Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Трещева Мария Викторовна

На этом уроке учитель показывает методику применения разработанного им лингвистического тренажера "Правописание приставок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_6_klassa.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Правописание гласных в приставках пре- и при-»

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий.

Цели:

  • Систематизация  теоретических знаний по теме урока.
  • Формирование умения использовать правила в практической деятельности.
  • Совершенствование навыка самоконтроля через использование лингвистического тренажера «Правописание приставок».

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия
  1. Послушайте стихотворение (высвечено на экране)

В прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-.

Особа преотважная,

Важная-преважная.

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Ее считали очень мудрой,

И называли все премудрой.

Был у нее прелестный пудель,

Прехрабрый пес по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере-.

Она сказала: «На заре

Я уезжаю. Друг мой, пре-,

Меня не будет два –три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу.

Спокойной ночи. Я спешу».

               (А. Каютина)

О чем оно? О какой замене просила приставка пере-? С какой приставкой можно спутать на письме приставку пре-? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? С какой целью?

  1. Этап изучения новых знаний и способов действий

Сегодня раскроем секрет правописания приставок пре- и  при-. Оказывается, разные приставки пишутся по разным правилам и в зависимости от этого разделяются на три группы. Наша группа – самая маленькая, но самая трудная. Потому, что у нее свое основание для правописания  - смысл. Прежде всего научимся узнавать приставки этой группы «в лицо». Выпишите только те слова, в которых есть приставки 3 группы (задание на доске). Пробежать, прибежать, прекрасный, запретный, приподнять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преждевременный.

Чтобы раскрыть секрет правописания пре и при, надо сразу научиться различать разные смыслы приставок по шести правилам и стараться запомнить как можно больше слов, которые  не входят в эти правила.

  1. Самый первый и самый легкий случай попробуйте объяснить сами. Какое общее значение у слов: пришел, приехал, прибежал, прикатился? Слова, обозначающие приближение, пишутся с  приставкой при-. Запишите слова, обозначающие
  • Приближение птицы, коня, рыбы, змеи;
  • Приближение автомобиля, пешехода, лыжника;
  • Круглого предмета.
  1. Люди очень много занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Чего только не придумают они для этой работы! В словах, обозначающих присоединение, всегда пишется приставка при-. Запомните: к словам, имеющим смысл присоединения, относятся и слова, обозначающие добавление к чему-то (приписал), и слова, обозначающие «взять себе» (принять, присвоить, приобрести). Замените словосочетание одним словом. Присоединить: с помощью веревки, с помощью молотка и гвоздей, с помощью иголки с ниткой, с помощью клея, с помощью винтов и шурупов.
  2. Третье значение приставки при- выясните сами. Образуйте с помощью приставки при- прилагательные от данных слов: участок при школе, край при море, канава при дороге, постройки при станции, огород при усадьбе, поселок при городе. Объясните значение приставки в этих словах. При- обозначает нахождение около чего-то, расположение вблизи.
  3. Если пирог в духовке не совсем сгорел, а только немножечко, мы говорим – пригорел. Доктор не сжег царапину йодом, а только прижег. Вы не открыли окно широко, а только приоткрыли. Если что-то делается не до конца, не очень сильно, немного или ненадолго, такие действия называются неполными, незаконченными. Слова, их обозначающие, пишутся с при-. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, слегка коснулся, ненадолго лег, ненадолго сел, ненадолго затормозил, не совсем заглушил.
  4. Все было бы хорошо с приставкой при-, если бы не приставка пре-, о которой уже сегодня говорили. Обратимся еще раз к стихотворению. Как вы думаете, какое значение имеет приставка пре-? Образуйте слова с приставкой пре- от словосочетаний: условие, которое не переменится; показ фильмов без перерыва; человек, переступивший закон; рассказ, передаваемый из поколения в поколение.
  1. Этап первичной проверки правильности понимания нового учебного материала

Работа с лингвистическим тренажером «Правописание приставок»  

(Проверка - взаимоконтроль).

  1. Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению

Дома выполним упражнение 154, распределив слова в таблицу

приближение

присоединение

неполнота действия

расположение вблизи

=очень

=пере

  1. Этап подведения итогов учебного занятия, выставление оценок
  2. Этап рефлексии

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Литература:

  1.   Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2008.-254 с.
  2.   Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.-176 с.
  3.   Граник, Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.-М.: Просвещение, 1994. -222 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в приставках пре-при"

Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках –пре-при-» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, п...

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Правописание гласных в приставках –пре и -при»...