рабочая программа по русскому языку 7 класс (углубление)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Новикова Наталья Григорьевна

Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель межшкольного

методического объединения

учителей русского языка

и литературы

_______________ Н.А.Томилина

Протокол №_____ от

«_____» _________________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

___________________ Н.И.Ткаченко

«_____» _________________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

______________ Л.А.Прядченко

Приказ №_____ от

«____» _________________ 2013 г.

Рабочая программа

Натальи Григорьевны Новиковой

(высшая квалификационная категория)

По учебному курсу «Русский язык»

7 «Б» класс

Углубленный уровень

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Программа по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, М.: Дрофа, 2011
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013-14 учебный год
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании русского языка в 2013 – 2014 учебном году».

Это тематическое планирование направлено на повышение уровня развития учащихся по русскому языку в 7 классе,  нацелено на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на деятельностной системно-коммуникативной основе в обучении русскому языку,  позволит сформировать у учащихся языковую, лингвистическую,  литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

  • привить учащимся навыки свободного владения речью, самостоятельной работы с текстом, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
  • формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
  • способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

Углублённое изучение русского языка требует более полных сведений о системе языка, о различных аспектах языковых единиц, позволяющих показать  своеобразие русского языка, богатство его словарного состава,  разнообразие стилистических средств (морфемных, лексических, фразеологических, морфологических, синтаксических).

 В углублённую программу включены краткие сведения из истории русской звуковой системы, морфемики и словообразования, лексики и фразеологии, вопросы этимологии, которые не только должны вызвать интерес к изучению русского языка, но и многое объяснить им в его современном состоянии, помочь осознать как основные закономерности и правила, так и исключения их них.

Стилистические ресурсы русского языка, их разнообразие, сокровища синонимии (лексической, морфемной, морфологической, синтаксической), богатство фразеологии – всё это изучается учащимися на уроках.  Важная роль отводится на уроках взаимовлиянию и взаимодействию внутри лингвистической системы родного языка. Взаимодействие языковых единиц обусловливает явления переходности в грамматическом строе, где существует множество языковых явлений, не укладывающихся в строгие рамки классификации. Одной из лингвометодических задач преподавания русского языка по углублённой программе является формирование орфографической зоркости учащихся, более детальное изучение орфографии даже при изучении разделов синтаксиса и пунктуации. Этим обусловлено исключительное внимание к морфемному составу слов.

В авторскую программу внесены изменения. В данное тематическое планирование введены следующие темы, которые в  традиционной программе даются для реализации дифференцированного подхода к обучению. Это дополнительный материал, обозначенный в программе знаком *, углубляющий основное содержание программы и являющийся необязательным для основного контингента учащихся: «Основные выразительные средства фонетики», «Неморфологические способы образования слов», «Правильное употребление паронимов», «Фразеологический словарь, его назначение, строение, содержание», «Основные выразительные средства лексики и фразеологии», «Основные выразительные средства морфологии и синтаксиса», «Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм)», «Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях», «Основные грамматические значения предлогов (дополнения, обстоятельства, определения)», «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении», «Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи. Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов».

Такие темы, как «Основные орфоэпические нормы русского литературного языка», «Основные выразительные средства словообразования», «Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия», «Трудные случаи образования деепричастий и причастий», «Причастия и деепричастия в роли главного и зависимого слова», «Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний», «Синтаксические средства выразительности». «Пространственные значения предлогов», «Союз в предложении и тексте. Союз как средство связи предложений в тексте», «Интонационные особенности предложений с частицами», «Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи», «Омонимия слов. Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов», «Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Практическое задание: работа с учебным словариком омонимов» -  дополнительный материал, обозначенный в программе знаком **, расширяющий знания по изучаемым темам. Все это способствуют более глубокому пониманию школьниками процессов развития языка, более детальному знакомству с его функционированием, современными процессами, привитию культуры речи и правильности употребления языковых единиц.

Изучение материала спланировано строго на базе ранее изученного, нередко с опережающим заданием. Параллельно идёт повторение и обобщение уже усвоенного. Повторение материала планируется проводить на коммуникативной основе, когда дети не только усваивают правила и положения о системе языка, но практически применяют свои знания в конкретной речевой ситуации.

В планировании учтены современные требования к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации, единому государственному экзамену, даются ссылки на варианты контрольно-измерительных материалов. 

УМК

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 - 9 классы – М.:Дрофа, 2012
  2. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 класс. - М.: Дрофа, 2012
  3. Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 7 класс. - М.:  Дрофа, 2009

Данное тематическое планирование  уроков  с углублённым изучением русского языка по учебно-методическому комплексу В.В. Бабайцевой  в 7 классе рассчитано на 210 часов (6 часов в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающийся 7 класса должен:

  • Причастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают; согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности  при употреблении придаточных определительных с союзным словом который); правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи;
  • Деепричастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и придаточным предложениям;
  • Предлог: опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами; пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи;
  • Союз: отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи;
  • Частица: отличать частицы от других частей речи; определять, к какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста;
  • Развитие связной речи: анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный диалогом; излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы; выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения); писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле); создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету); строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы.

Календарно-тематическое планирование

пп

Наименование

 раздела и тем

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

1

Вводный урок. Язык как развивающееся явление*

1

Часть С

Знакомство с проблемой изменения языковых норм в процессе развития  языка

2

3

4-5

6-8

9

10-12

Повторение изученного в V-VI классе*

Фонетика

Лексика и фразеология

Состав слова и словообразование

Морфология

Орфография.

Синтаксис и пунктуация

Тестирование  

13+2

1

1

2

3

1

2

А1

A3

Основные выразительные средства фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса

13-14

Контрольный диктант №1  и его анализ

Вводный контроль

2

Умение анализировать орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки

15- 16

Р/р. Контрольное изложение №1 и его анализ

Изложение

2

Умение создавать текст на основе услышанного и  редактировать его

17

18-19

Грамматика. Морфология Местоимение

Понятие о местоимении.

Местоимение и другие части речи*

Тестирование  

27+4

1

2

Усвоить особенности семантики местоимений, специфику грамматических признаков местоимений разных групп, употребление местоимений в речи Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в СПП

20

Местоимение как одно из средств связи частей текста*

Текущий контроль

1

В4,В7,

Часть С

21

22

23-24

25

26

27

28-29

Разряды местоимений по значению

-личные

-возвратные

-притяжательные

-вопросительные

-относительные

-неопределенные

-отрицательные

Тестирование

Текущий контроль  

1

1

2

1

1

1

2

В4,В7,

Усвоение значений и сферы употребления местоимений морфологических омонимов (относит.-вопросит.); правописание, синт. роль в предл.

30

Урок-практикум*

1

31-32

Контрольный диктант  №2 и его анализ по теме: «Местоимение»

Диктант

2

Умение анализировать и классифицировать допущенные ошибки

33

34

-определительные

-указательные

1

1

Часть С

Усвоение различий в значении местоимений, морфологических признаков и синтаксических функций.

35

Морфологические средства связи предложений в тексте*

примен

ЗУН

1

Часть С

Усвоение роли  местоимений в создании текста

36-37

Р/р. Что такое текст

усвоен

новых  знаний

2

Умение редактировать текст

38-39

Повторение изученного о местоимении*

Тестирование  

2

Умение соблюдать орфографические и грамматические нормы употребления местоимений.

40

Повторим орфографию*

Тестирование  

1

А15-18,

А19, 20

Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи

41

Повторим пунктуацию*

Тестирование  

1

А19,21,

А22,23,

А24,25,

А26,27

Использование местоимённых наречий в качестве союзных слов в сложноподчинённых предложениях

42-43

Р/р. Контрольное изложение №2 и его анализ по теме «Местоимение»

Изложение

2

Умение употреблять местоимения в речи

44-46

Повторим сведения о культуре речи*

-орфоэпические нормы современного русского языка

-совершенствование умений соблюдать орфоэпич.  нормы

Тестирование

3

А2, Часть С

Совершенствование умений соблюдать акцентологические, орфоэпические нормы современного русского языка в речи

47

Контрольное тестирование №1  по теме: «Местоимение»

Тестирование  

1

Систематизация знаний

48

Причастие

Понятие о причастии*

усвоен

новых

знаний

37+10

1

Усвоение морфологических и синтаксических признаков, стилистических свойств

49-50

Признаки прилагательного у причастия

усвоен

новых

знаний

2

Обучение элементам исследования

51-52

Признаки глагола у причастия

Тестирование  

2

Обучение элементам исследования

53

Повторение и закрепление изученного по теме:  «Причастие»

Тестирование

1

Часть С

Усвоение знаний, закрепление умений и навыков составления текста на лингвистическую тему

54-55

Причастный оборот*

Усвоение новых

знаний

2

А19,21

А22,28

В5

Синонимика причастных оборотов и придаточных предложений

56-57

Р/р. Типы речи. Описание общего вида местности**

Сочинение

2

Часть С

Составление текста описательного характера

58-59

Причастный оборот*

Применение

ЗУН

2

А6,24

А28,В5

Синонимика причастных оборотов и придаточных предложений

60-62

Правописание не с причастиями

Практикум

3

Формирование и закрепление навыка правописания не с причастиями

63

Действительные и страдательные причастия

Тестирование  

1

64-65

Словообразование причастий.

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени**

сообщ

усвоен

новых

знаний

2

Обогащение речи школьников изучаемыми формами и конструкциями. Совершенствование навыков нормативного употребления причастий в собственной речи

66-67

Образование и правописание  страдательных причастий настоящего времени

Усвоение новых

знаний

2

А17

68

Образование и правописание  действительных причастий прошедшего времени

Текущий контроль

1

Умение правописания и нормативного употребления изучаемых форм

69

Образование и правописание  страдательных причастий прошедшего времени

Текущий контроль

1

А17

70-71

Р/р. Описание действия

Сочинение

2

Часть С

Развитие навыка описания действия

72

Р/р. Редактирование текста**

КАТ

1

Часть С

Систематизация и классификация ошибок

73-74

Правописание гласных перед нн и н**

сообщ

усвоен

новых

знаний

2

А14,17

Обогащение синтаксического строя детской речи конструкциями с причастиями

75-76

Контрольный диктант №3  и его анализ по теме: «Причастие»

 

Диктант

2

Систематизация и классификация ошибок

Элементы редактирования

77

Р/р. Анализ домашних сочинений**

Сочинение

1

Часть С

78-79

Краткие причастия

Усвоение новых

знаний

2

Закрепление навыка правописания и употребления в речи  причастий в краткой форме

80-81

Повторение изученного по теме: «Причастие»**

Тестирование  

2

А14,22

А27,28

В5

Обобщение и систематизация изученного

82-83

Р/р. Изложение текста №3, насыщенного причастиями

Изложение

2

Часть С

84-85

Правописание нн в причастиях

Текущий контроль

2

Развитие орфографической зоркости учащихся, знакомство с омонимичными прилагательными и причастиями

Причастия полные и краткие, их смысловые, морфологические и синтаксические различия

Формирование навыков употребления в речи причастий и конструкций с ними

86-87

Не с причастиями

Текущий контроль

2

88-89

Переход причастий в другие части речи*

Текущий контроль

2

90-91

Повторение причастия*

Текущий контроль

2

92

Контрольное тестирование №2  по теме: «Причастие»

Промежуточный контроль

1

Систематизация знаний

93-94

Р/р. Изложение и его анализ по теме: «Причастие»

Изложение

2

Часть С

Умение создавать тексты, насыщенные причастиями

95

Деепричастие

Понятие о деепричастии

Усвоение новых

знаний

новых

знаний

17+9

3

Формирование понятия о деепричастии как самостоятельной части речи. Усвоение норм употребления деепричастий в речи, отличие деепричастий  от причастий по морфемному составу

96-97

Р/р. Контрольное сочинение №1.

Описание действия (на материале о спорте)

Сочинение

2

98-100

Деепричастный оборот*

Текущий контроль

3

А5,28

Конструирование дееприч. оборотов и исп. их в речи. Синонимика дееприч. оборотов и придат предл.

101

Р/р. Анализ домашних сочинений**

Сочинение

1

Умение редактировать текст

102-103

Образование деепричастий

Текущий контроль

2

Обогащение синтаксического строя детской речи конструкциями с деепричастиями

104-105

Повторение изученного в разделе «Деепричастие»**

Тестирование  

2

А5,28

В5

Умение обобщать и систематизировать материал

Трудные случаи образования деепричастий и причастий

106-108

Р/р. Контрольное изложение №3 и его анализ по теме: «Деепричастие»

Изложение

3

Умение употреблять деепричастие в письменной речи, строить тексты  с использованием деепричастий

109-1110

Р/р. Рассказ на основе услышанного

примен

ЗУН

2

Написание сочинения в жанре рассказа

111

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие*

Усвоение новых

знаний

1

Закрепление знаний об образовании слов неморфол. способом

112-114

Повторим орфографию*

Тестирование  

3

А14,17

А27

Систематизация сведений об орфограмме-букве, усвоение алгоритма выбора букв в разных морфемах Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений

115-117

Повторим пунктуацию*

Тестирование  

3

А14,22

А21,27

118

Р/р. Анализ творческих работ**

Сочинение

1

Усвоение коммуникативной значимости, пунктуационной грамотности

119

Служебные части речи

Понятие о служебных частях речи*

Текущий контроль

48+18

1

А10,19,

А20,21

А23,26

В6,В7

Использование служебных частей речи в речи, освоение орфографии слов, имеющих традиционное написание

121-121

Предлог

Понятие о предлоге

Текущий контроль

9+4

2

А20

Расширение понятия о предлоге как служебной части речи

Основные грамматические значения предлогов

122-123

Р/р. Подробное изложение по теме «Предлог»

Изложение

2

Часть С

Умение использовать в тексте конструкции с предлогами

124-126

Правописание предлогов*

сообщ

усвоен

новых

знаний

3

А20, Часть С

Формирование и

совершенствование орфографических навыков учащихся

127-128

Р/р. Как создавать киносценарий

Сочинение

2

Часть С

Усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов

129-130

Повторение и закрепление изученного в разделе «Предлог»**

Тестирование  

2

Пространственные значения предлогов

131-132

Контрольный диктант №4  по теме «Предлог» и его анализ

Диктант

2

Умение анализировать и систематизировать ошибки

133

Союз

Понятие о союзе*

сообщ

усвоен

новых

знаний

17+6

1

Союз в предложении и тексте

134-135

Р/р. Отзыв о книге

Сочинение

2

Умение сочетать разные типы речи в одном тексте

136-138

Сочинительные союзы

Тестирование  

3

А19,20,А21

Совершенствование пунктуационных навыков детей

139-141

Подчинительные союзы

Тестирование  

3

А20,26

Расширение лексического запаса учащихся

142-143

Правописание союзов*

Тестирование  

2

Совершенствование навыков употребления союзов в собственной речи в соответствии с нормами русского литературного языка

144-145

Р/р. Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз*

примен

ЗУН

2

В1,4,7

Часть С

Углубление понятия о функциях союзов

 Союз как средство связи предложений в тексте

146-147

Повторение изученного в разделе «Союз»*

Тестирование  

2

А27, В4,6,7

Систематизация теоретических сведений о союзе как служебной части речи

148-149

Р/р. Отзыв о книге и его анализ**

Сочинение

2

Часть С

Умение самостоятельно создавать тексты

150-152

Повторим орфографию*

Текущий контроль

3

А14-20

Систематизация сведений по орфографии

153-155

Повторим пунктуацию*

Текущий контроль

3

А21-27

Часть С

Систематизация сведений по пунктуации

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

156-158

Частица

Понятие о частице**

Тестирование  

21+8

3

В7

Углубление понятия о частице как служебной части речи

159

Значение частиц

Текущий контроль

1

Развитие умения «видеть» частицы в тексте

160-161

Правописание не и ни

Текущий контроль

2

В7,19

Усвоение орфограммы «Гласные е-и в частицах»

162-163

Р/р. Контрольное сочинение №2. Характеристика литературного героя

Сочинение

2

Часть С

Умение анализировать и систематизировать материал

164-165

Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами**

примен

ЗУН

2

А19

Повторение и закрепление  правописания орфограмм Различение приставки НЕ и частицы НЕ, их употребление с разными частями речи

Повторение и закрепление  правописания орфограмм

166-167

Правописание не с краткими и полными причастиями, прилагательными, со словами состояния**

примен

ЗУН

2

А19

168-169

Правописание не с местоимениями**

примен

ЗУН

2

А19

170-171

Контрольный диктант №4  и его анализ

Диктант

2

Систематизация знаний

172-173

Р/р. Публицистический стиль**

Сочинение

КАТ

2

Часть С

Усвоение особенностей публицистического стиля, умение употреблять его в письменной речи

174-175

Правописание не и ни

Текущий контроль

2

Повторение и закрепление  правописания орфограмм

176-177

Р/р. Интервью – жанр публицистики

КАТ

2

Часть С

Усвоение особенностей публицистического стиля, умение употреблять его в письменной речи

178-179

Повторение изученного в разделе «Частицы»**

Тестирование  

2

Систематизация  знаний по теме «Частица»

180-181

Контрольное тестирование №3  по теме «Морфология» и ее анализ

Тестирование  

2

Умение использовать изученный теоретический материал на практике

182-183

Р/р. Изложение близкое к тексту**

Изложение

2

184

Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные*

Текущий контроль

1

А11,В1

Обобщение и систематизация изученного

185-187

Междометие

Понятие о междометии

Тестирование  

9+2

3

Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах

188-192

Систематизация сведений по орфографии

Дефисное написание междометий и звукоподражательных слов*

Текущий контроль

3

2

193-194

Р/р. Сочинение №3 по картине и его анализ

Сочинение

2

Часть С

Умение составлять связный текст с использованием изученных типов речи

195-197

Систематизация сведений по пунктуации*

Тестирование  

3

Повторение изученного

в V-VII классах

12+1

198

Р/р. Систематизация сведений по  темам, изученным в V-VII классах

Тестирование  

1

199-204

Систематизация знаний, совершенствование умений поиска необходимой информации

Тестирование  

6

205-206

Контрольное тестирование №4

Итоговый контроль

2

207-210

Словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи

Текущий контроль

 

4

Содержание программы учебного предмета

О языке

Язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5-6 классах

Ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Орфография и пунктуация. Морфология и синтаксис.

Причастие

Понятие о причастии. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Словообразование действительных причастий. Словообразование страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях; правописание н и нн в омонимичных частях речи (причастиях и прилагательных);правописание гласных перед н и нн. Правописание не с причастиями.

Деепричастие

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у причастия. Правописание не с причастиями. Деепричастный оборот. Словообразование деепричастий.

Служебные части речи

Общее понятие о служебных частях речи.

Предлог

Понятие о предлоге. Назначение предлогов. Разряды предлогов значению. Многозначность  предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. Переход других частей речи в предлоги.

Союз

Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях. Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание  союзов.

Частица. Понятие  о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.

Междометие. Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий. Знаки препинания при междометиях.

Повторение

Развитие связной речи

Описание общего вида местности. Описание действий (трудовые процессы, спорт). Рассказ на основе услышанного. Сообщение. Отзыв о книге. Характеристика литературного героя. Общая характеристика публицистического стиля. Союз как средство связи предложений и частей текста.

 

Формы и средства контроля

    Письменная работа учащихся: учебное и контрольное тестирование, задания, выполнение которых предполагает выбор ответов, диктанты и работы по развитию речи (изложения и сочинения), которые впоследствии проверяются учителем, результат фиксируется и передается ученику.

Вводный: Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по повторению изученного в 5-м классе)

Текущий контроль: Устный опрос

Зачет по материалам пройденных тем. Тестирование, диктант, грамматическое задание по проверки усвоения изученных тем

  Промежуточный: Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по проверки усвоения изученных тем)

Устный опрос. Зачет по материалам пройденных тем

Итоговый: Контрольная работа (тестирование, диктант, грамматическое задание по материалам за курс 6-го класса)

Вид контроля

Количество

По плану

1 полугодие

2 полугодие

Год

Контрольный диктант (тестирование)

8

4

4

8

Контрольное изложение

3

2

1

3

Контрольное сочинение

3

1

2

3

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература

Основная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М.:Дрофа, 2012
  2. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 класс. -М.: Дрофа, 2012
  3. Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 7 класс. М.:  Дрофа, 2009

Дополнительная литература:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс. – М.:ВАКО, 2011 г.
  2. Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Тесты. Русский язык.5-7классы. – М.:Дрофа,2002 г.
  3. Русский язык в таблицах и схемах. – СПб: ООО «Виктори плюс», 2009 г.
  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка (современная версия).- М.:Эксмо, 2007г.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Русский язык, 1988г
  6. Школьный словообразовательный словарь русского языка/сост. Круковер В.И. – СПб: ООО «Виктори плюс», 2008 г.
  7. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб: Норинт, 2002 г.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.  – М.: Просвещение, 2005 г.

Образовательные электронные ресурсы:

  1.  http://e.edu.tatar. ru
  2.  http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  3.  http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
  4.  http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  5.  http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

 Навигатор. Грамота.ру

Оборудование и приборы

Название

Количество

% обеспечения

1

Справочники по русскому языку

1

100

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

1

100

3

Акустическая система

100

4

Универсальный портативный компьютер

1

100

5

Портативный компьютер ученика

12

100

6

Универсальный настольный компьютер

1

100

7

Цифровой проектор

1

100

8

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

1

100

9

Экран настенный

1

100

10

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

15

100

11

Сетевой фильтр-удлинитель

6

100

12

Школьная информационная среда

100

13

Словари

1

100

14

Энциклопедия

1

100

15

Учебно-методические комплексы по литературе

15

100

  • Наглядность

Название

Количество

% обеспечения

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

1

100

2

Иллюстрации по литературе

1

100

Приложение

Контрольно-измерительные материалы.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

Рассвет.

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.            (З. Воскресенская.)

(106 слов.)       Текст  взят  из  «Сборника  диктантов  по  пунктуации:  8–9 классы» Т. А. Костяевой, Г. М. Чурикова.

Грамматические задания:

        I вариант                                II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

        проглядывает                                 разгорается

        водопадом                                водяная

2. Выполните морфологический разбор слов:

        обращенный к востоку                                сдувает с деревьев3

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

Контрольная работа по теме «Словосочетание и предложение»

1. Ответьте на вопросы:

I  вариант

1) Что называется словосочетанием?

2) Какие виды синтаксической связи вы знаете? Чем они отличаются?

II  вариант

1) Что называется предложением?

2) Какие  виды  предложений  по  цели  высказывания,  наличию  второстепенных членов предложения и характеру грамматической основы вы знаете?

2. Запишите предложение и охарактеризуйте его по всем возможным параметрам.

I  вариант:  И  навестим  поля  пустые,  леса, недавно столь густые… (А. Пушкин.)

II  вариант: Разве вы поможете себе этим? (В. Гаршин.)

3. Выпишите из предложения все возможные словосочетания, укажите вид связи.

I  вариант: Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А. Н. Толстой.)

II  вариант: Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

4. Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

I  вариант: вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч.

II  вариант: поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

5. Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются. (Общее для обоих вариантов.)

1) Сотни  маленьких  речушек  родятся  в  глухих  местах  нашей  области. (В. Бианки.)  2)  Большие  паруса  только сильный ветер может надуть.(Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

6. Выполните полный синтаксический разбор предложения.

I вариант:  Чудесно  пахло рыбой, морскими водорослями и смолой. (А. Куприн.)

II вариант: Как яростно ярко горит каждый листик берез, осин, рябин! (В. Бианки.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №2

Слово о полку Игореве.

 «Слово о полку Игореве» – настоящая жемчужина древнерусской литературы. Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю. Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников. Можно утверждать, что автор был дружинником, участником похода Игоря.

Персонажи произведения – это русские люди, жившие и действовавшие в один из переломных моментов истории Русского государства. Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин. Святослав Киевский в глазах поэта есть олицетворение подлинного государственного деятеля и мыслителя. Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси. Рассказ о разгроме Игорева войска – горький упрек самонадеянным князьям-братьям.

Величественный образ Руси в поэме неразрывно связан с раздумьями поэта о ее суровой и славной истории, о ее настоящем и будущем.

(119 слов.)

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации, 8–9 классы» Костяевой Т. А.)

Грамматическое задание:

1. Выполните полный синтаксический разбор предложений:

I вариант: Он свидетель страшных бедствий, причиняемых нашествиями кочевников.

II вариант: Его «золотое слово» – это горькое сетование умудренного опытом полководца, размышляющего о судьбах Руси.

2. Подчеркните грамматические основы, укажите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое:

Задание общее для обоих вариантов.

1) Игорь, самоотверженно бившийся «с погаными половцами», – патриот и бесстрашный воин.

2) Автор «Слова…» был образованнейшим человеком своего времени, изучившим летописи и хорошо знавшим историю.

3. Укажите тип сказуемых во втором абзаце диктанта. (Задание общее для обоих вариантов.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием №3

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Тревожным, свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Внезапно ветер стих, деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, острожное тявканье лисиц и первые, неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, как будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Последние звезды тихо, незаметно погасли в посветлевшем небе. Лес окончательно отряхнул с себя остатки ночного мрака и вставал теперь во всем своем зеленом величии. Побагровели и засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, поднялось солнце, занявшийся день обещал быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы, лисица оставила на снегу кружевной, хитро запутанный след и тоже убралась с поляны. Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

(По Б. Полевому.)

(Текст взят из журнала «Русская словесность». 2001. № 7. С. 50.)

Грамматическое задание:

1) Составьте схему предложений с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Подчеркните однородные члены предложения:

I вариант – во 2-м абзаце; II вариант – в 3-м абзаце.

3) Найдите  в  первом  абзаце  предложение  с  двумя  рядами  однородных  членов.  Выпишите  его.  Схематично  докажите  правильность  своего выбора.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №4

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах… Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей…

(К. Паустовский.)

(125 слов.)    (Текст взят из пособия «400 новых диктантов для 5–11 классов» Барышниковой Т.)

Грамматическое задание 1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово пометьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I вариант – в первом предложении и 1-м абзаце;

II вариант – во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.

Контрольный диктант с грамматическим заданием №5

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога – все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной  родниковой  воды,  которая  ему,  великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом съел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король,  обычно  несколько  скуповатый,  сердечно  щедро  одарил нищих. (По А. Куприну.)

Задания:

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

2) Подчеркните в тексте: I вариант – обособленные обстоятельства;II вариант – обособленные определения.        

Контрольный диктант с грамматическим заданием №6

Первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога Ивана Ефремова – были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.

В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов – создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.

Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» – книга о романтике космического, вселенского, о дружественных внеземных  цивилизациях,  о  подробностях  земной  жизни  через  тысячелетия.

(140 слов.)

(Текст взят из журнала: Г. А. Богданова. Проверьте знания своих учеников. Контрольные диктанты. III–IV четверти // Русская словесность. – 2001. – № 8. – С. 55.)

Грамматическое задание:

1. Выпишите одно предложение с уточняющими членами предложения, подчеркните их. Значком  укажите уточняемый член предложения.

2. Подчеркните в тексте все вводные слова, словосочетания.

3. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант: Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах.

II вариант: Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время. (Сокращаем предложение из диктанта.)

Итоговый контрольный диктант №7

Это место было недалеко над речкой, в мелком осиннике. Подъехав к лесу, Левин слез и провел Облонского на угол мшистой и топкой полянки, уже освободившейся от снега. Сам он вернулся к двойняшке-березе и, прислонив ружье к развилине сухого нижнего сучка, снял кафтан, перепоясался и попробовал свободы движения рук.

Старая, седая Ласка, ходившая за ними следом, села осторожно напротив него и насторожила уши. Солнце опускалось за крупный лес, и на свете зари березки, рассыпанные по осиннику, отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми, готовыми лопнуть почками. Мелкие птицы щебетали, изредка перелетая с дерева на дерево. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и от роста трав.

«Каково! Слышно и видно, как трава растет!» – сказал себе Левин.

Он стоял, слушал и глядел вниз, то на мокрую мшистую землю, то на прислушивающуюся Ласку, то на расстилавшееся перед ним еще обнаженное пространство.

Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко; другой – в том же направлении.

Из-за речки послышалась кукушка. Она два раза прокуковала обычным криком, а потом, заторопившись, запуталась.

«Каково! Уж кукушка!» – сказал Облонский.

«Да, я слышу», – отвечал Левин, с неудовольствием нарушая природную тишину своим неприятным самому себе голосом.

(По Л. Н. Толстому.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс углубленное изучение

В программе учтены требования к изучения русского языка в школе в связи с новыми образовательными стандартами. Программа рассчитана на 5 часов в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс, по программе В.В. Бабайцевой (углубленное изучение)

Рабочая программа обучения русскому языку в 6 классе составлена на основе следующих документов:1)      федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....