Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
Документ содержит учебно-тематический план элективного курса "Культура речи. Риторика" для учащихся 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-tematicheskiy_plan_elektivnogo_kursa.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план элективного курса «Культура речи. Риторика»
9 - 11 класс
(34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение. Текст как речевое произведение | 1 | Высказывание на тему «Что значит быть талантливым писателем?» Комплексный анализ текста | Подготовить сообщение, используя ключевые понятия и материал вводного раздела (о тексте, о типах речи, о стилях речи, о языковых средствах выразительности) | |
2 | Практическое занятие «Основы выразительного чтения» | 1 | Выполнение упражнений на отработку правильного дыхания | Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и прочитайте несколько скороговорок на выдохе: сначала про себя с четкой артикуляцией, затем в медленном темпе шепотом, наконец, вслух громко и быстро | |
3 | Сочинение – это тоже текст | 1 | Практикум: формулирование тем сочинений. Написание фрагментов сочинения. | Составить памятку формулировки темы сочинения | |
4 | Практическое занятие «Основы выразительного чтения» | 1 | Выполнение упражнений для развития образного мышления и эмоционального восприятия, работа с фонотекой | ||
5 | Написание сочинения части С. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия | 1 | Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и крите риями его проверки | Ознакомиться с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом | |
6 | Практическое занятие «Интонационные средства выразительности» | 1 | Выполнение упражнений по определению и характеристикам интонационных средств | Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника». Опишите «киноленту видений», дополнив ее деталями и подробностями. Перепишите текст, отмечая в нем логические паузы и ударения | |
7-8 | Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы | 2 |
Работа с текстом
| Ответить на вопросы: что такое проблема? Как выявить проблему текста? Как сформулировать проблему текста? Сформулировать проблемы текста А.И.Солженицина | |
9 | Практическое занятие «Исполнительский анализ художественного произведения» | 1 | Ответы на вопросы по предложенному тексту, работа с фонотекой | ||
10 | Комментарий, виды комментария, способ оформления | 1 | Практикум. Работа с КИМами | Ответить на вопросы: что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? | |
11 | Практическое занятие «Выразительное чтение стихотворных произведений» | 1 | Чтение стихотворных текстов с выполнением исполнительских задач, работа с фонотекой | Подготовьте исполнительский анализ любого стихотворного произведения по выбору (басни, лирического стихотворения и др.) | |
12 | Выявление позиции автора и способы ее оформления | 1 | Тренировочные упражнения с выявлением различных способов формулирования авторской позиции | Ответить на вопрос: как избежать фактической ошибки «смешение понятий «автор» и «рассказчик»? Работа с сочинениями выпускников | |
13 | Практическое занятие «Выразительное чтение прозаических произведений» | 1 | Чтение прозаических текстов, составление тезисного плана для подробного пересказа, выделение ключевых слов и словосочетаний, формулировка сверхзадачи исполнения, работа с фонотекой | Подготовьте рассказ на основе личного опыта о самом радостном или печальном событии вашей жизни (дне рождения, встрече или утрате близкого человека и т.п.). Обоснуйте ваш выбор. Продумайте логику повествования. Сформулируйте сверхзадачу исполнения. Перед выступлением подготовьте аудиторию к восприятию вашего рассказа | |
14 | Аргументация собственной позиции, виды аргументов | 1 | Лекция с элементами беседы Выявление типичных ошибок при написании сочинений на ЕГЭ | Ответить на вопросы: что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Привести по 2 аргумента на любую тему | |
15 | Работа над композицией сочинения | 1 | Практикум: сочинение - рассуждение. Примеры ответов на задания с развёрнутым ответом | Повторить предыдущие темы. Подготовиться к написанию сочинения | |
16-19 | Написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания | 4 | Сочинение по прочитанному тексту (1 ч.) Анализ сочинений. Работа над ошибками (1 ч.) | Работа с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (по своим сочинениям) | |
20 | Практическое занятие «Выразительное чтение драматического произведения» | 1 | Пересказ событий пьесы от лица одного из персонажей. Ответы на вопросы: 1. Каково мое (персонажа) место в пьесе? 2. Что я за человек: ум, характер, круг интересов, отношения с другими действующими лицами? 3. Какова моя биография (домыслите, если мало фактов)? 4. Какова моя внешность, движения, манеры? 5. Каковы особенности моей речи? И т.п. Работа с фонотекой | Подготовьте чтение фрагмента из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (действие IV, явление 8-е). Особое внимание уделите подтексту – чувствам, намерениям персонажей. Определите свое отношение к каждому из действующих лиц. Как, по вашему мнению, к ним относился автор? Сформулируйте частные исполнительские задачи к репликам действующих лиц. Прочтите текст по ролям, стараясь выполнить свою сверхзадачу. Затем воспроизведите текст в лицах | |
21-22 | Портретный очерк | 2 | 1.Лекция, составление тезисов. 2. Подготовка к сочинению (выбор темы, объёма содержания, отбор материала по теме). 3. Анализ портретного очерка (выявление языковых средств для достижения выразительности). 4. Рецензирование работы учащихся. 5. Отбор работ для школьной газеты | 1.Подготовка информационного материала. 2. Написать сочинение-очерк на литературную тему. 3. Подготовить сообщение по теме. 4. Анализ портретного очерка (найти в тексте описание внешности героя, определить» данное» и «новое» в предложениях). 5. Написать начало очерка о известном писателе | |
23-24 | Форма контроля: сочинение по портрету | 2 | Написание сочинения (1 ч.), анализ результатов, работа над ошибками (1ч.) | ||
25 | Практическое занятие «Выразительное исполнение публицистических произведений» | 1 | Определение основной мысли предложенного отрывка, формулирование сверхзадачи исполнения, выразительное исполнение его в двух разных манерах (например, с публицистическим пафосом и без него) | Подготовьте публицистическое выступление на любую волнующую вас тему (например, «Молодежная субкультура: за и против»). Аргументируйте свою позицию, четко сформулируйте сверхзадачу: чего вы хотите добиться от слушателей своим исполнением | |
26 | Эссе | 1 | 1. Конспектирование лекции учителя. 2. Устное рассказывание. 3. Рассмотрение тем сочинений. | 1. Жанровый анализ текста. Найти и отметить языковые средства, характерные для жанра эссе. 2. Подробный пересказ текста эссе. 3. Подготовка к сочинению | |
27-28 | Контрольная работа по теме: «Исполнительский анализ художественного произведения» | 2 | Письменное выполнение заданий, например: 1) озаглавьте произведение; 2) проведите исполнительский анализ: определите жанр; тематику; охарактеризуйте образы персонажей, их речь; сделайте композиционный анализ (разбейте текст на куски и пункты, куски озаглавьте, сформулируйте частные исполнительские задачи); сформулируйте сверхзадачу ко всему тексту и др. (1ч.) Коррекция знаний и умений учащихся, анализ допущенных ошибок (1ч.) | ||
29-30 | Рецензия | 2 | 1. Лекция. 2. Оценивание и редактирование в группах. 3. Определение объёма работы для выполнения в указанные сроки | 1. Прочитать рецензию, составить план, выделив основные композиционные части и микротемы. 2. Написать рецензию (первый вариант) и отредактировать | |
31-32 | Форма контроля: сочинение на литературное произведение | 2 | Написание сочинения (1 ч.), анализ результатов, работа над ошибками (1ч.) | ||
33-34 | Итоговое занятие. Конкурс выразительного чтения | 2 | Заранее собираются заявки на участие в конкурсе, который состоит из трех частей: «Поэтический» конкурс; «Прозаический» конкурс; «Драматургический» конкурс. Учащиеся могут исполнить любое художественное произведение (или отрывок), которое самостоятельно ими проанализировано и подготовлено к выразительному чтению. Тексты, использованные в качестве учебного материала на практических занятиях, в программу конкурса не включаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Культура речи", 7 класс
Здесь представлены материалы календарно - тематического планирования курса "Культура речи", 7 класс (34 часа в неделю)...
Программа элективного курса "Культура речи как составляющее коммуникативной деятельности учащихся"
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса.Количество часов: 17...
Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс
Программа предусматривает углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...
Элективный курс "Культура речи"
Программа элективного курса для 8-9 классов...
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...
Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...