
Г. Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде В каждой роте есть всегда...»
II вариант
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.
А. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость — делать счастливыми других.
В. Для меня жить — значит работать.
Г. Удивительное зрелище — видеть летящих журавлей.
2. Укажите предложения с составным именным сказуемым. А. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный.
4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.
А. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
В. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.
5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.
А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
В. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.
6. Найдите двусоставные предложения.
А. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
В. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
7. Укажите односоставное предложение.
А. В лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.
8. Определите вид простого предложения Снегом замело входы в блиндажи.
А. определенно-личное Б. неопределенно-личное
В. безличное
Г. двусоставное
9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса. А. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.
В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла. Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.
10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.
А. однородными членами предложения
Б. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно
В. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Г. обособленным одновременно приложением и однородными членами предложения
11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.
А. 1 — тире, 2, 3, 4 — запятые.
Б. 1 — тире, 3, 4 — запятые.
В. 1, 2, 3, 4 — запятые.
Г. 1, 3, 4 — запятые.
12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.
А, 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Б. 1, 4, 6.
В. 1, 2, 3, 4, 6.
Г. 1, 4, 5, 6.
13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
А. Л. Толстой говорил, что: «Слово — выражение мысли». Б. Даль отмечал, что язык народа — «сокровищница нашего языка».
В. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой». Г. Тютчев пишет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс углубленное изучение
В программе учтены требования к изучения русского языка в школе в связи с новыми образовательными стандартами. Программа рассчитана на 5 часов в неделю...
рабочая прорамма по русскому языку для 5 класса (углубление)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. 4-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа,...
рабочая программа по русскому языку 7 класс (углубление)
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой...
рабочая программа по русскому языку 10 класс (углубленное изучение) по УМК И.В.Гусаровой
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. ...
Рабочая прорамма по русскому языку 9 класс
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику М.М.Разумовской...
Рабочая прорамма по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса...