Урок по теме Деепричастие в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Тип урока: повторительно-обобщающий
Технологтия: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Задачи: - повторить, изученное по теме
«Деепричастие»;
- показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;
- воспитывать любовь к родному слову;
- готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_d-p.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 7 класс
Тема урока:
Повторение и обобщение изученного
по теме «Деепричастие»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Технологтия: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.
Задачи: - повторить, изученное по теме
«Деепричастие»;
- показать роль деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;
- воспитывать любовь к родному слову;
- готовить учащихся к новой форме итоговой аттестации.
Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастия, правильно использовать в речи деепричастия, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Оборудование: распечатанные для каждого ученика разноуровневые задания, , плакат со ст-нием, рабочие тетради, проектор, экран, ноутбук
Ход урока
1. Организация класса |
Слайд №1 11. Сообщение темы урока и его задач. (Записать в рабочую тетрадь дату и тему.) |
111. Актуализация опорных знаний Задачи : мы закончили изучение темы «Деепричастие». Теперь нам предстоит обобщить все сведения и систематизировать. Но на этом уроке мы повторим пройденный материал и выясним, что еще осталось непонятным. Слайд №2 Давайте ответим на вопросы. Учебником пользоваться можно, но отвечать нужно, не подсматривая. -Дайте определение деепричастия. -Назовите его морфологические признаки. -Какова синтаксическая роль деепричастия. Слайд №3 Перед вами 3 предложения (на стене и у каждого карточка). Найдите в них деепричастие. По каким признакам вы его определили? Уровень А (базовый) В небе раскинув розовы крылья парила одинокая чайка. Уровень Б (повышенный) Шумит размахивая вершинами деревьев старый лес подступивший к берегам. Уровень В (высокий) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и (не) останавливаясь направился к блестевшей в лучах заходящего солнца реке. А теперь выберите одно из них и произведите морфологический разбор. (У доски 3 человека.) Какие трудности были при разборе? Слайд №2 - Что называется деепричастным оборотом? Слайд №4 - Как выделяются деепричастные обороты и одиночные деепричастия на письме? - Какими членами предложения являются деепричастные обороты и одиночные деепричастия? Слайд №3 Найдите в указанных выше предложениях деепричастный оборот. Расставьте знаки препинания и произведите полный синтаксический разбор. Перед вами предложения разного уровня сложности. Базовый уровень должны знать все. Подумайте и выберите самостоятельно свой уровень, разберите только одно предложение. (3 чел. у доски .Вслух разбираем предложение высокого уровня. Как пишется НЕ с деепричастием?) Слайд №5 Уч-ся сверяют свои работы со слайдом. - Кто выбрал высокий уровень? - Повышенный? - Высокий? - Какие трудности были в работе? - Как можно проверить, правильно ли вы выделили д/п оборот? А теперь посмотрим, какую роль выполняет деепричастие в речи. |
2.Работа с текстом. Цель: показать возможности деепричастия как средства выразительности. а)Чтение ст-ния «Лодорский водопад» английского поэта Роберта Саути (перевод А. Шмульяна)
Лодорский водопад Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросая, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! б) Беседа по вопросам: - В чем необычность ст-ния? -В форме пирамиды -Одно предложение. -48 деепричастий -1 деепричастный оборот - Деепричастия какого вида? Почему? -Как одиночные деепричастия и деепричастный оборот выделены? -Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий? (Водопад мы видим, слышим … ) В) Работа в группах - Найти в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия: 1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя); 2 группа – по зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь); 3 группа – по движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь); 4 группа – по аналогии с человеческими качествами; как называется такое средство выразительности? (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя; олицетворение). (Один из группы зачитывает. Один маркером вычеркивает в ст-нии на плакате названные деепричастия.) -К какой группе можно отнести оставшиеся слова Слайд №6 Вывод. Какие художественные приемы для создания образа водопада использует поэт? Звукопись, олицетворение. 3. Однако деепричастия употребляются не только в художественных произведениях. В разговорной речи часто можно услышать фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы – одно из самых ярких средств выразительности. - Какие фразеологизмы с деепричастиями вы знаете? Объясните их смысл. Слайд №7 - Найдите во фразеологизмах деепричастия. - Выделяются ли запятыми фразеологизмы с деепричастиями? Делать что-либо спустя рукава. Еле волоча ноги. Сидеть сложа руки. Выбрать 2 фразеологизма, составить Жить припеваючи. предложения Работать не покладая рук. Бежать не чувствуя под собой ног. Положа руку на сердце -Прослушать 3 предложения. -Выделяется ли фразеологизм запятыми? 4. Довольно часто, употребляя в речи деепричастие, мы допускаем грамматические ошибки. Наша задача научиться видеть такие ошибки и уметь их исправлять. Слайд №8 Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложении. А) Глядя в даль, у нее возникают грустные мысли. Слайд №9 -Вам нужна подсказка? Уч-ся читают 3 предложения Слайд №10 Возможные варианты предложения: Глядя вдаль, она грустит. Когда она глядит вдаль, у нее возникают разные мысли. Слайд №11 Б) Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Слайд №12 -Нужна подсказка? Слайд №13 Возможные варианты предложения.: Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни. Когда она думает о прошлом, ей вспоминаются счастливые дни. Вывод. - Над какой проблемой работали? - Как можно исправить грамматическую ошибку в предложении? 4. Подведем итоги. - Что нам удалось повторить о деепричастии? (Общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; НЕ с деепричастиями; виды деепричастия, употребление в речи; поработали над исправлением грамматических ошибок.) 5. Еще раз проверим, что усвоили. Тест. (У каждого на столе лист А-4; работа в парах) Задания:
А. –Л-; Б. ЯВ; В. –ЯВШИЙ; Г. –НУТЬ 2. Найдите словосочетание с деепричастием А. проложенный геологами; Б. написал письмо В. Запер на замок Г. Закрыв книгу 3. В каком случае НЕ следует писать слитно? А. (не)построив дом; Б. (не)навидя В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая 4. Укажите деепричастие совершенного вида. А. расплетая косы; Б. увлекая за собой; В. думая об этом Г. остановившись на ночлег Уч-ся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга. Слайд №14 Тетради возвращают друг другу. Проверяют по слайду. -Кто не допустил ошибки в 1 задании? во 2, 3 и 4? Слайд №15 - Теперь проверим, усвоили ли постановку знаков препинания при деепричастном обороте. После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты, протянула ноги и , чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. - Прочитать со знаками препинания. -Кто справился с этим заданием? - Кто правильно выделил деепричастный оборот и правильно поставил знаки препинания? Кто не увидел Д/О? - Кто в начале урока выбрал предложение базового уровня? А это предложение уже не базового уровня. 5. Подведем итоги урока в целом. -Оцените мою и свою работу. Слайд №16 Домашнее задание (по вариантам): 1 вариант: п. 26, 27. Составить опорный сигнал «Деепричастие как часть речи» 2 вариант: п. 29, 30. Составить опорный сигнал «Словообразование деепричастия» Слайд №17
Фамилия, имя_______________________________________________ Тест
Задания: 1 1.Какие морфемы указывают на деепричастие? А. –Л-; Б. -ЯВ; В. –ЯВШИЙ; Г. –НУТЬ 2. Найдите словосочетание с деепричастием А. проложенный геологами; Б. написал письмо В. запер на замок Г. закрыв книгу 3. В каком случае НЕ следует писать слитно? А. (не)построив дом; Б. (не)навидя В. (не)рассчитывая Г. (не)освещая 4. Укажите деепричастие совершенного вида. А. расплетая косы; Б. увлекая за собой; В. думая об этом Г. остановившись на ночлег 11 Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте знаки препинания в предложении. Выделите деепричастный оборот.
После обеда она (Каштанка) разлеглась среди комнаты прот..нула ноги и чу..ствуя во всем теле пр..ятную истому зав..ляла хвостом. 111
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс
Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс...
Открытый урок по теме: "Деепричастие", 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"...
Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)
Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн...
Конспект урока по теме "Деепричастие" 7 класс
Разработка поурочного плана по русскому языку 7 класс ....
Конспект урока по русскому языку "Урок-зачёт по теме "Деепричастие"". 6 класс.
Урок-зачёт по теме «Деепричастие».Цель: • обобщить, систематизировать материал по теме;• закрепить изученные орфограммы (НЕ с деепричастиями) и пунктограммы ( выделение ОД и ДО н...
Разработка урока по теме "Деепричастие", 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку с презентацией...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....