Использование пословиц, скороговорок и загадок в учебном процессе.
учебно-методическое пособие (русский язык) по теме

Чернатова Виктория Викторовна

Предлагаю различные приемы и методы с элементами УНТ на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пословиц, скороговорок и загадок в учебном процессе.

Задание №1.

Определите среди произведений У.Н.Т. пословицу, скороговороку, загадку.

Поспешишь — людей насмешишь.

Наша река широка как Ока.

По деревьям скок, орешки щелк.

Верчусь весь век, а не человек.

У Кондрата куртка коротковата.

День придет и заботу принесет.

Около кола колокола.

Каков корм, таков и конь.

Висит сито не руками свито.

Без друга на сердце вьюга.

Купалась, купалась и сухою осталась.

Шишики на сосне, шашки на столе.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Лежит меж грядок — зелен и сладок.

Задание № 2.

Подберите к пословице вторую часть.

У страха                         а на деле лих.

Делано наспех               глаза велики.

На словах тих,               и сделано на смех.

Хорош заяц белый,       кто хочет всё знать.

Снег на полях                а охотник смелый.

Хорошо того учить       хлеб в закромах.

Любишь кататься,        такие и плоды.

Для кого работа,           люби и саночки возить.

Какие труды,                 для кого забота.      

Словами туда и сюда,  тот не споткнется.

Далеко глядит               а делами никуда.

Кто знает дорогу,          да под носом не видит.

Задание №3.

Измените форму имени существительного в пословице.

 

Рад бы до неба достать, да рука коротки.

Человек без дружба, что дерево без корня.

Язык не спеши, а делом не ленись.

Что лето соберешь, то зима на столе найдешь.

Мал тело, да велик дело.

С одной ягода сыт не будешь.

В одной рука двух арбузов не удержишь.

Задание №4.

Работа с деформированной загадкой.

Деревьям, скок, по, а, щелк, орешки.           (По деревьям скок, а орешки щелк).

Хлевец, белых, полон, овец.                         (Полон хлевец белых овец).

Весь, верчусь, век, не, а, человек.               (Верчусь весь век, а не человек).

И, зимой, одним, летом, цветом.                 (Зимой и летом одним цветом).

Сито, свито, не, руками, висит.                   (Висит сито, не руками свито).

Вырастают, а, летом, опадают, осенью.     (Летом вырастают, а осенью опадают).

Задание №5.

Замените выделенное слово в пословице на более точное. 

Пришла   горе, отворяй ворота.

Маленькое работа лучше большого безделья.

Делу — время, потехе — минута.

Щи да каша — еда наша.

Здоровье дороже монет.

С книгой жить — век не печалиться.

Дело мастера страшится.

Друзья познаются в горе.

Один за всех, и все за каждого.

Встречают — по наряду, а провожают по уму.

Задание №6.

Письмо по памяти скороговорок.

У Кондрата куртка коротковата.

Серая кошка сидит на окошке.

Гусь да гагара — два сапога пара.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Уха была не плоха.

У осы не усы, а усики.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Задание №7.

Выберите из только пословицу и запишите.

Здоровье дороже денег.

О здоровье необходимо заботиться.

Как твоё здоровье?

Мир нужен всем людям на земле.

Мир строит, война разрушает.

Нет ничего важнее, чем борьба за мир.

Осень убрала с полей золотые хлеба.

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Всегда бережно относись к хлебу.

Испокон века книга растит человека.

В мире много интересных книг.

Из книг мы черпаем знания.

Трудно жить на свете без друга.

От друга нет секретов.

Старый друг лучше новых двух.

Задание №8.

Найдите  лишнее слово в пословицах.Запишите правильно.

Маленькое дело, работа лучше большого безделья.

Под лежачий, сидячий камень вода не течет.

По застежке, одежке встречают, поуму провожают.

Рот до ушей, хоть веревочки, завязочки пришей.

Готовь телегу зимой, а сани, коньки летом.

Поспешишь — зверей, людей насмешишь.

Так врет, что уши вянут, опускаются.

Жизнь прожить — не ручей, поле перейти.

Слезами, глазами горюне поможешь.

Задание №9.

Поставь знаки препинания в пословицах.

Пчела мала а и та работает.

Прошлое не догонишь а от завтра не уйдешь.

Мал горшок но кашу варит.

Где густо где пусто где ничего нет.

Горька работа но сладок хлеб.

Ловит волк да ловят и волка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение и использование учителем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходим...

Обобщение опыта по теме:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Описание использования сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе....

Об использовании сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе.

Отчет об использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы учителя МАОУ  СОШ № 9 Белоглинского района Краснодарского края Суриной Дины Валерьевны...

Использование программы «Inkscape» семейства OpenSource в учебном процессе

Данная методическая разработка посвящена редактору  Inkscape. Это графический редактор, аналог CorelDRAW, позволяющий работать с векторной графикой.Редактор предоставляет множество возможностей д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР)В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ...

Статья: "Необходимость использования игровых технологий в воспитательном и учебном процессах"

Статья:"Необходимость использования игровых технологий  в воспитательном и учебном процессах."...