Внедрение и использование учителем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
статья на тему

Донская Валерия Викторовна

Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходимо стимулировать становление новой культуры педагогического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_rabota.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение и использование учителем информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

Введение.

I. Работа с интерактивными устройствами.

II. Электронные интерактивные доски. Результаты       практических испытаний.

ВВЕДЕНИЕ.

Общества процветают, когда убеждения

 и технологии согласны между собой,

они приходят в упадок, когда неизбежные

изменения убеждений и технологий

 не согласуются между собой.

Лестер Туроу

        Сегодня становится очевидным, что необходимо повышать компетенцию учителей в области максимально эффективного использования новых информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, необходимо стимулировать становление новой культуры педагогического мышления.

Наши педагогические принципы, цели основаны ещё Я.А.Коменским более трёх веков назад, а мы ими пользуемся до сих пор. Трудно себе представить отрасли любой промышленности, в которой технологии не менялись 300-400 лет. Поэтому на сегодняшний день в век компьютеризации и информатизации школа не может оставаться в стороне.

        Возьмём такой пример. У нас имеется идеальная команда спортсменов по гребле. Через несколько лет их садят в  компьютеризированную лодку. Спортсмены ищут отверстия для вёсел, а там везде установлена техника. Какой выход? Либо за какой-то промежуток времени овладеть компьютером, либо вылететь с соревнований. Так и мы, учителя, то ли детей напучим, и они будут идти вместе со временем, а если нет – они останутся за бортом.

        Первостепенное значение использования ИКТ в образовании обусловлено следующими обстоятельствами.

  1. Обладание навыками использования средств информационно-коммуникационных технологий, основами информационно-коммуникационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является  непременным требованием рынка труда. Именно эти навыки и умения формируются в случае полноценной интеграции этих средств в образовательном процессе.
  2. Компьютер и Интернет сами по себе уже являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения. Формирование у учащихся навыков самостоятельной и коллективной работы, реализация принципа «образование через всю жизнь» - в решении этих задач вносит свой вклад ИКТ.

Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не количеством поставленных в школе компьютеров, интерактивных досок и т.д. или доступом к Интернету, сколько качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс.

        Таким образом, главной задачей для учителя является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

Для достижения поставленной цели  решаются следующие задачи:

  1. Формирование у учителя представлений о существующих и перспективных информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовании.
  2. Овладение ПК.
  3. Овладение мультимедийной техникой.
  4. Ознакомление с использованием интерактивных технологий.
  5. Ознакомление со спецификой и опытом разработки учебно-методических комплексов в условиях использования новых информационных интерактивных  технологий.
  6. Освоение учителем практических навыков работы с  аппаратным и программным комплексом интерактивных устройств   и технологий.

Учитель  должен:

знать:

  1. основные направления и тенденции развития интерактивных  технологий;
  2. методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых интерактивных информационных и коммуникационных технологий;
  3. критерии выбора и основные характеристики интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе;

        уметь:

  1. выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач;
  2. ориентироваться в основных технических характеристиках новейших интерактивных средств;

иметь навыки:

  1. комплексного подхода к решению задач использования интерактивных технологий в процессе преподавания;
  2. самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации различных видов учебных занятий и образовательных, педагогических технологий.

Этапы внедрения информационно-коммуникационных технологий.

I. Овладение учителем ПК.

II. Использование учителем в своей работе мультимедийного проектора.

III. Использование в работе интерактивной доски.

В своей работе, начиная с 2004-2005 учебного года, я начала использовать информационно-коммуникационные технологии: пользовалась переносным мультимедийным проектором. Им пользовалась как на уроках, так и во внеклассной работе. На уроках проектор использовался фрагментарно, и создавались уроки-презентации. Использовала в своей работе, имеющиеся в школе электронные учебники по русскому языку и математики для 2 класса. Во внеклассной работе проектор использовался на кружке, при проведении классных часов, утренников, праздников, различных конкурсов.

Для создания уроков-презентаций я  программами MS Power Point- это современные программы создания динамических презентаций, т.е. последовательно предъявляющихся тематических слайдов, включающих и текстовую, и графическую информацию. Презентации создаются на компьютере пользователя, а затем могут размещаться на веб-сайте и использоваться как прекрасное демонстрационное средство.

В результате                                                                        в классе была установлена интерактивная доска и с января в своей работе я использую  интерактивную доску на уроках и во внеурочной деятельности.

При работе с интерактивной доской пользуюсь программами MS Power Point, создаю флипчарты в AV, использую видеосюжеты и видеофильмы, а также пользуюсь стандартными образцами и анимацией из Галереи Клипарт (ClipArt Gallery) – это встроенные во все стандартные офисные программы или расположенные на сайтах Интернета галереи готовых картинок, фотографий, небольших анимационных сюжетов, которые можно использовать при создании веб-страниц, электронных учебников и т.д.


I.Работа с интерактивными устройствами.

Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает учебе: заинтересовывает учеников, повышает посещаемость, облегчает усвоение материала. Интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции. При прямой – проектор помещается перед доской на подставке или на потолке. При обратной – проектор устанавливается за доской.

 Сенсорная резистивная интерактивная доска состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски очень подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться.

Интерактивные доски можно использовать как при работе в большой аудитории, так и в маленьких группах. С их помощью можно разнообразить процесс обучения: учитель может проектировать урок, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Писать и делать пометки можно поверх всех документов, диаграмм и вебстраниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт.

Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции крепить к потолку, то нет необходимости размещать подставку для аппаратуры посреди аудитории. При использовании доски обратной проекции, исчезает проблема с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Существуют мобильные модели: их с легкостью можно перемещать из одной аудитории в другую. Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост.

Таблица сравнительных характеристик интерактивных устройств

Вмонтированная

в стену интерактивная доска с проектором, прикрепленным к потолку

Мобильная интерактивная доска прямой проекции

с переносным проектором

Мобильная интерактивная доска обратной проекции

со встроенным проектором

Экономит место

Позволяет избежать проблем с кабелями

Не перекрывает световой поток проектора

Защищает проектор от повреждений, вызванных перестановкой

Позволяет передвигать в другие помещения

Позволяет использовать в разных помещениях

Не требует затрат на монтирование проектора к потолку

Не требует затрат на подставку для проектора

        Аппаратное обеспечение для интерактивной доски включает в себя саму доску, проектор, компьютер, громкоговорители и некоторое дополнительное оборудование.

        Интерактивные доски можно подключать к стандартным компьютерам, РС и Macintosh, которыми оборудовано большинство учебных заведений.

        Многие проекторы включают в себя громкоговорители, но они не всегда подходят для работы в аудитории. Если проектор прикреплен к потолку, громкоговорители должны быть размещены на стене. Иногда система громкоговорителей с усилителями прилагается к доске обратной проекции.

        К интерактивным доскам прилагается программное обеспечение. Его возможности варьируются в зависимости от производителя. Некоторые программы позволяют работать с текстом и объектами на доске, сохранять информацию и превращать письменный текст в печатный. Другие включают в себя обобщающие материалы, а также предлагают специальные возможности для работы в классе.

        Некоторые производители интерактивных досок предлагают бесплатные ресурсы на профессиональные разработки он-лайн. Это особенно важно для адаптации продукта.

Преподаватели могут воспользоваться дополнительными ресурсами: образовательными программами, обучающими материалами, которые можно загрузить из Интернета, а также присоединиться к сообществам в сети бесплатно.

Интерактивные доски не нуждаются в постоянной технической поддержке.

Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Прежде всего, любой урок, в том числе и с использованием интерактивных технологий, долен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Среди основных этапов, по которым развивается обычный урок, можно выделить следующие:

- подготовка к началу урока (организационное начало урока);

- объяснение целей занятия;

 - проверка домашнего задания (если  это необходимо);

 - подготовка к введению в новую тему;

- введение в новую тему или задание – может повторяться несколько раз в течение урока, так как является основой;

- развитие темы при участии учащихся;

- обсуждение в конце урока того, что было пройдено, а также самого процесса обучения.

Структура урока с использованием интерактивных устройств может меняться. А в некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Однако, важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные возможности доски.

Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Учитель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Вот несколько примеров того, как можно использовать доску на уроках.

На уроке по кубановедению  по теме «Положение Краснодарского края. Административная и физическая карты» доска использовалась следующим образом.

Этап 1. Карта.

Учитель показывает на интерактивной доске карту страны и просит  найти на ней Краснодарский край. Учащиеся подходят к экрану и нажимают на ту область, где, по их мнению, находится Краснодарский край. Учитель  заранее создал невидимые ссылки, при нажатии на которые открываются другие страницы, каждая из которых показывает карту большего масштаба до тех пор, пока территория вокруг края не будет четко видна на экране. Так учащиеся лучше усвоят, где находится край по отношению к другим районам страны.

Этап 2. Фотографии.

Учитель подбирает фотографии для работы на данном уроке и даёт возможность учащимся их обсудить, если что-то на фотографии надо выделить, то это можно обвести в руг.

Этап 3. Текст.

Учитель выбрал гимн Кубани. Её слова отображаются на доске, и когда песня звучит, один из учеников подходит к доске и подчёркивает в тексте выражения  и слова, показывающие любовь к родному краю. Затем все учащиеся обсуждают смысл этой песни и то, что выделил ученик. Преподаватель с легкостью может контролировать песню, не отходя от доски, так как ее можно послушать через гиперссылку на интерактивный файл.

Этап 4. Видеосюжет.

Учитель  показывает небольшой видеосюжет о родном крае. Некоторые кадры можно остановить, чтобы учащиеся обсудили увиденное и задали вопросы.

Однако, преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Преподаватель может располагать необходимые материалы внутри одного файла, связывая их гиперссылками. Аудио- и видеофайлы можно легко контролировать с помощью доски, проигрывая небольшие отрывки, если это необходимо. Любые замечания и добавления к файлу можно сохранить и использовать на следующих занятиях и для повторения.

Конечно, все вышеперечисленное можно сделать и с помощью традиционных методов. Карты и фотографии можно показать на обычном проекторе, песню прослушать на кассете или диске, а фильм показать на телевизоре с помощью видеомагнитофона.

Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.

Для учителя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп урока, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере.

Вот ещё один вид работы с интерактивной доской: использование «прожектора», инструмента интерактивной доски, который позволяет выделить только небольшой участок изображения, чтобы обратить на него внимание учащихся. Например, берётся два или  три варианта какого-либо изображения. Детям предлагается тщательно изучить первое. Затем он все больше и больше открывает изображение и просит учащихся прокомментировать то, что они видят, задавать вопросы. Потом приглашает учащихся к доске, чтобы они могли добавить комментарии поверх изображения. Теперь плакат-изображение виден целиком вместе с комментариями. Преподаватель приветствует внимание учащихся к деталям, чтобы как можно основательнее проанализировать изображение.

На последнем слайде, преподаватель может сразу показать все три изображения, так чтобы их легче можно было сравнить.

Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае, полностью соответствует потребностям учителя.

Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей.

Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам.

Например, учитель открывает файл на интерактивной доске и показывает всему классу то, что он приготовил к уроку. Эта подготовка заняла у него не более 10 минут. Затем он дает учащимся время и включает на экране секундомер, который имеется в некоторых программных обеспечениях. В течение определенного времени учащиеся работают, разделившись на небольшие группы, решая какие слова можно сгруппировать и к какой проблеме их отнести. Преподаватель может разрешить им пользоваться своими записями.

Через 5 минут каждая группа выбирает своего «представителя», который идет к интерактивной доске, чтобы выполнить задание, а затем пояснить свой выбор. Можно построить это задание, как игру, предлагая хорошо ответившему учащемуся выбрать того, кто следующим пойдет к доске.

Интерактивная доска позволяет по-разному переставлять объекты – так учащийся может проверить, правильно ли  он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия. Замечания и дополнения преподаватель и учащиеся могут записывать прямо на экран.

Это задание можно провести и с помощью традиционных методов, например, используя карточки и клейкую ленту. Однако, для того, чтобы работать с ними не один раз, их надо где-то сохранить. Электронная версия позволяет хранить все на одном компьютере, делиться материалами с коллегами и быстро их изменять, приспосабливая для разных занятий, а «вывесить» их на интерактивной доске преподаватель сможет буквально за считанные секунды.

II.Электронные интерактивные доски и обучение:
результаты практических испытаний

Обучение всегда было деятельностью социальной, так как свои убеждения и взгляды люди всегда утверждали посредством диалога с окружающими. Современные образовательные теории говорят о необходимости стимулировать заинтересованность учащихся, полагая ее краеугольным камнем знания. Эти теории содержат следующие компоненты:

  1. Конструктивизм - предполагает выбор и обработку учащимся информации, создание гипотезы и достижение результата через личное освоение знания.
  2. Активное обучение - учащиеся воспринимают получаемые "сверху" инструкции (лекции) не пассивно, а путем непосредственного участия в образовательном процессе (чтение, письмо, обсуждение, анализ и самостоятельная оценка материала).
  3. Коллективное обучение - в образовательный процесс вовлекается весь класс: преподаватель фокусирует внимание учащихся и по собственному усмотрению выстраивает взаимодействие отдельных групп.

Наверное, самой большой трудностью обучения с применением современных технологий является поддержание динамичного взаимодействия с учащимися, каждый из которых сидит за своим компьютером. Электронные интерактивные доски помогают справиться с этой трудностью и обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами вручную. Этот экран, который могут видеть все присутствующие в классной комнате, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Наблюдения
"Правда ли, что использование интерактивной доски в качестве образовательного инструмента влияет на интерес учащихся к занятиям? Исследования и опросы дают совершенно недвусмысленный ответ - это так. Результаты моей работы свидетельствуют о том, что электронные интерактивные доски могут быть использованы во время классных занятий для эффективного вовлечения учащихся в образовательный процесс.
Электронные интерактивные доски  были новинкой, и ученики с энтузиазмом отнеслись к возможности учиться с их помощью - об этом свидетельствовали отдельные реплики во время уроков с использованием интерактивных досок.

"Мне нравится прикасаться к интерактивной доске,

"у меня волшебный палец",

"мне нравится, когда линии меняются",

"с электронной интерактивной доской  все получается гораздо легче - сам не знаю почему",

 "мы использовали интерактивную доску, и у меня все получилось",

 "на доске все по-другому",

"эта доска волшебная".

Я увидела, что на уроках:

 - Ученики были всецело увлечены своим занятием, касаясь электронной интерактивной доски или работая на ней с текстом.

 - Электронные интерактивные доски  поддерживают в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.

 - С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учащихся на уроках,  я получила возможность общаться с классом, не отрывая пальцев от доски и продолжая работать с материалами...

 - Наглядные материалы в форме диаграмм, взаимосвязанных объектов и картинок, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечили всеобщее внимание.

 - Возросли темпы уроков.

 - Учитель получает возможность смотреть на класс, а не на клавиатуру (как происходит в тех случаях, когда используется компьютер с большим монитором или проектор)... В таких условиях учитель может в полной мере сконцентрироваться на ответах учеников".
- Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивных досок выказали большее желание участвовать в уроках.

 - Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителям наладить с классом действенную обратную связь. Это помогает учителям глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха.
- Все опрошенные [касательно эффективности использования электронных интерактивных досок в образовании] дети, родители  утверждали, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину.

 - Повысилась учебная мотивация учащихся.

III. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, как способ повышения учебной мотивации учащихся.

        Вопрос в современной школе о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

        Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием?

        Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребёнка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжённому умственному труду.

        Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития,  если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое воздействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

        Все мотивы можно разбить на следующие группы:

 - учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.);

 - непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);

 - перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность и др.).

        Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Поэтому я в своей работе использую различные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Установился новый тип отношений, который сделал ученика истинным субъектом учебной деятельности. Всё это позволило превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и привело в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе. Следовательно, залог успешности обучения младших школьников – это наличие учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!

Дорогой  друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов самые спра ведливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1 . Я стараюсь учиться лучше, чтобы. .

а)получить хорошую отметку;

б)наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии больше денег ;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и)меня не наказывали;

к)я больше знал и умел.

2.Я не могу учиться лучше, так как...

 а)у меня есть более интересные дела;

б)можно учиться плохо ,а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)мне мешают дома;

г)в школе меня часто ругают;

д)мне просто не хочется учиться;

е)не могу заставить себя делать это;

ж)мне трудно усвоить учебный материал;

з)я не успеваю работать вместе со всеми:

3.Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего  нравится  то, что…

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

 д) учительница  будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж)у меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что        

а)        я плохо знаю  учебный материал;  

б)        это получил6сь;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

 Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того какой мотив он отражает

Внешний мотив — 0 баллов

Игровой мотив  - 1 балл

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

      Социальный мотив - 4 балла.

      Учебный мотив – 5 баллов

Варианты  ответов 

Количество  баллов по номерам предложений 

1 

2 

3

4

а) 

;2

                                     3 

           5 

5

б) 

3

 3

З 

2

В) 

4

0 

3 

3

г) 

4

     4 

3 

3

    д)

3

1 

3 

         3

е) 

3

3 

0 

3

ж) 

3

5 

0 

4

з) 

0

3 

4'

0

и) 

0

 

-

0

к)

5

-

-

-

Баллы суммируются и по оценочной  таблице выявляется итоговый   уровень мотивации учения.

Уровни мотивации 

Сумма баллов итогового уровня мотивации            

1

41-48

II

                    33-40

II1

25-32

1V

                      15-24

                       V

5-14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на мо мент перехода учащихся из начальных классов в средние.

  1 — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень;

  1. -нормальный уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;
    V—
    низкий  уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов. По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается коли чество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Выявление ведущих мотивов  учащихся 5-х классов

 Варианты ответов

 

Выбранные мотивы по номерам предложений

1   

     2

     3

4 

 а) 

0 

П

У  

У 

б) 

П 

П 

П 

0 

в) 

С 

в 

п 

г) 

с 

С  

       П

п 

д) 

П 

И 

    П

п 

е) 

п 

П 

В

п 

ж) 

П 

У

В

С

з) 

в 

п 

С

в 

и) 

В

-

-

В

            к)     

У

-

-

-

Условные обозначения        .

У - учебный мотив; С — социальный мотив; П- позиционный мо тив; О - оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации выраженное в процентах от обще го числа обследуемых;

  1. количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  2. количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Описание использования сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе....

Об использовании сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе.

Отчет об использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы учителя МАОУ  СОШ № 9 Белоглинского района Краснодарского края Суриной Дины Валерьевны...

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Актуальность темы.  В современных условиях, когда объем  необходимых для человека знаний  резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определе...

Письменный отчет Сусловой Ирины Викторовны, об использовании информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

              Химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым уровнем школьного курса химии непросто.Поэт...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе"

В статье описаны дидактические задачи ИКТ. Освещены основные направления применения ИКТ на уроке. Положительные моменты использования ИКТ в работе преподавателя....

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Отчет об использовании сетевых и дистанционных технологий в учебном процессе Рамазановой Халимы Ахмедовны

Отчет об использовании сетевых и дистанционныхтехнологий в учебном процессеРамазановой Халимы Ахмедовны...


 

Комментарии

Донская Валерия Викторовна

В статье отображены этапы внедрения информационно-коммуникационных технологий. I. Овладение учителем ПК. II. Использование учителем в своей работе мультимедийного проектора. III. Использование в работе интерактивной доски. Рассмотрен вопрос в современной школе о мотивации учения, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.