Буквы И и Ы после Ц в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Самусь Валентина Михайловна

Урок – клеточка педагогического процесса.  В нем, как солнце в капле воды, отражаются  все его стороны. Если не вся, то значительная  часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин М.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

5 а класс

Тема: «Буквы И и Ы после Ц в корне слова (Слайд 1)

Цель: познакомить учащихся  с условиями выбора буквы и-ы после ц в различных морфемах. Формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания орфограммы.  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение – мать учения

  Выписать слова в два  столбика, выделить приставки и  корни. 1) с приставкой  2) без приставки.  Отцовский, растаял, расчёт, растить, расписать, растение, отдалить, исчертить, история, раствор. (Слайд 2)

Проверьте себя (Слайд 3)

   Кроссворд «Обобщающие слова».  (Слайд 4)

Назовите предметы на картинке с ОБОБЩАЮЩИМ словом (мебель, овощ, люди, продукт, одежда, цветок, рыба)

 Синтаксическая минутка: (Слайд 5)

Задание: расставить знаки  препинания, начертить схему  предложений.

  • В саду у сторожа росли цветы гвоздики  лилии  тюльпаны.
  • В зоопарке живут слоны обезьяны  львы (гиперссылка)

  Физминутка для глаз.

  1. Работа по теме урока

  Отгадайте звук по паспорту: согласный, глухой, твёрдый, непарный. (Ц)

(Слайд 6)

 Диктант в стихах. Приготовьтесь писать и  будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать: ци или цы/

Цыплёнок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только он одно не знал,

Где пишут ци и цы. (Слайд7)

   Работа со словарём. Лексическое значение слов

Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей.
Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена ( Слайд 8)

  Работа с таблицей  (Cлайд 9)

- Вот так цыплёнок не знал. А вы знаете?

- По правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и…

- Кроме трёх случаев, когда пишется ы:

1) в окончаниях слов: синицы, птицы

2) в суффиксе –ын: сестрицын, курицын.

- Значит, и цыплёнок пишется через ы.

- Почему?

- Потому что цыплёнок – курицын сын.

- Цыплёнок, действительно, пишется через ы, но совсем не потому. Просто цыплёнок одно из тех слов, которые надо запомнить:

Цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть.

  Работа со слова-исключениями. (Слайд 10)

     Во всех этих словах пишется ы после ц. Запомнили? А чтоб не забыли, я вам расскажу маленькое стихотворение, в которое входят все эти четыре слова:

Цыган цыплёнка увидал,

Заиграл на скрипочке,

А цыплёнок услыхал –

Станцевал на цыпочках.

- А где ещё одно слово?

- Да, где цыц?

- Сейчас будет.

Цыц, ребята, не шуметь,

А то цыган собьётся,

Перестанет скрипка петь,

Наш урок сорвётся.

- Ну что, цыплята, вам всё понятно?

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ци и цы,

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

- К сожалению, правило в стихотворениях неполное. Давайте прочитаем

§ 87 .

- Что нового вы ещё узнали? (В словах на –ция всегда пишется и).

- Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

   Алгоритм (Слайд 11)

  1.   Закрепление изученного
  1. Устный орфографический разбор.

Задание: замена развернутого определения словом-синонимом. Дети объясняют правописание в  слове, пользуясь алгоритмом. (Конституция, цитата, цыкнуть, циркуль, коллекция, овцы)  (Слайд 12)

  1. Итог урока

- Что повторили сегодня?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какой этап урока показался самым интересным?

- Что было трудно?

    7.  Домашнее задание:  § 87. Упражнение 447. (Слайды 13,14)

 Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

 Самусь Валентина Михайловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Мыскаменской школы-интерната Самусь В.М. Буквы И и Ы после Ц

Слайд 2

Повторение – мать учения Задание: выписать слова в два столбика, выделить приставки и корни. С приставкой Без приставки Отцовский, растаял, расчёт, растить, расписать, растение, отдалить, исчертить, история, раствор

Слайд 3

Проверь себя С приставкой Без приставки растаял отцовский расчёт растить расписать растение отдалить история исчертить раствор

Слайд 4

Кроссворд «РАДУЖНЫЙ» Назовите предметы на картинке с ОБОБЩАЮЩИМ словом м е б е л ь о в о щ л ю д и п р о д у к т о д е ж д а ц в е т о к р ы б а

Слайд 5

Синтаксическая минутка Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложений. В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны. В зоопарке живут слоны обезьяны льв ы .

Слайд 6

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, глухой, твердый, непарный

Слайд 7

Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы. И только одного не знал, Где пишут ци, где цы.

Слайд 8

Обратимся к словарю  Орфографический словарь Этимологический словарь Орфоэпический словарь Толковый словарь Словообразовательныйсловарь Словарь синонимов Словарь иностранных слов Словарь паронимов Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр- 1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2 .головной убор джентльмена

Слайд 9

 Справка 

Слайд 10

Слова - исключения

Слайд 11

ци я

Слайд 12

Лексическая работа Задание: замена развернутого определения словом-синонимом. Основной Закон государства - конституция Точная выдержка из какого-либо текста - цитата Прикрикнуть на кого-либо с угрозой - цыкнуть Инструмент для вычерчивания окружности - циркуль Систематическое собрание каких-нибудь предметов - коллекция Небольшие домашние животные, которые дают шерсть - овцы

Слайд 13

 Домашнее задание  §87 Упражнение 447

Слайд 14

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

5 класс. Русский язык.  Технологическая карта....